автор: Прохорова Юлия Александровна

педагог-психолог Муниципальное бюджетное учереждение дополнительного образования “Центр детского творчества “Росинка”

Программа психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей “Равновесие”

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества «Росинка»

ПРОГРАММА

психолого – педагогического сопровождения детского отдыха в

ЗОЛ  «Солнечная поляна»

«РАВНОВЕСИЕ»

(для детей от 6 до 17 лет, срок реализации 21 день)

 

             

 

г. Гороховец, 2017

 

Паспорт программы

 

Основания

для разработки

программы

  • Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
  • Закон об образовании РФ от 22.08.04г. N 122-ФЗ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Семейный кодекс РФ (8.12.1995 г.);
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» N 124 -ФЗ от 24 июля 1998г., принятый Государственной Думой 3 июля 1998г., одобренный Советом Федерации 9 июля
  • ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (с изменениями от 13 января 2001 г.)
  • Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 22.10.99 №636.
  • Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1; введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 28.01.97 № 7.
  • Инструктивное письмо департамента образования Владимирской области руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса» от 22 марта 2010 г. №ДО- 11268-04-07
Заказчик

программы

Управление образования  Гороховецкого района Владимирской области
Разработчик

программы

Прохорова Юлия Александровна, педагог-психолог ЗОЛ
Направленность

программы

Социально-психологическая
Цель программы Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в ЗОЛ «Солнечная поляна».
Основные

задачи

программы

  • Создание благоприятных психологических условий с целью снижения уровня тревожности у детей и подростков;
  • Коррекция внутриличностного и межличностного общения
  • Повышение уровня социально-психологической компетенции подростков
Принципы

реализации

программы

  • Принцип полного равенства всех, невзирая на пол, национальность, расу, кастовую или государственную принадлежность;
  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
  • Принцип уникальности личности – признание индивидуальности ребенка.
  • Принцип взаимодействия – деятельность психолога, воспитателей и администрации построена на взаимодействии, которое направлено на достижение общей педагогической цели;
  • Принцип конфедициальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы не подлежит разглашению.
Механизм

реализации

программы

– Подготовительный период (формирование пакета документов, разработка программы, создание условий для реализации программы, приобретение необходимого инвентаря, проведение инструктивных бесед с сотрудниками лагеря)

Основной период (проведение мероприятий по адаптации ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря, выявление личностных особенностей детей, контроль и коррекция психологического климата в отрядах, коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома. Индивидуальная работа с выявленным контингентом).

– Заключительный период (подведение итогов работы. Диагностика. Рефлексия и анализ).

Ожидаемые

результаты

реализации

программы

  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков
  • приобретение  опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой  деятельности
  • повышение уровня социально-психологической компетенции подростков
Система

организации контроля над исполнением программы

Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и старшей вожатой лагеря.
Продолжительность

программы

Программа является краткосрочной, будет реализована в течение 1 смены.
Срок реализации 21 день
Формы контроля
  • Письменная и устная  рефлексия на занятиях.
  • Анализ результатов анкетирования по степени удовлетворенности воспитанников  жизнью в летнем оздоровительном лагере.
  • Сравнительный анализ результатов анкетирования при поступлении в летний оздоровительный лагерь и  на момент завершения смены

 

Пояснительная записка

 

Одной из актуальных проблем современного общества является быстрое распространение различных форм деструктивного поведения среди детей и подростков (аддиктивность, интолерантность, агрессивность и др.).  Средством предотвращения этих явлений в детско-молодежной среде является их первичная профилактика, т.е. формирование комплекса социальных, образовательных, психологических и медицинских мер, ориентирующих ребенка, молодого человека в основных вопросах его личностного и социального развития, предупреждающих формирование асоциальных моделей поведения.

Несмотря на серьезные меры, предпринимаемые органами и учреждениями различной ведомственной подчиненности в области профилактики асоциальных явлений в детско-молодежной среде, уровень их распространенности продолжает оставаться довольно высоким. Особенно актуальна профилактическая деятельность в летний период, когда ослабевает, либо прекращается воспитательное влияние образовательных учреждений.

        Цель программы: Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в ЗОЛ «Солнечная поляна».

        

        Задачи программы:

  • Создание благоприятных психологических условий с целью снижения уровня тревожности у детей и подростков;
  • Коррекция внутриличностного и межличностного общения
  • Повышение уровня социально-психологической компетенции подростков

 

         Основные направления работы:

  • Психолого-педагогическая  диагностика;
  • Коррекционно-развивающее направление;
  • Профилактическое направление;
  • Психологическое консультирование;
  • Просветительская работа;
  • Проектная деятельность;
  • Организационно-методическая работа

          Методики психолого-педагогической диагностики в лагере:

          Используемые методики отвечают следующим требованиям:

  • простота и процедурная доступность для педагога и психолога;
  • непродолжительность по времени и не утомительны для детей;
  • наличие элементов занимательности

         Программа составлена из расчета 9 часов в неделю – на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с детьми; на консультационную работу с педагогическими работниками и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в загородном оздоровительном лагере.

        Остальное время, в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени,  приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с детьми; обработку, анализ полученных результатов; подготовку к консультационной работе с педагогическими работниками и родителями детей; организационно-методическую деятельность (повышение профессиональной компетентности, самообразование, заполнение аналитической и отчетной документации и др. (Основание: письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»).

           Участники программы – учащиеся школ города и района в возрасте 7-15 лет, воспитанники приюта, несовершеннолетние из неблагополучных, а так же малообеспеченных семей, дети «группы риска».

 

Программа рассчитана на 21 день смены, то есть является краткосрочной.

 

Механизм реализации программы:

        Выделяется четыре основных этапа (периода) летней кампании:

           Подготовительный этап (от 14 до 21 дня до начала лагерной смены): обеспечение загородного оздоровительного лагеря квалифицированным персоналом воспитателей, разработка программы психологического сопровождения детей и подростков в рамках одной лагерной смены.

         Организационный период (II этап) (с 1-го по 6-ой день от начала смены): адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря, выявление личностных особенностей детей.

Основной период (III этап) (с 7-го по 18-ый день от начала смены): контроль и коррекция психологического климата в отрядах. Коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома. Активное , но тактичное вовлечение ребенка в межличностные отношения во временном детском коллективе для развития его социально-коммуникативных качеств и умений, умений жить в группе и соотносить личные интересы с групповым

        Итоговый период (IV этап) (с 19-го по 21-ый день от начала смены): повышение дисциплинированности, анализ происшедших перемен, реадаптация детей к возвращению домой.

 

Формы контроля:

  • Письменная и устная  рефлексия на занятиях.
  • Анализ результатов анкетирования по степени удовлетворенности воспитанников  жизнью в летнем оздоровительном лагере.
  • Сравнительный анализ результатов анкетирования при поступлении в летний оздоровительный лагерь и  на момент завершения смены.

 

Методическое обеспечение программы:

– нормативно-правовые документы;

– методические рекомендации по организации летнего отдыха, воспитательной и творческой работе;

– программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в ЗОЛ «Солнечная поляна»;

– сборники проведения тренингов и психологических игр;

– диагностический материал.

 

    Ожидаемые результаты:

  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков
  • приобретение  опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой  деятельности
  • повышение уровня социально-психологической компетенции подростков

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

№ п/п Направления деятельности Период проведения
1. Психолого-педагогическая  диагностика
1.1 Входная диагностика

Организационный период

1.1.1 Анализ основных и сопутствующих заболеваний детей
1.1.2. Диагностика основных личностных особенностей (ожидания ребенка, интересы и склонности, творческую направленность, социально-психологические качества личности, самооценку, круг интересов.)
1.1.3. Диагностика психологического состояния детей
1.2. Текущая диагностика

Основной период

1.2.1. Эмоционально-психологический климат

в отряде

1.2.2. Индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка
1.3. Итоговая диагностика Итоговый период
1.3.1. Удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере.
1.4. Дополнительное психологическое исследование при необходимости В течение смены
2. Коррекционно-развивающее направление
2.1. Групповые занятия
2.1.1. Игровые занятия на знакомство Организационный период
2.1.2. Игровые занятия на сплочение коллектива Основной период
2.1.3. Игры, направленные на профилактику конфликтов в отряде
2.2. Индивидуальная работа с детьми  по профилактике отклоняющегося поведения В течение смены
3. Профилактическое направление
3.1. Тренинги по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний В течение смены
3.2. Психологические акции
4. Психологическое консультирование
4.1 Организация и проведение группового и индивидуального (по запросу)  консультирования родителей (законных представителей ребенка)

В течение смены

4.2. Организация и проведение  группового и индивидуального (по запросу) консультирования  педагогов, работающих на отрядах.
4.3. Организация консультирования группового и индивидуального (по запросу) отрядных вожатых.
5 Просветительская работа
5.1. Методические семинары с педагогами Организационный период

Основной период

5.2. Выпуск буклетов для вожатых с методическими материалами Организационный период

Основной период

6. Проектная деятельность
6.1. Проектирование (разработка) социальных, педагогических, психологических мероприятий В течение смены
7. Организационно-методическая работа
7.1. Подбор диагностического инструментария

В течение смены

7.2. Подготовка к консультации
7.3. Подготовка к индивидуальному коррекционно-развивающему занятию
7.4. Подготовка к проведению групповому занятию
7.5. Оформление документации
7.6. Анализ результатов и написание заключения по индивидуальному обследованию
7.7. Анализ результатов и написание заключения по диагностическому обследованию на группу
7.8. Обобщение результатов работы, написание отчетов Итоговый период

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п Тема Содержание Используемые

методы и методики

Возраст

детей

1. Психолого-педагогическая

диагностика

Входная диагностика: анализ основных и сопутствующих заболеваний детей, диагностика основных личностных особенностей (ожидания ребенка, интересы и склонности, творческую направленность, социально-психологические качества личности, самооценку, круг интересов.); текущая диагностика: эмоционально-психологический климат в отряде, индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка; итоговая диагностика: удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере; дополнительное психологическое исследование при необходимости
  • Тест Люшера
6-17 лет
  • «Дом – Дерево – Человек»
6-17 лет
  • Оценка агрессивности и других видов нарушений поведения ребенка (ДДЧ) Проективная методика исследования систему личностных

отношений Р. Жиля.

10-17 лет
  • Методика «Лесенка» для

изучения самооценки

6-10 лет
  • Методика «Градусник» для определение степени

тревожности

6-10 лет
  • Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» для выявление состояния эмоциональной сферы
6-17 лет
  • Методика «Незаконченное предложение» для анализа ожиданий ребенка
6-17 лет
  • Анкетирование степени удовлетворенности детей жизнью в летнем оздоровительном лагере на начало и конец смены.
6-17 лет
2. Коррекционно-развивающие мероприятия Групповые занятия: игровые занятия на знакомство, игровые занятия на сплочение коллектива, игры, направленные на профилактику конфликтов в отряде; индивидуальная работа с детьми  по профилактике отклоняющегося поведения (по запросу) Использование игр на знакомство:
«Путаница», «Круг имён», «Дует ветер» и др. 6-10 лет
«Десять Я», «Интервью», «Знаки зодиака», «Снежный ком» и др. 10-17 лет
Использование игр на сплочение коллектива:
«Тропа доверия», «Кораблекрушение», «Воздушный шар», «Джойстик» и др. 6-17 лет
Игры, направленные на профилактику

конфликтов в отряде:

« Сказка  о тройке»  практическое задание «Письмо  Незнайке», «Типы личностей на примере сказочных героев»   6-10 лет
“Аборигены и инопланетяне”,  « Невидимая связь », «Ноев ковчег», «Мозговой  штурм» – конфликт это…., “Геометрические фигуры” 10-17 лет
При индивидуальной работе с детьми используются такие методы, как беседа, арт-терапия, сказкотерапия. 6-17 лет
3. Профилактические

мероприятия

Тренинги по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний; психологические акции «Тренинги по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний». Цель: повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков; 10-17 лет
психологические акции: «Подари улыбку другу», «Свободные руки» (обними друга), «Конфетка за сигаретку» 6-17 лет
4. Психологическое консультирование групповое и индивидуальное (по запросу)консультирования родителей (законных представителей ребенка); групповое и индивидуальное (по запросу) консультирования  педагогов, работающих на отрядах; Организация консультирования группового и индивидуального (по запросу) отрядных вожатых. Беседы, упражнения, анализ проблемных ситуаций из опыта клиента, моделирование  ситуаций и способов выхода из них с целью расширения субъективного опыта несовершеннолетних.
5. Просветительская работа Методические семинары с педагогами; выпуск буклетов для вожатых с методическими материалами Темы семинаров: «Психологические особенности  детей разных возрастов», «КТД, как основа деятельности в детском лагере», «Взаимодействие воспитателя с трудным ребенком»;

Буклеты: «Вожатому об организации жизни отряда», «Тайны «Школы вожатых»   

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
  2. Закон об образовании РФ от 22.08.04г. N 122-ФЗ;
  3. Конвенция ООН о правах ребенка
  4. Сборник методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных учреждениях Владимирской области, г. Владимир,2010г.
  5. Анн  Л. «Психологический тренинг с подростками» , ООО «Питер Пресс» 2008г.
  6. Грецов А. «Тренинг общения для подростков», ООО «Питер Пресс» 2008г.
  7. Журнал «Психология» №18 2007г.
  8. Иванов А.Н.  «Притчи и истории для тренера и консультанта»
  9. «Речь» 2007г
  10. Королёва З. «Тесты «Говорящий рисунок»», «У-Фактория» 2006г.
  11. Леванова Е.А., Соболева А.Н.  «Игра в тренинге», ООО «Питер Пресс» 2008г.
  12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «Речь» 2006г.
  13. Макартычева  Г.И. «Тренинг для подростков: Профилактика асоциального поведения» «Речь» 2006г.
Программа психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей “Равновесие”