автор: Макашова Инна Михайловна

учитель географии, заместитель директора по УВР МБОУ “Гимназия №73”, город Новокузнецк

Урок по теме “Антарктида – материк вечного льда”, география 7 класс

“Антарктида: материк вечного льда”

Цели:

Обучающая: Познакомить с историей открытия южного полюса и освоения материка, с особенностями географического положения, особенностями компонентов природы Антарктиды.

Развивающая: Развивать умения работать с географическими картами, самостоятельного добывания знаний.

Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма, ответственности за происходящее в мире.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация в формате Power Point, дополнительный информационный материал для учащихся.

 

Задание на дом: §48, заполнить к/к (слайд 2)

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

– Мы начинаем изучение  нового материка – Антарктиды, о котором Ричард Берд сказал: “На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов” (слайд 1). (Записывание домашнего задания и темы урока в тетрадях).

(слайд 2) Антарктида далеко,

         Добираться нелегко.

         Мы к таинственной земле

         Поплывём на корабле!

– Также мне хочется привести цитату из одной старой песни:

    Хочу сказать тебе, мой друг,

    Ты только не таи обиду.

    Хороших много мест вокруг,

    Зачем ты едешь в Антарктиду?

– На протяжении двух уроков мы с вами ответим на вопрос из песни: “Зачем люди едут в Антарктиду?”. А, чтобы попасть на данный материк нам нужно взять с собой вещи первой  необходимости.

На столе учителя лежат: тёплая одежда, очки, верёвка, компас, вертолет, зонтик, резиновые сапоги, машина.  Учащимся нужно выбрать предметы, которые необходимо взять с собой при поездке в Антарктиду, при этом ученик объясняет свой выбор.

(слайд 3). Таким образом:

  1. Антарктида – самый холодный материк, там зарегистрированы самые низкие средние годовые температуры (теплая одежда).
  2. В Антарктиде господствуют самые сильные ветра (верёвка).
  3. Это самый снежный материк, и чтобы не потеряться в пургу  (компас)
  4. В Антарктиде самое высокое альбедо, отражение солнечных лучей снегом (очки).

 

– О чём же мы будем говорить, изучая новый материк?

открывается постепенно на 4 слайде План урока:

1) История открытия материка и  южного полюса.

2) ГП Антарктиды.

3) Ледовый покров.

4) Подлёдный рельеф.

5) Современные исследования Антарктиды

6) Подведение итогов.

 

  1. Изучение нового материала.

 

(слайд 5) 1) История открытия материка и  южного полюса.

– Прежде чем мы познакомимся с открытием южного полюса, давайте вспомним, кем и когда  была открыта Антарктида

Учащиеся  вспоминают, что они знают об экспедиции Джеймса Кука (слайд 6) и  о российской экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева (слайд 7-8).

– Много людей стремилось покорить Южный полюс. Мы с вами попытаемся разобраться с этим историческим моментом. (Разыгрывается мини – сценка. Представление участников, слайд 9).

Выходят два ученика, между которыми происходит диалог от имени Р. Амундсена и Р. Скотта.

 

Амундсен Руаль – норвежец (14 декабря 1911 г.)

 

– Здравствуй Роберт.

 

– Да, есть такая мысль в моей голове.

 

– Я на южный! А ты?

 

– Да что тут спорить. Я конечно. Я уже закупил собачьи упряжки, нашёл лучших хасок, закупаю провизию и одежду. Нашёл себе компаньонов.

 

– Ну что ты у меня таких средств нет.

 

Скотт Роберт – англичанин (18 января 1912 г.)

– Здравствуй Руаль.

 

– Я слышал, ты собираешься покорять полюс.

 

– Я тоже собрался. А ты на какой?

 

– И я! Давай заключим пари кто быстрее!!!

 

– Твои слова мне кажутся смешными! Собаки и Антарктида! Вот я закупил пони и лошадей, моторные сани! Бери пример с меня!

 

– Свяжись со своим географическим обществом, они помогут. Наше Лондонское королевское общество проявило самый живой интерес к моему проекту и даже выделило деньги.

 

– Ребята, как вы думаете, кто из них первый добрался до ЮП? (ответы учащихся) (слайд 10)

 

(слайд 11) Группа Роберта Скотта погибла на обратном пути, не дойдя всего несколько километров (17 км) до базы, где были продукты и топливо. В ноябре 1912 г. Спасательный отряд нашёл палатку, а в ней замёршие тела.

– Что послужило роковой ошибкой? (снаряжение, средства передвижения)

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Памяти капитана Скотта» под кадры из видеофильма «Антарктида»

Квадратный айсберг. Чёрная вода.

И в чёрных фраках белые пингвины.

Угрюмый бастион сверкающего льда.

И к смерти уводящие равнины.

И чудятся мне мачты кораблей,

Охваченных предерзостной надеждой –

Пробиться сквозь тиски сверкающих полей

К земле, сокрытой панцирной одеждой,

Мерещится костлявая рука,

Застывшая над стойким и суровым,

Последним, ею не рождённым словом

Последней записи скупого дневника.

Земля и люди, 1962 г.

2) Географическое положение Антарктиды (слайд 12)

– Теперь, когда мы познакомились с историей открытия Антарктиды и ЮП, обратимся к ГП материка. Используя план на странице 311, опишите ГП Антарктиды.

Учащиеся отвечают на вопросы, а учитель затем подводит итог (открывается слайд 13):

  1. Материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга, вокруг Южного полюса. Находится в западном, восточном и южном полушариях.
  2.  Крайние точки:

Северная – Антарктический полуостров -630 ю.ш. 580 з.д.

Южный полюс – 900 ю.ш.

Южный магнитный полюс – 650 ю.ш. 1390 в.д.

  1. Находится в антарктическом климатическом поясе.
  2. Омывается водами 3 океанов: Атлантического, Индийского и Тихого – вместе образуют Южный океан.

Морями: Уэдделла, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена, Дейвиса, Лазарева.

  1. От других материков Антарктида отделена огромными океаническими пространствами, но ближе всего расположена Южная Америка, отделённая от Антарктиды самым широким проливом мира – проливом Дрейка.

 

Разминка.

– Встаньте у парты. Представьте, что вы являетесь покорителями ЮП. Повернитесь вокруг себя.

– Что вы сейчас совершили? (путешествие вокруг света)

 

(слайд 14) 6. Площадь материка -14 млн км2 (почти вдвое больше Австралии и примерно равна Южной Америке) – 5 место среди материков.

  1. Население – 0.
  2. Длина береговой линии -30 тыс.км, берега континента являются недоступными и непостоянными, так как имеют крутые склоны и постоянно находятся в движении.

 

3) Ледовый покров (слайд 15)

Сколько льда в Антарктиде? Что находится под мощным ледниковым покровом?

сообщение учащегося (слайд 16). Еще 40 — 45 лет назад на эти вопросы нельзя было уверенно ответить. Теперь ученые установили, что в основе большей части материка — в ее восточной половине — лежит Антарктическая платформа. Почти весь материк покрыт ледниковым щитом, средняя толщина которого около 2000 м, а в восточной части максимальная толщина достигает 4500 м. Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров, составляет 2040 м. Это почти в три раза выше средней высоты других материков. В ледяном покрове Антарктиды содержится около 80% всех пресных вод Земли и 90% объема всех природных льдов планеты.

 

По подсчетам ученых полное таяние Антарктического ледникового покрова привело бы к повышению уровня океана на 60—65 метров!

Под воздействием своей силы тяжести антарктический лед растекается из нескольких центров к периферии покрова. В разных частях это движение идет с разной скоростью. В центре Антарктиды, как и в Гренландии, лед движется медленно, у ледникового края его скорость возрастает до многих десятков и сотен метров в год. И здесь быстрее всего движутся ледяные потоки, разгружающиеся в открытый океан. Их скорости нередко достигают километра в год, а ледник Пайн-Айленд “делает” несколько километров в год. Такие вот ледяные потоки, достигающие океан образуют айсберги. (слайд 17).

4) Подледный рельеф (слайд 18)

Антарктида, как и другие южные материки, была частью Гондваны. Современные методы исследования позволили получить четкое представление о подледном рельефе материка.

Восточная Антарктида сложена древней платформой, а ее окраинная Западная часть лежит в пределах кайнозойской складчатости. Около 1/3 его поверхности лежит ниже уровня океана.

В то же время под ледниковым панцирем обнаружены горные цепи и массивы. В западном полушарии, в Тихоокеанском секторе материка, в период альпийской складчатости образовались горные системы — продолжение Анд Южной Америки — Антарктические Анды. Здесь расположена высшая точка — массив Винсон (5140 м). Глубочайшая впадина — 2555 м. На островах в море Росса есть действующий вулканЭребус — свидетель активных горообразовательных процессов в этом районе.

В Восточной Антарктиде под сплошным покровом льда ровные участки поверхности чередуются с горными массивами высотой 3000—4000 м. Они сложены древнейшими отложениями, похожими на породы других материков, входивших в состав древнего материка.

(слайд 19). Геологи установили, что недра Антарктиды содержат            значительное количество полезных ископаемых — железные руды, каменный уголь, найдены следы руд меди, никеля, свинца, цинка, молибдена, встречены горный хрусталь, слюда, графит.

 

4) Современные исследования Антарктиды

(использование раздаточного материала)

(слайд 20).  Начало современному исследованию «шестого континента» было положено в 1957—1958 гг. в связи с проведением Международного Геофизического Года (МГГ), когда 12 государств мира, но учёных было из 60 государств (будущие участники Договора об Антарктике) решили совместно изучать материк и обмениваться научными открытиями. Здесь же в 1959 году был принят «Договор об Антарктиде», который регулирует правовой режим материка (дети читают по цепочки).

 

Так, в статье 1 Договора зафиксировано обязательство использовать Антарктику исключительно в мирных целях. Там запрещено строительство военных баз, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия.

Статья V, включенная по инициативе Советского Союза, запрещает проведение в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а также захоронение там радиоактивных отходов.

– Почему? (так как лёд течёт и все вещества попадут в океан).

Статья II провозглашает свободу научных исследований в Антарктике, что позволяет любой стране организовать здесь научные станции и вести наблюдения. Так, например, советские научные станции располагаются в секторе от 70 до 105° в.д. Для решения различных вопросов страны — участницы Договора собираются на Консультативные совещания.

Статья VII – проведение инспекции по жизнедеятельности станций.

Вывод: Антарктида используется только в мирных целях.

 

Большой вклад в изучение Антарктиды внесли советские экспедиции (слайд 21)

– Первую советскую антарктическую экспедицию (САЭ) возглавил Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов, и 13 февраля 1956 г. вступила в строй первая советская научная станция Мирный, расположенная точно на Южном полярном круге. Сейчас это один из наиболее крупных антарктических поселков, а начинался он с деревянных щитовых домов. Всего в Мирном было построено 18 зданий. Жилые дома образовали улицу, которую мы назвали улицей Ленина.

2 апреля из Мирного в глубь ледяного континента вышел первый санно-тракторный поезд. Спустя почти месяц, пройдя всего 375 км, была основана первая внутриконтинентальная станция Пионерская на высоте 2200 м над уровнем моря.

Главной базой российских антарктических экспедиций является станция Молодежная (основана в 1962 г.). Здесь находится аэрометеорологический центр Антарктиды. Это один из наиболее крупных научных городков, в котором насчитывается несколько десятков домов, мощная  дизельная электростанция, а на ЭВМ в специальном вычислительном центре обрабатываются данные научных наблюдений, поступающие на Молодежную со всех российских антарктических станций. Именно на Молодежной с учетом опыта Мирного стали строить первые дома на сваях.                                               

Наиболее крупным зарубежным поселком является американская станция Мак-Мердо.

(слайд 22) Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность. Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооружённых судов южнее 60-го градуса широты запрещены.

(слайд 23) По мнению членов организации ГРИНПИС
материк должен оставаться международным заповедником. В настоящее время туризм создает чувствительную нагрузку на природу Антарктиды, а то и наносит ей прямой ущерб.

 

  1. Итог урока.

Экспедиция в Антарктиду – это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма, отдачи всех сил, способностей, знаний и даже собственной жизни. Материк был открыт последним, интенсивное исследование проводилось главным образом во второй половине XX в. Берег Антарктиды люди увидели впервые 28 января 1820 г. С той поры прошло 189 лет. Однако за эти годы Антарктида не стала ближе или приветливее. И сегодня плавания в ее прибрежных водах сопряжено с большими трудностями и риском, а выполнение исследовательских работ требует от персонала научных станций огромного напряжения физического и духовных сил

 

  1. Закрепление знаний.

(Слайды 24 -26)

  1. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Чем понравился урок?

Что было не интересно?

 

  1. Оценивание учащихся (слайд 25)

 

Скотт Роберт – англичанин

– Здравствуй Руаль.

 

– Я слышал, ты собираешься покорять полюс.

 

– Я тоже собрался. А ты на какой?

 

– И я! Давай заключим пари кто быстрее!!!

 

– Твои слова мне кажутся смешными! Собаки и Антарктида! Вот я закупил пони и лошадей, моторные сани! Бери пример с меня!

 

– Свяжись со своим географическим обществом, они помогут. Наше Лондонское королевское общество проявило самый живой интерес к моему проекту и даже выделило деньги.

 

Амундсен Руаль – норвежец

 

– Здравствуй Роберт.

 

– Да, есть такая мысль в моей голове.

 

– Я, на южный! А ты?

 

– Да что тут спорить. Я конечно. Я уже закупил собачьи упряжки, нашёл лучших хасок, закупаю провизию и одежду. Нашёл себе компаньонов.

 

– Ну что ты у меня таких средств нет.

 

Еще 40 — 45 лет назад на эти вопросы нельзя было уверенно ответить. Теперь ученые установили, что в основе большей части материка — в ее восточной половине — лежит Антарктическая платформа. Почти весь материк покрыт ледниковым щитом, средняя толщина которого около 2000 м, а в восточной части максимальная толщина достигает 4500 м. Средняя высота материка, учитывая ледниковый покров, составляет 2040 м. Это почти в три раза выше средней высоты других материков. В ледяном покрове Антарктиды содержится около 80% всех пресных вод Земли и 90% объема всех природных льдов планеты.

По подсчетам ученых полное таяние Антарктического ледникового покрова привело бы к повышению уровня океана на 60—65 метров!

 

Под воздействием своей силы тяжести антарктический лед растекается из нескольких центров к периферии покрова. В разных частях это движение идет с разной скоростью. В центре Антарктиды, как и в Гренландии, лед движется медленно, у ледникового края его скорость возрастает до многих десятков и сотен метров в год. И здесь быстрее всего движутся ледяные потоки, разгружающиеся в открытый океан. Их скорости нередко достигают километра в год, а ледник Пайн-Айленд “делает” несколько километров в год. Такие вот ледяные потоки, достигающие океан образуют айсберги.

 

в статье 1 Договора зафиксировано обязательство использовать Антарктику исключительно в мирных целях. Там запрещено строительство военных баз, проведение военных маневров, испытаний любых видов оружия.

 

Статья 2 провозглашает свободу научных исследований в Антарктике, что позволяет любой стране организовать здесь научные станции и вести наблюдения. Для решения различных вопросов страны — участницы Договора собираются на Консультативные совещания.

 

Статья 5, включенная по инициативе Советского Союза, запрещает проведение в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а также захоронение там радиоактивных отходов.

 

Статья 7 – проведение инспекции по жизнедеятельности станций.

Самоанализ урока

 

Тема: «Антарктида  – материк вечного льда»

 

Замысел урока: Обзорное знакомство с ГП, историей исследования материка и открытием южного полюса, знакомство с некоторыми компонентами природы.

 

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала:
  • История открытия и исследования
  • Знакомство с географическим положением материка
  • Особенности ледового покрова и подлёдного рельефа
  • Современные исследования материка
  1.  Закрепление материала по ходу урока: заполнение контурных карт, в конце урока работа со слайдами презентации.
  2.  Подведение итогов урока, рефлексия, выставление отметок учащимся.

Данный урок является первым в изучении темы «Антарктида» раздела курса «Материки и океаны».

Урок тесно связан с предыдущими, так как учащиеся делают описание географического положения, истории исследования материка по ранее изученному типовому плану. Учащиеся выполняли самостоятельную работу с контурными картами  по нанесению географических объектов вдоль береговой линии материка.

 

Особенностью урока явилось то, что  весь урок построен на компьютерной презентации, выполненной в программе Power Point,  а также  на уроке были использованы элементы ролевой игры, были заслушаны сообщения учащихся, закрепление материала было проведено  при помощи слайдов презентации с эффектами анимации.

 

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы с контурными картами.

 

Форма урока: урок-путешествие с элементами ролевой игры.

 

Цели:  

  1. Образовательные: Познакомить с историей открытия южного полюса и освоения материка, с особенностями географического положения, особенностями компонентов природы Антарктиды.
  2. Развивающие:  развитие речи, логики мышления, памяти, сенсорной сферы в виде глазомерного ориентирования. Продолжить формирования умений работать с картами атласа, контурными картами и нанесением на них географических объектов. Продолжить развитие познавательного интереса учащихся к урокам географии.
  3. Воспитательные: расширение кругозора учащихся за счет знакомства с материка и историей его открытия и исследования. Знакомство с интересными и занимательными фактами из жизни великих  путешественников. Воспитание трудолюбия и чувства гордости и патриотизма за свою Родину. Привитие любви и бережного отношения к природе и учебным предметам. Формирование научного мировоззрения.

 

Для проведения урока данного типа бала выбрана следующая структура:

 

  1. Организационный момент (1 минута).
  2. Изучение нового материала (35 минут).
  3. Закрепление (5 минут).
  4. Рефлексия (2 минута).
  5. Подведение итогов урока, выставление отметок учащимся (2 минуты).

 

В ходе урока удачно сочетались методы рассказа с элементами беседы, ролевой игры, сообщений,  демонстрация презентации, насыщенной большим количеством фотографий природы, путешественников, карт и т.д., а также практическая работа с контурными картами. Дифференцированный подход к учащимся планировался заранее (учителя раздали некоторым учащимся сообщения, предполагающие самостоятельную подготовку дома и выступление на уроке). Также  продумывалась и учебная работа с контурными картами, картами атласа и рабочими тетрадями.

 

Я считаю, что структура и форма проведения урока были выбраны верно, так как дети хорошо усвоили и закрепили типовой план описания географического положения материка; узнали много дополнительного и интересного теоретического материала, связанного с историей открытия материка и южного полюса, об особенностях ледового щита, его мощности, образовании айсбергов. Ребята поняли, почему подо льдом  находится суша с рельефом, узнали о том, что материк никому не принадлежит, не имеет постоянного населения и на нём можно проводить только научные исследования.

Обратная связь на уроке была выражена активной работой учащихся, выполнением действий, способствующих развитию сенсорной сферы в области глазомерного ориентирования.

Коррекция знаний осуществлялась по ходу изложения материала. Успешно подведены итоги урока. Дети получили отметки за работу на уроке.

 

Урок по теме “Антарктида – материк вечного льда”, география 7 класс