автор: Можарова Наталья Николаевна
учитель-логопед МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №1»
Непосредственная образовательная деятельность в рамках темы «Домашние животные» для детей подготовительной группы (ОНР III уровень речевого развития)
Приложение № 6
МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №1»
Непосредственная образовательная деятельность
в рамках темы «Домашние животные»
для детей подготовительной группы
(ОНР III уровень речевого развития)
Учитель-логопед: Можарова Наталья Николаевна
Тогучин 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………….3
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте………………………………………………………………….4
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий……………..8
Конспект НОД по развитию связной речи………………………………………12
Рекомендации для воспитателей…………………………………………………14
Использованные источники………………………………………………………16
Пояснительная записка
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из главных составляющих воспитания и обучения детей, потому что от ее развития, связности, правильности, словарного запаса зависит успешность обучения в школе, коммуникативное и интеллектуальное развитие ребенка. В условиях внедрения ФГОС ДО необходима реализация комплексного подхода коррекции речевых нарушений, обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей, особенно при отсутствии в ДОУ логогрупп и логопункта. Главной задачей работы является не только исправление нарушенного звукопроизношения и обогащение словарного запаса детей, но и развитие коммуникативных навыков, формирование компетенций – готовности и способности ребёнка к самостоятельным и инициативным действиям, направленным на решение определенного круга задач. Так как игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность ребёнка, представленные конспекты НОД основаны на игровых упражнениях и приёмах. Для того чтобы детям было интереснее усваивать лексико-грамматические понятия я разработала игру «Накорми хомячка», с её помощью дети легко учатся согласовывать существительные и прилагательные с числительными. Эта игра может быть использована как в НОД, так и для индивидуальных занятий. Разработанный мной материал отражает сложившийся в практике нашего ДОУ опыт оптимальной организации логопедической помощи детям, взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателей в рамках изучаемой темы, а также интеграцию образовательных областей.
Конспект НОД по развитию
фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте
Звуки Н, Нь. Буква Н
Цель:
Знакомство со звуками Н, Нь и с буквой Н.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
— учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, Нь;
— учить детей дифференцировать звуки Н, Нь в слогах, словах;
- расширять и уточнять словарь;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематический слух и восприятие;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать мимическую мускулатуру лица.
коррекционно-воспитательная:
— прививать детям чувство любви к животным, желание заботиться о них.
Оборудование: простые карандаши, зеркала, разрезные азбуки, предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Н, Нь, сюжетные картинки с изображением домашних животных.
Ход НОД
- Организационный момент.
Ребята, мне сегодня принесли необычные шифровки, поможете расшифровать?
Игра «Угадай, кто это?»
Сторожит, грызет, лает………. Хрюкает, роет………. Ржет, скачет… …
Ходит, жуёт, мычит …. Лакает, царапается, мяукает…..
Как одним словом назвать всех этих животных? (Домашние)
А что вы понимаете под словом «домашние»? (Живут рядом с человеком, о них нужно заботиться)
- Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
Сейчас мы с вами превратимся в маленьких телят
- Развитие общей моторики.
«Теленок»
Му – му – му
(три прыжка на месте)
Я рогатый, (сделать “рожки” из пальчиков)
Му – му – му (три прыжка на месте)
Я хвостатый, (сделать “хвостик” из руки за спиной),
Му – му – му
(три прыжка на месте)
Я ушастый, (сделать “ушки” из ладошек )
Ну – ну – ну
(три прыжка на месте)
Очень страшный (сделать “рожки” из пальчиков)
Ну – ну – ну
(три прыжка на месте)
Испугаю (топают ногами)
Ну – ну – ну
(три прыжка на месте)
Забодаю
(“бодаются”).
Дети проходят за столы
- Развитие мелкой моторики.
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
- Массаж лица (по общим правилам)
Ласковая кошечка облизывает язычком. Поглаживающие движения.
Козочка маленькими рожками бодает. Постукивание подушечками пальцев.
Кошка когти точит. Растирающие движения по массажным линиям.
Ласковая кошечка ластится. Поглаживающие движения.
- Развитие мимических мышц.
Нахмурить брови (кошечка поцарапала); поднять брови, улыбнуться (кошечка играет);
(2-3 раза)
- Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
«Улыбочка», «Лопаточка», «Чашечка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Качели».
- Работа по развитию дыхания и голоса.
Вдох через нос — выдох через рот (3 раза).
Голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса.
вдох а
выдох Н-Н-Н-Н-Н-Н
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
(Выставляется 6 картинок, 2 начинаются со звуков –Н, Нь)
- Игра «Чего не стало?» (с картинками).
Убираются картинки, начинающиеся со звуков –Н, Нь, (дети отгадывают).
С этими звуками мы сегодня и познакомимся.
Ребята,
У меня есть к вам вопрос –
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая, на вас глядит.
Подскажите мне друзья –
Как зовут её – (свинья).
Шубка в завитых колечках.
Две дуги его рога.
Воду пьёт в студёных речках
И пасётся на лугах.
Если вдруг его ты встретишь,
То идёт он на таран.
Он упрямей всех на свете,
Потому что он -……(Баран)
Какие слова со звуком Н или Нь встретились нам в загадках? – Какой общий звук есть в этих словах? (Н – Нь) Определение места звука в отгадках.
– Где спрятался звук Н в слове БАРАН? – В конце слова.
-А где спрятался звук Н в слове СВИНЬЯ? – В середине слова
2.Акустико-артикуляционный образ звуков.
Произнесение звуков Н, Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков:
звук Н — согласный, твердый, звонкий, носовой;
звук Нь — согласный, мягкий, звонкий, носовой.
- Развитие фонематического слуха. Различение звуков Н, Нь в звуковом ряду. На звук Н — хлопаем, на звук Нь — топаем (слон, нитки, бант, бинт, слоник, картина, конь, ноты, огонь)
- Связь звуков и буквы.
Буква эН, сказать всем можно,
Очень на кровать похожа.
«Дорисуй букву»
Физкультминутка.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке. |
Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке. |
А у щетки половой
Палка есть над головой. |
Руки поднимаем вверх и соединяем над головой. |
Палка — щелк щенков с плеча, | Хлопок по плечам. |
Два щенка ушли пища. | Обойти вокруг своего стула и сесть на него. |
- Дифференциация звуков в слогах, словах.
— Скажи наоборот.
На-на-на — ня-ня-ня
Но-но-но — нё-нё-нё
Ну-ну-ну — ню-ню-ню
Ны-ны-ны — ни-ни-ни
- Составление из букв разрезной азбуки слогов:
НА, НО, НУ, НЫ, НИ. Чтение этих слогов. - Составление слова Нина.
- Игра «Слово потерялось?» (определяем место звука и даём характеристику звука в отгадках)
У Буратино длинный… (нос).
Незнайка побывал на … (Луне).
- Отгадывание загадки: у кого днем один глаз, а ночью тысячи? (У неба.)
- Итог занятия и оценка работы детей.
Логопед: С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам. Какие еще согласные звуки вы помните? Молодцы!
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий
Цель:
Уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные и их детёныши»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– через упражнения: «У кого кто?», «У кого что?»;
– упражнять в умении образовывать сущ. мн. ч. от сущ. ед. ч. через упражнение «Один-много»;
– упражнять в согласовании числительных с существительными и прилагательными через игру «Накорми хомячка».
Коррекционно-развивающие:
– развивать логическое мышление;
– развивать мелкую моторику руки.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать познавательный интерес к окружающему миру;
– прививать любовь к домашним животным, желание заботиться о них.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед: – Ребята, вы умеете загадки отгадывать, поможете мне?
(На столе разложены картинки «Домашние животные», дети ищут отгадку и помещают на магнитную доску)
Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кошка)
Носик – круглым пятачком,
А задорный хвост – крючком.
Мама – хрюшка, папа – свин.
Он у них любимый сын. (Поросенок)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)
Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова).
Логопед: – А как можно назвать всех этих животных одним словом?
(Домашние)
Логопед: – Правильно, домашние. Сегодня мы будем говорить о домашних животных.
- Упражнение “У кого кто?”
Логопед: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание, соединяют линиями животных и их детёнышей.
Логопед: Теперь проверим. Кто у кого?
У кошки – котенок.
У козы – козлёнок.
У собаки – щенок
У коровы – теленок.
- Упражнение «У кого что?» (С рассматриванием иллюстраций)
Логопед: – Ребята, а у кого из домашних животных есть рога? (У коровы, у барана, у козы)
У кого есть усы? (У кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (У кошки)
У кого есть вымя? (У коровы, у козы)
У кого нос пятачком? (У свиньи)
- Упражнение «Один-много» (Бросаем ребёнку мяч, называем сущ. в ед.ч. – ребёнок называет мн.ч.
Кошка – кошки,
Собака – собаки,
корова – коровы,
лошадь – лошади,
овца – овцы,
котенок – котята,
теленок – телята.
- Игра «Кто где живет?» (дети подбирают картинки с жилищами животных и выставляют на магнитную доску рядом с подходящими животными)
Ребята, как вы думаете, домашним животным зимой холодно, можно ли оставить их зимовать на улице? Как человек может помочь им перезимовать? (Построить жилища, которые защитят их от холода). Логопед предлагает ответить на вопрос:
«Кто, где живет (или зимует)?»
Корова живет в коровнике.
Лошади живут в конюшне.
Телята живут в телятнике.
Свиньи живут в свинарнике.
Кролики живут в крольчатнике.
- Физкультминутка.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке. |
Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке. |
А у щетки половой
Палка есть над головой. |
Руки поднимаем вверх и соединяем над головой. |
Палка — щелк щенков с плеча, | Хлопок по плечам. |
Два щенка ушли пища. | Обойти вокруг своего стула и сесть на него. |
8.Упражнение. «Собери картинки».
Логопед: – Соберите картинки и назовите животных, которые у вас получились. ( Свинья, кошка, баран, собака, корова, коза)
Ребята, кроме тех домашних животных, которые приносят человеку ощутимую пользу, существуют животные, которых человек содержит просто для удовольствия. Такие животные называются декоративными, например морские свинки, хомячки.
- Игра «Накорми хомячка».
Дети по очереди бросают кубик, складывают в баночку хомячка столько зерен (горошин и т.п.), сколько выпало на кубике. Проговаривают: «одно пшеничное зерно, два пшеничных зерна» и т.д. На финише подсчитывается количество зёрен, набранных каждым игроком.
- Итог занятия.
Логопед: О каких животных говорили сегодня на занятии?
Каких животных называют домашними? ( Дети отвечают). Молодцы!
Конспект НОД по развитию связной речи
Цель: развитие связной речи посредством составления рассказа
Задачи:
коррекционно-образовательные:
– обучать детей составлению плана рассказа, посредством выделения главной мысли;
– обучать составлению рассказа в соответствии с планом.
коррекционно-развивающие:
– развивать словарь прилагательных;
– развивать у детей мыслительную деятельность, фантазию и память;
коррекционно-воспитательная:
– воспитывать чувство ответственности.
Оборудование: большой конверт, картинки-пиктограммы
- Организационный момент.
Ребята, это письмо пришло к нам из деревни Простоквашино от Шарика. Он прислал нам картинки, писать-то он не умеет. Что же он хотел нам рассказать? Давайте с вами попробуем разобраться (картинки выставляются на магнитную доску)
- Рассказывание по цепочке.
1 2 3
4 5 6
7 8 9
Примерный рассказ (образец)
Дядя Фёдор отправился в лес за грибами. Вдруг внизу большого дуба, в дупле, он увидел чьи-то горящие глаза. Дядя Фёдор решил, что там притаился страшный зверь. Очень испугался и побежал прочь от старого дуба. Навстречу шёл почтальон Печкин. У него было охотничье ружьё, поэтому он никого не боялся. Вместе с Дядей Фёдором он подошёл к дуплу. Выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вылез маленький котёнок. Дядя Фёдор и почтальон Печкин рассмеялись, взяли котёнка на руки, и пошли домой.
- Физкультминутка.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке. |
Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке. |
А у щетки половой
Палка есть над головой. |
Руки поднимаем вверх и соединяем над головой. |
Палка — щелк щенков с плеча, | Хлопок по плечам. |
Два щенка ушли пища. | Обойти вокруг своего стула и сесть на него. |
- Индивидуальное рассказывание (2-3 ребёнка)
- Итог занятия.
Ребята, как вы думаете, почему маленький котёнок оказался один в лесу? (Заблудился, бросили хозяева) Что могло бы случиться с ним, если бы Дядя Фёдор его не нашёл? (Мог погибнуть, особенно с наступлением холодов) Поэтому, нужно заботиться о домашних животных, нести ответственность за тех, кого мы приручили!
Рекомендации для воспитателей
Развитие общих речевых навыков | Общая и мелкая моторика | Лексика. Грамматика.
Связная речь. |
Работа над развитием дыхания и голоса. |
Вдох через нос — выдох через рот (3 раза).
Голосовые упражнения: работа над звонкостью
голоса.
вдох а
выдох Н-Н-Н-Н-Н-Н
Артикуляционная гимнастика
- для губ: «улыбочка», «трубочка».
- для языка: «почистим зубы» (рот широко открыт, кончиком языка облизать верхние и нижние зубы), «чашечка» (поднимаем кончик языка на верхнюю и опускаем на нижнюю губу).
Выучи!
«Два кота»
Жили-были два кота –
Восемь лапок,
Два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью
Прочь летели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Видите ли, братцы,
Как опасно драться?
(С. Маршак) Пальчиковая гимнастика
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Речь с движениями
“Теленок”
Му – му – му
(три прыжка на месте)
Я рогатый, (сделать “рожки” из пальчиков)
Му – му – му (три прыжка на месте)
Я хвостатый, (сделать “хвостик” из руки за спиной),
Му – му – му
(три прыжка на месте)
Я ушастый, (сделать “ушки” из ладошек )
Ну – ну – ну
(три прыжка на месте)
Очень страшный (сделать “рожки” из пальчиков)
Ну – ну – ну
(три прыжка на месте)
Испугаю (топают ногами)
Ну – ну – ну
(три прыжка на месте)
Забодаю
(“бодаются”).
Существительные:
корова, бык, лошадь, коза, баран, овца, ягнёнок, свинья, конура, коровник, ферма, свинарник, конюшня, овчарня.
Глаголы:
мычать, мяукать, лаять, ржать..
Прилагательные:
домашний, тёплый, полезный, умный…..
1. Игра «У кого что?»
У кого есть усы? (У кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (У кошки)
У кого есть вымя? (У коровы, у козы)
У кого нос пятачком? (У свиньи)
2. Игра «Сосчитай»
Одна корова, две … десять коров, (кошка, собака, коза, баран, овца, свинья, осел, козленок, котенок, теленок, жеребенок, поросенок, ягненок, и т.д.)
3. «Кто кем был?»
Собака была щенком,
Лошадь …, корова ……,
свинья …, кошка …
4. «Кто где живёт?»
Корова живет в коровнике.
Лошади живут в конюшне.
Телята живут в телятнике.
Свиньи живут в свинарнике.
Кролики живут в крольчатнике.
6. Один – много
Кошка – кошки,
Собака – собаки,
корова – коровы,
лошадь – лошади,
овца – овцы,
котенок – котята,
теленок – телята.
Художественная литература
К.Ушинский «Слепая лошадь»
Г.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»
В.Сутеев «Кто сказал «мяу»?»
Слоговая структура слова. Развитие слухового и зрительного восприятия. | Развитие фонематической стороны речи фонематического восприятия. | Подготовка к обучению технике письма. |
1. Назови слова со звуком Н |
Колун колол,
Колол, колол.
Колун полено
Расколол.
2. «Прохлопай»
Ко-ро-ва
Ов-ца
Те-лё-нок
Ко-за
Коз-ля-та
Те-ля-та
Ба-ран
3. «Доскажи словечко»
Чтобы другом её стать,
Нужно косточку ей дать.
Нет, она не забияка.
В конуре живет… (собака)
Прыгать может высоко,
Пьет из блюдца молоко.
И, разлегшись у окошка,
Жмурит глазки наша… (кошка)
В стаде все они живут,
Целый день траву жуют.
Шерсть закручена в колечки.
Это — дружные… (овечки)
Посмотрите, посмотрите:
Это кто уснул в корыте?
Грязным стал он, как чертенок,
Непоседа… (поросенок)Звуки Н, Нь
1.Чёткое произнесение звука.
2.Характеристика звука.
3. Выделение последнего согласного звука в словах
Лимон – н
Пион – н
Батон – н
4. Звуковой анализ слогов
Н И Н А
У Н О Н
Н И Н А
5. Определение место звуков Н, Нь в словах:
диван, кони, лимон, трон, нитка, ноты
6. Игра «Назови первый, последний звуки».
Определение первого и последнего звука в словах: кабан, ноты, диван, носки, обман, Надя, кино, Нина
7. Придумайте слова со звуками Н, Нь в начале, в середине и конце слова. Нарисуй по клеточкам
и выложи из счётных палочек
Н
Использованные источники
- Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа. – М.: Издательство «Издательство: Скрипторий 2003», 2011
- О.С. Гомзяк Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников», Издательство ГНОМ и Д, 2007
- А.В.Никитина «33 лексические темы», Издательство «Каро», 2009
- Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР», Издательство: Детство-Пресс
2008
- Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Издательство «Просвещение», 2008
- http://zagadochki.ru/zagadka.html «Загадки для детей»
- http://michutka.3dn.ru›publ/sjuzhetnye_ kartinki…kartinki