автор: Сошникова Анна Владимировна

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

В дошкольный период ребенок быстро растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.

Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно-двигательной системы организма.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПЛОСКОСТОПИЕ?

Плоскостопие – изменение формы стопы, которое характеризуется опущением ее продольного и поперечного свода.

Причинами плоскостопия могут быть:

  • раннее вставание и ходьба;
  • избыточный вес;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы стопы;
  • длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;
  • плохо подобранная обувь;
  • перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);
  • недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

Признаки плоскостопия.

  • быстрая утомляемость ног;
  • к вечеру возможное появления отека стоп, которого не будет утром;
  • ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах;
  • быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы;
  • ребенок ходит с широко расставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;
  • стопа имеет неправильную форму или становится шире;

Последствия плоскостопия:

Изменение формы стопы влияет на ее функцию, изменяет положение таза, позвоночника. Отрицательно влияет на функции позвоночника, а следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, а в более старшем возрасте может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Основу профилактики составляет: укрепление мышц, сохраняющих свод стопы, ношение правильно подобранной обуви, ограничение нагрузки на нижние конечности.
Главное средство профилактики плоскостопия – специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени, проведение специальных упражнений, гигиена и массаж ног с использованием особых предметов: деревянных палочек, мешочков с песком, верёвок, мячей, ткани.

Предлагаю освоить на практике некоторые упражнения для профилактики плоскостопия.

Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Упражнения, сидя на полу.

  • захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их в другую сторону (тоже пальцами стоп другой ноги)
  • захват и удержание мяча среднего размера двумя стопами, перекладывание с места на место.

Упражнения на массажном коврике.

  • ходьба медленная с глубоким перекатом стопы.
  • ходьба на носках, на наружных краях стопы.
  • перекаты с носков на пятки и обратно.
  • легкие поскоки и прыжковые упражнения.

Упражнения, сидя на стуле.

  • собирание с пола мелких предметов или ткани пальцами ног.
  • катание палок, карандашей. В домашних условиях, это может быть скалка или бутылка с водой.

Упражнение «Художник».

  • Карандашом, зажатым пальцами ног, рисуем на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.

Упражнения с новым оборудованием.

  • Массажная дорожка из пластиковых крышек, «дорожка здоровья» с мешочками наполненными песком, крупой или пришитыми карандашами, тихие тренажеры.

В системе «Ребенок – семья – детский сад», родители являются основным составляющим звеном в профилактике плоскостопия детей.

Разработан комплекс гимнастики для применения дома:

  • медленная ходьба на носках и пятках с увеличением темпа движения;
  • ходьба на внешней стороне ступни;
  • попеременное сгибание и разгибание пальцев на ногах;
  • вращение ступнями, сидя на стуле;
  • поднимание и перекладывание предметов, при помощи ног;
  • катание мяча стопами;
  • сидя на стуле, сминать газету пальцами ног.

Систематическая работа по профилактике плоскостопия в условиях детского сада является одним из важных факторов укрепления здоровья детей. Успешность ее проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте воспитателя и родителей.

А закончить свое выступление я хочу одной притчей.

Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека. Пусть он его поищет».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Но мы же знаем, что наше здоровье и здоровье наших детей зависит от нас. Берегите его.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста