Нормы речевого развития

Как же узнать, соответствует ли речь ребенка норме? Я хочу поделиться с вами данными, которые еще в 1981 году были выделены Е.М. Мастюковой и остаются актуальными и на сегодняшний день.

Основные показатели довербального и вербального развития:

1️⃣ месяц – Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком
2⃣ месяца – Улыбка при общении 👶
3️⃣ месяца – Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
4️⃣ месяца – Дифференцированность комплекса оживления, смех
5️⃣ месяцев – Дифференциация направления звука, певучее гуление
6⃣ месяцев – Лепет 💕
7️⃣ месяцев – Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик – вызванная реакция
8️⃣ месяцев – Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба, да-да, па-па, ма-ма и т.п.
9⃣ месяцев – Общение с помощью жестов, игра в «ладушки» 👏
1️⃣0️⃣ месяцев – Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией
1️⃣1️⃣ месяцев – Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
1️⃣2️⃣ месяцев – Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом
1️⃣5️⃣ месяцев – Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста
1⃣8⃣ месяцев – Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов 🙂
2️⃣1️⃣ месяц – Показывает 3 части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас – 20 слов
2️⃣4️⃣ месяца – Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне; предложения строит из 2 слов
3⃣0⃣ месяцев – Адекватно использует местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один» ☝
3️⃣6️⃣ месяцев – Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку»

Нормы речевого развития