автор: Сизых Светлана Ивановна

Старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида “Журавушка”

тема: «Педагогический опыт» ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида детский сад “Журавушка

Мастер -класс

воспитателя  Сизых С.И.

 

Тема: “Заучивание стихотворений посредством мнемотехники”

 

п.Невон

2018 год

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Цель: формировать у детей интерес к заучиванию стихов; расширение словарного запаса, развитие связной речи дошкольников.

 

Задачи:

  • Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
  • Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
  • Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  • Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

 

Прогнозируемый результат:

 

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется интерес к заучиванию стихов;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации. Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. 

Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: “Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан”. Или аналогичная ей “Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь”. Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее. Тот же принцип лежит в использовании фразы “Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку” в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный…

Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.

Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. 
Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов

Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

 

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. 

 

В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Хочу поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

  • Введение элементов символов (формы, величины, действия). 
  • Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
  • Сочетание символов, чтение цепочки их.
  • Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа – активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
  • Творческое создание детьми опорных схем.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. (дидактическое упражнение с ковриком).

В младшем возрасте с целью формирования навыков запоминания, развития памяти,  речи можно наглядно использовать мнемоквадраты.

 Последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. 

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. 

Это теория для того чтобы освежить вашу память, так как мнемотехнику в той или иной мере Вы все используете в своей работе. Я же хочу поделиться с вами некоторыми интересными, на мой взгляд приёмами мнемотехники, которые мы используем и которые приносят замечательные результаты:

«Загадки». 

С использованием приемов мнемотехники я учу детей составлять описательные загадки. Из схем убираю первую карточку, которая обозначает название  предмета. Благодаря этому достигаю сразу нескольких положительных  моментов: 

  • ребенок, составляющий загадку старается контролировать каждое свое слово (развивается самоконтроль) дети, которые слушают описание,  не отвлекаются;
  • развиваю у детей функции анализа и синтеза, учу обобщению и исключению. (сначала простой вариант, а затем усложненный

Предлагаю коллегам попробовать составить описательную загадку и самим убедиться в моих наблюдениях.

 

«Заучивание стихов по таблицам».

  Заучиваем следующим образом: 

  1. выбираем понравившееся стихотворение; 
  2. с детьми обговариваем, как схематично можем изобразить его построчно;
  3. начинаем заучивать, привлекая родителей.

Предлагаю коллегам в преддверии весны составить самостоятельно таблицы стихов, в соответствии с возрастом детей с которыми они работают.

(на весь экран нужна таблица по стихотворению «Апрель»  и текст в текст.

Апрель, апрель

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи

На дорогах лужи

скоро выйдут муравьи

После зимней стужи

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник

 

Положительные  эффекты от занятий мнемотехникой следующие:

  • мощное развитие визуального мышления;
  • выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
  • формирование способности к эффективному самостоятельному  обучению.

(самостоятельная работа участников)- индивидуальные карточки.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось  достичь следующих результатов:

  • у детей увеличился  круг знаний об окружающем мире;
  • появилось   желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появился   интерес к заучиванию стихов;
  • словарный запас  вышел  на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

Рефлексия (корзина с цветами)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ