автор: Батманова Анна Васильевна

Методист МБУ ДО “Центр детского творчества” города Абакана

Проект Хакасия – наш дом!

СОГЛАСОВАНО:

Директор МБУ ДО «ЦДТ» г.Абакана: /Л.Г.Моруденко/ _______________

 

Согласовано:

Директор «Дома литераторов РХ»: /А.И. Котожеков/ __________________

 

Согласовано:

Председатель «Союза писателей РХ»: /А.В.Курбижекова/_______________

 

Творческий социокультурный  проект

сетевого ведомственного и межведомственного взаимодействия

  «Хакасия – наш дом»

 

                                    Авторы – составители  и участники:

                            Батманова Анна Васильевна

                              

 

Абакан, 2016

 

Пояснительная записка

 

             «Человек – это  уникальный мир культур,

вступающий во взаимодействие с другими личностями — культурами,

творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других»

 

М.М.Бахтина

 

Дополнительное образование сегодня позиционируется как открытое

вариативное образование и его миссия – наиболее полное обеспечение права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. В число важнейших задач, обозначенных в Концепции развития дополнительного образования детей, входит формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования, что актуализирует значимость разработки эффективных моделей межведомственного взаимодействия для повышения качества образовательной деятельности.

Проект «Хакассия – наш дом», согласно Концепции развития дополнительного образования детей, предполагает открытость взаимодействия с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; возможностью для участников образовательной деятельности приобретению опыта проживания и рефлексии актуальных явлений социокультурной реальности. Концепция проекта предусматривает возможность реализации дополнительного образования детей и подростков с использованием ресурсов научных организаций, организаций культуры (библиотек, музея, филармонии, театра), медийных (использующих в качестве инструментов сервисы сети “Интернет”, телевидения, мультипликации). Сетевое взаимодействие предполагает изучение потребностей заказчика услуг, тенденций развития организации – инициатора взаимодействия, оценку достаточности ресурсов для выполнения поставленных целей и задач. Это позволит определить потенциальных субъектов сетевого взаимодействия и направлений интеграции с ними.

Важной составляющей управления сетевым взаимодействием проекта станет изучение целевых ориентиров и направлений деятельности потенциальных форма реализации Сетевое взаимодействие, предполагающее объединение ресурсов во имя достижения общей цели, призвано способствовать развитию системы дополнительного образования в целом и в отдельности – участникам проекта. Оно предоставляет возможности использования современной материально-технической базы для программ дополнительного образования детей, инновационных научно-методических, информационных, кадровых ресурсов. Совместная деятельность позволяет обмениваться опытом, обеспечивая профессиональный рост, допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей,  способствует интеграции общеразвивающих образовательных программ, предполагает разработку индивидуальной образовательной траектории обучающихся, обеспечивает активную вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение игровой и досуговой деятельности, мероприятий, спектаклей, праздников, концертных выступлений.

Расширяя круг социальных партнеров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности, на совпадение интересов образовательного процесса и его результата.  Одной из главных составляющих сетевого взаимодействия проекта является решение проблемы поликультурного воспитание детей. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов и своей малой Родине, осознание своего «Я», расширение информационного уровня, формирование эмоциональной отзывчивости. Всё это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в многокультурной полиэтнической среде. Важной особенностью поликультурного взаимодействия участников проекта является публичные представление результатов деятельности, участие в творческих конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях искусств, которые имеют разный масштаб и предполагают разные формы взаимодействия всех  участников проекта. Общение на разных уровнях позволяет варьировать стили взаимоотношений, способы и средства коммуникации, включая способы визуального взаимодействия, что создает условия для развития умений межличностного взаимодействия у партнеров. Перед участниками проекта стоит важнейшая задача – использовать весь свой уникальный опыт и знания культурных традиций народов и этносов, общечеловеческих ценностей и мировой культуры в создании благоприятной образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию социально-активной личности. Деятельность педагога, направленная на формирование поликультурной личности, должна способствовать не только сохранению, но и развитию человека в человеке — той системы духовно-нравственных ценностей, которая может помочь взрослеющим людям адаптироваться в поликультурном обществе и заложить в них механизм самореализации.

 

Цель проекта – развитие чувства патриотизма обучающихся МБУ ДО «ЦДТ» и общеобразовательных школ посредством изучения литературы, музыкального и культурного своеобразия Республики Хакасия.

 

Задачи проекта:

  • развитие творческих (литературных, коммуникативных, художественно-эстетических) качества личности обучающихся;
  • организация тесного сотрудничества Центра детского творчества г.Абакана с ОУ РХ, Домом литераторов РХ, Союзом писателей РХ;
  • создание условий для  социализации личности ребенка;
  • расширение взаимодействия с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и детей.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

Этапы реализации

 

        Механизм реализации проекта предусматривает следующие этапы:

Подготовительный этап – диагностико-прогностический, методологический (2015-2016 г.г.)

Цель: подготовка нормативной, организационной и иной базы  проекта

Задачи:

  • изучить нормативную базу, подзаконные акты и др. документы;
  • сделать подборку и работать с литературой по тематике проекта;
  • проанализировать материально-технические, организационно – педагогические, программно – методические, кадровые  и иные условия;
  • разработать план основных мероприятий проекта;
  • провести обучение педагогического персонала проекта;
  • сформировать банк данных о партнёрской сети (ведомственной и межведомственной)
  • привлечь общественные и иные организации к поддержке проекта

 

Основной этап –  деятельностный (2016-2019 г.г.)

Цель: реализация проекта и апробация его основных структурных элементов

Задачи:

  • провести  диагностику уровня мотивации у педагогов к участию в проекте;
  • разработать методические рекомендации по написанию мини-проектов для предоставления их на конкурсы грантовой поддержки в Республике Хакасия; положения об основных мероприятиях проекта;
  • сформировать методическую библиотечку   по тематике проекта;
  • организовать  учебно – исследовательскую, проектную  деятельность обучающихся в рамках реализации проекта;
  • способствовать развитию профессиональной компетентности педагогов, работающих в рамках проекта;
  • активно использовать ресурсы социума

 

Заключительный (итоговый) этап – констатирующий (2019-2020 г.г.)

Цель: обобщение опыта работы по реализации проекта

Задачи:

  • проанализировать и обобщить результаты реализации проекта;
  • скорректировать банк данных социальных партнёров;
  • создать сетевое сообщество детей и педагогов, социальных партнёров, работающих совместно в рамках проекта;
  • сформировать банк педагогического опыта по проекту;
  • подготовка информационных, финансовых, аналитических и иных отчётов по итогам  реализации проекта;
  • представление итогов реализации проекта на научно – практических конференциях; в  научно – методических журналах; в интернет – ресурсах и др.

 

План мероприятий по реализации проекта

 

№ п/п Мероприятия Сроки Участники
Организация ежегодных литературных встреч с писателями Хакасии ежегодно Студия литературного творчества «Вдохновение», Дом литераторов РХ, Союз писателей РХ, библиотечная система г.Абакана и РХ
Выездные литературные встречи «Литературный коктейль» 1 раз в 3 месяца Студия литературного творчества «Вдохновение», Дом литераторов РХ, Союз писателей РХ, библиотечная система г.Абакана и РХ
Ежегодный республиканский литературный конкурс «Мастера литературного творчества» Ежегодно, май Студия литературного творчества «Вдохновение», Союз писателей РХ
Открытие и ведение литературной странички в журнале «Абакан» Январь 2017 Студия литературного творчества «Вдохновение»
Неделя творчества «Хакасия – дом наш», объединяющая всех участников проекта. Сентябрь 2018 Все участники проекта
Фестиваль – конкурс  «Театральная весна» Ежегодно, март Союз театральных деятелей РХ

МБУ ДО «ЦДТ»

Цикл музыкально – театральных программ «Карнавал музыки, театра и танца» для школьников города и республики 3 раза в год Хореографический ансамбль «Эксперимент», театр «Золотой ключик», студия «Гармония», ансамбль «Берегиня», хоровая студия «Муза», студия литературного творчества «Вдохновение» МБУ ДО «ЦДТ»
«В едином порыве» – концерт – встреча в рамках проекта «Я выбираю музыку» совместно с музыкальным колледжем ИИ ХГУ им. Н.Ф. Катанова Апрель 2017 2016 Музыкально – фольклорная студия «Гармония», студенты музыкального колледжа
«От умения к мастерству» – совместно с музыкальным колледжем ХГУ имени Н.Ф.Катанова, студенческим театром монологов «Белый рояль»:

Конкурс монологов;

Мастер – классы по актёрскому мастерству, художественному слову

Октябрь 2017-2019  

Ежегодно, май

Муз- фольклорная студия «Гармония»

Студия «Вдохновения», театр «Золотой ключик», театр «Весёлые человечки»,

Студенческий театр «Белый рояль», студия литературного творчества «Вдохновение»

«Путаница – перепутаница» – интеграция театральной деятельности детей по одноимённой сказке Чуковского и русского музыкального фольклора – песни, игры, хороводы, частушки, игры, пляска, музицирование» с участием студентов музыкального колледжа, артистов драмтеатра, студии «Белый рояль». 2017 Хореографический ансамбль «Эксперимент», театр «Золотой ключик», ансамбль народных инструментов «Созвучие», ансамбль «Берегиня», хоровая студия «Муза», студия литературного творчества «Вдохновение» МБУ ДО «ЦДТ»

Артисты драматического театра имени Ю.М.Лермонтова, студенты  Муз. колледжа

«Моя малая Родина – солнечная Хакасия» – праздник в рамках проекта «Национальная мозаика» Март 2016 Муз- фольклорная студия «Гармония»,

Хореографические и вокальные коллективы

Проект драматического театра имени М.Ю. Лермонтова, хореографического ансамбля «Контрасты», студии литературного творчества «Вдохновение»,  театра «Золотой ключик» Декабрь 2016, 2017 Хореографический ансамбль «Контрасты»,  студия «Вдохновение», театр «Золотой ключик»
Презентация сборников «Юные поэты и писатели РХ» Сентябрь 2017 Студия литературного творчества «Вдохновение», Дом литераторов РХ, Союз писателей РХ
Музыкально – литературные композиции «Моя малая Родина» 2017,2018 Городская детская библиотека

Музыкальная студия «Гармония» МБУ ДО «ЦДТ»

Концертные выступления в рамках проектов «Достойные люди земли хакасской» Февраль 2017, 2018, 2019 Хакасский Краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова

МБУ ДО «ЦДТ»

Презентация книги  Иванова Ю.А., организация творческих встреч; презентация авторских детских стихов, сказок, рассказов. 2016-2019 Союз литераторов

Студия литературного творчества МБУ ДО «ЦДТ»

Муниципальный конкурс творческих работ «Тебе, любимый город, посвящаю…» 2016 Союз литераторов

Студия литературного творчества МБУ ДО «ЦДТ»

Образовательные учреждения

Ежегодный конкурс творческих работ «Мое открытие хакасской литературы» Ежегодно, в марте Студия литературного творчества «Вдохновение», Дом литераторов РХ, Союз писателей РХ, библиотечная система г.Абакана и РХ
Литературное кино – кафе «По страницам любимых хакасских произведений» 2016, октябрь, декабрь Союз литераторов

Студия литературного творчества МБУ ДО «ЦДТ»

Образовательные учреждения

«По страницам любимых мультфильмов» Октябрь, декабрь 2016 Театральные объединения МБУ ДО «ЦДТ»
Конкурс проектов «Моя самобытная родина» (по материалам хакасской литературы) Ежегодно, в марте Студия литературного творчества «Вдохновение», Дом литераторов РХ
Создание фильма «Писатели Хакасии – детям» Декабрь 2019 Студия литературного творчества «Вдохновение», Дом литераторов РХ, Союз писателей РХ, библиотечная система г.Абакана и РХ, телевидение «РТС»

 

Литература

  1. Абанкина И.В. Эффективные модели сетевого межведомственного взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования. [электронный ресурс].

 

URL: http://conf.iro.yar.ru/index.php?id=228

  1. Зубарева Т.А. Эффективность модели сетевого открытого взаимодействия образовательных учреждений как ресурс инновационного развития //Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 5.
  2. Золотарева А.В. Совершенствование практики сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  4. Попова И.Н. Проектирование моделей сетевого межведомственного взаимодействия в ходе реализации дополнительных образовательных программ: технологический аспект. – [электронный ресурс] http://dvorec-pionerov.ru

6.Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.

  1. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы

этнической кросс-культурной психологии. Психология межэтни-

ческой толерантности. – СПб, 2005.

  1. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Пе-

дагогика. –2000. – № 2. – С. 105–107.

  1. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности

школьника в процессе поликультурного образования на уроках. //

Педагогика. –2002. –285 с.

 

Проект Хакасия – наш дом!