автор: Сизых Светлана Ивановна
Старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида “Журавушка”
тема: «Педагогический опыт» ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад “Журавушка
Мастер -класс
воспитателя Сизых С.И.
Тема: “Заучивание стихотворений посредством мнемотехники”
п.Невон
2018 год
АКТУАЛЬНОСТЬ
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель: формировать у детей интерес к заучиванию стихов; расширение словарного запаса, развитие связной речи дошкольников.
Задачи:
- Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
- Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.
- Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
- Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Прогнозируемый результат:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации. Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов.
Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: “Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан”. Или аналогичная ей “Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь”. Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее. Тот же принцип лежит в использовании фразы “Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку” в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный…
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.
Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.
Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов
Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Хочу поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
- Введение элементов символов (формы, величины, действия).
- Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
- Сочетание символов, чтение цепочки их.
- Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа – активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
- Творческое создание детьми опорных схем.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. (дидактическое упражнение с ковриком).
В младшем возрасте с целью формирования навыков запоминания, развития памяти, речи можно наглядно использовать мнемоквадраты.
Последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Это теория для того чтобы освежить вашу память, так как мнемотехнику в той или иной мере Вы все используете в своей работе. Я же хочу поделиться с вами некоторыми интересными, на мой взгляд приёмами мнемотехники, которые мы используем и которые приносят замечательные результаты:
«Загадки».
С использованием приемов мнемотехники я учу детей составлять описательные загадки. Из схем убираю первую карточку, которая обозначает название предмета. Благодаря этому достигаю сразу нескольких положительных моментов:
- ребенок, составляющий загадку старается контролировать каждое свое слово (развивается самоконтроль) дети, которые слушают описание, не отвлекаются;
- развиваю у детей функции анализа и синтеза, учу обобщению и исключению. (сначала простой вариант, а затем усложненный
Предлагаю коллегам попробовать составить описательную загадку и самим убедиться в моих наблюдениях.
«Заучивание стихов по таблицам».
Заучиваем следующим образом:
- выбираем понравившееся стихотворение;
- с детьми обговариваем, как схематично можем изобразить его построчно;
- начинаем заучивать, привлекая родителей.
Предлагаю коллегам в преддверии весны составить самостоятельно таблицы стихов, в соответствии с возрастом детей с которыми они работают.
(на весь экран нужна таблица по стихотворению «Апрель» и текст в текст.
Апрель, апрель
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи
На дорогах лужи
скоро выйдут муравьи
После зимней стужи
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник
Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:
- мощное развитие визуального мышления;
- выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
- формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.
(самостоятельная работа участников)- индивидуальные карточки.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось достичь следующих результатов:
- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появился интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас вышел на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Рефлексия (корзина с цветами)