О некоторых юридических аспектах работы учителя

В наше время у учителей все чаще возникают вопросы юридического характера. Кто может изменить положение о распределении стимулирующих выплат? Каковы правила получения звания «Ветеран труда»? Отвечает ли классный руководитель за своих учеников на перемене? На эти и другие вопросы ответы в нашем материале.

Как учителю, находящемуся в декретном отпуске, уйти в другой декретный отпуск?
Более всего интересует, как будет осуществляться выплата по больничному и начисление по уходу на второго ребенка?

Получаете больничный лист, приносите в бухгалтерию.

Вы не написали про возраст имеющегося ребенка. Если ему на момент оформления больничного листа по беременности и родам будет меньше полутора лет, пишете заявление о прекращении отпуска по уходу за ребёнком до полутора лет, как при выходе на работу. Вы числитесь на своём рабочем месте, при этом находитесь на больничном. Этот период, до оформления льготного отпуска по уходу за ребёнком до полутора лет, считается отработанным периодом и за это полагается ежегодный отпуск на общих основаниях, который вы можете получить по истечению периода отпуска до полутора лет, а после можете оформить льготный отпуск до 3 лет, неоплачиваемый.

Если ваш текущий декретный отпуск заканчивается немного раньше, чем до оформления больничного листа, можете использовать между ними не использованный очередной отпуск, если таковой остался с того периода, пока вы работали.

Если нет такой возможности, пишите заявление на льготный отпуск по уходу за ребёнком до 3 лет и продолжаете сидеть дома. А как только получите больничный лист, по той же схеме идете писать заявление о прекращении отпуска, как будто выходите на работу.

Далее вступает в силу ваш больничный лист.

Влияет ли на получение звания «Ветеран труда» грамота Минобрнауки?
Получила грамоту Министерства образования РФ. Оказывается, на ветеранство она теперь не влияет? Стаж работы 27 лет.

С 1 июля 2016 г. изменены требования к присвоению звания «Ветеран труда» для награжденных ведомственными знаками отличия.

Право на присвоение такого звания дают лишь ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). При этом каждое ведомство может учредить только 1 такой знак отличия.

В Минобрнауки России им стала медаль Министерства (Приказ Минобрнауки России от 26.09.2016 N 1223 «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации» (вместе с «Положением о Золотом знаке отличия Министерства образования и науки Российской Федерации», «Положением о ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2016 N 44439).

Обращаю внимание, что частью 3 статьи 8 Федерального закона № 388-ФЗ установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 г. ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Таким образом, педагоги, которые до 30 июня 2016 года были награждены ведомственными знаками отличия в труде, в частности, ведомственными наградами Минобрнауки России:
– медалью К.Д. Ушинского;
– почетными званиями:
«Почетный работник общего образования Российской Федерации»,
«Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации»,
«Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации»,
«Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», «Почетный работник науки и техники Российской Федерации»;
– нагрудными знаками:
«За развитие научно-исследовательской работы студентов»,
«За милосердие и благотворительность»;
– Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации;
– Благодарностью Министерства образования и науки Российской Федерации,
сохраняют свое право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

С 1 июля 2016 года Золотой знак отличия Министерства образования и науки Российской Федерации является единственной ведомственной наградой Минобрнауки России, которая в настоящее время дает право на присвоение звания «Ветеран труда».

Несет ли классный руководитель ответственность за жизнь и здоровье учеников своего класса во время перемены?
В нашей школе администрация утверждает, что классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье учеников своего класса с момента прихода учеников в школу и до момента их ухода после уроков. Так ли это?

Ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних во время учебного процесса в образовательных учреждениях несет само образовательное учреждение. На уроках за детей отвечает учитель, во время перемены — дежурный администратор и дежурный учитель, в детском саду ответственность за жизнь и здоровье несет воспитатель. Директор же несет личную ответственность за каждого учащегося, находящегося на территории образовательного учреждения.

Возникновение конфликтов между учащимися и, соответственно, возможность получения ими всевозможных травм обычно происходит в период свободного от занятий времени.

В связи с чем дежурный учитель обязан принимать участие в организации деятельности учащихся и контролировать соблюдение ими правил поведения учащихся.

Завуч, ведущий уроки, является совместителем?
Являюсь заместителем директора по УВР и веду часы математики в этой же школе. Является ли это внутренним совместительством?

Трудовым законодательством РФ четко определено, что значит внутреннее совместительство. Совместители — это те сотрудники, которые в свободное от основной работы время выполняют другую регулярную работу у этого же работодателя (ст. 60.1 ТК РФ). Каждый работник может в свободное от своей основной работы время выполнять другую регулярную работу в той же организации, где он работает в настоящее время, или на любом ином предприятии. Такая работа называется совместительством (ст. 282 ТК РФ). Такой вид занятости следует отличать от совмещения профессий (должностей) и увеличения объема работы по основному месту работы. В отличие от внутреннего совместительства при совмещении профессий (должностей) сотрудник выполняет дополнительную другую работу (по другой должности (профессии)) в течение рабочего дня наряду с основной работой.

Кто может изменить положение о распределении стимулирующих средств в школе?
Такая ситуация, у нас в школе постоянно возникают споры по распределению стимулирующих средств. И давно стоит вопрос о корректировке положения. Сегодня снова подняли этот вопрос, на что директор сказал, что положение имеют право исправлять только те, кто состоит в профкоме, и администрация, а все остальные должны с этим согласиться. То есть обычные учителя не имеют права голоса в этом случае?

Полагаю, что автор вопроса не совсем понял или неверно интерпретировал слова руководителя. Могу предположить, что Положение о распределении стимулирующего фонда является составной частью Коллективного договора, заключенного в учреждении.

Сторонами Коллективного договора, скорее всего, являются администрация и первичная профсоюзная организация, которая и представляет интересы работников (ВСЕХ! вне зависимости от членства в профсоюзе).

Таким образом, чтобы внести изменения в Положение, одна из сторон коллективного договора (в данном случае профорганизация) должна об этом заявить, основываясь на пожеланиях членов коллектива.

И еще один важный момент для понимания. Первичная профсоюзная организация может представлять единолично интересы работников, если не менее 51 % членов коллектива (считаются все работники организации) состоят в профсоюзе.

Если это условие не соблюдено, то тогда есть два варианта:
1. Работники, которые не состоят в профсоюзе, делегируют профсоюзу право представлять их интересы на переговорах.
2. Создается единый орган из представителей работников и профсоюза.

О некоторых юридических аспектах работы учителя