автор: Москалева Виктория Владимировна
Педагог-психолог МКОУ “Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов”
Психолого – педагогическое сопровождение обучения младших школьников
Психолого – педагогическое сопровождение обучения
младших школьников
Москалева Виктория Владимировна
Ключевые слова: педагогическое сопровождение; психологическое сопровождение; психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, младший школьник, обучение.
Аннотация: В статье рассмотрено понятие «психолого-педагогическое сопровождение» в обучении и воспитании как научная категория, проанализированы его теоретические аспекты, определена важность его реализации в образовательной организации. Актуальность обращения к проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обусловлена, прежде всего, потребностью современного социума в людях, не только занимающих активную гражданскую позицию, способных к состраданию и сопереживанию, но и обладающих широким кругозором, развитым интеллектом, глубокими системными знаниями, развитыми просоциальными ценностными ориентациями.
В психолого-педагогической литературе проблеме сопровождения посвящена немалая часть исследований. Так, Н.С. Глуханюк характеризует сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам [3, с. 199].
По мнению Е.Н. Шиянова, сопровождение – это метод работы, обеспечивающий создание таких условий, при соблюдении которых принятие субъектом оптимального решения будет эффективным в решении различных жизненных ситуаций. При этом субъект развития определяется и как развивающаяся система и как развивающийся человек [4].
В своих трудах Э.М. Александровская определяет сопровождение как психолого-педагогические технологии, которые предназначены для оказания помощи учащемуся в решении проблем, которые возникают на определенном этапе его развития или в их предупреждении [5, с. 15].
В качестве технологии сопровождение представлено в работах Е.И. Казаковой, которая акцентирует внимание на возможности создания в процессе сопровождения условий, которые будут способствовать принятию оптимального решения субъектом в возникающих различных жизненных ситуациях, требующих выбора [6, с. 42]. М.И. Рожков, выделяя психологические аспекты данного понятия, понимает сопровождение как прием, направленный на создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Э.Ф. Зеер, анализируя педагогические аспекты понятия, подчеркивает, что сопровождение может рассматриваться как помощь в сформированности ориентационного поля обучения и развития субъекта, при том, что всю ответственность за эти действия возлагаются на самого субъекта [8, с. 18]. Таким образом, понятие «сопровождение» с позиций педагогики и психологии часто рассматривается как синоним содействия, поддержки, сотрудничества, сочувствия, как создание и как метод специфических условий.
При сопоставлении смысловых нагрузок указанных выше трактовок можно отметить единство исследователей в признании необходимости совместных действий субъектов сопровождения в определенный временной промежуток. Общим в определениях можно считать признание активной позиции не только ребенка, но и его родителей и педагогов при решении жизненных проблем и преодолении жизненных ситуаций. Таким образом, сопровождение обучающегося на каждом важном для него этапе выступает залогом его успешной социализации, особенно в условиях образовательной организации. Развитие научного поиска в данном направлении стимулирует ответвление понятий «педагогическое сопровождение» и «психологическое сопровождение» как самостоятельных и актуальных для образовательного процесса.
Исследованию специфики категории «педагогическое сопровождение» посвящены работы Э.А. Александровой, Н.Б. Крыловой [9], О.Е. Кучеровой [10], А.В. Холод и В.Л. Холод [11], где она трактуется как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности младшего школьника в проблемной ситуации; как умение педагога быть рядом, следовать за учеником, содействовать его индивидуальному образовательному маршруту.
О.Е. Кучерова понимает педагогическое сопровождение как специфическое сотрудничество, которое обеспечивает беспроблемное взаимодействие [10]. Изменчивость условий реализации образовательного процесса, рост требований к содержанию и характеру образовательных программ, возрастающая необходимость повышения уровня психологической и методической готовности педагогов к профессиональной деятельности актуализируют востребованность сопровождения обучения, воспитания и развития.
По мнению Е.А. Козыревой, под психологическим сопровождением следует понимать систему деятельности в профессии педагога, которая направлена на создание таких условий для эффективного развития учеников в процессе образования, которые ориентированы на зону ближайшего развития ребенка с точки зрения психического и психологического развития [15].
Понимание психологического сопровождения обучающегося основывается на признании того факта, что сопровождение представляет собой не обслуживание одним специалистом деятельности других, а их профессиональное взаимодополнение [16].
В контексте данных определений важной особенностью психолого-педагогического сопровождения выступает системность организации взаимодействия специалистов смежных профессий и специальностей, направленного на обеспечение необходимых условий обучения и развития. При этом оно характеризуется комплексностью, непрерывностью, приоритетностью интересов обучающихся, ответственностью за результативность, субъект-субъектным характером, интерактивностью.
Целью психолого-педагогического сопровождения следует признать объединение субъектов образовательного процесса в деятельности по созданию условий, стимулирующих развитие и саморазвитие личности обучающихся. Несмотря на то, что этот процесс может обеспечиваться педагогами, классными руководителями, приоритет в его организации и управлении чаще всего отдают педагогам-психологам.
Психолого-педагогическое сопровождение трактуется Г.А. Нагорной как «полисубъектные, диалогические отношения в процессе учебно-профессионального взаимодействия». По ее мнению, «личность в таких отношениях не только занимает субъектную позицию, но и сама создает полисубъектные диалогические отношения в ходе взаимообщения» [22, с. 169].
Л.Г. Субботина [23] рассматривает данное понятие как целостный и непрерывный процесс изучения личности ребенка, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.
М.Р. Битянова, используя понятие «психолого-педагогическое сопровождение», указывает, что в основе сопровождения образовательного процесса находится единство четырех функций: диагностика сущности возникшей проблемы, информация о сущности проблемы и путей ее решения, консультирование на этапе принятия решения и выработка плана преодоления проблемы, первичная помощь на этапе реализации плана преодоления проблемы. Значительную роль в данном процессе автор отводит взрослым, оказывающим разнообразную поддержку ребенку в соответствии со своей социальной, профессиональной и личностной позицией. В данном случае педагог ориентирует на интеллектуальное и этическое развитие, родитель транслирует микрокультурные ценности [24, с. 19].
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение может быть представлено как: профессиональная деятельность педагогических работников, нацеленная на помощь и поддержку обучающемуся в его развитии; комплекс взаимосвязанных и целенаправленных педагогических действий, реализуемых в ситуациях личностного развития и развития в ходе образовательного процесса; взаимодействие субъектов сопровождения.
Основными задачами, решаемыми в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, можно считать:
1) мониторинг развития и статуса обучающихся;
2) формирование у обучающихся рефлексивных умений;
3) оказание помощи обучающимся, имеющим проблемы в развитии и (или) обучении, в специально создаваемых условиях;
4) реализацию поддержки обучающихся.
Исходя из вышесказанного, мы определили содержание психологической и педагогической поддержки, которая включает в себя следующие модули:
1 модуль: внутренний ресурс. Предполагает развитие позитивной «Я-концепции» (ценностные ориентации, личная деятельность и целеустремленность, критическое мышление, культура жизнедеятельности общества и микросообщества, возрастные психологические характеристики, личные структуры сознания: критичность, мотивация, рефлексия, конфликт, посредничество, автономия и т. д.).
2: внешняя часть адаптивного ресурса. Создание условий для эффективной коммуникации и взаимодействия (возможности для досуга, социальные ценности, совместное управление, индивидуальное консультирование).
Поддержка поддерживает постоянную обратную связь, которая проявляется в целевом мониторинге. Мониторинг подразумевает не только учет и фиксацию текущих процессов, но их использование в качестве основы для постоянной поддержки «проекта» и реальности с пошаговыми изменениями и улучшением обоих. Мониторинг позволяет учителю в максимально возможной степени отражать свою профессиональную деятельность, а процесс размышлений затрагивает особенности регулярности, целеустремленности, последовательности и регулярности.
Для обеспечения психологической и педагогической поддержки каждого ребенка была разработана система наблюдений, совместное обсуждение результатов диагностики, постоянное неформальное общение психологов и учителей с детьми.
Эти позиции определили следующие основные принципы оптимального общего развития личности учащихся начальной школы:
– принцип гуманизации воспитания, согласно которому ребенок рассматривается как предмет жизни, как свободный и духовный человек со способностью к самоопределению и развитию;
– принцип обратной связи, который способствует оптимальному общему развитию ребенка в школе;
– принцип личной деятельности в обучении предполагает повышение уровня личной активности не только учащихся, но и учителей;
– принцип индивидуально-личностного подхода определяет положение ученика в учебном процессе, означает признание ученика как активного субъекта. В соответствии с этим учитель предполагает, что у каждого ребенка есть свой личный смысл, есть личное значение учения, которое должно основываться на педагогическом процессе.
Основными условиями обеспечения оптимального общего развития учащихся в школе являются:
– совместная деятельность всего педагогического сообщества (психолога, педагога) для поддержки;
– сохранение максимальной свободы и ответственности субъекта обучения и развития за выбор решений текущих проблем;
– обеспечение прав на предмет принятия оптимальных решений в различных ситуациях выбора жизни.
Выбранные условия способствуют благоприятному включению учащихся во взаимодействие с важными людьми в системе «учитель – учащийся», «учащийся – учащийся».
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение отражает систему целенаправленного взаимодействия педагогов как с обучающимися, так и с их семьей с целью предоставления помощи в преодолении трудностей различного характера как в образовательных, так и в жизненных ситуациях. Обязательным условием предоставления такой помощи является учет интересов ребенка. Реализация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволит стимулировать личностное развитие всех субъектов образовательных отношений, а, следовательно, дальнейшим направлением исследований должно стать технологическое наполнение содержания сопровождения с учетом существующих образовательных реалий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. 261 с.
- Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: проблемы и перспективы. М.: Академия, 1991. 372 с.
- Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренко-ва Н.В. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2002. 208 с.
- Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения А.Н. Лутош-кина. Кострома: КГУ, 2005. С. 322-329.
- Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика). М.: Сентябрь, 2004. 208 с.
- Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2008. № 2. С. 174-178.