автор: Макашова Инна Михайловна

учитель географии, заместитель директора по УВР МБОУ “Гимназия №73”, г. Новокузнецк, Кемеровская область

Программа профильного курса учебного предмета география для 10-11 классов в соответствии ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 73»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Гимназия № 73»

___________________Т.Б.Одинец

Рекомендовано

педагогическим советом

Протокол № ____

от «___»______2018г.

Обсуждено и рассмотрено на

методическом объединении

учителей географии, биологии, химии, физической культуры, ОБЖ, ИЗО

Протокол № ____

от «___»______2018г.

Рабочая  программа учебного предмета

«География» для 10-11 классов

углубленный уровень

 

Составитель:

учитель географии

Макашова Инна Михайловна

 

Новокузнецк, 2018

 


Пояснительная записка

 

Рабочая программа по географии подготовлена в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (ФГОС С (П)ОО).

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта среднего (полного) общего образования по географии (углубленный уровень);
  • примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (углубленный уровень);
  • Программы курса «География» 10—11классы. Углублённый уровень/авт.-сост.Е.М.Домогацких., 2016 г.
  • География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира:  учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень/ Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., 2016 г.
  • География: экономическая и социальная география мира. Региональная  характеристика мира: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень/ Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., 2016 г.
  • Методические рекомендации к учебникам Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 10–11 классов общеобразовательных организаций. Углублённый уровень., 2016 г.
  • Рабочая программа к учебникам Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для10–11классов общеобразовательных организаций. Углублённый уровень.
  • Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочие тетради по географии  к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 10—11 классов общеобразовательных организаций. Углублённый уровень.

Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с основной образовательной программой  для углубленного изучения и рассчитана на 3 часа в неделю в 10 классе и 3 часа в неделю в 11 классе (204 часа).

Структура рабочей программы  полностью отражает основные идеи и предметные темы Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС С(П)ОО) и представляет его развёрнутый вариант с раскрытием предметных разделов и тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Нормативная функция рабочей программы определяет обязательность реализации содержания курса в полном объёме.

Информационно-методическая функция рабочей программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция рабочей программы предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик н акаждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Цели и задачи курса:

  • сформировать у обучающихся целостное научное представление о состоянии современного мира: о сложности взаимосвязей природных, социально-экономических и экологических составляющих географической оболочки, обособенностях хозяйствующего на Земле человечества;
  • интегрировать знания обучающихся по дисциплинам физической и социально-экономической географии, особенно в области региональной географии и страноведения;
  • развить пространственно-географическоемышление;
  • воспитать уважение к культурам других народов и стран;
  • сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства раз- ных территорий;
  • овладеть знаниями и навыками, необходимыми для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
  • воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде;
  • осознать свою роль в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой, обществом;
  • воспитать  гражданскую  ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • развить способности осуществлять выбор, быть ответственным за результат своих действий;
  • развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
  • усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в коллективе по предотвращению конфликтных ситуаций;
  • сформировать активную жизненную позицию и усилить мотивацию осознанного выбора молодёжью будущих профессий, связанных с изучением и применением наукоёмких технологий на примере решения проблем оценки, динамики и изменений состояния окружающей природной среды, особенностей взаимосвязей всех составляющих географической оболочки;
  • утвердить эмоционально—ценностное отношение обучающихся к мировой природе и культуре для последующего профессиональногоизучения, научного обоснования путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создания основ стратегий экологически безопасного развития общества и передачи знаний и умений следующим поколениям, будучи специалистами-географами.

 

Место учебного предмета  в учебном плане. Общая характеристика учебного курса

Курс «География» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихс япредставление и понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства вмире.

Программа курса позволяет обучающимся овладеть законами и закономерностями размещения, взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях, развивает пространственно-географическое мышление и географическую культуру. С позиции современной географии географическая культура включает такие компоненты, как географическая картина мира, географическое мышление, методы и язык географии. Обучающийся по курсу «География» науглублённом уровне овладевает знаниями не только описательной географией, но и представлениями о языке и методах современной географической науки.

Программа данного курса соответствует ФГОС С(П)ОО. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются по выбору на базовом или углублённом уровне. На углублённом уровне на изучение предмета отводится 102 часа учебного времени в 10 классе и 102 —в 11 классе.

Освоение содержания курса позволит обучающимся принять общекультурные ценности, овладеть знаниями и развить умения, которые позволят школьникам выбирать как индивидуальные, так и коллективные решения для улучшения качества жизни в рамках комплекса глобальных проблем человечества. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для географии на углублённом уровне ориентированы преимущественно на подготовку школьников к последующему профессиональному образованию, развитию индивидуальных способностей обучающихся путём более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ науки, систематических знаний и способов действий.

Данный курс является новой, углублённой версией курса школьной географии на старшей ступени обучения. При своей традиционности он имеет несколько особенностей. Во-первых, учитывает все указания,  прописанные в ФГОС С(П)ОО, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Крометого, учебник, написанный на основании программы курса, опирается на современные статистические данные и достижения в области научного изучения проблем экономической и социальной географии мира. Во-вторых, в связи с тем, что материал курса делится на две части: «Общая характеристика мира» и «Региональнаях арактеристика мира», изменено распределение тематического материала. Тема «Политическая карта мира» перенесена в региональную часть курса и изучается в середине учебного года. Это перемещение позволяет разделить курс на две равноценные и вполне самостоятельные части, чтоделает возможным модульное, вариативное изучение содержания.

Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идёт о типологии стран современного мира, в середину курса привёл к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале общей части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно.

Тема «Страны современного мира» даёт представление об их государственном устройстве и различиях по уровню социально-экономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами, как история, обществознание, экономика.

Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются  вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этнорелигиозных проблем. В теме делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного общества. В этой теме реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием.

Ресурсообеспеченность мира рассматривается в теме «Мировые природные ресурсы». Особенность темы — изучение рекреационных ресурсов мира, которые являются как природными, так могут носить и антропогенный характер.

Тема «Природа и человек» вомногом посвящена экологическим проблемам, являющимся следствием современного хозяйствования. Однако основная мысль темы такова: эти проблемы не являются  неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией.

Далее дан общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем в вид огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция обусловлена рядом причин:

  • статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;
  • такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географическогообразования и предложен в ФГОС С (П)ОО, кроме того, именно в таком ключе даны задания ГИА.

В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами, как история, обществознание, экономика.

Завершает общую часть курса тема, посвящённая глобальным проблемам человечества. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробног оворилось в соответствующих темах, в этих параграфах показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются возможности человечества в их решении. Эта тема позволяет определить у обучающихся сформировавшееся географическое мышление и комплексное восприятие мира, наличие познавательного интереса к изучению географии и учению в целом.

Региональная часть курса открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей с дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международными организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира даётся не только в географическом, но и в историческом аспекте: обучающимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе своего развития.

Далее следует обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов Европы, Азии, Англо-Америки, ЛатинскойАмерики, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географического положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики при изучении географии на углублённом уровне в каждом регионе выбраны страны, которые являются типичными для него и страны, выделяющейся своим положением в регионе.

Завершается курс изучением вопросов об особенностях, динамике, прогнозах взаимоотношений России со странами и регионами и месте страны в современном мире.

Все темы региональной части курса реализуют страноведческое и культуроведческое направления. Изучение современного информационно насыщенного материала невозможно без опоры на межпредметные связи с такими предметами, как история, обществознание, экономика, экология.

Курс «География» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление и понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земногошара.

 

Раздел 1. Результаты освоения основной образовательной программы по географии  10—11 класс «Углубленный уровень»

Предметные

Осознание роли географии в познании окружающего мира:

определять состав современного комплекса географических наук, его специфику и место в системе научных дисциплин, роль в решении современных научных и практическихзадач;

объяснять  роль различных источников географической информации, уметь  работать  с общими   и специальными географическими картами, статистическимиданными;

понимать значение знаний о географических явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, для адаптации к окружающей социоприродной среде, оценки экологическойситуации.

Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

демонстрировать сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальныхсистем;

объяснять и оценивать изменения географического положения стран мира, обусловленныеразвити- ем мировых геополитических, геодемографических и геоэкономическихпроцессов;

демонстрировать  сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях    проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий;

характеризовать важнейшие региональные организации мира, учитывая развитие глобальной коммуникационной системы;

обосновывать гипотезы о развитии человеческого капитала и оценивать ситуацию на рынке труда  и еёдинамику.

Использование географических умений:

находить в различных источниках и анализировать географическуюинформацию;

выявлять противоречивую информацию в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации;

составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географическойинформации;

выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологическихпроцессов;

проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений ипроцессов;

демонстрировать навыки картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различныхтерриторий;

владеть первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологическихпроцессов;

представлять географическую информацию и оценивать характер взаимосвязи деятельностичело- века и компонентов природы в условиях устойчивогоразвития.

Использование карт как моделей:

определять на карте положение в пространстве географическихобъектов;

извлекать информацию для моделирования географических объектов, прогноза трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию на основе геоинформационных систем.

Личностные

Понимание смысла собственной деятельности:

формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

демонстрировать общую культуру через систему взглядов, принципов, правил исследование нормам природоохранительного поведения в повседневной деятельности в условиях устойчивого развития;

приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей социоприроднойсреды.

Метапредметные Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполненияпроекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

оценивать описывать) достигнутые результаты, соотносить сделанные ранее обобщения с многообразием конкретной действительности;

понимать значимость и роль географических знаний для развития мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,  а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

демонстрировать общую культуру через систему взглядов, принципов, правил и соблюдениенорм

поведения в повседневной деятельности, сформированность опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, деятельности и её объектам;

использовать географические знания в деле проявления гражданской позиции как активного и от- ветственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократичес- кие ценности: патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,гимн).

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты иявления;

выявлять причины и следствия простыхявлений;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логическихопераций;

строить классификацию на основе дихотомического деления (на основеотрицания);

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственныхсвязей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст ипр.);

выделять все уровни текстовойинформации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еёдостоверность;

применять опыт эколого-направленной деятельности, осуществлять меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

приводить примеры влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей социоприроднойсреды.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общиецели, распределять роли, договариваться друг с другом ит.д.);

владеть  языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

демонстрировать готовность и способность вести диалог с другими людьми,  достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, проявлять толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.

 

Раздел 2. Содержание учебного предмета

 

10 класс. Общая характеристика мира.

Тема 1. Страны современного мира (6часов)

Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке.

Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориальногоустройства. Уровеньсоциально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны. Итоговая контрольная работа по теме 1.

    Входная  контрольная работа (1 час)

 

Тема 2. География населения мира (16 часов)

Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения. Теория демографического перехода.

Половозрастной состав. Трудовые ресурсы.

Расовый и этнический состав. Классификация языков. Страны однонациональные и многонациональные.

Религия в жизни людей. Мировые и национальные религии. Этнорелигиозные конфликты.

Размещение населения. Миграции населения.

Формы расселения. Сельское и городское население. Урбанизация. Итоговая контрольная работа по теме 2

Практическая работа

  1. Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости, смертности.  
  2. Определение на основании  демографических параметров типа страны.
  3. Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран.

 

Тема 3. Мировые природные ресурсы (19 часов)

Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира. Исчерпаемые невозобновимые  ресурсы.

Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Проблема исчерпания минеральных ресурсов. Исчерпаемые возобновимые ресурсы.

Земельныересурсы.

Лесныересурсы.

Водные ресурсы. Проблема опустынивания. Проблема нехватки воды и её загрязнения.

Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии.

Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.

Рекреационные ресурсы. Всемирное наследие.

Практическая работа

  1. Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов.

Контрольный тест за 1 полугодие

 

Тема 4. Природа и человек (5 часов)

Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство.

Ноосфера. Географическая оболочка и окружающая среда. Природопользование.

Экология и экологические проблемы. Загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, ги росферы и атмосферы. Проблема истощения природных ресурсов. Пути решения экологических  проблем.

 

Тема 5. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (7 часов)

Разделение труда.  Виды разделения труда. Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Виды стран по их роли в мировом хозяйстве. Экономическая интеграция, глобализация. Научно-техническая революция. Характерные черты современной НТР. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства. Итоговая контрольная работа по теме 5.

 

Тема 6. Отрасли мирового хозяйства (34 часа)

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика. География мировой энергетики.

Чёрная и цветная металлургия: география и основные тенденции развития.

Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения.

Химическая промышленность. Центры химической промышленности.

Лесная промышленность. Современные тенденции в развитии отраслей мировой промышленности.

Сельскоехозяйство. Земледелие  (растениеводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство, «зелёная революция».

Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе, транспорт развитых и развивающихся стран.

Международные экономические отношения. Мировая торговля и открытая экономика. Мировая торговля. Товарная структура мировой торговли. Географическое распределение мировой торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.

Итоговая контрольная работа по теме 6.

Практические работы

  1. Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов.
  2.  Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.
  3. Определение основных направлений международной торговли.

 

Тема 7. Глобальные проблемы человечества (5 часов)

Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества.

Стратегия устойчивого развития. Принципы стратегии устойчивого развития.

 

Потворение и обобщение материала курса (6 часов)

Повторение и обобщение знаний по теме «Страны современного мира»

Повторение и обобщение знаний по теме «География населения мира»

Повторение и обобщение знаний по теме «Мировые природные ресурсы. Природа и человек»

Повторение и обобщение знаний по теме «Мировое хозяйство и НТР»

Повторение и обобщение знаний по теме «Отрасли мирового хозяйства. Промышленность» Повторение и обобщение знаний по теме «Отрасли мирового хозяйства. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировые экономические отношения»

Итоговая контрольная работа за курс «География 10 класс» (1 час)

 

11 класс  – РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА

Тема 8. Политическая карта мира (6 часов)

Политическая карта мира. Территория и границы страны. Столица страны. Экономико-географическое положение страны.

Формирование политической карты мира. Качественные и количественные изменения на карте. Понятие о регионе. Историко-географические регионы мира и международные организации.

Практическая работа.

  1. Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира».

Входная  контрольная работа (1ч)

 

Тема 9. Зарубежная Европа (20 час)

Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Политико-географическое (геополитическое) положение. Природные ресурсы Зарубежной Европы. Демографическая ситуация в Зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий. Крупнейшие районы ицентры добывающих и обрабатывающих отраслей. Субрегионы Зарубежной Европы: Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа — их природная, культурная и хозяйственная специфика. Федеративная Республика Германия. Германия — одна из наиболее экономически развитых стран мира. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Королевство Испания. Испания — страна Южной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Испании в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль рекреационных ресурсов. Финляндия (Финляндская Республика). Финляндия — страна Северной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Финляндии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Республика Польша. Польша — страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственныйстрой. Природныеусловия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Польши в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельскогохозяйства. Итоговая работа по теме  по теме «Зарубежная Европа»

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.
  2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.

 

Тема 10. Зарубежная Азия (21 час)

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Азия — родина трёх мировых религий. Размещение населения и процессы урбанизации. Общая характеристика отраслей промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран.

Субрегионы Зарубежной Азии: Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия. Природная, культурная и хозяйственная специфика субрегионов. Китайская Народная Республика.  Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Япония — страна «Большой семёр- ки».  Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Индия — один из лидеров среди развивающихся стран. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства.

Практические работы

  1. Обозначение на контурной карте границ субрегионов ЗарубежнойАзии.
  2. Разработка маршрута туристической поездки по странам ЗарубежнойАзии.
  3. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии.

Контрольный тест за 1 полугодие

 

Тема 11. Австралия и Океания (9 часов)

Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития. Республика Вануату. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Итоговая работа по теме  по теме 14.

Практическая работа

  1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

 

Тема 12. Англо-Америка (11 часов)

Канада. Краткая историческая справка. Основные черты её экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США. Соединённые Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США. Главные города. Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные  отрасли промышленности и их география. Итоговая работа по теме по теме 11.

 

Тема 13. Латинская Америка (15 часов)

Состав и географическое положение Латинской Америки. Политико-географическое (геополитическое) положение Латинской Америки. Природные ресурсы Латинской Америки. Население и хозяйство Латинской Америки. Субрегионы Латинской Америки. Андские страны. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности. Центральная Америка и Вест-Индия. Мексика. Федеративная Республика Бразилия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Бразилия — латиноамериканский промышленный гигант. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Объекты Всемирного наследия на территории Бразилии. Мексиканские Соединённые Штаты. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфик анаселения. Особенности расселения,  крупнейшиегорода. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Объекты Всемирного наследия на территории Мексики. Республика Коста-Рика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Выдающееся значение природныхусловий. Итоговая работа по теме по теме 12.

Практическая работа

  1. Составление картосхемы  «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».

 

Тема 14. Африка (11 часов)

Состав и географическое положение Африки. Политико-географическое (геополитическое) положение Африки. Природные ресурсы Африки. Население и хозяйство Африки. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка. Южно-Африканская Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшие города. ЮАР — экономический лидер Африки. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Республика Кения. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика населения. Особенности расселения, крупнейшиегорода. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей хозяйства. Итоговая работа по теме  по теме 13.

Практические работы

  1. Оценка по картам школьного атласа ресурсного потенциала одной из африканских стран.
  2. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.

 

Заключение (4 часа)

Россия и современный мир.

Экономико-географическая история России.  

Краткая характеристика современного хозяйства.

Практическая работа

  1. Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующихместоРоссии в современном мире.

Потворение и обобщение материала курса (3 часа)

Повторение материала тем  Политическая карта мира», «Зарубежная Европа».

Повторение материала тем «Зарубежная Азия», «Австралия и Океания».

Повторение материала тем «Англо-Америка», «Латинская Америка», «Африка»

 

Итоговая контрольная работа за курс «География 11 класс» (1 час)

 

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Моря: Чёрное, Каспийское, Аральское, Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Аравийское, Красное, Средиземное, Северное, Норвежское, Карибское, Саргассово.

Глубоководные желоба: Марианский, Филиппинский, Перуанский, Чилийский, Курило-Камчатский.

Подводные хребты: Северо-Атлантический, Южно-Атлантический, Восточно-Тихоокеанское подня- тие, Южно-Тихоокеанское поднятие, Ломоносова, Менделеева, Гаккеля, Чукотское поднятие, Восточно- Индийский, Западно-Индийский, Аравийско-Индийский.

Проливы: Гибралтарский, Ла-Манш, Па-де-Кале, Карские Ворота, Керчинский, Берингов, Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Мозамбикский, Дрейка, Бассов, Босфор, Дарданеллы, Каттегат, Скагеррак, Девисов.

Заливы: Бискайский, Финский, Ботнический,  Персидский, Бенгальский, Мексиканский,  Гвинейский, Большой Австралийский, Карпентария, Гудзонов, Фанди, Кислая Губа, ПенжинскаяГуба.

Острова: Гренландия, Великобритания, Ирландия, Исландия, Мадагаскар, Шри-Ланка, Зондские, Калимантан (Борнео), Суматра, Сулавеси, Ява, Новая Гвинея, Тасмания, Филиппинские, Японские, Сахалин, Курильские, Командорские, Новая Зеландия, Антильские, Куба, Гаити, Баффинова Земля, Элсмир, Ньюфаундленд, Сицилия, Корсика, Сардиния, Новая Земля, Новосибирские, Шпицберген, Врангеля, Северная Земля, Кергелен, Петра I, острова Океании, Гавайские, Алеутские, Ратманова.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатский, Ямал, Индостан, Индокитай, Малакка, Корейский, Апеннинский, Пиренейский, Пелопоннес, Балканский, Крымский,МалаяАзия,Сомали,Лабрадор, Аляска, Калифорнийский, Юкатан, Флорида, Кейп-Йорк,  Антарктический.

Мысы: Челюскин, Флигели, Дежнёва, Рока, Пиай, Игольный, Доброй Надежды, Эль-Абьяд (Бен-Секка), Рас-Хафун, Альмади, Горн, Гальинас, Париньяс, Кабу-Бранку, Марьято, Барроу, ПринцаУэльского, Сент-Чарльз, Йорк, Стип-Пойнт, Байрон, Юго-Восточный, Лопатка.

Горы и нагорья: Гималаи (г. Джомолунгма), Анды (г. Аконкагуа, г. Анкоума), Кордильеры (г. Мак-Кинли — Денали), Аппалачи, Альпы (г. Монблан), Карпаты (г. Герлаховский Штит, г. Говерла), Пиренеи, Балканы, Скандинавские, Кавказ (Эльбрус, Казбек, Арарат), Копетдаг, Тянь-Шань (пик Победы), Тибет, Памир (пик Конгур), Гиндукуш, Большой Хинган, Крымские (г. Роман-Кош, г. Аю-Даг), Урал (г. Народ-  ная), Тиманский кряж, Хибины, Алтай (г. Белуха), Саяны (Западные и Восточные), горы Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, хребет Сунтар-Хаята, Колымское нагорье, Корякское нагорье, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь, нагорье Тибести, нагорье Ахаггар, Восточно-Африканское плоскогорье, Эфиопское (Абиссинское) нагорье, Большой Водораздельный хребет, Аппалачи.

Вулканы: Ключевская Сопка, Кроноцкая Сопка, Этна, Гекла, Везувий, Кракатау, Фудзияма, Попокате- петль, Орисаба, Котопахи, Камерун, Килиманджаро, Эребус.

Плоскогорья: Средне-Сибирское, Казахский мелкосопочник, Приленское плато, Анабарское плато, плато Путорана, плато Колорадо, Бразильское, Центральный массив (Франция), Декан.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Приднепровская, Подольская, Смоленско-Московская, Ергени, Общий Сырт, Северные Увалы, Сибирские Увалы.

Равнины и низменности: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Колымская, Приамурская, Туранская, Прикаспийская, Приднепровская, Причерноморская, Индо-Гангская, Великая Китайская, Месопотамская, Амазонская, Ла-Платская, Оринокская, Примексиканская,  Приатлантическая, Миссисипская, Центрально-Австралийская, Конго.

Пустыни: Сахара, Калахари, Намиб, Ливийская, Атакама, Наска, Каракумы, Кызылкум, Тар, Руб-эль-Хали, Такла-Макан, Гоби, Большой Бассейн, Невада, Большая песчаная, Большая пустыня Виктория.

Реки: Амазонка, Ориноко, Парана, Миссисипи, Миссури, Св. Лаврентия,  Колорадо, Маккензи, Юкон, Рио-Гранде, Енисей, Лена, Ангара, Колыма, Яна, Индигирка, Обь, Иртыш, Амударья, Сырдарья, Амур, Волга, Кама, Днепр, Дон, Северная Двина, Западная Двина, Нева, Буг, Эльба, Рейн, Висла, Дунай, Рона, Луара, Сена, Темза, По, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Брахмапутра, Янцзы, Хуанхэ, Меконг, Конго, Нил, Нигер, Замбези, Муррей, Дарлинг.

Водопады: Анхель, Игуасу, Ниагарский, Виктория, Ливингстона, Кивач.

Озёра: Байкал, Балхаш, Ладожское, Онежское, Женевское, Венерн, Великие Американские озёра (Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио), Большое Медвежье, Большое Невольничье, Виннипег, Титикака, Виктория, Танганьика, Ньяса, Чад, Эйр, Мёртвое море.

Ледники: Федченко.

Морские течения: Гольфстрим, Канарское, Лабрадорское, Северо-Атлантическое, Куросио, Курильское, Северное Пассатное, Южное Пассатное, Межпассатные (Тихоокеанское, Атлантическое), Бразильское, Северо-Тихоокеанское, Калифорнийское, Перуанское, ЗападныхВетров.

Страны и группы стран: страны и столицы стран Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и Океа-нии; страны «Большой семёрки», страны ЕС, ЗЕС, страны ОПЕК, новые индустриальные страны (НИС), страны НАТО, АСЕАН, ЛАИ, АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), БРИКС.

Города и крупные промышленные центры: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Самара, Саратов, Ярославль, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Оренбург, Курск, Орёл, Ли-пецк, Воронеж, Белгород, Тула, Казань, Мурманск, Петрозаводск, Архангельск, Астрахань, Краснодар, Но-вороссийск, Ростов-на-Дону, Омск, Новосибирск, Новокузнецк, Барнаул, Красноярск, Братск, Иркутск,Норильск, Улан-Удэ, Чита, Кызыл, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский,Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Анадырь, Якутск, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Атланта, НовыйОрлеан, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Чикаго, Детройт, Кливленд, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Бир-мингем, Манчестер, Ливерпуль, Роттердам, Кёльн, Дуйсбург, Дортмунд, Эссен, Гамбург, Страсбург, Мар-сель, Гавр, Ницца, Женева, Милан, Генуя, Турин, Венеция, Стамбул, Кейптаун, Йоханнесбург, Колката, Мумбаи, Мадрас, Шанхай, Нанкин, Йокогама, Нагоя, Осака, Нагасаки, Хиросима, Сидней, Мельбурн.

Мегалополисы: Бостон — Вашингтон (Босваш), Чикаго — Питсбург (Чипитс), Сан-Франциско — Сан- Диего (Сансан), Рейн (Кёльн, Дуйсбург, Дортмунд, Эссен и др.), Токайдо (Токио — Осака), Лондон — Ливерпуль (Лондлив).

Порты: Санкт-Петербург, Хельсинки, Стокгольм, Лондон, Глазго, Ливерпуль, Гавр, Киль, Лиссабон, Афины, Венеция, Стамбул, Констанца, Амстердам, Роттердам, Марсель, Осло, Копенгаген, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Каракас, Порт-о-Пренс, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Гавана, Кингстон, Кейптаун, Эль-Кувейт, Мумбаи, Колката, Рангун, Бангкок, Сингапур, Джакарта, Сидней, Мельбурн, Токио, Йокогама, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Советская Гавань, Мурманск, Архангельск, Одесса, Новороссийск, Севастополь.

Бассейны и месторождения полезных ископаемых: КМА (Курская магнитная аномалия), Магнитогорск, Благодать, Костомукша,  Горная Шория, Печорскийбассейн, Подмосковныйбассейн, Кузнецкий бассейн, Норильск, Никель, Бокситогорск.

Промышленные районы и базы:

  • металлургические: Центральная, Уральская, Сибирская, Закавказская, Казахстанская, Чикагский, Детройтский, Питсбургский, Саарский,   Лотарингский, Рурский, Верхнесилезский, Остравско-Карвинский, Северо-Восточный (Великобритания), Осакский, Аньшаньский, Баотоу;
  • химико-лесные: Северо-Европейская,Центральная,Волго-Уральская,Сибирская,Саскачеванский;
  • химической промышленности: Парижский, Лондонский, Северо-Восточный (Великобритания), Роттердамский, Антверпенский, Гамбургский, Рурский, Верхнесилезский, Северо-Чешский, Миланский, Шанхайский, Гуанчжоу,

Абаданский.

 

Практические работы

№ п/п

10 класс

Названия практических работ
1. Расчётдемографическихпараметров: естественногоприроста,рождаемости,смертности
2. Определение на основании демографических параметров типа страны
3. Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран
4. Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов
5. Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов (составление логической схемы)
6. Характеристика главных центров современного мирового хозяйства
7. Определение основных направлений международной торговли
№ п/п

11 класс

Названия практических работ
1. Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира»
2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы, стран и их столиц
3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Европы
4. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Зарубежной Азии
5. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Зарубежной Азии
6. Разработка маршрута туристической поездки по странам Зарубежной Азии
7. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки»
8. Оценка по картам школьного атласа ресурсного потенциала одной из африканских стран
9. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности туристи- ческой фирмы в одном из субрегионов Африки
10 Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа
11. Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, характеризующих место России в современном мире

 

Раздел 3. Тематическое планирование

10 класс (102 часа) общая  характеристика мира

 

Наименование темы, раздела Количество часов Дата проведения Корректи-ровка
Тема 1. Страны современного мира 6 +1
1. Введение. Типы стран современного мира по ГП 1 03.09
2. Государсвенное устройство стран 1 07.09
3. Входная контрольная работа 1 07.09
4. Развитые страны мира 1 10.09
5. Развивающиеся страны мира 1 14.09
6. Повторение материала темы  «Страны современного мира» 1 14.09
7. Итоговый урок по теме «Страны современного мира» 1 17.09
Тема 2. География населения мира 16
8. Демография. Численность и динамика населения мира 1 21.09
9. Воспроизводство  населения. Пр. раб 1. Расчёт основных демографических параметров: естественного прироста, рождаемости смертности 1 21.09
10. Теория демографического перехода.  Пр. раб 2. Определение на основании демографических параметров типа страны 1 24.09
11. Половозрастной состав населения.  Пр. раб 3. Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран 1 28.09
12. Трудовые  ресурсы мира 1 28.09
13. Расовый и этнический состав населения 1 01.10
14. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты 1 05.10
15. Этнорелигиозное разнообразие мира – источник культурного и интеллектуального богатства человечества 1 05.10
16. Размещение населения и его миграции 1 08.10
17. Современные международные миграции населения: плюсы и минусы 1 12.10
18. Формы расселения. Сельское  население мира 1 12.10
19. Городское  население мира 1 15.10
20. Урбанизация в развитых и развивающихся странах. Модели размещения городов 1 19.10
21. Мировые агломерации и мегалополисы 1 19.10
22. Всемирное культурное и природное наследие как одно из доказательств общности народов 1 22.10
23. Итоговый урок по теме «География населения мира» 1 26.10
Тема 3. Мировые природные ресурсы 19
24. Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности 1 26.10
25. Ресурсообеспеченность стран мира. Пр. раб. 4. Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов. 1 29.10
26. Минеральные ресурсы и их классификация 1 02.11
27. Топливные ресурсы мира 1 02.11
28. Рудные ресурсы 1 12.11
29. Нерудные  полезные ископаемые 1 16.11
30. Земельные ресурсы 1 16.11
31. Проблема истощения почвенных ресурсов 1 19.11
32. Лесные ресурсы 1 23.11
33. Проблемы сокращения площади лесов 1 23.11
34. Водные ресурсы и их размещение 1 26.11
35. Проблемы использования водных ресурсов 1 30.11
36. Неисчерпаемые ресурсы 1 30.11
37. Ресурсы Мирового океана: биологические 1 03.12
38. Ресурсы Мирового океана: минеральные и энергетические 07.12
39. Рекреационные ресурсы 1 07.12
40. ЮНЕСКО. Всемирное культурное наследие 1 10.12
41. Природно-ресурсный фактор развития современного общества 1 14.12
42. Потворение темы «Мировые природные ресурсы» 1 14.12
43. Контрольный тест за 1 полугодие 1 17.12
Тема 4. Природа и человек 5
44. Взаимоотношения между природой и человеком 1 21.12
45. Ноосфера. Географическая оболочка и окружающая среда 1 21.12
46. Природопользование и экологические проблемы 1 24.12
47. Загрязнение окружающей среды 1 27.12
48. Пути решения экологических проблем 1 27.12
Тема 5. Мировое хозяйство и научно-техническая революция 7
49. Международное географическое разделение  труда 1 11.01
50. Формирование  и развитие мирового хозяйства 1 11.01
51. Экономическая интеграция, глобализация 1 14.01
52. Современная эпоха НТР. Черты НТР 1 18.01
53. НТР и мировое хозяйство. Влияние НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства 1 18.01
54. Влияние НТР на территориальную структуру мирового хозяйства 1 21.01
55. Повторение и обобщение знаний по теме «Мировое хозяйство и НТР» 1 25.01
Тема 6. Отрасли мирового хозяйства 34
56. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная промышленность 1 25.01
57. Газовая промышленность мира 1 28.01
58. Угольная промышленность мира. Экологические проблемы 1 01.02
59. Электроэнергетика мира 1 01.02
60. Атомная энергетика мира. Нетрадиционные источники энергии 1 04.02
61. Пр. Раб. 5. Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов 1 08.02
62. Черная  металлургия мира 1 08.02
63. Цветная  металлургия мира 1 11.02
64. Машиностроение мира. Особенности размещения 1 15.02
65. Основные отрасли машиностроения 1 15.02
66. Новейшие отрасли машиностроения. Перспективы их развития 1 18.02
67. Химическая  промышленность мира 1 22.02
68. Размещение крупнейших мировых центров химической промышленности 1 22.02
69. Лесная промышленность мира 1 25.02
70. Лёгкая промышленность мира 1 01.03
71. Пр. раб. 6. Характеристика главных центров современного мирового хозяйства 1 01.03
72. Сельское хозяйство. Земледелие. Пищевые культуры 1 07.03
73. Земледелие мира. Технические  культуры 1 07.03
74. Животноводство мира 1 11.03
75. Рыболовство мира 1 15.03
76. Сельское хозяйство развитых стран 1 15.03
77. Сельское хозяйство развивающихся стран. «Зелёная революция» 1 18.03
78. Виды транспорта. Наземный транспорт 1 22.03
79. Водный транспорт мира 1 22.03
80. Воздушный  и космический транспорт 1 01.04
81. Контейнеризация мировой транспортной системы и «транспортные мосты» 1 05.04
82. Транспорт и окружающая среда 1 05.04
83. Формы международных экономических отношений 1 08.04
84. Мировая торговля и открытая экономика

Пр. раб 7. Определение основных направлений международной торговли.

1 12.04
85. Мировой финансовый рынок 1 12.04
86. Другие формы международных отношений 1 15.04
87. Международный туризм и услуги 1 19.04
88. Повторение материала темы «Общая характеристика отраслей мирового хозяйства. Промышленность» 19.04
89. Повторение материала темы «Общая характеристика отраслей мирового хозяйства. Сельское хозяйство. Транспорт. Международные экономические отношения» 22.04
90. Обобщающий урок по теме «Общая характеристика отраслей мирового хозяйства» 1 26.04
Тема 7. Глобальные проблемы человечества 5
91. Глобалные проблемы человечества.  Проблема сохранения мира и экологическая проблема 1 26.04
92. Проблема сырья и энергии. Проблема общей отсталости развивающихся стран 1 29.04
93. Демографическая и продовольственная проблемы мира 1 06.05
94. Проблема освоения Мирового океана и проблема освоения космоса Взаимосвязь глобальных проблем 1 10.05
95. Повторение и обобщение знаний по теме «Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь» 1 13.05
Повторение и обобщение материала курса 6 +1
96. Повторение и обобщение знаний по теме «Страны современного мира» 1 13.05
97. Повторение и обобщение знаний по теме «География населения мира» 1 17.05
98. Повторение и обобщение знаний по теме «Мировые природные ресурсы. Природа и человек» 1 17.05
99. Повторение и обобщение знаний по теме «Мировое хозяйство и НТР» 1 20.05
100. Повторение и обобщение знаний по теме «Отрасли мирового хозяйства. Промышленность» 1 21.05
101. Повторение и обобщение знаний по теме «Отрасли мирового хозяйства. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировые экономические отношения» 1 24.05
102. Итоговая контрольная работа за курс «География 10 класс» 1 24.05

 

Раздел 3. Тематическое планирование

11 класс (102 часа) Региональная   характеристика мира

 

Наименование темы, раздела Количество часов Дата проведения Корректировка
Тема 8. Политическая карта  мира 6 +1
1. Что такое политическая карта мира? 1
2. Формирование  политической карты мира 1
3. Входная контрольная работа 1
4. Регионы мира 1
5. Международные  организации. 1
6. Пр. раб 8. Составление таблицы «Государственный строй стран мира» 1
7. Итоговый урок  по теме «Политическая карта мира» 1
Тема 9. Зарубежная Европа 20
8. Состав  Зарубежной Европы 1
9. Географическое и политико-географическое положение 1
10. Природные ресурсы 1
11. Население Зарубежной Европы 1
12. Хозяйство. Ведущие отрасли промышленности 1
13. Сельское хозяйство Зарубежной Европы 1
14. Транспорт и международный туризм. Объекты Всемирного наследия 1
15. Субрегионы Европы. 1
16. Пр. раб. 9 Обозначение на к/к границ субрегионов Европы 1
17. Страны Северной Европы. Финляндия 1
18. Метсо Финляндии и стран Северной Европы в мировой экономике 1
19. Страны Средней Европы. ФРГ. 1
20. Место и роль Германии в мировой экономике 1
21. Пр. раб 10. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы 1
22. Страны Южной Европы. Королевство Испания 1
23. Место и роль Испании и стран Южной Европы  в мировой экономике 1
24. Страны  Восточной Европы. Республика Польша 1
25. Место и роль Польши и стран  Восточной Европы в мировой экономике 1
26. Пресс-конференция на тему «Государства карлики» 1
27. Итоговый урок  по теме «Зарубежная Европа» 1
Тема 10.  Зарубежная Азия 21
28. Общая характеристика региона. Состав Зарубежной Азии и географическое положение региона 1
29. Природно-ресурсный потенциал. Значение нефти 1
30. Население Зарубежной Азии.  Межнациональные конфликты и территориальные споры 1
31. Хозяйство. Ведущие отрасли промышленности 1
32. Сельское хозяйство Зарубежной Европы 1
33. Субрегионы Зарубежной Азии.  Юго-Западная Азия

Пр. раб. 11.  Обозначение на к/к границ субрегионов Азии

1
34. Центральная Азия 1
35. Субрегионы Азии: Восточная Азия. Страны субрегиона и их хозяйство

Пр. раб.12.  Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии

1
36. Китайская Народная республика. ГП и природные ресурсы 1
37. Население Китая. Демографическая политика 1
38. Хозяйство Китая. Китайское экономическое чудо 1
39. Япония. ГП и ресурсы 1
40. Население Японии 1
41. Хозяйство Японии 1
42. Южная Азия. Республика Индия. ГП и ресурсы 1
43. Население Индии 1
44. Хозяйство и внутренние различия Индии 1
45. Страны Юго-Восточной Азии 1
46. Пр. раб. 13. Сравнительная характеристика ЭГП двух стран Азии 1
47. Новые индустриальные страны: «азиатские тигры» 1
48. Итоговый тест за 1 полугодие 1
Тема 11. Австралия и Океания 9
49. Австралия. История и географическое положение страны. Природные ресурсы

Пр. раб. 14 Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа

1
50. Население Австралийского Союза 1
51. Хозяйство Австралийского Союза 1
52. Внутренние экономические различия 1
53. Океания. История  и состав региона 1
54. Население и ресурсы 1
55. Хозяйство райских островов. Международный туризм 1
56. Республика Вануату 1
57. Итоговый урок  по теме «Австралия и океания» 1
Тема 12. Англо-Америка 11
58. Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке Канада. История, ГП и государственный строй 1
59. Природные ресурсы Канады. Население. Урбанизация. Агломерации и мегалополисы 1
60. Хозяйство Канады 1
61. США. История, ГП и государственный строй 1
62. Природно-ресурсный потенциал 1
63. Население. Урбанизация. Агломерации и мегалополисы 1
64. Хозяйство США. Промышленность 1
65. Сельское хозяйство США 1
66. Транспорт. Международные экономические связи 1
67. США. Внутренние различия 1
68. Итоговый урок  по теме «Англо-Америка» 1
Тема 13. Латинская Америка 15
69. Латинская Америка.  ГП и состав региона 1
70. Природные  условия и ресурсы 1
71. Население. Понятие «ложная урбанизация» 1
72. Хозяйство Латинской Америки. Особенности землевладения 1
73. Субрегионы Латинской Америки. Андские страны 1
74. Пр. раб. 15. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки» 1
75. Страны Бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности 1
76. Федеративная Республика Бразилия. ГП, ресурсы и население 1
77. Особенности хозяйства Бразилии 1
78. Всемирное наследин на территории Бразилии 1
79. Аргентина 1
80. Страны Центральной Америки и Вест-Индия 1
81. Мексиканские Соединённые Штаты 1
82. Республика Коста-Рика 1
83. Итоговый урок  по теме «Латинская Америка» 1
Тема 14. Африка 11
84. ГП и природные ресурсы 1
85. Население 1
86. Место и роль Африки в мировом хозяйстве.  

Пр. раб.16. Оценка ресурсного потенциала одной из стран Африки

1
87. Субрегионы Африки.   1
88. Северная Африка. Алжир. Египет 1
89. Западная Африка. Нигерия 1
90. Пр. раб.17. Подбор рекламно-информационных материалов для обоснования деятельности тур. фирмы в одном из регионов Африки 1
91. Центральная Африка. ДР Конго 1
92. Восточная Африка. Республика Кения 1
93. Южная Африка. ЮАР 1
94. Итоговый урок  по теме «Африка» 1
Заключение 4
95. Россия и современный мир 1
96. Экономико-географическая характеристика России 1
97. Краткая характеристика современного хозяйства 1
98. Пр. раб. 18. Анализ материалов, опубликованных в средствах массовой информации, арактеризующихместоРоссии  в современном мире 1
Потворение и обобщение материала курса 3
99. Повторение материала темы «Зарубежная Европа». 1
100. Повторение материала темы «Зарубежная Азия». «Австралия и Океания». 1
101. Повторение материала темы «Англо-Америка». «Латинская Америка». «Африка» 1
102. Итоговая контрольная работа за курс «География 11 класс» 1
Программа профильного курса учебного предмета география для 10-11 классов в соответствии ФГОС