автор: Павлова Лариса Станиславовна

Учитель географии МБОУ “Старицкая СОШ” г. Старица Тверская область

Разработка урока по географии 5 класс по теме “География в эпоху средневековья”

Ибн Баттута

(1304 – ок. 1369 или 1377)

 

Арабский путешественник и писатель

 

      Абу Абдаллах Ибн Баттута родился в городе Танжер (Марокко) в знатной мусульманской семье.

      Ибн Баттута был великим путешественником. Вся его жизнь прошла в странствиях. По морю и по суше он посетил северные и восточные земли Африки, государства арабского мира, Крым, Кавказ, южные территории современной России, Индию, Китай и другие дальние страны.

      В 1355–1356 годах в городе Фес (Марокко) он написал сочинение о своих странствиях. Книга называлась «Путешествия Ибн Баттуты» и была переведена на множество языков. Она была насыщенна огромным географическим, историческим и этнографическим (связанным с обычаями, нравами и культурой народа) описанием. Большую часть труда Ибн Баттуты  занимает повествование о том, что автор видел своими глазами. Современные учёные отмечают, что описания эти, как правило, вполне достоверны. Также в книге приведены собранные Ибн Баттутой из расспросов собеседников сведения об отдалённых странах.

      Умер Баттута в родном городе Танжере примерно в 1369 (по другим источникам, в 1377) году.

Индия — родина черного перца. Остров Малабар, что на юго-западном побережье Индии назывался раньше Малихабар – “земля перца”, а сам перец назывался “малабарской ягодой”. Из письменных источников известно, что употребляли перец с давних времен, более 3000 лет назад люди использовали его при приготовлении пищи. В средние века перец также ценился очень высоко, его использовали как средство уплаты налогов и даже как приданое. Если вспомнить знаменитое плаванье Христофора Колумба, то одной из задач этой экспедиции было найти кротчайший путь в Индию и налаживание поставок пряностей в Европу. Таким образом, черный перец и другие пряности послужили причиной начала эпохи великих географических открытий.

В конце XV века в поисках плантаций перца португальцы во главе с Васко Да Гама, обогнув африканский континент, открыли морской путь в Индию. А позднее подчинив себе Яву, Цейлон и Суматру получили монополию на торговлю “черным золотом”.  Да, так раньше называли вовсе не нефть.

А испанцы, под предводительством Христофора Колумба, пытаясь открыть обходной путь в Индию, случайно открыли Америку.
Так, что маленькая горошина перца оказала влияние на весь ход мировой истории!

 

 

 

Индия — родина черного перца. Остров Малабар, что на юго-западном побережье Индии назывался раньше Малихабар – “земля перца”, а сам перец назывался “малабарской ягодой”. Из письменных источников известно, что употребляли перец с давних времен, более 3000 лет назад люди использовали его при приготовлении пищи. В средние века перец также ценился очень высоко, его использовали как средство уплаты налогов и даже как приданое. Если вспомнить знаменитое плаванье Христофора Колумба, то одной из задач этой экспедиции было найти кротчайший путь в Индию и налаживание поставок пряностей в Европу. Таким образом, черный перец и другие пряности послужили причиной начала эпохи великих географических открытий.

В конце XV века в поисках плантаций перца португальцы во главе с Васко Да Гама, обогнув африканский континент, открыли морской путь в Индию. А позднее подчинив себе Яву, Цейлон и Суматру получили монополию на торговлю “черным золотом”.  Да, так раньше называли вовсе не нефть.

А испанцы, под предводительством Христофора Колумба, пытаясь открыть обходной путь в Индию, случайно открыли Америку.
Так, что маленькая горошина перца оказала влияние на весь ход мировой истории!

 

Ибн Баттута

(1304 – ок. 1369 или 1377)

 

Арабский путешественник и писатель

 

      Абу Абдаллах Ибн Баттута родился в городе Танжер (Марокко) в знатной мусульманской семье.

      Ибн Баттута был великим путешественником. Вся его жизнь прошла в странствиях. По морю и по суше он посетил северные и восточные земли Африки, государства арабского мира, Крым, Кавказ, южные территории современной России, Индию, Китай и другие дальние страны.

      В 1355–1356 годах в городе Фес (Марокко) он написал сочинение о своих странствиях. Книга называлась «Путешествия Ибн Баттуты» и была переведена на множество языков. Она была насыщенна огромным географическим, историческим и этнографическим (связанным с обычаями, нравами и культурой народа) описанием. Большую часть труда Ибн Баттуты  занимает повествование о том, что автор видел своими глазами. Современные учёные отмечают, что описания эти, как правило, вполне достоверны. Также в книге приведены собранные Ибн Баттутой из расспросов собеседников сведения об отдалённых странах.

      Умер Баттута в родном городе Танжере примерно в 1369 (по другим источникам, в 1377) году.

 

Тема: География в эпоху средневековья.

Цель: Цели:

Содержательная (предметные результаты):

– формирование знаний развития географии в эпоху средневековья

Деятельностная:

– формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)

-повысить интерес учащихся к изучению географии через применение знаний в практической деятельности

– воспитывать ответственность за выполняемую на уроке работу.

Личностные УУД

1.Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

2.Формировать умение способности к саморазвитию.

Познавательные УУД

  1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Формирование умения анализировать, сравнивать,  применять теоретические знания на практике.
  3. Формировать умение работать с разными источниками географической информации: глобус, карта.
  4. Преобразовать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
  5. Коммуникативные

организовывать учебное сотрудничество с учителем и со сверстникамиформировать речевую деятельность для выражения своих чувств, мыслей, владение монологической речью, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные

 способности к самостоятельному приобретению новых знаний, умения организовать свою деятельность, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, умение оценивать достигнутые результаты.

       

Оборудование: физическая карта, ПК, медиа проектор, раздаточный материал.

 

Этапы урока Содержание урока Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

(На парте горошины перца) Учитель 1. Как вы думаете как горошины перца могут быть связаны с наукой география?

-Прочитайте текст на парте.

Индия — родина черного перца. Остров Малабар, что на юго-западном побережье Индии назывался раньше Малихабар – “земля перца”, а сам перец назывался “малабарской ягодой”. Из письменных источников известно, что употребляли перец с давних времен, более 3000 лет назад люди использовали его при приготовлении пищи. В средние века перец также ценился очень высоко, его использовали как средство уплаты налогов и даже как приданое. Если вспомнить знаменитое плаванье Христофора Колумба, то одной из задач этой экспедиции было найти кротчайший путь в Индию и налаживание поставок пряностей в Европу. Таким образом, черный перец и другие пряности послужили причиной начала эпохи великих географических открытий.

В конце XV века в поисках плантаций перца португальцы во главе с Васко Да Гама, обогнув африканский континент, открыли морской путь в Индию. А позднее подчинив себе Яву, Цейлон и Суматру получили монополию на торговлю “черным золотом”.  Да, так раньше называли вовсе не нефть.

А испанцы, под предводительством Христофора Колумба, пытаясь открыть обходной путь в Индию, случайно открыли Америку.
Так, что маленькая горошина перца оказала влияние на весь ход мировой истории!

– Причиной чего послужил черный перец? 1.1;1.2;1.3.

– Сформулируйте тему урока 1.2

Учитель:Предположите какие причины в эпоху средневековья послужили всплеску географических открытий.

Отчет по уроку должен быть выполнен в виде таблицы:

Когда Кто Где
Познавательные УУД:

1.1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

1.2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

1.3. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

1.4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

II.

Поиск решения.

1 Арабский Восток.

Учитель –Посмотрите на карту  (слайд 2) и назовите с помощью учебника какие страны входили в Арабский Халифат ( 1.1;1.2;  1.4; 2.3;  3.3)

2.Арабские путешествия.

На партах у вас лежат тексты. Прочитайте и внесите нужные данные в  таблицу. Работа выполняется в парах. (1.2; 2.2)

Проверка задание подведение итога .

3. Освоение Азии.

  1. Работа с атласом: Определите, из какого города начал свой путь А. Никитин.
  2. Найдите названия гор и морей, которые пересёк путешественник.

Все свои данные запишите в таблицу.

  • Европа.

Работа в группах (по учебнику).

группы: 1. Викинги.

2. Марко Поло.

3.Принц Энрике.

План:

  • Когда
  • Кто участвовал
  • Причины путешествий.
  • Что открыли.

В процессе ответа заполнить таблицу. 1.4;3.3;2.2

1Коммуникативные УУД

2.1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2.2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

2.3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

2Регулятивные УУД

3.1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

3.2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3.3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3.4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

III. Самостоятельное применение знаний. 1. Работа в парах. Интервью.

1- репортер (задает вопросы)

2 путешественник (отвечает)

Примеры: -Что сподвигло  вас на это путешествие?

– Были ли трудности?

-Что вас больше всего впечатлило?

-Какое ваше самое главное открытие?

Ит.д.

ΙV.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся на уроке, анализ достижения целей урока.

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Рефлексия. Приклеить стикер на один из трех столбцов: 1- все понял, было легко

2- остались вопросы, 3 – надо поработать над этим материалом еще.

Домашнее задание. Домашнее задание: § 6

  1. Установите, по территориям каких современных стран прошёл Афанасий Никитин
  2. Укажите города по маршруту А. Никитина

Какие причины всплеска в средневековья географических открытий для вас новые?

 

Разработка урока по географии 5 класс по теме “География в эпоху средневековья”