Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Иркутска
Дом детского творчества №2
«Психогимнастика
на занятиях хореографии».
Разработчик:
Кондакова Светлана Станиславовна
Педагог дополнительного образования
Иркутск.2017
Введение.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы).
Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Психогимнастика – это не синоним всей психотерапии, это скорее, особая часть психотерапии, соединяющая некоторые игровые варианты психотерапии, тренировочные, разъясняющие и т.д. Одна из методик под таким названием была создана Ганой Юновой в ЧССР в 1979 г. “Психогимнастика” Г. Юновой представляет собой модификациюдля подростков групповой психотерапевтической методики, широко известной как “Психодрамма” Дж. Морело (1892-1972). Дж. Морело организовывал игровую психотерапию. В методике Г. Юновой каждое занятие включает ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы. Оно состоит из 3-х фаз:
- Снятие напряжения, достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы, имеющих социометрическое значение (кого выбрать в напарники и т. д.)
- Пантомимика (поведение в случае, когда в окно влезает вор, боязнь за – пачкаться и т. д.). 3. Заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе (используются различного рода коллективные игры и танцы).
Психогимнастика учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими. Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций выразительными движениями.
За определенными ощущениями и чувствами закрепились характерные моторные “выражения” (реакции). Моторный компонент обязателен при любой эмоциональной реакции, при любом эмоциональном состоянии. Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимике – выразительными движениями мышц лица, по пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике выразительными свойствами речи.
Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. О многом может сказать взгляд человека. Он может быть прямой, открытый, потупленный, доверчивый, ласковый, выразительный, блуждающий. Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое и т.д. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной
Жесты делятся на условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные. Жестикуляция может быть живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, естественной, спокойной, порывистой, робкой, энергичной, жест может и отсутствовать. Дети даже возраста легко показывают жестами “большой”, “маленький” и
т.д. Исключение составляют лишь дети отстающие в развитии.
В пантомимике большое значение имеет осанка и поза. Дети 5-6 лет уже могут принимать условную позу. Ребенок может показать, как бы он выглядел, если бы ему было холодно или, если бы у него болел живот. При нормальном развитии большая часть детей сдвигает кпереди плечи, сжимается, сгибается, меньшая часть – сохраняет корпус распрямленным, т. е. не справляется с заданиями. При систематических упражнениях можно улучшить пантомимику. Нарушение выразительной моторики требует пристального внимания потому, что неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость и неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей со сверстниками и со взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органиче-скими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями.
К основным, или фундаментальным эмоциям относятся, те которые являются врожденными. Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребенка, и взрослого к активности, к преодолению препятствий, связанных с учебой или работой, делает эту деятельность приятной. К сожалению, рекомендаций, как целенаправленно формировать интересы, как использовать их для развития интеллекта и эмоциональной сферы, еще мало разработаны в современной психологии. Радость легко узнается. Радость невозможно вызвать волевым усилием, но ребенка можно легко зарядить чувством радости. На занятиях психогимнастикой можно максимально использовать выразительные движения, что вызывает у детей ощущение счастья. Удивление – кратковременная и очень неопределенная эмоция. Внешней причиной удивления должно быть что-то внезапное, неожиданное.Так как мимика удивления очень ярка и легко воспроизводима (широко раскрытые глаза и рот) этюды на выражение этой эмоции уместны для детей отстающих в психическом развитии, плохо распознающие эмоциональные ситуации и мимические проявления эмоций. Печаль, страдание, горе – это проявление дистресса, наиболее часто встречающейся отрицательной эмоции. Типичными признаками уныния у ребенка, являются моторная заторможенность, подавленность, нежелание играть, беспокойство в ответ на минимальный стресс, несчастное выражение лица. Негативные эмоции тормозят интеллектуальное развитие ребенка, затрудняют его дальней-шую социальную адаптацию. Любой взрослый сочувствует несчастному виду ребенка и ищет способ выведения ребенка из состояния дистресса. Этюды на выражение страдания и печали очень подходят для использования их в психотерапевтических целя.
К вспомогательным средствам общения, используемым на психогимнастике, относят рисование и музыку.
Рисование помогало обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливало эффект от постоянно проводимого на занятиях психогимнастикой тренажа отдельных видов неречевого общения – мимики и пантомимики.
Музыка – доступна детям, не требует предварительной подготовки. С давних пор используется, как лечебный фактор, В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей. С помощью музыкальных игр возможно снятие психо – эмоционального напряжения.
Некоторые специалисты утверждают, будто занятия психотерапией – прерогатива лишь врачей. Психотерапией должны и могут заниматься и педагоги, и психологи, и врачи. Только каждому свое: психологам одно, учителям другое, медикам третье. Скажем, гипноз – это дело врачей, и только их, игровой же психотерапией могут и должны заниматься и воспитатели, и логопеды, и учителя любых классов.
1 РАЗДЕЛ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Воспитанию эмоционально – осознанного отношения к музыке, развитию музыкальности, слуха, чувства ритма, способствует работа над музыкально-ритмическими навыками, которые являются основой игр и упражнений с музыкальными заданиями.
Музыкально-ритмические навыки помогают понять законы структурного и ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки, смене темпа, динамических и регистровых изменениях.
Такие игры пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, т.к. строятся они на разнообразных движениях, имеют интересные игровые задачи, элемент занимательности, соревнования. Вместе с тем, они закрепляют музыкально-ритмические навыки, навыки выразительного движения, развивают актерские способности. Через музыкальную игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично.
Методические рекомендации к проведению игр:
1.При знакомстве с той или иной игрой образно и ярко раскрыть ее содержание, разбивая на части и согласуя с музыкальными отрывками;
2.При прослушивании музыки необходимо анализировать каждую пьесу, обращая внимание на структуру музыкального произведения, на средства музыкальной выразительности, при помощи которых композитор создает тот или иной образ;
- 3. Движения следует разучивать отдельно, намечая рисунок передвижения, используя собственный показ и показ детей.
Обычно в описании игры дается один из вариантов движения, но дети могут их изменять, проявляя творчество. Важно, чтобы эти движения хорошо сочетались с музыкой и не шли в разрез с тем, или иным образом. При повторении игры можно менять детей ролями.
В конце игры рекомендуем проводить анализ, поощрять детей, проявивших активность, творчество, быстроту, ловкость, выразительность.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Игры и их описание.
ЗАПОМНИ ДВИЖЕНИЕ.
Цель игры: Развивать моторно-слуховую память.
Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.
ЗАПОМНИ СВОЕ МЕСТО
Цель игры: Развивать моторно-слуховую память.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Под музыку И. Дунаевского «Галоп» все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свой места.
ЗАПОМНИ СВОЮ ПОЗУ.
Цель игры: Развивать моторно-слуховую память.
Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу. Музыкальное сопровождение: С. Бодрен ков. «Игра в горелки».
СЛУШАЙ И ИСПОЛНЯЙ!
Цель игры. Развивать внимание и память.
Ведущий называет 1 — 2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
ВОТ ТАК ПОЗЫ!
Цель игры. Развивать наблюдательность. Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
.
ИГОЛКА И НИТКА. Дети становятся друг за другом. Первый ребенок-иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня «Горбуны».
ДВА КЛОУНА
Под музыку два веселых клоуна жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу, громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Но теперь они бросают кольца друг другу.
МАМЕ УЛЫБНЕМСЯ.
Ведущий поет песню «Маме улыбнемся».
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся – вот так!
Маме улыбаемся – вот так!
Дети слушают песню и повторяют движения, которые им показывает ведущий.
1-я строчка – хлопают в ладоши
2-я строчка – разводят руки в стороны ладонями вверх
3-я строчка – гладят по кругу свои щечки
4-я строчка – опускают руки и улыбаются.
2 РАЗДЕЛ
САМОМАССАЖ.
Maccaж являeтcя мeтoдoм мexaничecкoгo вoздeйcтвия нa пoвepxнocть чeлoвeчecкoгo тeлa. Maccaж мoжeт oкaзывaть ycпoкaивaющee, тoнизиpyющee и вoзбyждaющee дeйcтвиe нa чeлoвeчecкий opгaнизм. Paзличный эффeкт зaвиcит oт cпocoбoв eгo пpимeнeния, oт cилы и xapaктepa мexaничecкoгo вoздeйcтвия. Maccaж вoздeйcтвyeт нa пepифepичecкyю нepвнyю cиcтeмy и чepeз нee нa ЦHC paзличнo. Taк, пoглaживaниe и pacтиpaниe ycпoкaивaют ee, a пoxлoпывaниe, pyблeниe и coтpяceниe, нaoбopoт, вeдyт к вoзбyж-дeнию. Учитывaя этo и вapьиpyя пpиeмы, мoжнo иcпoльзoвaть мaccaж тo кaк cpeдcтвo вoзбyждaющee и стимyлиpyющee тoт или инoй oтдeл или вcю нepвнyю cиcтeмy в цeлoм, тo кaк cpeдcтвo, cнижaющee ee вoзбyдимocть. Пpaктикa пoкaзывaeт, нaпpимep, чтo пoглaживaниe бoльшoй пoвepxнocти тeлa cнижaeт вoзбyдимocть ЦHC
Активная умственная деятельность сопровождающаяся высоким нервно – эмоциональным напряжением, нередко приводит к переутомлению, может способствовать обострению ранее непроявившихся болезней. У тех людей, которые систематически делают самомассаж, зрядку, занимаются физкультурой, в период напряженной умственной работы функциональное состояние сердечно – сосудистой системы устойчиво, нервно – эмоциональное напряжение не вызывает существенного изменения и значительно медленнее наступает усталость.
В борьбе с умственным утомлением великая роль принадлежит рациональной организации режима труда, где не последнюю роль может сыграть своевременно проведенный самомассаж. Самомассаж, сочетающийся с физическими упражнениями, обеспечивает высокую работоспособность, повышает жизненный тонус. Он смягчает отрицательные эмоциональные возбуждения, тем самым препятствуя развитию невротических явлений.
С помощью самомассажа удается ослабить повышенный мышечный тонус, снять возбуждение и содействовать, таким образом, восстановлению нормального состояния организма, а в ряде случаев – предупреждению болезни.
Самомассаж при умственном утомлении предусматривает прежде всего рефлекторное воздействие на центральную нервную систему. Такой самомассаж не только содействует снятию (понижению) эмоционального возбуждения, но и оказывает влияние на трофические процессы, процессы обмена, секреторную деятельность и другие жизненно важные функции организма.
При умственном переутомлении, сопровождающемся нарушением сна, головной болью, вялостью, низкой производительностью труда, применяют следующу методику самомассажа.
Прежде всего необходимо выполнить несколько несложных гимнастических упражнений.
И.п. – основная стойка (о.с.) 1 – руки за голову (голову отвести назад). 2 – 3 – руки поднять вверх, потянуться и прогнуться. 4 – руки опустить. Повторить 3 – 4 раза.
Шаг на месте (бедро поднимать высоко) – 30 с.
И. п. — о. с. 1 —- наклон туловища вперед, кисти подтянуть к груди (попытаться как можно больше приблизиться к полу). 2 — и. п. 3 — прогнуться назад (руки приводятся к груди). 4 — и. п. Повторить 2—3 раза.
И. п. — ноги шире плеч. 1 — поворот плечами и головой влево — правая кисть касается левого плеча, а левая заводится как можно дальше за спину. 2 — и. п. 3 — поворот вправо, 4 — и. п. При выполнении этого упражнения очень важно, чтобы нагрузка падала на позвоночник, а не на тазобедренные и голеностопные суставы. Повторить в каждую сторону по 3—4 раза.
Ходьба на месте — 20 с.
После этого приступают к самомассажу груди. Делают поглаживание — 3—4 раза, выжимание — 4 — 5 раз и снова поглаживание — 2 раза, разминания: ординарно 2—3 раза, потряхивание— 2 раза, выжимание — 2—3 раза, разминание фалангами согнутых пальцев — 2—3 раза, потряхивание — 2 раза, разминание ординарное — 2—3 раза, потряхивание — 2 раза и поглаживание — 2 раза.
Далее растираются межреберные промежутки и подреберье. То же делается с другой стороны. Заканчивается массаж груди энергичным обхватом себя (туловища): на 1 — выдох; на 2 — и. п. Повторить 2—3 раза.
Затем делается массах шеи, надплечья, головы. Продолжительность — 5—6 мин.
Игровой самомассаж
«Котя – коток».
Котя – котенька, коток. | Гладим себя по голове, сначала – правой рукой, затем-левой. | ||
Котя, серенький бачок | Двумя руками гладим себя по телу. | ||
Мягкие лапки | Погладили правую, а затем левую руку. | ||
В лапках – цап, царапки | Разжимаем и сжимаем руки в кулаки. | ||
Заглянул под крышку | Поднимаемся на полупальци, одновременно руки делают взмах. Присели, обхватили калении. | ||
Там увидел мышку | Встали в позу «звездочка».
Упражнение №2 |
||
Я ладоши хлопаю
И ногами топаю Ручки разотру, Тепло сохраню. Ладошки, ладошки, Утюжки-недотрожки. Вы погладьте ручки, Чтоб играли лучше. Вы погладьте ножки, Чтобы бегали по дорожке |
Хлопают в ладоши
Топают ногами Растирание ладоний. Ладонью противоположной руки поглаживание предплечья и плеча. Поглаживание голени и бедра ладонями обеих рук. |
3 РАЗДЕЛ
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Вся история развития человечества доказывает, что движения рук тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Ученые доказали, что пальцы наделены большим количество рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного- на печень и почки, мизинца- на сердце. Популярность занятий пальчиковой гимнастикой объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. У ребенка благодаря регулярному выполнению упражнений улучшается память, умственные способности, устраняется его эмоциональное напряжение, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивается координация, ловкость рук, поддерживается жизненный тонус.
Пальчиковые игры до сих пор недостаточно осмысленны взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит- развивать речь.
4 РАЗДЕЛ
ГИМНАСТИКА УМА
Гимнастика ума – это комплекс простых, нравящихся детям упражнений, которые способствуют расширению возможностей мозга. Выполнение этих упражнений всегда облегчает учебу, особенно они полезны при изучении академических дисциплин.
Гимнастика ума дает ребенку возможность использовать прежде не использованные области мозга. Он учится воспринимать новую информацию и выражать свою мысль, и изменения в учебе и поведении наступают очень быстро.
Этот комплекс упражнений мы рекомендуем каждому, кто хочет повысить свой жизненный тонус, развить способности к учебе и научиться получать удовольствие от движения.
Многие учителя выполняют эти упражнения со своими учениками каждый день. Некоторые учителя используют только те упражнения, которые развивают способности к чтению. Эти упражнения, взятые из таких древних наук, как йога и акупунктура, изменены с учетом потребностей человека, живущего в наш современный век высокоразвитых технологий. Люди могут извлекать пользу из данных упражнений в повседневной жизни.
Совсем необязательно выполнять неудобные, неприятные движения. Ребенок должен учитывать свои собственные особенности. Его нужно поощрять в занятиях и никогда не следует заставлять его выполнять эти упражнения.
Дети всегда с удовольствием учатся гимнастике ума, любят ее делать, разучивают ее вместе с друзьями, сами стараются как можно чаще применять ее в своей жизни. Умелый педагог, который сам получает от упражнений удовольствие, без труда научит детей «гимнастике ума».
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДВИЖЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЛИНИИ
Буква X.
Человеческий мозг устроен так, что правое полушарие работает вместе с левой половиной тела, левое полушарме вместе с правой половиной. Когда вы представляете букву «X», вы сообщаете своему мозгу, что хотите заставить работать оба полушария одновременно. ДВИЖЕНИЯ СРЕДНЕЙ ЛИНИИ помогают обоим полушариям работать согласованно и с каждым разом делать это все лучше и лучше. Это упражнение полезно делать мысленно во время спортивных соревнований, чтобы быстрее думать и двигаться. Когда вы мысленно представляете букву «X», вы полностью проявляете свои способности.
Мельница или прыжки с поворотом.
Это упражнение можно делать под музыку каждое утро. Старайтесь выполнять это упражнение так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно. Поворачивайтесь во все стороны, вращайте глазами вправо, влево, вверх и вниз. Можно случайно коснуться рукой противоположного колена и «пересечь среднюю линию». Когда оба полушария заработают одновременно, вы почувствуете, что можете воспринимать новые знания.
Восьмерка.
Проделайте ВОСЬМЕРКУ три раза каждой рукой, затем три раза обеими руками вместе. Это упражнение тренирует память, особенно полезно для чтения.
Симметричные каракули.
Упражнение СИММЕТРИЧНЫЕ КАРАКУЛИ нужно выполнять, рисуя одновременно обеими руками. Во время этого упражнения расслабляются глаза, руки. Когда вы пишите, устаете намного меньше.
Алфавитные восьмерки.
Буквы начинаем писать со средины по кривой линии вверх налево и вверх направо.
Если при письме вы начинаете путать буквы, на помощь вам придет АЛФАВИТНАЯ
ВОСЬМЕРКА. Каждую букву нужно поставить на свое место. Вы можете мыслить
творчески и писать одновременно.
Слоник.
Упражнение СЛОНИК можно делать вместе с мамой. Это упражнение расслабляет глаза и шею. Можно выводить в воздухе своим «хоботом» слова, правописание которых нужно запомнить – так их точно никогда не забудете! Кроме того, СЛОНИК помогает внимательно слушать.
Согните колени, голову прижмите к плечу и выводите рукой восьмерку. Вслед за движениями руки наклоняйте туловище, стараясь глядеть поверх пальцев. Повторите упражнение другой рукой.
Перекаты головы.
ПЕРЕКАТЫ ГОЛОВЫ можно делать так. Вы пожимаете плечами до тех пор, пока не начинаете чувствовать, что напряжение в плечах исчезает. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Наклоните голову назад и снова делайте перекаты из стороны в сторону. Опустив плечи, повторите то же самое. После выполнения этого упражнения ваш голос будет звучать гораздо громче, когда вы читаете или говорите.
ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ (УПРАЖНЕНИЯ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ОБЪЕМ
ПАМЯТИ).
Эти упражнения помогают вызвать знания из памяти. Всякий раз, когда вы не можете что-то вспомнить или не в состоянии выразить то, что вы уже знаете, делайте эти упражнения. Они могут вас вдохновить, и вы снова включитесь в работу.
Зарядка для рук.
ЗАРЯДКА ДЛЯ РУК улучшает почерк, правописание и даже помогает в сочинительстве. Поднимите одну руку вверх, прижмите ее к уху. Разминайте мышцы, двигая руку в четырех направлениях (вперед, назад, от себя и к себе), придерживая ее другой рукой, медленно выдыхайте через поджатые губы. Теперь ваши плечи свободны, и вы готовы к работе.
Разминка ног.
Если вы не можете подобрать слова, даже если знаете ответ, регулярно делайте РАЗМИНКУ НОГ. Это упражнение поможет вам включить ваш словарный запас. Одновременно надавливайте на чувствительные точки на щиколотке, икрах и под коленом, медленно вытягивая и разгибая мысок.
Качание икр.
КАЧАНИЕ ИКР поможет вам быть энергичными и готовыми к действию. Делайте это упражнение, когда чувствуете себя «закостенелыми». Взявшись за опору и выдохнув, медленно опустите пятку отведенной ноги на пол. Расслабившись, поднимите пятку и сделайте глубокий вдох. Повторите три раза для каждой ноги. Чем больше вы сгибаете колено передней ноги, тем большее напряжение вы чувствуете в задней части икры.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕННОЙ АКТИВНОСТИ (УПРАЖНЕНИЯ ЭНЕРГИИ)
Человеческий мозг состоит из миллиардов микроскопических нервных клеток, которые называются нейтронами. Подобно телефонам, они улавливают различные процессы, происходящие в организме. Когда вы будете делать УПРАЖНЕНИЯ ЭНЕРГИИ, вы ощутите эти связи, поэтому ваша внутренняя «система связи» заработает еще лучше.
Питье воды.
Человек чувствует себя хорошо, когда ест пищу, содержащую природную ВОДУ – это фрукты и овощи – и пьет много хорошей и чистой ВОДЫ. Тело наше на 2/3 состоит из ВОДЫ – необходимого проводника всех электрических и химических реакций. Более того, мы знаем, какими чистыми мы становимся внутри, благодаря воде!
Точки мозга.
МОЗГОВЫЕ ТОЧКИ необходимо делать перед чтением или другой работой, от которой устают глаза. Положите пальцы на пупок и с силой растирайте точки прямо под ключицей, справа и слева от грудины.
Делая МОЗГОВЫЕ ТОЧКИ, можно представлять себе, что на кончике вашего носа есть кисточка, и вы ей рисуете «БАБОЧ КУ 8» на потолке или ПРОБЕГАЙТЕ глазами линию, где стена сходится с потолком. После этого ваши глаза будут бегать по тексту, который вы читаете.
Точки земли.
Если вы хотите считать быстро и точно, делайте упражнение ТОЧКИ ЗЕМЛИ. Положите два пальца на точку под нижней губой, а вторую руку оставьте лежать на верхнем крае лобковой кости. Сделайте глубокий выдох.
Точки баланса.
Чтобы мышцы вашего тела во время работы с компьютером были расслаблены, а ум сообразительным, делайте упражнение ТОЧКИ БАЛАНСА. Дотроньтесь двумя пальцами до ямочки за ухом у основания черепа, другую руку оставьте на пупке. Выдохните, через минуту проделайте то же за другим ухом.