Патриотическое воспитание школьника и «ответственность историка»
Бурыкина Надежда Бояновна
В учебнике Сахарова А.Н. и Загладина Н.В. по истории для 10 класса [1] есть тема урока 3 «Россия во всемирной истории. Культурно-исторические особенности развития России». Этот урок вводный и естественно возникает вопрос о том, на каком материале показывать школьникам место России в мире, да еще и в такое тяжелое с идеологических позиций для страны время.
Современная переходная эпоха в России требует личностей – носителей новых идей, которые смогли бы объяснить обществу новые ценности, соответствующие XXI веку, собрать людей в новые духовные объединения, решить проблему духовного единства, мыслительных перспектив, идеологической самоидентичности, которые могли бы противостоять ментальной агрессии. На решение этих проблем должна быть направлена работа учителя, особенно, учителя истории, ведь исторический процесс — «…это процесс созидания человеком своей исторической, социальной природы. Мысленно воссоздавая прошлое, наследником которого он является, общественный индивид в действительности воспроизводит процесс собственного становления [2]».
Слова об ответственности историка, учителя истории автор статьи взял в кавычки, так как эти слова принадлежат А. Гуревичу, великому историку-медиевисту. Мы разделяем такой подход к работе историка, особенно с подрастающим поколением, так как «…историк – единственный, кто осуществляет функцию посредника между настоящим и прошлым. Для выполнения этой роли он должен ощущать глубинные интеллектуальные потребности общества, к которому принадлежит. Он участвует в формировании исторического сознания своего общества. Это – колоссальная ответственность, и в высшей степени важно, чтобы историк ясно осознавал свою миссию медиатора между культурами. Картина прошлого, создаваемая историком, определяется тем, под каким углом зрения он его рассматривает [3]». Ведь «сама интеллектуальная деятельность — коллективное достояние человечества. Это наследие передается от поколения к поколению не каким-либо «естественным образом, а исторически, посредством механизма воспитания» [4].
Историческое сознание для автора – это система взглядов, идей, ценностей, смыслов человеческого бытия, которые открываются и присваиваются личностью, вбирая в себя все этапы исторического пути человечества; это порождение идей на диалогической основе; порождение смыслов как поступок в концепции М. Бахтина; историческое сознание как самосознание личности, ее самодетерминация.
Для организации патриотического воспитания школьников можно использовать уроки гуманитарного цикла, особенно историю. Знание исторических событий, понимание их смысла, направленности, глубины может способствовать развитию чувства гордости своей страной. Отсутствие знаний по истории может привести к тому, что у человека не будет никаких аргументов защищать Родину, гордиться ею, отстаивать ее авторитет. Мы многие вопросы истории, которыми можно гордится, или умалчиваем, или пропускаем, или не усиливаем при преподавании эмоционально.
Исторические события можно излагать в сравнении с событиями того же порядка, происходящие в других странах.
На уроках истории при раскрытии темы развития демократии и формирования европейских ценностей необходимо использовать исторические факты этого долгого пути:
- создание колониальной системы европейскими странами, цель этой системы, методы покорения колоний и их удержания;
- ограбление индейцев Америки и уничтожение их культуры, последствия для Европы: революция цен и разорение ремесленников и ремесла в европейских странах, развитие капиталистических отношений;
- вопросы работорговли, цели, методы; развитие экономик стран, живущих в 18-19 вв. за счет труда рабов;
- история пиратства в европейских странах, пираты на службе властей (Ф. Дрейк и т.д. в Англии);
- Суд инквизиции – изобретение Европы;
- можно рассказать школьникам про «опиумные войны», которые вели англичане против Китая, про подавление восстания сипаев в Индии англичанами.
Все эти вопросы есть в программе по истории, но преподаются без акцентов на современную политику европейских государств. Современные европейские страны, судя по их политике, продолжают нести в себе это наследие.
Рассмотрим некоторые вопросы истории, которые мы упускаем при работе со школьниками, но используются в идеологической борьбе против нашей страны.
I. Проявление «жестокости» власти в исторических событиях.
В результате жестокой политики Ивана Грозного в период опричнины (1558-1572 гг.) погибло 3 000 человек. За все время его правления от 4 до 5 тысяч человек (поименные списки убиенных при Иване Грозном составлены в синодике при его жизни для молитвы). Жертвами репрессий за всё время царствия Ивана IV стало, по оценке Р. Скрынникова (главного специалиста в российской исторической науке по времени правления Ивана Грозного), проанализировавшего поминальные списки (синодики), около 4,5 тысяч человек.
Варфоломеевская ночь – массовое убийство гугенотов во Франции, устроенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, в Париже в этот день погибло около 2000 человек, а по всей Франции в погромах было убито около 30 тысяч гугенотов.
Почему, обвиняя в жестокости Ивана Грозного, не говорят о жестокости Екатерины Медичи, матери французского короля Карла IX?
II. Развитие средневекового права и репрессивность государств.
Средневековое право построено на репрессивных подходах, цель уголовных наказаний – запугивание. Это право не отличается бережным отношением к человеку, поэтому много статей в европейском праве имеют главным наказанием смертную казнь. Но российское право имеет преимущество по сравнению с европейским, оно менее жестоко.
Русская правда (1015 г.) не имела статей со смертной казнью. Законы Европы – Саксонское зерцало – старейший правовой сборник Германии, составленный судьей Эйке фон Репковом в 1221-1225 годах – вводят смертную казнь. Статьи со смертной казнью – Судебник Ивана IV (1550 г.) – 30 статей, а Каролина (1532 г.) имеет 100 статей.
III. Поведение армий-освободителей в Европе.
Россияне помнят, что натворили французы в войне 1812 года, когда они вошли в Москву. Войдя в Кремль, они разграбили и разгромили церкви: ободрали золотые и серебряные оклады – 320 пудов серебра и 20 пудов золота. Всего они разграбили 127 церквей, поведение их в церквах было недопустимым: Церковные престолы они превращали в обеденные столы, спали в алтаре Чудового монастыря, кололи иконы на дрова. В России все знают, что, уходя из Кремля, Наполеон приказал взорвать весь Кремль с его соборами, башнями и дворцами.
А как вели себя русские войска в Париже? Во главе русской армии в Париж въехал император Александр I. В беседе с депутатами Парижа Александр заявил: «Я не воюю с Францией, я друг вашей страны». Парижане были удивлены добротой русских солдат, которые разбили палатки на Елисейских полях. Офицеры русской армии посещали балы, которые давала в их честь французская знать. Русскому оккупационному корпусу правительство выделило деньги за два года службы. Воронцов перед отправкой корпуса в Россию велел собрать сведения о всех долгах, сделанных за это время корпусными офицерами, что составило полтора миллиона ассигнациями. Воронцов заплатил этот долг из своих денег, продав имение Круглое.
Тяжелая страница в разгроме нацистской Германии – бомбардировка Дрездена, осуществлённая Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и Военно-воздушными силами США 13-15 февраля 1945 года. Доказать необходимость такой бомбардировки города-музея трудно. Английские пилоты были ознакомлены с Меморандумом Королевских ВВС в ночь перед атакой (13 февраля):
«Дрезден, 7-й по размеру город Германии… на настоящий момент крупнейший район противника, всё ещё не подвергавшийся бомбёжкам. В середине зимы, с потоками беженцев, направляющимися на запад, и войсками, которые где-то должны быть расквартированы, жилые помещения в дефиците, поскольку требуется не только разместить рабочих, беженцев и войска, но и правительственные учреждения, эвакуированные из других районов. Целью атаки является нанести удар противнику там, где он почувствует его сильнее всего, позади частично рухнувшего фронта… и заодно показать русским, когда они прибудут в город, на что способны Королевские ВВС» [5].
По мнению ряда историков, бомбардировка Дрездена, отходящего к советской зоне влияния, преследовала исключительно политические цели: демонстрация военной мощи для устрашения советского руководства. Такие цели становятся понятными после атомной бомбардировки японских городов.
В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года на Дрезден совершили налет более 1400 бомбардировщиков. Они сбросили 3749 тонн бомб, 75 процентов которых были зажигательными. В результате бомбардировок образовался огненный смерч, температура в котором достигала 1500 °C. Количество погибших неизвестно (называют до 200 тысяч), ведь в городе были не только мирные жители, но и беженцы. Одним из немногих выживших в этой бомбардировке стал американский писатель Курт Воннегут, впоследствии написавший знаменитый роман «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», рассказывающий о вышеописанных событиях. Восстановление центра заняло почти сорок лет.
Сравним поведение англо-американских войск с советскими войсками. Войска РККА прошли по разоренной земле СССР, видели, что натворили войска объединенной под командование нацистской Германии Европы и несмотря ни на что вели себя следующим образом:
- Немецкие искусствоведы Рут и Макс Зейдевитц рассказывали: «Самая печальная глава в истории картинной галереи за период войны началась именно после 13 февраля 1945 года. До этого часть картин, находившихся на хранении в замке Милькель, была перевезена в Дрезден, эти картины постигла трагическая судьба – они сгорели во время бомбардировки города. После 13 февраля нацистский рейхсштатхальтер Мучман приказал ускоренным темпом произвести перебазирование художественных сокровищ из прежних хранилищ восточнее Эльбы в новые убежища, расположенные к западу от Эльбы» [6]. Младший техник-лейтенант Леонид Рабинович (Волынский) первым осмотрел Цвингер. До войны он был художником. Он начинает поиск дрезденские шедевры. Создается большая группа розыска и спасения картин: разведчики, работники политуправления фронта, «СМЕРШа» и военных комендатур, немецкие должностные лица городского и районных магистратов Дрездена, искусствоведы. Картины нашли, 10 лет реставрировали и затем вернули в галерею Дрездена.
- 10-го мая 2007 года Президент Российской Федерации Владимир Путин Указом № 614 присвоил 90-летнему полковнику в отставке Алексею Николаевичу Ботяну звание Героя России: «за мужество и героизм, проявленные в ходе операции по освобождению польского города Кракова и предотвращению уничтожения его немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». Вручая Золотую Звезду Героя России ветерану разведки, президент подчеркнул: «Красивейший город Европы – древний Краков был сохранен для Польши и для всей мировой культуры во многом благодаря вашему личному мужеству».
- Жители Вены помнят сегодня о том, как освобождали город советские войска. Советское командование, стараясь предотвратить напрасные жертвы среди гражданского населения, сохранить красивый город и его историческое наследие, 5 апреля обратилось к населению столицы Австрии с призывом остаться в своих домах, на местах и этим помочь советским воинам, не дав гитлеровцам разрушать город. Многие австрийцы-патриоты своего города откликнулись на этот призыв командования 3-го Украинского фронта (Ф. И. Толбухин), они помогли советским воинам в их нелегкой борьбе за освобождение Вены. Начиная с 1945-го года в Вене ежегодно 13-го апреля празднуется День освобождения города от немецких захватчиков. На одной из улиц учрежден Музей освобождения Вены.
Во многих исторических событиях можно провести параллели отношения русской армии и английской, французской к населению.
Если сравнить деятельность двух флотоводцев – английского и российского, чья военная карьера проходила параллельно, адмирала Нельсона и Ф. Ушакова, то в моральном плане Нельсон вошел в историю как жестокий и презирающий другие народы человек. Он говорил, что ненавидит русских. Ф. Ушаков в моральном плане намного выше адмирала Нельсона.
Ф. Ушакова замалчивали в европейской истории, недооценивали в России. Он является автором новой наступательной тактики, новатором морского боя, одержал замечательные морские победы. Нельсон шел по традиции морского боя. Но главное даже не в этом. «Дурной памятник дурному человеку», – так отзывался о колонне Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне Герцен. Даже английские историки считают, что устроенная Нельсоном в Неаполе расправа над городом геноцидом – чёрная страница его биографии, что никакой военной или политической необходимости в столь масштабных репрессиях и погромах не было.
Отношение к государству руководителей страны.
Среди 18 французских королей, носивших имя Людовик, только один удостоился звания Великий, это был Людовик XIV (1638 – 1715 гг.) – «король-солнце». Про себя он говорил: «Государство — это я».
Король Неаполя Фердинанд IV (1759-1816 гг.) смотрел на своё королевство как на собственность, а на подданных – как на рабов. Захотел – бросил на произвол судьбы перед лицом наступающего неприятеля. Захотел – вернулся снова требовать себе верности, непонятно на каком основании. Захотел – отправил всех на эшафот, чтобы только забыть свой животный ужас октября 1798 года.
Сравним поведение Фердинанда, правителя Неаполя, с поведением русских государей. Петра Великого, говорившего солдатам перед Полтавой: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, была бы Россия жива!» Александра Первого, давшего в 1812 году клятву «не положить оружия, пока хоть один неприятельский солдат остаётся на русской земле» и сдержавшего эту клятву даже в трагические дни вынужденного оставления Москвы. Николая Первого, называвшего себя «часовым, приставленным к России» и «бедным каторжником из Зимнего дворца» и неоднократно поведением доказывавшего, что эти слова для него – не пустой звук.
В статье перечислены некоторые страницы истории, таких вопросов очень много, их надо использовать учителю и, говоря об ответственности историка, хочется обратить внимание на то, что нельзя забывать страницы истории своего народа. «Я попытался выделить две стороны в проблеме «ответственность историка»: его ответственность перед обществом, к которому он принадлежит, и его ответственность перед людьми прошлого, историю которых он изучает. Историк не может не быть честным по отношению к собственному времени, но это означает, что он должен быть честен перед людьми, жизнь которых он пытается «возродить» [[7]]. Уважая прошлое своего народа, не замалчивая и не искажая никаких фактов, мы можем воспитывать патриотов.
[1] Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 448 с.: ил. — (ФГОС. Инновационная школа).
[2] Барг М.А. Эпохи и идеи: становления историзма. [Текст] / М.А. Барг. – М.: Мысль, 1987. – 348 с. С.8.
[3] Гуревич, А. Я. История – нескончаемый спор. [Текст] /А. Я. Гуревич. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2005. – 889 с. С.611.
[4] Барг, М.А. Указ. соч. С.8.
[5] Бомбардировка Дрездена [Электронный ресурс] /Статья из Википедии. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бомбардировка_Дрездена#cite_note-16
[6] Серия “Опаленные огнем войны” [Электронный ресурс] /Спасенные шедевры (часть 39). Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/steampunk3d/post358878837.
[7] Гуревич А.Я. Указ. соч. С. 620.