автор: Первушина Юлия Николаевна
воспитатель МБДОУ Д/С №1 “Сказка”
тема: Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами фольклора
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Юлия Николаевна Первушина
Воспитатель МБДОУ ДС №1 «Сказка»
город Полярный Мурманская область
В российской системе дошкольного образования происходят позитивные перемены: появилось много новых программ, которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. Главной целью большинства из этих программ является социально-психологическая адаптация ребёнка в современном мире. Что в свое время формирует у детей так называемый «духовно-нравственный дефицит» – неспособность различать добро и зло и противодействовать злу во внешних и внутренних его проявлениях. Поэтому можно сделать вывод, о необходимости приобщения детей к народной культуре, формированию у них патриотические чувства, развитие духовности и нравственности детей.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Дети не употребляют в разговорной речи старославянские изречения, почти не используют потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. Но каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной. Для того чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатством мы обратились за помощью к фольклорными произведениями.
Фольклор – важное средство формирования личности ребенка и развития его речи, средство эстетического и нравственного воспитания. Фольклор обогащает словарный запас детей новыми словами, образными выражениями.
Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относиться к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Ответив на вопросы: что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим детям и внукам, мы восстановим связь времен, вернем утерянные ценности. Фольклор помогает обратиться к истокам, ведь его содержание – жизненный опыт народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Перед нами встала проблема: какой же патриотизм мы стремимся воспитать в наших детях? Ведь патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни, особенности языка и быта нашего народа. Данную проблему мы решаем путем постановки следующей задачи: пробудить у детей чувство любви к Родине. Не навязать, а именно пробудить, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Для того, чтобы достичь результатов в работе с детьми дошкольного возраста в вопросах воспитания и обучения необходимо теснейшее взаимодействие с семьей. В нашей группе был создан родительский клуб «Чародеи», определены и разработаны направления работы с родителями: информационно – аналитическое, познавательное, наглядно – информационное, досуговое, проводится анкетирование. На собраниях родительского клуба мы вместе с родителями обсуждаем следующие темы: «Семья» «Моя родословная», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь». Эти темы мы объединили в книге «Семейные традиции», страницы которой оформили родители. Цель: углубить знания детей о семье, где они родились, историю ее возникновения и становления. В ней можно узнать: какие же государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В книге «Стань природе другом» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями. Особое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, в том числе книг – раскладушек и раскрасок, дисков, а также костюмов, атрибутов для театрализации, иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек – персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.
В процессе освоения использовались разнообразные формы работы с детьми, которые направлены на расширение словарного запаса детей, активизацию их речевого, познавательного и умственного развития, развитие звукопроизношения, а также на воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
Не меньшую роль в развитии речи дошкольников играют русские народные песни, колыбельные песни. Их разнообразие способствует освоению грамматического строя речи, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону. Фонематическое восприятие развивается за счет особой интонационной организации.
Таким образом, использование детьми в речи разнообразных форм фольклора – важнейшее условие своевременного речевого, литературного, художественного и интеллектуального развития.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. В результате занятий с применением современных образовательных технологий, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Лучше всего проводить внедрение приоритетных технологий на основе простейших примеров. В работе с детьми большое внимание уделяется речевому развитию, поэтому применяем в своей практике следующие технологии:
- Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.
- Игры и творческие задания для развития выразительности речи.
- Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.
Для улучшения качества развития речи дошкольников необходима активизация творческого потенциала педагогов, расширение их кругозора, привнесение в занятия новых технологий и инноваций. Одной из таких инноваций может быть применение элементов ТРИЗ-технологий (ТРИЗ – теория решения изобретательских задач).
К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие:
теории – катализатор творческого решения проблемы; знания – инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффект. Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.
Фольклор помогает овладевать устной речью. Такие жанры, как чистоговорки, скороговорки формируют правильное звукопроизношение. Очень много произведений устного народного творчества объясняют явления природы, поступки людей. Ребенок через фольклор учится устанавливать причинно-следственные связи, отгадывая загадки, слушая потешки и другие жанры фольклора. Произведения русского народа привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе.
Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку, который он слушает и образом которого следует. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ребенком – дошкольником в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образы его – пословицы, загадки, сказки – ребенок не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Оба эти источника – живой разговорный язык и произведения устного народного творчества – тесно переплетаются между собой во влиянии на ребенка.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что использование разнообразных форм фольклора помогает реализовывать принципы, направления и целевые ориентиры стандарта.
Моя работа ориентирована на выявление оптимальных условий социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста средствами форм фольклора. В связи с поставленной целью мною рассмотрено состояние исследуемой проблемы, проанализированы особенности социально-коммуникативного развития детей 4-6 лет, и влияние форм фольклора на развитие речи дошкольников. С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, коммуникации, социализации и наряду с основными методами и приемами нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Результатом работы стали следующие изменения:
- у детей повысился интерес к жанрам фольклора, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок;
- повысился уровень развития речи детей;
- появился интерес к развитию речи, коммуникации и социализации своих деток родителями через использование фольклорных жанров.
Через фольклор ребенку становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе.
Литература:
- Савушкин С. Н. Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы и поговорки/ М., Карапуз, 2014 г.
- Савушкин С. Н. Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки./ М., Карапуз, 2014 г.
- Алексеева Н.В., Градусова Л.В. Методическое сопровождение деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по приобщению дошкольников к фольклору // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2. – с. 263-264
- Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой»/СПб, Детство-Пресс, 2014г.-2-е изд.