автор: Наговицына Светлана Петровна
учитель – дефектолог МБДОУ детского сада № 112 “Лисичка” г.Брянска
Система дидактических игр, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Система дидактических игр, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Учитель-дефектолог
Наговицына С. П.
МБДОУ д/с №112
«Лисичка»
Брянск 2018 г.
Система дидактических игр, направленных на формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Дидактические игры на развитие фонематического слуха, фонематического восприятия.
- «Хлопни в ладоши».
Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Ход. Ребенку предлагается ряд слов, в которых есть данный звук, и в которых нет этого звука. Он должен хлопнуть в ладоши, если услышит слова с данным звуком.
- «Цепочки слов».
Цель: развивать фонематический слух.
Ход. Ребенку предлагается из цепочек слов выбрать на слух те, в названии которых есть данный звук.
- «Узнай звук».
Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Ход. Ребенку предлагается ряд звуков, слогов, слов. Он должен хлопнуть в ладоши, если услышит данный звук.
- «Назови звук».
Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Ход. Ребенку предлагается ряд слов. Ему нужно назвать первый звук в этих словах.
- «Хлопни – присядь».
Цель: развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, дифференциация звуков.
Ход. Ребенку предлагается слова с дифференцируемыми звуками. Ему нужно хлопнуть в ладоши, если он услышит один звук, и присесть, если услышит слова с другим звукам.
- «Назови последний звук в слове».
Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Ход. Ребенку предлагается назвать последний звук в слове.
- «Найди слово».
Цель: развивать фонематический слух.
Ход. Ребенку предлагается в стихотворном тексте найти слова с данным звуком.
- «Найди звуки».
Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, дифференциация звуков.
Ход. Ребенку предлагается в стихотворном тексте найти слова с дифференцируемыми звуками.
- «Где спрятался звук?»
Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Ход. Ребенку предлагаются слова. Он должен найти и назвать слова с данным звуком, определить место звука в слове.
- «Повтори».
Цель: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Ход. Ребенку предлагается ряд слогов с данным звуком. Ему нужно повторить слоги за педагогом.
Игры на формирование правильного уклада органа артикуляционного аппарата.
(На развитие артикуляционной моторики).
- «Качели».
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.
Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, открыть широко рот, на счет «раз» – опустить кончик язык за нижние зубы, на счет «два» – поднять язык за верхние зубы. Повторить 4 – 5 раз.
- «Чищу зубы».
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.
Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Повторить 4 – 5 раз.
- «Вкусное варенье».
Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки-пиалы.
Ход. Ребенку предлагается слегка приоткрыть рот, широким кончикам языка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз. Повторить 4 – 5 раз.
- «Грибок».
Цель: выработать подъем языка вверх, растягивая подъязычную уздечку.
Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, приоткрыть рот, щелкнуть языком и присосать его к небу. Удерживать его в течение 10 сек., повторить 3 – 4 раза.
- «Гармошка».
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъема языка.
Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, приоткрыть рот, медленно щелкнуть языком и присосать его к небу. Не опуская языка, закрывать и открывать рот. Повторить 3 – 4 раза.
- «Лошадка».
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать подъем языка вверх.
Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, широко открыть рот, щелкнуть языком громко и энергично. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а работал только язык. Выполнять в течении 20 сек.
- «Язык – силач».
Цель: отрабатывать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.
Ход. Ребенку предлагается слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик языка к нижним передним зубам, упирать язык в зубы. Повторить 5 – 6 раз.
- «Чашечка».
Цель: вырабатывать умение делать язык широким, приподнимая его край и удерживая форму чашечки.
Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Удерживать в таком положении подсчет до 5. повторить 3 – 4 раза.
- «Киска сердиться».
Цель: отрабатывать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами.
Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые кроя языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать в таком положении под счет до 10. Повторить 3 – 4 раза.
- «Маляр».
Цель: отработать подъем языка вверх и его подвижность.
Ход. Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить его по небу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счет до 10. Повторить 4 – 5 раз.
Игры для развития мелкой моторики рук.
- «Заготавливаем капусту».
Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.
Ход. Ребенку предлагается выполнять действия и произносить слова.
– Мы капусту рубим! (2 раза) – прямыми, напряженными ладонями имитировать движения топора: вверх – низ.
– Мы капусту солим! (2 раза) – пальцы собраны «щепотью», «солить капусту».
– Мы капусту жмём! (2 раза) – энергично сжимать пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно.
– Мы морковку трем! (2 раза) – пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх – вниз по ладони другой руки. Затем поменять руки.
- «Семья».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход. И. п.: сжать пальцы в кулак. Затем по очереди разжать их, начиная с большего пальца.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Это я.
Вот и вся моя семья.
На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.
- «Цепочка».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход. Поочередно соединять большей палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большей с указательным, большей со средним и т.д.). Через них попеременно «пропускаем колечки
Из пальцев правой руки.
Колечко с колечком соединяем,
Цепочку из пальцев мы получаем.
- «Цветок».
Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.
Ход. И.п.: ладони поднят вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.
Цветок распускается: развести одновременно пальцы рук в стороны, а потом свести пальцы вместе.
Солнце поднимается – Цветок распускается!
Солнышко садиться – Цветок спать ложиться.
- «Домик».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход. И.п.: пальцы сжаты в кулачек. Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого пальца.
Раз, два, три, четыре, пять – (разгибать пальцы)
Вышли пальчики гулять. (ритмично сжимать и разжимать пальцы).
Раз, два, три, четыре, пять – (сгибать все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять. (ритмично разжимать и сжимать пальцы в кулак)
- «Пальчики здороваются».
Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.
Ход. И.п.: расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы.
Кончиком большего пальца поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем – другой, после – двумя руками одновременно. «Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам.
- «Пальчик – мальчик».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход. И.п.: пальцы сжимать в кулачок.
Поочередно разгибать все пальчики, начиная с мизинца. При затруднении можно помогать себе другой рукой.
– Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
- «Месим тесто».
Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.
Ход. Руками имитируют процесс вымешивания теста.
– Тесто мнем, мнем, мнем! – (очень энергично сжимать и разжимать руки в кулачки одновременно и поочередно)
– Тесто мнем, мнем, мнем!
Пироги мы испечем! – (руками совершать движения, как будто мнем снежки)
- «Дружные ребята».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Ход. Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично соединяются в «замок» и разъединяются).
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Одновременно дотрагиваются подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки)
Раз, два, три, четыре, пять…
(Поочередно соединять одноименные пальцы: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять…
(Поочередное касание)
Мы закончили считать
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть).
- «Замок».
Цель: развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.
Ход. И.п.: Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движения имитировать слова стихотворения.
На двери висит замок
(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)
Кто его открыть бы слог?
– Потянули!
(Пальцы – в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их)
– Покрутили!
(Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе)
– Постучали!
(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга)
И – открыли!
(Расцепить пальцы).
Дидактические игры на формирование и закрепление правильного произношения звуков.
- «Найди и назови».
Цель: автоматизация звука в словах, фразах.
Оборудование: предметные картинки.
Ход. Ребенку предлагается среди картинок найти и назвать картинки с данным звуком. Составить с ним предложения.
- «Узнай звук».
Цель: автоматизация звука в начале слова, развитие звукового анализа слов.
Оборудование: предметные картинки.
Ход. Ребенку предлагаются картинки. Ему нужно выбрать те, в названии которых данный звук стоит в начале слова.
- «Разложи картинки».
Цель: дифференциация звуков в словах.
Оборудование: предметные картинки.
Ход. Предлагаются предметные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенку необходимо разложить их на 2 стопки: в первой картинки с одним из дифференцируемых звуков, во второй – с другим дифференцируемым звуком.
- «Подарок для куклы».
Цель: автоматизация звука в словах
Оборудование: предметные картинки.
Ход. Ребенку предлагают предметные картинки. Он должен отобрать те картинки, в названии которых есть данный звук.
- «Где спрятался звук?»
Цель: автоматизация звука в словах, развитие звукового анализа слов.
Оборудование: предметные картинки.
Ход. Ребенку предлагают предметные картинки. Ему нужно назвать картинки с заданным звуком.
- «Назови слово».
Цель: автоматизация звука в словах.
Ход. Ребенку предлагается придумать и назвать слова с данным звуком.
- «Фрукты и овощи».
Цель: дифференциация звуков в словах.
Оборудование: предметные картинки, 2 корзинки.
Ход. Ребенку предлагаются предметные картинки с изображением фруктов и овощей. Ему нужно разложить картинки с дифференцируемыми звуками в 2 корзинки.
- «Закончи предложения».
Цель: автоматизация звука в словах, развитие мышления.
Ход. Ребенку предлагаются незаконченные предложения. Ему нужно закончить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова с данным звуком.
- «Придумай слово».
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудования: мяч.
Ход. Педагог бросает ребенку мяч, а ребенок, возвращая его, называет слово с данным звуком.
- «Построй домик».
Цель: закрепление правильного произношения звука в словах.
Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках), большой треугольник (крыша).
Ход. Ребенку предлагается построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть данный звук), выбирая только кирпичики, в в названии картинок которых слышится данный звук.
- «Собери цветочек».
Цель: закрепление правильного произношения звука в словах, развитие зрительной памяти.
Оборудование: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход. Ребенку предлагается собрать цветочек, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется данный звук. После того, как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ему закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
- «Солнышко».
Цель: закрепление правильного произношения звука в словах, развитие звукового анализа слова.
Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход. Ребенку предлагается собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится данный звук.
- «Собери яблочки».
Цель: закрепления умения дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Оборудование: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезами.
Ход. Ребенку предлагается собрать яблоки в корзину. В одну корзину нужно собрать яблоки, на которых нарисованы картинки с одним из дифференцируемых звуков, а в другую – со вторым дифференцируемым звуком.
- «Кукла наряжается».
Цель: автоматизация звука в словах, фразах.
Оборудование: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход. Перед ребенком раскладываются платья, и предлагается нарядить куклу в те платья, на которых есть картинка с данным звуком в её названии.
- «Собери бусы».
Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги.
Ход. Ребенку предлагается собрать бусы, выбирая из них те, в названии которых есть данный звук.
- «Паровоз».
Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительной памяти.
Оборудование: паровоз и вагончики с наклеенными предметными картинками.
Ход. Ребенку предлагается составить паровозик, выбирая только те вагончики, в названии картинок которых слышится заданный звук. Затем ребенку предлагается отвернуться и по памяти назвать картинки на вагончиках.
- «Разложи ёлочки».
Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного восприятия, мышления.
Оборудование: предметные картинки, наклеенные на ёлочки разной величины.
Ход. Ребенку предлагается разложить ёлочки в порядке убывания – от самой большой до самой маленькой, выбирая только те, которые украшены картинками с данным звуком в названии.
- «Сложи пирамидку».
Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного восприятия, мышления.
Оборудование: предметные картинки, наклеенные на разноцветные кружки разной величины.
Ход. Ребенку предлагается сложить пирамидку из фигур, выбирая только те, на которых наклеена картинка с заданным звуком в названии. Ребенок должен сложить пирамиду по всем правилам, отбирая фигуры в порядке их уменьшения.
- «Украсим ёлочку».
Цель: автоматизация звука в словах, фразах.
Оборудование: силуэт ёлочки, «ёлочные шары» с наклеенными предметными картинками.
Ход. Ребенку предлагается украсить ёлочку шарами, выбирая те, на которых нарисована картинка с данным звуком в названии. Затем предлагается составить предложения про самые красивые шары.
- «Весёлые матрёшки».
Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного восприятия, мышления.
Оборудование: предметные картинки, наклеенные на силуэты матрёшек разной величины.
Ход. Ребенку предлагается построить матрешек по росту, выбирая те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.