автор:
Солдатова Евгения Юрьевна
Воспитатель МБДОУ ДСКВ №40 “Солнышко”
Овчинникова Анастасия Николаевна
Воспитатель МБДОУ ДСКВ №40 “Солнышко”
Проект Календарь по работе с родителями “Главное-вместе”
Проект по взаимодействию с родителями «Главное – ВМЕСТЕ!»
Авторы проекта:
Овчинникова Анастасия Николаевна, воспитатель, высшая квалификационная категория;
Солдатова Евгения Юрьевна, воспитатель, высшая квалификационная категория.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Участники проекта: родители, воспитатели, дети.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Ресурсы проекта: элементы предметно – развивающей среды (проектор, мультимедийный экран, ноутбук, телевизор, дидактические пособия, музыкальный центр, модули).
Формы реализации проекта: родительские собрания, беседы, анкетирование, выставки, конкурсы, мастер – классы, досуги, развлечения и др.
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании в РФ» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона РФ впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания единого образовательного пространства «Семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства. Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т.д. Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ, поиск новых форм работы с родителями всегда остаётся актуальным.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.
В настоящее время в рамках работы нашего детского сада активно используются инновационные формы и методы работы с семьей, т.к. детский сад является муниципальной базовой методической площадкой по взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДОУ. В настоящее время практикой накоплено многообразие инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников: «Клуб выходного дня», «День открытых дверей», совместные акции с родителями, мастер – классы и др. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ и группы. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Мы, педагоги, стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны, тем самым выстраиваем взаимодействие с родителями.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. И так к нам пришла идея создания календаря «Главное – ВМЕСТЕ!» -инновационная форма работы с родителями в рамках проекта, для полного взаимодействия с родителями и вовлечения их в образовательный процесс.
Новизна и результативность проекта
Актуальность: не секрет, что не все семьи в полной мере реализуют комплекс возможностей воспитательного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагогов.
Новизна — формирование инновационного взаимодействия детского сада и семьи, характеризующая доверительными отношениями педагогов с родителями и помогающие воспитателю корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Результативность — активное участие и заинтересованное отношение родителей к образовательному процессу, повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Задачи:
- Оказать помощь родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников.
- Привлечь взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей.
- Активизировать, обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
- Объединить усилия для развития и воспитания детей.
5.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый.
- Подготовительный этап – (август – сентябрь).
На данном этапе мы провели родительское собрание, на котором было предложено для всех родителей анкетирование (автор Т.В. Кротова) анкета «Удовлетворённость родителей образовательным процессом».
Цель анкетирования: изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета была анонимного характера, всего приняли участие 25 семей. Результаты анкетирования родителей показали, что 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы, комфортные условия пребывания детей в ДОУ: достаточная обеспеченность предметно пространственной развивающей среды, созданы безопасные условия пребывания детей в детском саду, 19% испытывают неудовлетворённость в режиме дня, питании, медицинском обслуживании, но только 40% родителей являются активными участниками образовательного процесса, а 60% родителей мало заинтересованы, ссылаясь на нехватку времени, чрезмерную занятость на работе, но им хотелось бы, принимать активное участие в воспитательно – образовательном процессе.
Создание единого пространства, развитие ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться, не зависимо одни от других и обе стороны будут оставаться, в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Затем мы познакомили родителей с методикой работы по календарю, который представляет из себя: стенд, на котором сверху указаны дни недели, слева указаны календарные тематические недели месяца, и к каждому дню каждой недели есть своя ячейка-кармашек, куда родители вставляют карточки с деятельностью, которую они хотели бы увидеть и выбирают ее заранее из предложенных карточек. На основании выбора карточек родителей мы планируем мероприятия, выбранные по запросу родителей и тематикой недели. Тематика всех мероприятий строится по годовому плану и социальному запросу родителей (приложение).
Классификация карточек:
- проведение открытых мероприятий (ООД);
- продуктивная деятельность;
- экспериментальная деятельность;
- праздники и развлечения;
- театрализованная деятельность;
- собрания, консультации;
- мини-проекты;
- конкурсы.
- Основной этап. Внедрение календаря в работу (октябрь – март).
Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми. Для того, чтобы сделать включение родителей в предложенную систему более осознанным и постоянным, а, следовательно, и эффективным, необходимо решить ряд частных задач, которые заключаются в следующем:
– установление воспитателями группы доверительных отношений с родителями и разъяснение значения их участия в работе по развитию ребёнка;
– убеждение родителей в необходимости проведения систематической работы с ребёнком, несмотря на возникающие трудности;
– разработку системы публичной и индивидуальной оценки и поощрения совместной деятельности родителей с ребёнком с демонстрацией достижений детей.
Хотелось бы сказать об одном моменте в системе работы с родителями. Все мы, сделав работу, нуждаемся в оценке своего труда. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не надо забывать хвалить родителей своих воспитанников. И мы всегда делаем это при любом удобном случае. Нам тоже очень приятно получать от родителей слова благодарности, удовлетворённость родителей образовательным процессом, достижением и уровнем развития своих детей после проведённых мероприятий.
Во-первых, родители должны понимать, что их взаимодействие с детским садом с использованием календаря «Главное – ВМЕСТЕ!» – это не очередное мероприятие (провели и забыли). Это долгосрочный проект, положительный результат которого будет оцениваться по тому, насколько успешным будет ребёнок при переходе из системы дошкольного образования в школу.
Для того, чтобы родители поняли это и осознали личную ответственность за развитие ребёнка, требуется серьёзная разъяснительная работа.
Во-вторых, нам было важно демонстрировать родителям, что мы очень заинтересованы в работе календаря «Главное – ВМЕСТЕ!» потому, что это позволяет повысить качество решения образовательных задач в детском саду, что положительно влияет на развитие их малыша.
Далее мы познакомили родителей с годовым планом и тематикой недель. Вот некоторые мероприятия, проведённые в этом году с детьми и родителями:
Название тематической недели | Название мероприятия | Содержание работы с детьми | Работа
с родителями |
«День знаний.
Здравствуй, детский сад» |
Родительское собрание | Анкетирование родителей,
Знакомство родителей с методикой работы по календарю «Главное – ВМЕСТЕ!». |
|
«Азбука безопасности» | «Кошкин дом» – ООД по формированию пожарной безопасности у детей. | Чтение художественной литературы:
«Путаница» К.И. Чуковский. Просмотр мультфильма по сказке «Кошкин дом» С.Я. Маршака. Беседа на тему: «Если случился пожар». Рассматривание иллюстраций «Пожароопасные ситуации», «Средства пожаротушения», «Пожарная машина», «Работа пожарного». Д/и «Можно – нельзя», «Слушай внимательно», «Собери картинку». |
Показ ООД для родителей. |
«Наши добрые
дела» |
Мастер – класс: «Развитие мелкой моторики как средство развития речи». | Изготовление пособия
«Весёлый Капитошка». |
Изготовление дидактических игр по развитию мелкой моторики и развитию речи. |
«Витамины наши друзья» | «День здоровья»
(в течение всего дня) |
ООД «Где прячется здоровье»:
– приём детей; – утренняя гимнастика; – минутки здоровья; – знакомство с дыхательной гимнастикой; – упражнения с шариками «Суджо»; – комплекс оздоровительных мероприятий после сна. |
Просмотр проекта «Быть здоровыми хотим!» |
«Моя Родина Россия» | «Весёлые матрёшки». Продуктивная деятельность. | Знакомство детей с матрёшкой, её весёлым и задорным нравом; создание условий для праздничного настроения; развитие эстетического восприятия. | Выставка весёлых матрёшек для
родителей. |
«Пришла зима, отворяй ворота» | Постройка снежного городка по сказке «Колобок». | Разработка проекта снежного городка по
сказке «Колобок»; Изготовление снежного городка. |
|
«Вся природа просыпается» | Мини-проект «Лук – волшебник». Исследовательская деятельность. | – беседа о луке;
– рассматривание картинок; – посадка лука; – наблюдение; – зарисовка этапов роста лука. |
Показ презентации мини-проекта «Лук- волшебник». |
«Встречаем птиц» | «Веточка для птички».
Продуктивная деятельность (нетрадиционная техника рисования пальчиком). |
– беседа;
– рассматривание; – наблюдение на прогулке (кормление птиц). |
Выставка работ. |
«Экология нашего края» | «В гармонии с природой». Совместная продуктивная деятельность. | Изготовление коллажа «В гармонии с природой» |
В процессе работы по внедрению календаря мы столкнулись с некоторыми проблемами: непонимание родителей, как работает календарь (родители думали, что каждая карточка, которую они выбирают, будет нами реализована). В ходе личных бесед мы объясняли родителям, что работа по календарю будет осуществляться один раз в неделю по их наибольшему социальному запросу (наибольшее количество карточек одного вида деятельности).
Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (ООД), так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми, собрания, консультации, совместные мероприятия и т.д.
Самым привлекательным и полезным, стала организация совместных досугов, праздников, акций. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Родители могут отслеживать результаты мероприятий в специальном уголке творчества, (приложение) где мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, рекомендуем конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, а также родители имеют возможность просмотреть работу по календарю через ноутбук и телевизор, которые имеются в нашей группе (просмотр презентаций мини-проектов, фотографии с участием детей и родителей).
Для нас важно, что родители видят нашу работу с детьми, а главное результат этой работы, и это вдохновляет их на сотрудничество с нами.
- Итоговый. Показатели результативности проведенной работы (апрель – май).
На сегодняшний день можно сказать, что промежуточное анкетирование показало следующие результаты: 83% родителей стали активными участниками образовательного процесса, 17% заинтересованы, но пока не являются активными участниками, 79% имеют высокий интерес к образовательной деятельности группы, а 21% мало заинтересованы, ссылаясь на нехватку времени, чрезмерную занятость на работе.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности: участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса. Кроме всего перечисленного в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями.
Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах, в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования календаря «Главное – ВМЕСТЕ!». Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые формы сотрудничества с родителями, ведь цель у нас одна.
Практическая значимость
Данный проект доступен к реализации и может использоваться в работе с детьми и родителями. Также могут быть использованы в педагогической практике и отдельные составляющие данного проекта (приложение).
Перспективы дальнейшего развития проекта
Планируется использовать данный проект как основу для работы с родителями, а также как образец для создания подобных проектов, направленных на привлечение родителей в единый образовательный процесс.