автор: Шерстнев Андрей Леонидович
Проектная деятельность учащихся как средство социально-трудовой адаптации
Всегда актуальна проблема социальной адаптации детей с недостатками интеллектуального развития, проблема их подготовки к самостоятельной жизни и труду. Учебно-воспитательные задачи включают в себя:
– формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников,
– повышение уровня общего развития обучающихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Метод проектов сегодня ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Самостоятельность это:
- умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
- умение переносить известные способы действий в новые условия.
- умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
- умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
- умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
- умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
В связи с изменениями в обществе всё более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии.
Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
Что необходимо школьникам с ОВЗ для успешной адаптации в обществе:
– способность самостоятельно мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи;
– уметь работать в команде и обладать навыками общения;
– планировать конкретные результаты и нести за них ответственность;
– эффективно использовать знания и умения в реальной жизни;
– определиться в выборе профессии;
– самостоятельность;
– компьютерная грамотность.
Метод проектов позволяет как нельзя лучше реализовать поставленные задачи.
Метод проектов – это комплексный обобщающий процесс рациональной репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять знания с практическим опытом. Он позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому создавать определенный продукт, осознавать себя творцом при работе.
.
Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех этапах обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он используется при обучении детей с разными возможностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ успешно находят не только учителя, но и сами дети.
Практика показывает, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, ведь на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные возможности.
Чтобы обучающиеся овладели трудовыми умениями и навыками необходимо постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы.
Основой для социально-трудовой адаптации учащихся в обществе являются:
- применение учителем разнообразных методов и приемов обучения, позволяющие заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым;
- личностно ориентированное обучение;
- обучение в сотрудничестве;
- разноуровневая дифференциация;
- коллективные способы обучения и проектные методики;
- создание творческой атмосферы в коллективе способствует социально-трудовой адаптации учащихся в обществе.
Для комплексного решения задач технологического обучения активно используются различные методы, в том числе выполнение учебных технологических, практико-ориентированных проектов.
Цель работы над такими проектами – включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до её осуществления Действенность проектного обучения обусловлена ещё и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и принимать знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных социальных задач.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, подготовленное учителями технологии нашей школы, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной деятельности, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших проектных работ учащихся.
Главные условия организации работы над проектом:
- Профессионализм учителя, знания им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.
- Обучение учащихся и овладение ими технологии проектной деятельности (умение определять цели, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность). Систематическое четкое выполнение спланированной работы, что является непременным условием для развития учащихся, участвующих в реализации проекта, достижении цели.
- Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальным умениям.
- Начатую совместную работу учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя её промежуточные результаты с учителями.
- Доступность информации о ходе проекта.
Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами обучения имеет свои особенности. Она позволяет включать ряд условных этапов:
Поисково-исследовательский:
- Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объёма проектной деятельности).
- Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.
- Планирование проектной деятельности.
Технологический
- Составление конструкторской и технологической документации.
- Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций.
- Практическая реализация проекта.
- Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
- Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
Заключительный
- Оценка качества реализации проекта.
- Анализ результатов выполнения темы проекта, испытание его на практике, защита.
- Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности.
Работа над проектами способствует воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей, таких как социальное партнерство, толерантность, диалог, чувство ответственности, самодисциплины и самоорганизации.
Проектная деятельность учит детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социального вопроса.
Проектная деятельность обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья:
- Воспитывает морально-волевые качества и норму поведения, настойчивость и уверенность в своих силах, прививает общую культуру.
- способствует подготовке их к самостоятельной трудовой деятельности и адаптации в обществе:
- формирует необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни;
- формирует умения работать в команде и выполнять разные социальные роли;
- осуществляет профессиональное ориентирование.
Трудовое обучение в специальной школе имеет целью подготовку обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности и, следовательно, к осознанному выбору профессии.