автор: Прохорова Юлия Александровна
педагог-психолог Муниципальное бюджетное учереждение дополнительного образования “Центр детского творчества “Росинка”
Программа психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей “Равновесие”
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества «Росинка»
ПРОГРАММА
психолого – педагогического сопровождения детского отдыха в
ЗОЛ «Солнечная поляна»
«РАВНОВЕСИЕ»
(для детей от 6 до 17 лет, срок реализации 21 день)
г. Гороховец, 2017
Паспорт программы
Основания
для разработки программы |
|
Заказчик
программы |
Управление образования Гороховецкого района Владимирской области |
Разработчик
программы |
Прохорова Юлия Александровна, педагог-психолог ЗОЛ |
Направленность
программы |
Социально-психологическая |
Цель программы | Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в ЗОЛ «Солнечная поляна». |
Основные
задачи программы |
|
Принципы
реализации программы |
|
Механизм
реализации программы |
– Подготовительный период (формирование пакета документов, разработка программы, создание условий для реализации программы, приобретение необходимого инвентаря, проведение инструктивных бесед с сотрудниками лагеря)
– Основной период (проведение мероприятий по адаптации ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря, выявление личностных особенностей детей, контроль и коррекция психологического климата в отрядах, коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома. Индивидуальная работа с выявленным контингентом). – Заключительный период (подведение итогов работы. Диагностика. Рефлексия и анализ). |
Ожидаемые
результаты реализации программы |
|
Система
организации контроля над исполнением программы |
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и старшей вожатой лагеря. |
Продолжительность
программы |
Программа является краткосрочной, будет реализована в течение 1 смены. |
Срок реализации | 21 день |
Формы контроля |
|
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем современного общества является быстрое распространение различных форм деструктивного поведения среди детей и подростков (аддиктивность, интолерантность, агрессивность и др.). Средством предотвращения этих явлений в детско-молодежной среде является их первичная профилактика, т.е. формирование комплекса социальных, образовательных, психологических и медицинских мер, ориентирующих ребенка, молодого человека в основных вопросах его личностного и социального развития, предупреждающих формирование асоциальных моделей поведения.
Несмотря на серьезные меры, предпринимаемые органами и учреждениями различной ведомственной подчиненности в области профилактики асоциальных явлений в детско-молодежной среде, уровень их распространенности продолжает оставаться довольно высоким. Особенно актуальна профилактическая деятельность в летний период, когда ослабевает, либо прекращается воспитательное влияние образовательных учреждений.
Цель программы: Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в ЗОЛ «Солнечная поляна».
Задачи программы:
- Создание благоприятных психологических условий с целью снижения уровня тревожности у детей и подростков;
- Коррекция внутриличностного и межличностного общения
- Повышение уровня социально-психологической компетенции подростков
Основные направления работы:
- Психолого-педагогическая диагностика;
- Коррекционно-развивающее направление;
- Профилактическое направление;
- Психологическое консультирование;
- Просветительская работа;
- Проектная деятельность;
- Организационно-методическая работа
Методики психолого-педагогической диагностики в лагере:
Используемые методики отвечают следующим требованиям:
- простота и процедурная доступность для педагога и психолога;
- непродолжительность по времени и не утомительны для детей;
- наличие элементов занимательности
Программа составлена из расчета 9 часов в неделю – на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с детьми; на консультационную работу с педагогическими работниками и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в загородном оздоровительном лагере.
Остальное время, в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени, приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с детьми; обработку, анализ полученных результатов; подготовку к консультационной работе с педагогическими работниками и родителями детей; организационно-методическую деятельность (повышение профессиональной компетентности, самообразование, заполнение аналитической и отчетной документации и др. (Основание: письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»).
Участники программы – учащиеся школ города и района в возрасте 7-15 лет, воспитанники приюта, несовершеннолетние из неблагополучных, а так же малообеспеченных семей, дети «группы риска».
Программа рассчитана на 21 день смены, то есть является краткосрочной.
Механизм реализации программы:
Выделяется четыре основных этапа (периода) летней кампании:
Подготовительный этап (от 14 до 21 дня до начала лагерной смены): обеспечение загородного оздоровительного лагеря квалифицированным персоналом воспитателей, разработка программы психологического сопровождения детей и подростков в рамках одной лагерной смены.
Организационный период (II этап) (с 1-го по 6-ой день от начала смены): адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря, выявление личностных особенностей детей.
Основной период (III этап) (с 7-го по 18-ый день от начала смены): контроль и коррекция психологического климата в отрядах. Коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома. Активное , но тактичное вовлечение ребенка в межличностные отношения во временном детском коллективе для развития его социально-коммуникативных качеств и умений, умений жить в группе и соотносить личные интересы с групповым
Итоговый период (IV этап) (с 19-го по 21-ый день от начала смены): повышение дисциплинированности, анализ происшедших перемен, реадаптация детей к возвращению домой.
Формы контроля:
- Письменная и устная рефлексия на занятиях.
- Анализ результатов анкетирования по степени удовлетворенности воспитанников жизнью в летнем оздоровительном лагере.
- Сравнительный анализ результатов анкетирования при поступлении в летний оздоровительный лагерь и на момент завершения смены.
Методическое обеспечение программы:
– нормативно-правовые документы;
– методические рекомендации по организации летнего отдыха, воспитательной и творческой работе;
– программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в ЗОЛ «Солнечная поляна»;
– сборники проведения тренингов и психологических игр;
– диагностический материал.
Ожидаемые результаты:
- сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков
- приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности
- повышение уровня социально-психологической компетенции подростков
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п | Направления деятельности | Период проведения |
1. | Психолого-педагогическая диагностика | |
1.1 | Входная диагностика |
Организационный период |
1.1.1 | Анализ основных и сопутствующих заболеваний детей | |
1.1.2. | Диагностика основных личностных особенностей (ожидания ребенка, интересы и склонности, творческую направленность, социально-психологические качества личности, самооценку, круг интересов.) | |
1.1.3. | Диагностика психологического состояния детей | |
1.2. | Текущая диагностика |
Основной период |
1.2.1. | Эмоционально-психологический климат
в отряде |
|
1.2.2. | Индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка | |
1.3. | Итоговая диагностика | Итоговый период |
1.3.1. | Удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере. | |
1.4. | Дополнительное психологическое исследование при необходимости | В течение смены |
2. | Коррекционно-развивающее направление | |
2.1. | Групповые занятия | |
2.1.1. | Игровые занятия на знакомство | Организационный период |
2.1.2. | Игровые занятия на сплочение коллектива | Основной период |
2.1.3. | Игры, направленные на профилактику конфликтов в отряде | |
2.2. | Индивидуальная работа с детьми по профилактике отклоняющегося поведения | В течение смены |
3. | Профилактическое направление | |
3.1. | Тренинги по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний | В течение смены |
3.2. | Психологические акции | |
4. | Психологическое консультирование | |
4.1 | Организация и проведение группового и индивидуального (по запросу) консультирования родителей (законных представителей ребенка) |
В течение смены |
4.2. | Организация и проведение группового и индивидуального (по запросу) консультирования педагогов, работающих на отрядах. | |
4.3. | Организация консультирования группового и индивидуального (по запросу) отрядных вожатых. | |
5 | Просветительская работа | |
5.1. | Методические семинары с педагогами | Организационный период
Основной период |
5.2. | Выпуск буклетов для вожатых с методическими материалами | Организационный период
Основной период |
6. | Проектная деятельность | |
6.1. | Проектирование (разработка) социальных, педагогических, психологических мероприятий | В течение смены |
7. | Организационно-методическая работа | |
7.1. | Подбор диагностического инструментария |
В течение смены |
7.2. | Подготовка к консультации | |
7.3. | Подготовка к индивидуальному коррекционно-развивающему занятию | |
7.4. | Подготовка к проведению групповому занятию | |
7.5. | Оформление документации | |
7.6. | Анализ результатов и написание заключения по индивидуальному обследованию | |
7.7. | Анализ результатов и написание заключения по диагностическому обследованию на группу | |
7.8. | Обобщение результатов работы, написание отчетов | Итоговый период |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Содержание | Используемые
методы и методики |
Возраст
детей |
1. | Психолого-педагогическая
диагностика |
Входная диагностика: анализ основных и сопутствующих заболеваний детей, диагностика основных личностных особенностей (ожидания ребенка, интересы и склонности, творческую направленность, социально-психологические качества личности, самооценку, круг интересов.); текущая диагностика: эмоционально-психологический климат в отряде, индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка; итоговая диагностика: удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере; дополнительное психологическое исследование при необходимости |
|
6-17 лет |
|
6-17 лет | |||
отношений Р. Жиля. |
10-17 лет | |||
изучения самооценки |
6-10 лет | |||
тревожности |
6-10 лет | |||
|
6-17 лет | |||
|
6-17 лет | |||
|
6-17 лет | |||
2. | Коррекционно-развивающие мероприятия | Групповые занятия: игровые занятия на знакомство, игровые занятия на сплочение коллектива, игры, направленные на профилактику конфликтов в отряде; индивидуальная работа с детьми по профилактике отклоняющегося поведения (по запросу) | Использование игр на знакомство: | |
«Путаница», «Круг имён», «Дует ветер» и др. | 6-10 лет | |||
«Десять Я», «Интервью», «Знаки зодиака», «Снежный ком» и др. | 10-17 лет | |||
Использование игр на сплочение коллектива: | ||||
«Тропа доверия», «Кораблекрушение», «Воздушный шар», «Джойстик» и др. | 6-17 лет | |||
Игры, направленные на профилактику
конфликтов в отряде: |
||||
« Сказка о тройке» практическое задание «Письмо Незнайке», «Типы личностей на примере сказочных героев» | 6-10 лет | |||
“Аборигены и инопланетяне”, « Невидимая связь », «Ноев ковчег», «Мозговой штурм» – конфликт это…., “Геометрические фигуры” | 10-17 лет | |||
При индивидуальной работе с детьми используются такие методы, как беседа, арт-терапия, сказкотерапия. | 6-17 лет | |||
3. | Профилактические
мероприятия |
Тренинги по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний; психологические акции | «Тренинги по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний». Цель: повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков; | 10-17 лет |
психологические акции: «Подари улыбку другу», «Свободные руки» (обними друга), «Конфетка за сигаретку» | 6-17 лет | |||
4. | Психологическое консультирование | групповое и индивидуальное (по запросу)консультирования родителей (законных представителей ребенка); групповое и индивидуальное (по запросу) консультирования педагогов, работающих на отрядах; Организация консультирования группового и индивидуального (по запросу) отрядных вожатых. | Беседы, упражнения, анализ проблемных ситуаций из опыта клиента, моделирование ситуаций и способов выхода из них с целью расширения субъективного опыта несовершеннолетних. | |
5. | Просветительская работа | Методические семинары с педагогами; выпуск буклетов для вожатых с методическими материалами | Темы семинаров: «Психологические особенности детей разных возрастов», «КТД, как основа деятельности в детском лагере», «Взаимодействие воспитателя с трудным ребенком»;
Буклеты: «Вожатому об организации жизни отряда», «Тайны «Школы вожатых» |
Список литературы
- Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
- Закон об образовании РФ от 22.08.04г. N 122-ФЗ;
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Сборник методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в образовательных учреждениях Владимирской области, г. Владимир,2010г.
- Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» , ООО «Питер Пресс» 2008г.
- Грецов А. «Тренинг общения для подростков», ООО «Питер Пресс» 2008г.
- Журнал «Психология» №18 2007г.
- Иванов А.Н. «Притчи и истории для тренера и консультанта»
- «Речь» 2007г
- Королёва З. «Тесты «Говорящий рисунок»», «У-Фактория» 2006г.
- Леванова Е.А., Соболева А.Н. «Игра в тренинге», ООО «Питер Пресс» 2008г.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «Речь» 2006г.
- Макартычева Г.И. «Тренинг для подростков: Профилактика асоциального поведения» «Речь» 2006г.