автор: Мурашева Зарина Николаевна
педагог дополнительного образования МАУДО ЦСВД “Творчество”
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Осетинские игры»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей «Творчество»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «Осетинские игры»
Автор-составитель
Педагог дополнительного образования
Мурашева Зарина Николаевна
Владикавказ
Игра – это составная часть духовной культуры. Во все времена игры выполняли важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной трудовой жизни, полностью отключиться от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Однако основная функция народных игр заключается в воспитании поколений.
Тема открытого занятия: «Осетинские игры».
Цель: – формирование творческой личности посредством обучения языку танца, приобщение к миру танцевального искусства;
– познакомить детей с особенностями осетинских детских игр и национальных танцев;
– определить, что между ними общего?
Задачи:
Образовательные:
– обогатить кругозор детей знаниями быта, досуга, культуры осетинского народа;
– сформировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
Воспитательные:
– воспитывать любовь к осетинским танцам, играм;
– прививать любовь и уважение к осетинскому искусству, культуре, традициям, понимание их эстетической ценности.
Развивающие:
– развивать мыслительную деятельность детей, воображение и фантазию в танце;
– развивать легкость движений, координацию, осанку, музыкальный слух.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование: гармоника, доуль.
Музыкальный репертуар: «Симд», «Хонга», «Марш», «Лезгинка», «Горский», «Лирическая», «Круговой».
Методика работы: сочетание групповой и индивидуальной.
Ход занятия:
- Приветствие.
Обучающиеся выстраиваются на полукруг. Педагог и дети приветствуют друг друга.
- Разминка.
Обучающиеся идут маршем по кругу:
– на полной стопе;
– на полупальцах;
– на пятках;
– чередую носок с пяткой;
– бег по кругу обычный, с поднятием ног, с захлестом, с вытянутыми ногами вперед;
– гусиный шаг;
– прыжки в присядке.
Затем обучающиеся выстраиваются по линиям на середине зала.
Начинается разминка на разогрев всех групп мышц. Стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки держа на поясе, обучающиеся выполняют следующие движения:
– вращение головы вправо и влево;
– поворот головы вправо и влево;
– наклон головы вправо, влево, вперед и назад;
– круговые движения плечами вперед и назад;
– наклоны корпуса вправо и влево;
– наклоны корпуса вперед.
Встав по VI позиции:
– подъем на полупальцах в медленном и быстром темпе;
– разогрев поочередно в медленном и быстром темпе;
– приседание на одно колено, поочередно меняя ноги;
– прыжки с вытянутыми, а затем поджатыми ногами.
- Тренаж, состоящий из элементов движений классического танца.
Обучающиеся становятся в I позицию, руки держа на поясе выполняю следующие движения:
– demi u grand plié (по I и II позиции);
– battmant tandu (по I позиции);
– разминка кисти рук.
Тренаж, состоящий из элементов народно-сценического танца:
– ковырялочка (простая, с отводом носка в сторону, высокая, высокая с выбросом ноги вперед, с прыжком);
– ножницы (простые, с прыжком);
– растяжка (в сторону и вперед);
– подсечка;
– повороты вправо и влево;
– ласточка;
– сочетание движений растяжка + поворот + подсечка + ласточка.
Обучающиеся становятся по кругу и выполняют:
– основной ход осетинского народного танца «Симд» (без рук, а затем с руками);
– «Сирга» на полной стопе.
- Основная часть.
Ребята, кто из вас знаком с осетинскими детскими играми? А их немало: «Карадзийы сарты ганганынтай хъазт» (чехарда), «Тулантай хъазт» (игра в кувырки), «Уахскыл бадга хъабысай хаст» (борьба сидя на плечах), «Гапганынтай хъазт» (игры с прыжками), «Бара гама бахай хъазт» (наездники и кони) и мн.др.
– Как вы думаете, для чего нужны игры?
– Правильно, для развлечения и веселья.
А еще для, чтобы выявить наиболее умных, сильных, выносливых, мужественных, ловких. Игра – это упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры совершенствуют дух и физические качества, двигательные навыки и умения.
Танцы и игры занимали важное место в традиционном быту осетинского народа.
– Какие по характеру бывают осетинские танцы? (медленные и быстрые).
– Медленные – это плавность, грация, мягкость. Быстрые – резкие повороты, прыжки, проходы. Детские осетинские танцы и игры также включают в себя прыжки, бег, подскоки, повороты и мн.др.
– Мы с вами перечислили некоторые осетинские игры, а теперь назовите осетинские танцы, которые вы знаете («Симд», «Хонга», «Лезгинка», «Горский», «Массовый»). Осетинские танцы дают нам представление об окружающем мире древних осетин, а движения рук, ног, корпуса в танце отражают картины из их жизни.
Давайте вместе проанализируем, что общего между осетинскими танцам и играми. Итак, «Симд». Назовите его полное название (осетинский народный массовый танец). Массовый. Давайте перечислим командные массовые игры: «Гаккарис», «Слепой медведь», «Ямочки» и т.д.
Игра «Разбей шеренгу». В этой игре команды становятся в две шеренги друг против друга. В «Симде», «Хонга»», это называется «прямые линии».
«Симд Нартов» – это танец мужчин, где они создают два круга на плечах друг друга. В каких играх дети садятся друг друга на спину, на плечи? ( «Наездники и кони», «Борьба ,сидя на плечах», «Поймай меч, сидя на плечах товарища»).
«Лезгинка». Этот танец исполняют как массово, так и сольно. Каждый исполнитель демонстрирует свою удаль, ловкость, быстроту. В «Лезгинке» есть подскоки, прыжки, повороты. Все эти движения присутствуют в большинстве осетинских игр. А «Танец с кинжалами» схож с игрой «Выиграй палку», где игроки должны проявить ловкость и точность забив с размаху палку в землю.
Если проследить за детскими играми осетин, то можно заметить, что в основе большинства игр лежат элементы, связанные с силой, меткостью, ловкостью. С древних времен осетины, особенно похожи, должны были проявлять качества, характеризующие его как сильного, крепкого, сообразительного, ловкого человека.
И в заключение небольшой сюрприз. Кто из вас слышал о старинном шуточном осетинском танце – игре «Чепена»?
Сейчас мы с вами вместе и поиграем и станцуем (объясняются правила игры). Дети образуют круг, педагог – ведущая внутри круга и начинает игру словами:
– Левой ногой, чепена, (подпрыгивают на левой ноге).
Дети: Гой, гой чепена (повторяют).
– Правой ногой, чепена (подпрыгивают на правой ноге).
Дети: Гой, гой, чепена (повторяют).
– Пойдем вперед, чепена (идет вперед ,подняв руки)
Дети: Гой, гой, чепена (повторяют).
– Пойдем назад, чепена (идет назад, опуская руки).
Дети: Гой, гой, чепена (повторяют).
-Все мы спляшем, чепена, (любое движение).
Дети: Гой, гой, чепена (повторяют).
– Кругом, кругом, чепена.
Дети начинают производить движения под любую осетинскую музыку.
- Сегодня мы с вами узнали много нового и интересного об осетинских танцах и играх. О том, как они влияют на физическое, умственное, эстетическое воспитание детей. Вы узнали, что общего между танцами и играми и для чего они нужны.
Вы сегодня активно и дружно участвовали в танце – игре «Чепена». Если вам понравилось, мы обязательно будем играть в нее на наших занятиях.
- Домашнее задание.
К следующему занятию каждый из вас назовет самую, на его взгляд, интересную игру и назовет танец, который содержит в себе элементы этой игры.