автор: Портнова Елена Михайловна
воспитатель МБДОУ “ДС № 95 “Снежинка”
«Развитие монологической речи детей с ОНР»
Речь – это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.
В связи с тем, что приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта является формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, актуальная проблема заключается в овладении ребенком устной речью. Особое значение решение данной проблемы приобретает по отношению к детям с общим недоразвитием речи (ОНР), для которых характерны выраженные нарушения связной речи, обусловленные влиянием целого комплекса факторов.
Развитие связной монологической речи – основа речевой подготовки ребёнка к школе, поскольку именно там монологическая речь становится не только объектом, но и средством обучения. Одним из видов работы над связной монологической речью детей является знакомство с художественной литературой.
Оценив преимущество художественной литературы для детей с общим недоразвитием речи, приоритетным направлением своей работы выбрала: «Использование художественной литературы как средство развития монологической речи у детей с общим недоразвитием речи».
Данная работа с детьми строится в нескольких направлениях организации образовательного процесса, первое – это совместная деятельность детей и взрослого, которая проводится в виде культурной практики «Литературная гостиная» и еженедельное посещение городской детской библиотеки.
Учитывая особенности построения коррекционно-образовательной процесса в группе, а именно распределение материала по лексическим темам, разработала перспективный план работы в литературной гостиной. Основной акцент делала на развитие интереса и любви к книге, формирование связной грамматически правильной речи детей, раскрытие творческого потенциала, в процессе ознакомления детей с общим недоразвитием речи с произведениями художественной литературы.
Художественная литература как средство развития монологической речи предусматривает два вида работы с детьми:
1) пересказ литературных текстов
2) создание собственных монологов на основе имеющегося литературного и жизненного опыта.
Обучение пересказу ведется комплексно. В свою работу включила несколько этапов:
- Развития фразовой речи, с целью совершенствования лексико-грамматического строя речи.
2.Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники. Это: составление графических схем; рисование сюжетных фрагментов; совместное составление пересказа; пересказ с использованием коврографа.
Следующий этап – это самостоятельный пересказ рассказа ребенком. К концу периода обучения от детей ожидается самостоятельность в пересказах. В качестве вспомогательного средства использую моделирование плана высказывания, в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
Опираясь на модель детям легче воспроизвести литературный текст, сохраняя его последовательность и не пропуская существенных событий.
- Пересказ рассказа с элементами творчества. Для развития творческой деятельности детей использую задания сотворческого характера, то есть этот вид творческих заданий, относится к сотворчеству ребенка с автором литературного произведения.
Из многообразия творческих заданий на основе литературного текста, для себя выделила:
– придумывание «нового рассказа или новой сказки» на основе литературного текста
– изменение конца или сюжета, перестановка событий внутри произведения
– придумывание сказки «наизнаку»
– включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
Главное – вызвать у ребенка желание «творить».
Использование различных видов пересказа разнообразит часть образовательной деятельности и дает возможность охватить как можно больше детей. Например, игра «Расскажи с другом». Дети делятся на малые группы или в пары: сначала рассказывают друг другу, затем между собой распределяют роли, или очередность. Так дети учатся вместе работать, творить, быть готовыми прийти друг другу на помощь. Такая работа дает детям ощущение успеха, сотрудничества. Именно сотрудничества, а не соревнования, успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что подразумевает помощь членов команды друг другу. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе. Здесь важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений, что так важно для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Каждый пересказ ребенка заслушивается и оценивается. Нетрадиционной формой заслушивания детских пересказов проходят в виде вечеров сказок, литературных минуток, которые проходят в форме досуга в группе и детской городской библиотеке. Пересказы и выступления готовятся с отдельными детьми «в секрете» от остальных. На вечерах сказок и литературных гостиных заслушиваются 2-3 известных произведения, одну инсценировку знакомого произведения и одно прослушивание нового произведения. Такие мероприятия мотивируют детей на запоминание, стремление следить за своей речью, выразительно рассказывать сказку. Неформальный характер проведения таких вечеров оказывает положительное влияние на развитие у детей повествовательных навыков, умение слушать друг друга, проявлять внимание и интерес.
В такие вечера включаю пересказ не только сказок и рассказов, но и знакомство с творчеством детских писателей и поэтов, включая детей и родителей в проектную деятельность, то есть поисково-познавательную, творческую работу.
Удачной находкой при обучении детей пересказу является применение видео и аудио записи речи ребенка. На телефон наговаривается текст или эпизод рассказа, который прослушивается ребёнком один или несколько раз. Меняется форма подачи материала, и это играет свою положительную роль. Пересказ становится своего рода игрой.
Одной из наиболее интересных и эффективных форм работы по приобщению дошкольников к художественной литературе, является систематическое посещение детской библиотеки. В начале года совместно с сотрудниками библиотеки разработали план работы и тематические циклы мероприятий на год.. Тематика их разнообразна, согласована с календарно-тематическим планом воспитательно-образовательной работы группы.
Следующее направление организации образовательного процесса это: самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиямФГОС.
Все пространство группы принадлежит детям, оборудование, материалы доступны для самостоятельного пользования детей, все ориентировано на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Свободная деятельность детей осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы, партнера или партнеров.
Как показывает опыт нашей работы, изложенный подход к построению совместной деятельностидетей и взрослых даёт хорошие результаты коррекционной работы по формированию у детей с ОНР навыков составления связных развёрнутых высказываний.
А закончить мне хочется словами К.Г.Паустовского:
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»
Подготовила воспитатель МБДОУ «ДС № 95 «Снежинка»