автор: Павлова Лариса Станиславовна
Учитель географии МБОУ “Старицкая СОШ” г. Старица Тверская область
Разработка урока по географии 5 класс по теме “География в эпоху средневековья”
Ибн Баттута
(1304 – ок. 1369 или 1377)
Арабский путешественник и писатель
Абу Абдаллах Ибн Баттута родился в городе Танжер (Марокко) в знатной мусульманской семье.
Ибн Баттута был великим путешественником. Вся его жизнь прошла в странствиях. По морю и по суше он посетил северные и восточные земли Африки, государства арабского мира, Крым, Кавказ, южные территории современной России, Индию, Китай и другие дальние страны.
В 1355–1356 годах в городе Фес (Марокко) он написал сочинение о своих странствиях. Книга называлась «Путешествия Ибн Баттуты» и была переведена на множество языков. Она была насыщенна огромным географическим, историческим и этнографическим (связанным с обычаями, нравами и культурой народа) описанием. Большую часть труда Ибн Баттуты занимает повествование о том, что автор видел своими глазами. Современные учёные отмечают, что описания эти, как правило, вполне достоверны. Также в книге приведены собранные Ибн Баттутой из расспросов собеседников сведения об отдалённых странах.
Умер Баттута в родном городе Танжере примерно в 1369 (по другим источникам, в 1377) году.
Индия — родина черного перца. Остров Малабар, что на юго-западном побережье Индии назывался раньше Малихабар – “земля перца”, а сам перец назывался “малабарской ягодой”. Из письменных источников известно, что употребляли перец с давних времен, более 3000 лет назад люди использовали его при приготовлении пищи. В средние века перец также ценился очень высоко, его использовали как средство уплаты налогов и даже как приданое. Если вспомнить знаменитое плаванье Христофора Колумба, то одной из задач этой экспедиции было найти кротчайший путь в Индию и налаживание поставок пряностей в Европу. Таким образом, черный перец и другие пряности послужили причиной начала эпохи великих географических открытий.
В конце XV века в поисках плантаций перца португальцы во главе с Васко Да Гама, обогнув африканский континент, открыли морской путь в Индию. А позднее подчинив себе Яву, Цейлон и Суматру получили монополию на торговлю “черным золотом”. Да, так раньше называли вовсе не нефть.
А испанцы, под предводительством Христофора Колумба, пытаясь открыть обходной путь в Индию, случайно открыли Америку.
Так, что маленькая горошина перца оказала влияние на весь ход мировой истории!
Индия — родина черного перца. Остров Малабар, что на юго-западном побережье Индии назывался раньше Малихабар – “земля перца”, а сам перец назывался “малабарской ягодой”. Из письменных источников известно, что употребляли перец с давних времен, более 3000 лет назад люди использовали его при приготовлении пищи. В средние века перец также ценился очень высоко, его использовали как средство уплаты налогов и даже как приданое. Если вспомнить знаменитое плаванье Христофора Колумба, то одной из задач этой экспедиции было найти кротчайший путь в Индию и налаживание поставок пряностей в Европу. Таким образом, черный перец и другие пряности послужили причиной начала эпохи великих географических открытий.
В конце XV века в поисках плантаций перца португальцы во главе с Васко Да Гама, обогнув африканский континент, открыли морской путь в Индию. А позднее подчинив себе Яву, Цейлон и Суматру получили монополию на торговлю “черным золотом”. Да, так раньше называли вовсе не нефть.
А испанцы, под предводительством Христофора Колумба, пытаясь открыть обходной путь в Индию, случайно открыли Америку.
Так, что маленькая горошина перца оказала влияние на весь ход мировой истории!
Ибн Баттута
(1304 – ок. 1369 или 1377)
Арабский путешественник и писатель
Абу Абдаллах Ибн Баттута родился в городе Танжер (Марокко) в знатной мусульманской семье.
Ибн Баттута был великим путешественником. Вся его жизнь прошла в странствиях. По морю и по суше он посетил северные и восточные земли Африки, государства арабского мира, Крым, Кавказ, южные территории современной России, Индию, Китай и другие дальние страны.
В 1355–1356 годах в городе Фес (Марокко) он написал сочинение о своих странствиях. Книга называлась «Путешествия Ибн Баттуты» и была переведена на множество языков. Она была насыщенна огромным географическим, историческим и этнографическим (связанным с обычаями, нравами и культурой народа) описанием. Большую часть труда Ибн Баттуты занимает повествование о том, что автор видел своими глазами. Современные учёные отмечают, что описания эти, как правило, вполне достоверны. Также в книге приведены собранные Ибн Баттутой из расспросов собеседников сведения об отдалённых странах.
Умер Баттута в родном городе Танжере примерно в 1369 (по другим источникам, в 1377) году.
Тема: География в эпоху средневековья.
Цель: Цели:
Содержательная (предметные результаты):
– формирование знаний развития географии в эпоху средневековья
Деятельностная:
– формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные)
-повысить интерес учащихся к изучению географии через применение знаний в практической деятельности
– воспитывать ответственность за выполняемую на уроке работу.
Личностные УУД
1.Формирование мотивационной основы учебной деятельности.
2.Формировать умение способности к саморазвитию.
Познавательные УУД
- Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
- Формирование умения анализировать, сравнивать, применять теоретические знания на практике.
- Формировать умение работать с разными источниками географической информации: глобус, карта.
- Преобразовать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
- Коммуникативные
организовывать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками, формировать речевую деятельность для выражения своих чувств, мыслей, владение монологической речью, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные
способности к самостоятельному приобретению новых знаний, умения организовать свою деятельность, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, умение оценивать достигнутые результаты.
Оборудование: физическая карта, ПК, медиа проектор, раздаточный материал.
Этапы урока | Содержание урока | Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов |
|||||||||
I.
Проблемная ситуация и актуализация знаний. |
(На парте горошины перца) Учитель 1. Как вы думаете как горошины перца могут быть связаны с наукой география?
-Прочитайте текст на парте. Индия — родина черного перца. Остров Малабар, что на юго-западном побережье Индии назывался раньше Малихабар – “земля перца”, а сам перец назывался “малабарской ягодой”. Из письменных источников известно, что употребляли перец с давних времен, более 3000 лет назад люди использовали его при приготовлении пищи. В средние века перец также ценился очень высоко, его использовали как средство уплаты налогов и даже как приданое. Если вспомнить знаменитое плаванье Христофора Колумба, то одной из задач этой экспедиции было найти кротчайший путь в Индию и налаживание поставок пряностей в Европу. Таким образом, черный перец и другие пряности послужили причиной начала эпохи великих географических открытий. В конце XV века в поисках плантаций перца португальцы во главе с Васко Да Гама, обогнув африканский континент, открыли морской путь в Индию. А позднее подчинив себе Яву, Цейлон и Суматру получили монополию на торговлю “черным золотом”. Да, так раньше называли вовсе не нефть. А испанцы, под предводительством Христофора Колумба, пытаясь открыть обходной путь в Индию, случайно открыли Америку. – Причиной чего послужил черный перец? 1.1;1.2;1.3. – Сформулируйте тему урока 1.2 Учитель:Предположите какие причины в эпоху средневековья послужили всплеску географических открытий. Отчет по уроку должен быть выполнен в виде таблицы:
|
Познавательные УУД:
1.1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 1.2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 1.3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 1.4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
|||||||||
II.
Поиск решения. |
1 Арабский Восток.
Учитель –Посмотрите на карту (слайд 2) и назовите с помощью учебника какие страны входили в Арабский Халифат ( 1.1;1.2; 1.4; 2.3; 3.3) 2.Арабские путешествия. – На партах у вас лежат тексты. Прочитайте и внесите нужные данные в таблицу. Работа выполняется в парах. (1.2; 2.2) Проверка задание подведение итога . 3. Освоение Азии.
Все свои данные запишите в таблицу.
Работа в группах (по учебнику). группы: 1. Викинги. 2. Марко Поло. 3.Принц Энрике. План:
В процессе ответа заполнить таблицу. 1.4;3.3;2.2 |
1Коммуникативные УУД
2.1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2.2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 2.3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. 2Регулятивные УУД 3.1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 3.2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3.3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 3.4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
|||||||||
III. Самостоятельное применение знаний. |
1. Работа в парах. Интервью.
1- репортер (задает вопросы) 2 путешественник (отвечает) Примеры: -Что сподвигло вас на это путешествие? – Были ли трудности? -Что вас больше всего впечатлило? -Какое ваше самое главное открытие? Ит.д. |
||||||||||
ΙV.
Итог урока. |
Оценивание работы учащихся на уроке, анализ достижения целей урока.
– Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? |
||||||||||
Рефлексия. | Приклеить стикер на один из трех столбцов: 1- все понял, было легко
2- остались вопросы, 3 – надо поработать над этим материалом еще. |
||||||||||
Домашнее задание. | Домашнее задание: § 6
Какие причины всплеска в средневековья географических открытий для вас новые? |