автор: Наговицына Светлана Петровна

учитель – дефектолог МБДОУ детского сада № 112 “Лисичка” г.Брянска

Система дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ЗПР.

 

Система дидактических игр, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Учитель-дефектолог

Наговицына С. П.

МБДОУ д/с №112

«Лисичка»

Брянск 2018 г.

 

Система дидактических игр, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Дидактические игры на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия.

  1. «Хлопни в ладоши».

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Ход. Ребенку предлагается ряд слов, в которых есть данный звук, и в которых нет этого звука. Он должен хлопнуть в ладоши, если услышит слова с данным звуком.

  1. «Цепочки слов».

Цель: развивать фонематический слух.

Ход. Ребенку предлагается из цепочек слов выбрать на слух те, в названии которых есть данный звук.

  1. «Узнай звук».

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Ход. Ребенку предлагается ряд звуков, слогов, слов. Он должен хлопнуть в ладоши, если услышит данный звук.

  1. «Назови звук».

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Ход. Ребенку предлагается ряд слов. Ему нужно назвать первый звук в этих словах.

  1. «Хлопни – присядь».

Цель: развивать фонематический слух и  фонематическое восприятие, дифференциация звуков.

Ход. Ребенку предлагается слова с дифференцируемыми звуками. Ему нужно хлопнуть в ладоши, если он услышит один звук, и присесть, если услышит слова с другим звукам.

  1. «Назови последний звук в слове».

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Ход. Ребенку предлагается назвать последний звук в слове.

  1. «Найди слово».

Цель: развивать фонематический слух.

Ход. Ребенку предлагается  в стихотворном тексте найти слова с данным звуком.

  1. «Найди звуки».

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, дифференциация звуков.

Ход. Ребенку предлагается в стихотворном тексте найти слова с дифференцируемыми звуками.

  1. «Где спрятался звук?»

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Ход. Ребенку предлагаются слова. Он должен найти и назвать слова с данным звуком, определить место звука в слове.

  1. «Повтори».

Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

Ход. Ребенку предлагается ряд слогов с данным звуком. Ему нужно повторить слоги за педагогом.

 

Игры на формирование правильного уклада органа артикуляционного аппарата.

(На развитие артикуляционной моторики).

  1. «Качели».

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» – опустить кончик язык  за нижние зубы, на счет «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4 – 5 раз.

  1. «Чищу зубы».

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Повторить 4 – 5 раз.

  1. «Вкусное варенье».

Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы.

Ход. Ребенку предлагается слегка приоткрыть рот, широким кончикам языка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз. Повторить 4 – 5 раз.

  1. «Грибок».

Цель: выработать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, приоткрыть рот, щелкнуть языком и присосать его к небу. Удерживать его в течение 10 сек., повторить 3 – 4 раза.

  1. «Гармошка».

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъема языка.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, приоткрыть рот, медленно щелкнуть языком и присосать его к небу. Не опуская языка, закрывать и открывать рот. Повторить 3 – 4 раза.

  1. «Лошадка».

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать подъем языка вверх.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, широко открыть рот, щелкнуть языком громко и энергично. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а работал только язык. Выполнять в течении 20 сек.

  1. «Язык – силач».

Цель: отрабатывать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

Ход. Ребенку предлагается слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик языка к нижним передним зубам, упирать язык в зубы. Повторить 5 – 6 раз.

  1. «Чашечка».

Цель: вырабатывать умение делать язык широким, приподнимая его край и удерживая форму чашечки.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Удерживать в таком положении подсчет до 5. повторить 3 – 4 раза.

  1. «Киска сердиться».

Цель: отрабатывать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые кроя языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать в таком положении под счет до 10. Повторить 3 – 4 раза.

  1. «Маляр».

Цель: отработать подъем языка вверх и его подвижность.

Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить его по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счет до 10. Повторить  4 – 5 раз.

Игры для развития мелкой моторики рук.

  1. «Заготавливаем капусту».

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Ход. Ребенку предлагается выполнять действия и произносить слова.

– Мы капусту рубим! (2 раза) – прямыми, напряженными ладонями имитировать движения топора: вверх – низ.

– Мы капусту солим! (2 раза) – пальцы собраны «щепотью», «солить капусту».

– Мы капусту жмём! (2 раза) – энергично сжимать пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно.

– Мы морковку трем! (2 раза) – пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх – вниз по ладони другой руки. Затем поменять руки.

  1. «Семья».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход.  И. п.: сжать пальцы в кулак. Затем по очереди разжать их, начиная с большего пальца.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Это я.

Вот и вся моя семья.

На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.

  1. «Цепочка».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход. Поочередно соединять большей палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большей с указательным, большей со средним и т.д.). Через них попеременно «пропускаем колечки

Из пальцев правой руки.

Колечко с колечком соединяем,

Цепочку из пальцев мы получаем.

  1. «Цветок».

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Ход. И.п.: ладони поднят вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.

Цветок распускается: развести одновременно пальцы рук в стороны, а потом свести пальцы вместе.

Солнце поднимается – Цветок распускается!

Солнышко садиться – Цветок спать ложиться.

  1. «Домик».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход. И.п.: пальцы сжаты в кулачек. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого пальца.

Раз, два, три, четыре, пять – (разгибать пальцы)

Вышли пальчики гулять. (ритмично сжимать и разжимать пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять – (сгибать все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять. (ритмично разжимать и сжимать пальцы в кулак)

  1. «Пальчики здороваются».

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Ход. И.п.: расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы.

Кончиком большего пальца поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем – другой, после – двумя руками одновременно. «Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам.

  1. «Пальчик – мальчик».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход. И.п.: пальцы сжимать в кулачок.

Поочередно разгибать все пальчики, начиная с мизинца. При затруднении можно помогать себе другой рукой.

– Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

  1. «Месим тесто».

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Ход. Руками имитируют процесс вымешивания теста.

– Тесто мнем, мнем, мнем! – (очень энергично сжимать и разжимать руки в кулачки одновременно и поочередно)

– Тесто мнем, мнем, мнем!

Пироги мы испечем! – (руками совершать движения, как будто мнем снежки)

  1. «Дружные ребята».

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход. Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются).

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваются подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки)

Раз, два, три, четыре, пять…

(Поочередно соединять одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять…

(Поочередное касание)

Мы закончили считать

(Кисти  рук опустить вниз, встряхнуть).

  1. «Замок».

Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Ход. И.п.: Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движения имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок

(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)

Кто его открыть бы слог?

– Потянули!

(Пальцы – в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их)

– Покрутили!

(Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе)

– Постучали!

(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга)

И – открыли!

(Расцепить пальцы).

 

Дидактические игры на формирование и закрепление правильного произношения звуков.

  1. «Найди и назови».

Цель: автоматизация звука в словах, фразах.

Оборудование: предметные картинки.

Ход. Ребенку предлагается среди картинок найти и назвать картинки с данным звуком. Составить с ним предложения.

  1. «Узнай звук».

Цель: автоматизация звука в начале слова, развитие звукового анализа слов.

Оборудование: предметные картинки.

Ход. Ребенку предлагаются картинки. Ему нужно выбрать те, в названии которых данный звук стоит в начале слова.

  1. «Разложи картинки».

Цель: дифференциация звуков в словах.

Оборудование: предметные картинки.

Ход. Предлагаются предметные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенку необходимо разложить их на 2 стопки: в первой картинки с одним из дифференцируемых звуков, во второй – с другим дифференцируемым звуком.

  1. «Подарок для куклы».

Цель: автоматизация звука в словах

Оборудование: предметные картинки.

Ход. Ребенку предлагают предметные картинки.  Он должен отобрать те картинки, в названии которых есть данный звук.

  1. «Где спрятался звук?»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие звукового анализа слов.

Оборудование: предметные картинки.

Ход. Ребенку предлагают предметные картинки.  Ему нужно назвать картинки с заданным звуком.

  1. «Назови слово».

Цель: автоматизация звука в словах.

Ход. Ребенку предлагается придумать и назвать  слова с данным звуком.

  1. «Фрукты и овощи».

Цель: дифференциация звуков в словах.

Оборудование: предметные картинки, 2 корзинки.

Ход. Ребенку предлагаются предметные картинки с изображением фруктов и овощей. Ему нужно разложить картинки с  дифференцируемыми звуками в 2 корзинки.

  1. «Закончи предложения».

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мышления.

Ход. Ребенку предлагаются незаконченные предложения. Ему нужно закончить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова с данным звуком.

  1. «Придумай слово».

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудования: мяч.

Ход. Педагог бросает ребенку мяч, а ребенок, возвращая его, называет слово с данным звуком.

  1. «Построй домик».

Цель: закрепление правильного произношения звука в словах.

Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках), большой треугольник (крыша).

Ход. Ребенку предлагается построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть данный звук), выбирая только кирпичики, в в названии картинок которых слышится данный звук.

  1. «Собери цветочек».

Цель: закрепление правильного произношения звука в словах, развитие зрительной памяти.

Оборудование: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход. Ребенку предлагается собрать цветочек, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется данный звук. После того, как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ему закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

  1. «Солнышко».

Цель: закрепление правильного произношения звука в словах, развитие звукового анализа слова.

Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход. Ребенку предлагается собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится данный звук.

  1. «Собери яблочки».

Цель: закрепления умения дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Оборудование: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезами.

Ход. Ребенку предлагается собрать яблоки в корзину. В одну корзину нужно собрать яблоки, на которых нарисованы картинки с одним из дифференцируемых звуков, а в другую – со вторым дифференцируемым звуком.

  1. «Кукла наряжается».

Цель: автоматизация звука в словах, фразах.

Оборудование: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход. Перед ребенком раскладываются платья, и предлагается нарядить куклу в те платья, на которых есть картинка с данным звуком в её названии.

  1. «Собери бусы».

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги.

Ход. Ребенку предлагается собрать бусы, выбирая из них те, в названии которых есть данный звук.

  1. «Паровоз».

Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительной памяти.

Оборудование: паровоз и вагончики с наклеенными предметными картинками.

Ход. Ребенку предлагается составить паровозик, выбирая только те вагончики, в названии картинок которых слышится заданный звук. Затем ребенку предлагается отвернуться и по памяти назвать картинки на вагончиках.

  1. «Разложи ёлочки».

Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного восприятия, мышления.

Оборудование: предметные картинки, наклеенные на ёлочки разной величины.

Ход. Ребенку предлагается разложить ёлочки в порядке убывания – от самой большой до самой маленькой, выбирая только те, которые украшены картинками с данным звуком в названии.

  1. «Сложи пирамидку».

Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного восприятия, мышления.

Оборудование: предметные картинки, наклеенные на разноцветные кружки разной величины.

Ход. Ребенку предлагается сложить пирамидку из фигур, выбирая только те, на которых наклеена картинка с заданным звуком в названии. Ребенок должен сложить пирамиду по всем правилам, отбирая фигуры в порядке их уменьшения.

  1. «Украсим ёлочку».

Цель: автоматизация звука в словах, фразах.

Оборудование: силуэт ёлочки, «ёлочные шары» с наклеенными предметными картинками.

Ход. Ребенку предлагается украсить ёлочку шарами, выбирая те, на которых нарисована картинка с данным звуком в названии. Затем предлагается составить предложения про самые красивые шары.

  1. «Весёлые матрёшки».

Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного восприятия, мышления.

Оборудование: предметные картинки, наклеенные на силуэты матрёшек разной величины.

Ход. Ребенку предлагается построить матрешек по росту, выбирая те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.

 

Система дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ЗПР.