автор: Батманова Анна Васильевна
Методист МБУ ДО “Центр детского творчества” города Абакана
Проект Хакасия – наш дом!
СОГЛАСОВАНО:
Директор МБУ ДО «ЦДТ» г.Абакана: /Л.Г.Моруденко/ _______________
Согласовано:
Директор «Дома литераторов РХ»: /А.И. Котожеков/ __________________
Согласовано:
Председатель «Союза писателей РХ»: /А.В.Курбижекова/_______________
Творческий социокультурный проект
сетевого ведомственного и межведомственного взаимодействия
«Хакасия – наш дом»
Авторы – составители и участники:
Батманова Анна Васильевна
Абакан, 2016
Пояснительная записка
«Человек – это уникальный мир культур,
вступающий во взаимодействие с другими личностями — культурами,
творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других»
М.М.Бахтина
Дополнительное образование сегодня позиционируется как открытое
вариативное образование и его миссия – наиболее полное обеспечение права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков. В число важнейших задач, обозначенных в Концепции развития дополнительного образования детей, входит формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования, что актуализирует значимость разработки эффективных моделей межведомственного взаимодействия для повышения качества образовательной деятельности.
Проект «Хакассия – наш дом», согласно Концепции развития дополнительного образования детей, предполагает открытость взаимодействия с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности; возможностью для участников образовательной деятельности приобретению опыта проживания и рефлексии актуальных явлений социокультурной реальности. Концепция проекта предусматривает возможность реализации дополнительного образования детей и подростков с использованием ресурсов научных организаций, организаций культуры (библиотек, музея, филармонии, театра), медийных (использующих в качестве инструментов сервисы сети “Интернет”, телевидения, мультипликации). Сетевое взаимодействие предполагает изучение потребностей заказчика услуг, тенденций развития организации – инициатора взаимодействия, оценку достаточности ресурсов для выполнения поставленных целей и задач. Это позволит определить потенциальных субъектов сетевого взаимодействия и направлений интеграции с ними.
Важной составляющей управления сетевым взаимодействием проекта станет изучение целевых ориентиров и направлений деятельности потенциальных форма реализации Сетевое взаимодействие, предполагающее объединение ресурсов во имя достижения общей цели, призвано способствовать развитию системы дополнительного образования в целом и в отдельности – участникам проекта. Оно предоставляет возможности использования современной материально-технической базы для программ дополнительного образования детей, инновационных научно-методических, информационных, кадровых ресурсов. Совместная деятельность позволяет обмениваться опытом, обеспечивая профессиональный рост, допрофессиональное образование и профессиональный выбор детей, способствует интеграции общеразвивающих образовательных программ, предполагает разработку индивидуальной образовательной траектории обучающихся, обеспечивает активную вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение игровой и досуговой деятельности, мероприятий, спектаклей, праздников, концертных выступлений.
Расширяя круг социальных партнеров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности, на совпадение интересов образовательного процесса и его результата. Одной из главных составляющих сетевого взаимодействия проекта является решение проблемы поликультурного воспитание детей. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование у детей национальной толерантности, интереса к истории и культуре разных народов и своей малой Родине, осознание своего «Я», расширение информационного уровня, формирование эмоциональной отзывчивости. Всё это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и продуктивной жизни в многокультурной полиэтнической среде. Важной особенностью поликультурного взаимодействия участников проекта является публичные представление результатов деятельности, участие в творческих конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях искусств, которые имеют разный масштаб и предполагают разные формы взаимодействия всех участников проекта. Общение на разных уровнях позволяет варьировать стили взаимоотношений, способы и средства коммуникации, включая способы визуального взаимодействия, что создает условия для развития умений межличностного взаимодействия у партнеров. Перед участниками проекта стоит важнейшая задача – использовать весь свой уникальный опыт и знания культурных традиций народов и этносов, общечеловеческих ценностей и мировой культуры в создании благоприятной образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию социально-активной личности. Деятельность педагога, направленная на формирование поликультурной личности, должна способствовать не только сохранению, но и развитию человека в человеке — той системы духовно-нравственных ценностей, которая может помочь взрослеющим людям адаптироваться в поликультурном обществе и заложить в них механизм самореализации.
Цель проекта – развитие чувства патриотизма обучающихся МБУ ДО «ЦДТ» и общеобразовательных школ посредством изучения литературы, музыкального и культурного своеобразия Республики Хакасия.
Задачи проекта:
- развитие творческих (литературных, коммуникативных, художественно-эстетических) качества личности обучающихся;
- организация тесного сотрудничества Центра детского творчества г.Абакана с ОУ РХ, Домом литераторов РХ, Союзом писателей РХ;
- создание условий для социализации личности ребенка;
- расширение взаимодействия с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и детей.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы реализации
Механизм реализации проекта предусматривает следующие этапы:
Подготовительный этап – диагностико-прогностический, методологический (2015-2016 г.г.)
Цель: подготовка нормативной, организационной и иной базы проекта
Задачи:
- изучить нормативную базу, подзаконные акты и др. документы;
- сделать подборку и работать с литературой по тематике проекта;
- проанализировать материально-технические, организационно – педагогические, программно – методические, кадровые и иные условия;
- разработать план основных мероприятий проекта;
- провести обучение педагогического персонала проекта;
- сформировать банк данных о партнёрской сети (ведомственной и межведомственной)
- привлечь общественные и иные организации к поддержке проекта
Основной этап – деятельностный (2016-2019 г.г.)
Цель: реализация проекта и апробация его основных структурных элементов
Задачи:
- провести диагностику уровня мотивации у педагогов к участию в проекте;
- разработать методические рекомендации по написанию мини-проектов для предоставления их на конкурсы грантовой поддержки в Республике Хакасия; положения об основных мероприятиях проекта;
- сформировать методическую библиотечку по тематике проекта;
- организовать учебно – исследовательскую, проектную деятельность обучающихся в рамках реализации проекта;
- способствовать развитию профессиональной компетентности педагогов, работающих в рамках проекта;
- активно использовать ресурсы социума
Заключительный (итоговый) этап – констатирующий (2019-2020 г.г.)
Цель: обобщение опыта работы по реализации проекта
Задачи:
- проанализировать и обобщить результаты реализации проекта;
- скорректировать банк данных социальных партнёров;
- создать сетевое сообщество детей и педагогов, социальных партнёров, работающих совместно в рамках проекта;
- сформировать банк педагогического опыта по проекту;
- подготовка информационных, финансовых, аналитических и иных отчётов по итогам реализации проекта;
- представление итогов реализации проекта на научно – практических конференциях; в научно – методических журналах; в интернет – ресурсах и др.
План мероприятий по реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Участники |
|
Организация ежегодных литературных встреч с писателями Хакасии | ежегодно | Студия литературного творчества «Вдохновение», Дом литераторов РХ, Союз писателей РХ, библиотечная система г.Абакана и РХ |
|
Выездные литературные встречи «Литературный коктейль» | 1 раз в 3 месяца | Студия литературного творчества «Вдохновение», Дом литераторов РХ, Союз писателей РХ, библиотечная система г.Абакана и РХ |
|
Ежегодный республиканский литературный конкурс «Мастера литературного творчества» | Ежегодно, май | Студия литературного творчества «Вдохновение», Союз писателей РХ |
|
Открытие и ведение литературной странички в журнале «Абакан» | Январь 2017 | Студия литературного творчества «Вдохновение» |
|
Неделя творчества «Хакасия – дом наш», объединяющая всех участников проекта. | Сентябрь 2018 | Все участники проекта |
|
Фестиваль – конкурс «Театральная весна» | Ежегодно, март | Союз театральных деятелей РХ
МБУ ДО «ЦДТ» |
|
Цикл музыкально – театральных программ «Карнавал музыки, театра и танца» для школьников города и республики | 3 раза в год | Хореографический ансамбль «Эксперимент», театр «Золотой ключик», студия «Гармония», ансамбль «Берегиня», хоровая студия «Муза», студия литературного творчества «Вдохновение» МБУ ДО «ЦДТ» |
|
«В едином порыве» – концерт – встреча в рамках проекта «Я выбираю музыку» совместно с музыкальным колледжем ИИ ХГУ им. Н.Ф. Катанова | Апрель 2017 2016 | Музыкально – фольклорная студия «Гармония», студенты музыкального колледжа |
|
«От умения к мастерству» – совместно с музыкальным колледжем ХГУ имени Н.Ф.Катанова, студенческим театром монологов «Белый рояль»:
Конкурс монологов; Мастер – классы по актёрскому мастерству, художественному слову |
Октябрь 2017-2019
Ежегодно, май |
Муз- фольклорная студия «Гармония»
Студия «Вдохновения», театр «Золотой ключик», театр «Весёлые человечки», Студенческий театр «Белый рояль», студия литературного творчества «Вдохновение» |
|
«Путаница – перепутаница» – интеграция театральной деятельности детей по одноимённой сказке Чуковского и русского музыкального фольклора – песни, игры, хороводы, частушки, игры, пляска, музицирование» с участием студентов музыкального колледжа, артистов драмтеатра, студии «Белый рояль». | 2017 | Хореографический ансамбль «Эксперимент», театр «Золотой ключик», ансамбль народных инструментов «Созвучие», ансамбль «Берегиня», хоровая студия «Муза», студия литературного творчества «Вдохновение» МБУ ДО «ЦДТ»
Артисты драматического театра имени Ю.М.Лермонтова, студенты Муз. колледжа |
|
«Моя малая Родина – солнечная Хакасия» – праздник в рамках проекта «Национальная мозаика» | Март 2016 | Муз- фольклорная студия «Гармония»,
Хореографические и вокальные коллективы |
|
Проект драматического театра имени М.Ю. Лермонтова, хореографического ансамбля «Контрасты», студии литературного творчества «Вдохновение», театра «Золотой ключик» | Декабрь 2016, 2017 | Хореографический ансамбль «Контрасты», студия «Вдохновение», театр «Золотой ключик» |
|
Презентация сборников «Юные поэты и писатели РХ» | Сентябрь 2017 | Студия литературного творчества «Вдохновение», Дом литераторов РХ, Союз писателей РХ |
|
Музыкально – литературные композиции «Моя малая Родина» | 2017,2018 | Городская детская библиотека
Музыкальная студия «Гармония» МБУ ДО «ЦДТ» |
|
Концертные выступления в рамках проектов «Достойные люди земли хакасской» | Февраль 2017, 2018, 2019 | Хакасский Краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова
МБУ ДО «ЦДТ» |
|
Презентация книги Иванова Ю.А., организация творческих встреч; презентация авторских детских стихов, сказок, рассказов. | 2016-2019 | Союз литераторов
Студия литературного творчества МБУ ДО «ЦДТ» |
|
Муниципальный конкурс творческих работ «Тебе, любимый город, посвящаю…» | 2016 | Союз литераторов
Студия литературного творчества МБУ ДО «ЦДТ» Образовательные учреждения |
|
Ежегодный конкурс творческих работ «Мое открытие хакасской литературы» | Ежегодно, в марте | Студия литературного творчества «Вдохновение», Дом литераторов РХ, Союз писателей РХ, библиотечная система г.Абакана и РХ |
|
Литературное кино – кафе «По страницам любимых хакасских произведений» | 2016, октябрь, декабрь | Союз литераторов
Студия литературного творчества МБУ ДО «ЦДТ» Образовательные учреждения |
|
«По страницам любимых мультфильмов» | Октябрь, декабрь 2016 | Театральные объединения МБУ ДО «ЦДТ» |
|
Конкурс проектов «Моя самобытная родина» (по материалам хакасской литературы) | Ежегодно, в марте | Студия литературного творчества «Вдохновение», Дом литераторов РХ |
|
Создание фильма «Писатели Хакасии – детям» | Декабрь 2019 | Студия литературного творчества «Вдохновение», Дом литераторов РХ, Союз писателей РХ, библиотечная система г.Абакана и РХ, телевидение «РТС» |
Литература
- Абанкина И.В. Эффективные модели сетевого межведомственного взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования. [электронный ресурс].
URL: http://conf.iro.yar.ru/index.php?id=228
- Зубарева Т.А. Эффективность модели сетевого открытого взаимодействия образовательных учреждений как ресурс инновационного развития //Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 5.
- Золотарева А.В. Совершенствование практики сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Попова И.Н. Проектирование моделей сетевого межведомственного взаимодействия в ходе реализации дополнительных образовательных программ: технологический аспект. – [электронный ресурс] http://dvorec-pionerov.ru
6.Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011.
- Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы
этнической кросс-культурной психологии. Психология межэтни-
ческой толерантности. – СПб, 2005.
- Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Пе-
дагогика. –2000. – № 2. – С. 105–107.
- Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности
школьника в процессе поликультурного образования на уроках. //
Педагогика. –2002. –285 с.