автор: Нейверт Анна Владимировна

Воспитатель МАДОУ “Детский сад №264”, г. Барнаул

“Роль искусства в развитии познавательной активности дошкольников”

РОЛЬ ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Статья посвящена вопросам методики художественного воспитания детей дошкольного возраста, специфики общения с искусством в раннем детском возрасте. Отмечается ключевая роль эмоциональных реакций детей в процессе общения с искусством.

Ключевые слова: детство, искусство, эстетический вкус, эмоциональная сфера, художественное воспитание.

Размышления о смысле детства, его сущности, статусе в обществе занимают устойчивое место в мировой культуре и научной мысли. Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, – это «период первоначального фактического склада личности» [1, с. 69]. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Эмоциональная сфера. Как доказывают в своих работах В.П. Зинченко, Ш.А. Амонашвили, Д.И. Фельдштейн, если в дошкольном возрасте не начата и грамотно не построена работа с ребенком, оказываются упущенными многие возможности его личностного развития.

Раннее детство – период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У него своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

С помощью эмоций и чувств ребенок познает окружающий мир, начинает его понимать по-новому. В настоящее время все большее внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, забывая про эмоционально-личностную сферу. Часто не учитывается, что наиболее высокий уровень развития личности может обеспечить только их взаимосвязь.

Современное содержание дошкольного образования предусматривает гармоничное и разностороннее развитие ребенка при условии построения педагогического процесса на принципах гуманизации и демократизации. Одним из эффективных и незаменимых средств творческого развития ребенка старшего дошкольного возраста является искусство (изобразительное и декоративно-прикладное). Своим разнообразным, неповторимым миром оно способно тронуть душу, пробудить желание творить, воспитать уважение к ценностям культуры, развивать психические познавательные процессы и т.д.

Именно поэтому среди приоритетных направлений образовательной работы в современном дошкольном заведении надлежащее место занимает художественно-эстетическое и креативное развитие личности в процессе творческой деятельности. Оно открывает ребенку мир красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, дарит широкие возможности для развития эмоционально-эстетических чувств. В современной дошкольной практике искусство представлено достаточно широко.

Так, например, одним из необходимых условий развития эстетической культуры детей считается использование в педагогической работе произведений народного искусства. Народное искусство оказывает огромное воздействие на ребенка, который «…мыслит формами, красками, звуками, ощущениями…» (К.Д. Ушинский) [2, с. 4]. Важность народного искусства отмечает и О.В. Павлова: «Каждый народ передает новым поколениям свое видение красоты жилищ, интерьеров, посуды, одежды, хранит обычаи, традиции. Если такое освоение будет происходить эмоционально, то оно явится причиной стойкого интереса не только к изобразительному искусству, но и к культуре в целом» [3, с. 4].

Расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста о разных видах изобразительного искусства происходит во время знакомства с произведениями выдающихся художников. Это может происходить как в музеях, так и в пределах дошкольного учреждения. Детей важно учить выявлять характерные средства выразительности конкретного образа, высказывать свое мнение по поводу увиденного, формировать индивидуальные эстетические вкусы.

Искусство присутствует в практике дошкольного образования и в форме непосредственного детского творчества. В работе «Изобразительное искусство для дошкольников» И.В. Ланина и Н.В. Кучеева предлагают уделять особое внимание анализу детских работ: «…оценивать нужно не действия или личные качества детей, а их индивидуальные достижения, воспроизведенные в рисунке, аппликации, скульптуре, конструкции и т.д.» [4, с. 22]. Необходимо научить детей видеть и ценить в каждой из картин, скульптур их неповторимость.

Проблемой восприятия искусства дошкольниками занимались разные исследователи.

Т. А. Николкина, педагог – практик, автор – составитель пособия «Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе», предлагает три раздела занятий: декоративное рисование, рисование с натуры и тематическое рисование (беседы об изобразительном искусстве). При организации изобразительной деятельности необходимо соблюдать ряд принципов:

  1. Тщательный отбор художественного материала по различным видам искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи между собой.
  2. Активное включение детей в художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную.
  3. Создание эмоционально-положительного климата на занятиях художественно-творческой деятельностью, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.п.

Г. С. Швайко, педагог, автор программы «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», в подготовительной группе реализует посредством искусства главным образом познавательные задачи, в связи с чем предлагает 9 циклов изобразительных занятий: осенние натюрморты, осенние пейзажи, птицы, дымковские игрушки, здания и транспорт, русские народные сказки, рисование штрихами, хохломские узоры, цветущая весна. Каждая задача повторяется в занятиях не менее двух раз на разном содержании, что способствует усвоению материала.

Таким образом, каждый из авторов, предлагает свою систему работы с дошкольниками по изобразительному искусству. В основном эта работа нацелена на познание и усвоение нового материала, и в ней почти совсем отсутствует цель воспитания эмоционального восприятия и переживания.

Дети поют, читают стихи, танцуют. Они не только «исполнители», но и «творцы» – они сочиняют песенки, воплощают свои замыслы в рисунках, в лепке. Это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают стихи, сказки, музыку, рассматривают картинки, проявляют большой интерес к восприятию искусства, задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при рассматривании или слушании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве.

Все виды художественной деятельности осваиваются в дошкольном детстве – и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Дело взрослых – создать условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.

В своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено детьми, но с раннего детства их можно и нужно приобщать к наиболее доступным его формам. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь. Художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия – вот с чего начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств – они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний. Лишь в этом случае искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка.

Можно задуматься: почему именно эти несложные художественные творения могут сыграть особую роль в воспитании ребенка? Приобщая ребенка к накопленному человечеством опыту, взрослый помогает освоить то, что духовно и практически доступно ему на раннем этапе развития. И мир осваивается ребенком не только через мышление, но и в процессе художественного освоения действительности.

Если всерьез рассматривать проблему искусства для детей, то одной из основных задач будет максимально возможная ориентация ребенка не на масс-культуру, а на качественные, формирующие высокий вкус и духовные ценности, произведения. Комментарий к ним взрослого ребенок поймет гораздо позже, но воздействие произведения искусства от этого не уменьшится. С. Заграевский утверждает, что: « в искусстве отличить добро от зла не легче, чем в жизни» [5].

Психолог, педагог, искусствовед А.В. Бакушинский, исследуя в своей книге художественно-творческое развитие ребенка, приоткрывает тайны человеческой психики. Опираясь на многолетние исследования, он подошел к решению задачи воспитания творческой личности, умеющей созидать и эстетически воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.

А.В. Бакушинский значительно расширил область художественного творчества для изучения детьми. Художественное развитие детей он рассматривает с рождения до юношеского возраста. Один из важных выводов его исследования касается не только детей, но и взрослых. «Так, если у ребенка или взрослого человека по ряду внешних причин не было случая к проявлению себя в пространственном творчестве, способность к нему продолжает оставаться в неразвернутом, сумеречном состоянии при наличности одновременного развития других сторон жизнедеятельности и высокой культуры прочих способностей. Получаемый иногда изнутри, иногда извне толчок пробуждает способность к действию» [6, c.14].

Дошкольный возраст – это период построения фундамента личности. Важно, и крайне необходимо, именно в этот период детства рассмотреть в ребенке его способности. Иногда, даже двухлетний малыш удивляет своей способностью видеть мир: рисуя солнце желтой и черной краской, он таким образом намекает, что туча закрыла солнце.

Старший дошкольник уже видит мир намного шире и многограннее. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

А.В. Бакушинский считал, что «каждый возраст имеет для себя свою собственную ценность» [6, с. 15] Важным в своих исследованиях он считал свободу художественного творчества, но не исключал педагогического руководства.

В процессе профессионального общения с детьми дошкольного возраста и в результате изучения достаточного объёма художественно-педагогических источников у нас возникло предположение об особой роли искусства в эмоциональном становлении личности детей.

Искусство для детей подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых, но оно также разнообразно по видам и жанрам. Отбирая произведения для детей, мы опираемся и на народное творчество, и на классику, и на современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение.

Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь художественным отображением действительности, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время.

Приобщать детей к искусству можно и даже нужно с самого рождения. В дошкольном возрасте они наиболее восприимчивы к различным видам искусства. Именно на этой стадии развития важно начинать формировать любовь ребенка к классическому искусству.

Исходя из потребностей практики, особенностей развития детей раннего возраста и характера самого искусства мы пришли к необходимости построения новой методики общения детей с искусством на занятиях в детском саду. В настоящее время мы делает первые шаги в данном направлении: сформирована основная идея и цель нашего эксперимента и опробованы некоторые из экспериментальных форм. Так, например, была разработана и экспериментально проверена методика работы с этическими понятиями на основе материала детского мультипликационного фильма «Просто так». После целенаправленного просмотра мультфильма была организована с детьми беседа, в ходе которой мы вместе с ними пришли к пониманию значения слов «бескорыстие» и «бескорыстная помощь».

Искусство в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего, на его эстетическое развитие. Важно подвести ребенка к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое и воспитывать эстетические чувства.

Таким образом, исследователи и педагоги, говоря о восприятии искусства дошкольниками, предлагают нам решение познавательных задач, создание эмоционально – положительного климата на занятиях, учет индивидуальных достижений детей, и наиболее важное – эмоциональное восприятие произведения искусства.

 

Список литературы

  1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 1997. – 177 с.
  2. Николкина Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе. – Волгоград: Учитель. – 2013. – 147 с.
  3. Павлова О.В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Подготовительная группа. Комплексные задания. – Волгоград: Учитель. – 2012. – 187 с.
  4. Ланина И.В., Кучеева Н.В. Изобразительное искусство для дошкольников. – Харьков: Ранок. – 2012. – 128 с.
  5. Заграевский С. Искусство для детей и не только для них [Электронный ресурс]/Режим доступа:  (Дата обращения:28.03.2016)
  6. Бакушинский А.В., Копцева Т.А., Фомина Н.Н. Художественное творчество и воспитание. – М.: Педагогика детства. – 2009. – 51 с.
Роль искусства в развитии познавательной активности дошкольников