автор: Сошникова Анна Владимировна
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
В дошкольный период ребенок быстро растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.
Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно-двигательной системы организма.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПЛОСКОСТОПИЕ?
Плоскостопие – изменение формы стопы, которое характеризуется опущением ее продольного и поперечного свода.
Причинами плоскостопия могут быть:
- раннее вставание и ходьба;
- избыточный вес;
- генетическая предрасположенность;
- травмы стопы;
- длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;
- плохо подобранная обувь;
- перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);
- недостаточная или избыточная физическая нагрузка.
Признаки плоскостопия.
- быстрая утомляемость ног;
- к вечеру возможное появления отека стоп, которого не будет утром;
- ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах;
- быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы;
- ребенок ходит с широко расставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;
- стопа имеет неправильную форму или становится шире;
Последствия плоскостопия:
Изменение формы стопы влияет на ее функцию, изменяет положение таза, позвоночника. Отрицательно влияет на функции позвоночника, а следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, а в более старшем возрасте может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.
Основу профилактики составляет: укрепление мышц, сохраняющих свод стопы, ношение правильно подобранной обуви, ограничение нагрузки на нижние конечности.
Главное средство профилактики плоскостопия – специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени, проведение специальных упражнений, гигиена и массаж ног с использованием особых предметов: деревянных палочек, мешочков с песком, верёвок, мячей, ткани.
Предлагаю освоить на практике некоторые упражнения для профилактики плоскостопия.
Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Упражнения, сидя на полу.
- захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их в другую сторону (тоже пальцами стоп другой ноги)
- захват и удержание мяча среднего размера двумя стопами, перекладывание с места на место.
Упражнения на массажном коврике.
- ходьба медленная с глубоким перекатом стопы.
- ходьба на носках, на наружных краях стопы.
- перекаты с носков на пятки и обратно.
- легкие поскоки и прыжковые упражнения.
Упражнения, сидя на стуле.
- собирание с пола мелких предметов или ткани пальцами ног.
- катание палок, карандашей. В домашних условиях, это может быть скалка или бутылка с водой.
Упражнение «Художник».
- Карандашом, зажатым пальцами ног, рисуем на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.
Упражнения с новым оборудованием.
- Массажная дорожка из пластиковых крышек, «дорожка здоровья» с мешочками наполненными песком, крупой или пришитыми карандашами, тихие тренажеры.
В системе «Ребенок – семья – детский сад», родители являются основным составляющим звеном в профилактике плоскостопия детей.
Разработан комплекс гимнастики для применения дома:
- медленная ходьба на носках и пятках с увеличением темпа движения;
- ходьба на внешней стороне ступни;
- попеременное сгибание и разгибание пальцев на ногах;
- вращение ступнями, сидя на стуле;
- поднимание и перекладывание предметов, при помощи ног;
- катание мяча стопами;
- сидя на стуле, сминать газету пальцами ног.
Систематическая работа по профилактике плоскостопия в условиях детского сада является одним из важных факторов укрепления здоровья детей. Успешность ее проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте воспитателя и родителей.
А закончить свое выступление я хочу одной притчей.
Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека. Пусть он его поищет».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Но мы же знаем, что наше здоровье и здоровье наших детей зависит от нас. Берегите его.