Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хотиловская средняя общеобразовательная школа»

Бологовского района Тверской области

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол №____

от « ___»_____________2016 г.

Руководитель ШМО

________  /____________________/

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

«_____»_____________2016 г.

____________/Русакова Т.А./

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ «Хотиловская СОШ»

Приказ № ___

от «____»__________2016 г.

__________/Абушенкова Н.В./

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 класс

Учитель:Тукиш Ульяна Алексеевна

 

 

 

2016-2017 учебный год

 

 

Рабочая программа  «Русский язык»

4 класс «Школа 2100»

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе: – Федерального компонента государственного

стандарта начального общего образования;

– примерной программы начального общего образования по русскому языку (базовый уровень);

– программы «Русский язык для IV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс по русскому языку «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева,

Е.В.Бунеевой, 2013г, М., Баласс.

Цели обучения русскому языку в начальной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

       Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке, как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и

логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Обоснование выбора программы:

  1. Выбор программы «Русский язык», разработанной Р.Н.Бунеевым, Е.В. Бунеевой, обусловлен тем, что она соответствует основным

принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации».

Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур,

региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и

воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной

принадлежности.

  1. Программа «Русский язык» направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и

интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, что соответствует целям и задачам программы развития школы.

  1. Курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Таким образом, программа полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей.
  2. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с учащимися, имеющими разный уровень подготовки. Данная рабочая программа сохраняет и конкретизирует основное содержание всех разделов программы с указанием бюджета времени на их, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.

 

 

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

– производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

– подбирать однокоренные слова разных частей речи;

– распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

– изменять имена существительные и прилагательные по числам;

– склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

– изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

– изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

– распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

– устанавливать по вопросам связь между словами в предло­жении, вычленять словосочетания;

– распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

– производить синтаксический разбор предложений: опреде­лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные

члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

– производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

– производить разбор слова как части речи:

– безошибочно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.

– находить местоимения в предложениях;

– склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;

– отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

– спрягать глаголы.

 

 

Результаты 4-го года обучения

Учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания.

Ученик научится изучать:

– звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;

– лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
– признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;

– признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;

Ученик получит возможность научиться:

– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;

– правильно писать слова с изученными орфограммами;

– правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных

случаях;

– писать подробное изложение доступного текста;

– писать сочинение о себе на заданную тему.

Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо базовых, овладевают следующими умениями:
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически

обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.

 

  1. Содержание учебного предмета, курса

Рабочая программа рассчитанана 170 ч (5 ч в неделю).

 

 

 

 Основные разделы программы:

Повторение изученного в 3 кл. – 18 ч.
Предложение. Текст. – 37 ч.
Имя существительное. – 42 ч.

Имя прилагательное– 21 ч.

Глагол. – 42 ч.

Повторение изученного в 4 классе. – 12 ч.

 

 

Содержание тем учебного курса

Повторение.

 

Предложение. Текст.

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

  1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное.

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное.

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол.

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

  1. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

  1. Совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
  2. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение.

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

 

Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст».

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Содержание работы над разделом «Слово».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); тся – ться в глаголах, не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически-правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано, прежде всего, с пониманием и чутьем к особенностям словообразования и словоизменения.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический.Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический.Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

 

 

 

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№ п\п Тема Планируемые результаты Виды деятельности Кол час План,

факт

Предметные Метапредметные и личностные (УУД)
Повторение –18 ч
1 Вводный урок. Знакомство с учебником. Поэты и писатели о русском языке. Знать:задачи и значение  уроков русского языка, основных поэтов и писателей о русском языке.

Уметь:ориентироваться в новом учебнике.

Л: интерес к чтению, интерес к изучению языка;

Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

– работа с информационными источниками (учебник);

– коллективная работа.

1  
2 Контрольное списывание. Знать:изученные правила.

Уметь:правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, обозначать орфограммы в словах и между словами.

Л: определение степени успешности совей работы;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

Проводить фонетический разбор слов.

Группировать звуки по их характеристикам.

Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Группировать слова  с изученными орфограммами,  графически объяснять выбор  написания.

Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

1  
3 Повторение  фонетики и графики. Знать:понятия «фонетика» и «графика» как разделы языкознания; особенности ударения в русском языке; понятия «омофоны», «омографы»; свободное и подвижное ударение, понятия «каллиграфия», «монография».

Уметь:составлять схемы-опоры, ставить ударение в словах  правильно, определять в словах орфограммы-гласные, орфограммы-согласные, пользоваться правилами проверки орфограмм.

Р: определять степень успешности своей работы;

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;

Л: стремиться к совершенствованию собственной речи;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

1  
4 Повторение фонетики. Слог и ударение. 1  
5 Что такое графика.

 

1  
6 Фонетический разбор слова. Знать:понятия «транскрипция», «пиктография» (письмо рисунками).

Уметь:выполнять фонетический разбор слов.

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Р: составлять план решения учебной проблемы.

1  
7 Повторение орфографии. Знать:основные правила орфографии русского языка.

Уметь:применять на практике эти правила.

Л:  мотивация; стремиться к совершенствованию собственной речи;

П: осуществлять анализ и синтез;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи;

Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

1  
8

9

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. 2  
10 Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. 1  
11 Повторение состава слова. Знать:словообразование как раздел языкознания, слова с двумя приставками, сложные слова.

Уметь:проводить разбор по составу слов разных частей речи, изменять слова для определения окончаний.

Л:  мотивация;

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Р: составлять план решения учебной проблемы.

1  
12 Повторение изученного о частях речи. Словарный диктант. Знать:о морфологии как раздел языкознания, самостоятельные и служебные части речи.

Уметь:отличать в тексте слова разных частей речи, приводить свои примеры.

П: извлекать информацию, представленную в разных формах;

Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;

Л: стремиться к совершенствованию собственной речи.

1

 

 

 

13  Контрольный работа  ПО СИНТАКСИСУ. Проверка знаний учащихся Р: определять степень успешности своей работы;работать по плану, корректировать свою деятельность. 1  
14 Повторение изученного по синтаксису.

Работа над ошибками.

Знать: о синтаксисе как радел языкознания, история лексического значения слова «предложение».

Уметь: составлять текст из группы разрозненных слов или текст  из ответов на вопросы.

П: осуществлять анализ и синтез;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность .

1  
15 Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». Знать: о пунктуации как раздел языкознания, правило о предложении, тексте, словосочетании.

Уметь: применять эти правила.

Л: мотивация;

Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока;

П: вычитывать все виды текстовой информации;

осуществлять анализ и синтез.

1  
16 Р\р Обучающее изложение «Золотой рубль». Проверка орфографических и речевых знаний учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь:  применять на практике эти правила.

Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов;

стремиться к совершенствованию собственной речи.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

П: устанавливать причинно-следственные связи.

1  
17 Контрольный ДИКТАНТ № 1 по теме: “Повторение изученного в 3-м классе”. 1  
18 «Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте). 1  
Предложение. Текст.–37 ч
19 Как отличить простое предложение от сложного. Знать: алгоритм работы.

Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм.

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

П: устанавливать причинно-следственные связи;

Л: стремиться к совершенствованию собственной речи.

Различать  простые и  сложные предложения  на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на  основе  коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность  абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность.

Использовать эти  параметры при создании собственных текстов.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но.

Конструировать предложения  с  однородными членами без союзов  и с союзами и, а, но.

Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных  членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»)

Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму

 

1  
20 Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом  и. Знать: виды связи однородных членов предложения.

Уметь: отличать простое предложение от сложного, простое предложение с однородными членами от сложного предложения, оформлять на письме предложения с однородными членами предложения.

Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;

П: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации.

Л: интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи.

1  
21 Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и,а,но. 1  
22

23

Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами. Словарный диктант. 2  
24 Р\р Обучающее изложение «Что я люблю».

 

Проверка орфографических и речевых знаний учащихся. Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов;стремиться к совершенствованию собственной речи.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

П: устанавливать причинно-следственные связи.

1  
25 Р\р Обучающее сочинение «Что я люблю».

 

1  
26 «Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения. 1  
27 Постановка знаков препинания  в предложениях с однородными членами. 1  
28 Упражнения на повторение.

Проверочная работа №1

Проверка знаний учащихся.

Знать: правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения,  основные правила орфографии русского языка.

Уметь: оформлять на письме предложения с однородными членами предложения, применять на практике эти правила.

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Л: определение степени успешности совей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи.

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность, определять степень успешности своей работы;

П: осуществлять анализ и синтез;

1  
29 Развитие пунктуационных умений. 1  
30 Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами». 1  
31 «Пишу правильно» (работа над ошибками). 1  
32 Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. Знать: алгоритм  работы.

Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм; ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью и с союзами и, а, но.

П: устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; мотивация;

Р: составлять план решения учебной проблемы; работа по плану, сверяя свои действия с целью.

 

Приобретать  опыт    разграничения  сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов).

Создавать устное  высказывание на грамматическую  тему   по   предварительно  составленному плану.

Готовиться  и  писать  свободный диктант  по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.

Продуцировать текст  с  использованием  сложных  предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер  у нас дома»).

1  
33

34

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. 2  
35 Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но. 1  
36 Р\р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. Знать: стили текстов.

Уметь: составлять научный рассказ на грамматическую тему по плану.

П: устанавливать причинно-следственные связи;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Л: стремиться к совершенствованию собственной речи;

Р: определять степень успешности своей работы.

 

1  
37 Работа над ошибками. Постановка запятой в сложном предложении. Словарный диктант. Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но.

1  
38 Упражнения на расстановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но. 1  
39 Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома». Уметь: в письменной форме излагать свои мысли по заданной теме. П: пользоваться словарями, справочниками;

Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

1  
40 Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2. Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но.

Р: определять степень успешности своей работы; работать по плану, корректировать свою деятельность. 1  
41 Контрольный диктант по теме «Предложение». 1  
42 Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе. 1  
43 Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. Знать: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании.

Уметь: ставить знаки препинания в предложении с прямой  речью.

Уметь:выполнять письменную творческую работу (с языковым заданием) на основе рекомендаций по подготовке к сочинению.

Л: мотивация; определение степени успешности совей работы; интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи; к созданию собственных текстов;

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез;

Р: составлять план решения учебной проблемы;работать по плану, корректировать свою деятельность;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

Выделять на слух  и в тексте предложения с прямой речью  (слова  автора плюс  прямая речь).

Приобретать опыт  конструирования предложений   с  прямой  речью   и   их   пунктуационного оформления.

Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью  (сочинение «Что  сказала мама»).

Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью  (после  предварительной подготовки).

Выделять при  обсуждении текста его значимые части,  формулировать  заголовки,  составлять план (в группах, парах).

Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения  (сочинения), применять их  при  самоанализе и  взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

1  
44 Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора). 2  
45 Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора). 2  
46 Знаки препинания в предложениях с прямой речью. 1  
47 Р\р Обучающее сочинение «Что сказала мама» (использование в тексте предложений с прямой речью) 1  
48 Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. 1  
49 Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью. Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

1  
50 Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». 1  
51 Развитие пунктуационных умений. Словарный диктант. 1  
52 Контрольный диктант № 4 по теме: “Предложения с прямой речью”. 1  
53 «Пишу правильно» (работа над ошибками). 1  
Имя существительное. –42 ч  
54

55

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. Знать: грамматические признаки имени существительного, однозначные и многозначные имена существительные, прямое и переносное значение слов.

Уметь: выполнять морфологический разбор имен существительных,  составлять научный текст тему «Имена существительные».

Л: мотивация; интерес к письму, к созданию собственных текстов;

П: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Р: определять степень успешности своей работы.

 

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи.

Накапливать  опыт   по выявлению грамматических  признаков,  общих для  самостоятельных частей речи, употребления  имён   существительных  в  речи   (обучающие изложения  и сочинения, предусмотренные в планировании).

Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

Относить имя  существительное к  одному из трёх  склонений, определять падеж.

Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного,  работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Участвовать в совместной работе  (в парах, группах,  фронтально) по  открытию нового   знания, включать в учебный диалог.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость.

Находить в  тексте несклоняемые имена существительные,  приобретать опыт   их  согласования  с именами прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

 

 

2  
56 Роль имен существительных в речи.Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна» 1  
57 Роль имен существительных в речи и предложении. Многозначные слова, синонимы, антонимы. 1  
58 Наблюдение за словоизменением имен существительных Знать: понятие «падеж», падежные вопросы

Уметь: изменять имена существительные по падежам,  в ед. и во мн. числе ставить существительные в разные падежные формы, определять падеж.

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Л: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово;

П: извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез.

1  
59 Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы 1  
60

61

Изменение имен существительных по падежам в ед. и во мн. Числе 2  
62

63

Именительный и винительный падежи. Словарный диктант. Знать: вопросы, предлоги и вспомогательные слова падежей.

Уметь: определять падеж имен сущ.  по вопросам, предлогам, вспомогательным совам, синтаксической роли в предложении.

 

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; составлять план решения учебной проблемы; вырабатывать критерии оценки своей работы и работы других;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

П: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;осуществлять анализ и синтез;

Л: интерес к изучению языка.

 

2  
64 Родительный падеж 1  
65 Дательный падеж 1  
66 Творительный падеж 1  
67 Предложный падеж 1  
68 Обобщение знаний о падежах.

Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам».

1  
69 Упражнение на повторение. Проверочная работа №3. 1  
70 Три склонения имен существительных. Знать: склонение имен существительных, несклоняемые имена существительные, порядок морфологического разбора имени существительного, несклоняемые имена существительные, отсутствие окончаний таких имен существительных.

Уметь:  определять склонения имен существительных, выполнять морфологического разбора имени существительного, правильно употреблять их в устной и письменной речи.

П: извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Р: определять степень успешности своей работы; составлять план решения учебной проблемы;

Л: интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов.

1  
71 Развитие умения определять склонение имён существительных. 1  
72

73

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. 2  
74 Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления. Словарный диктант. 1  
75 Р\р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. 1  
76 Контрольный диктант за 1 полугодие. Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

1  
77 Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами. Работа над ошибками. 1  
78 Мягкий знак после шипящих на конце имен существительного женского рода. Знать: орфографическое правило.

Уметь: использовать правило на практике.

П: осуществлять анализ и синтез; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока;  работать по плану, сверяя свои действия с целью;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Л: стремиться к совершенствованию собственной речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме ь знака на конце имен существительных

1  
79

80

Развитие умений писать слова с орфограммой«Буква Ь после шипящих на конце имён существительных». 2  
81 Упражнение в графическом обозначении выбора написания Ь после шипящих. 1  
82 Упражнения на повторение.

Проверочнаяработа № 4

Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

Л: определение степени успешности совей работы;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

1  
83 Контрольный диктант № 5 по теме: “Правописание мягкого знака в  имёнах существительных”. 1  
84 «Пишу правильно» (работа над ошибками). 1  
85 Урок – исследование. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. Знать:  правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Уметь: применять правила на практике, графически обозначать выбор написания.

Р: работать по плану, корректировать свои действия; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

П: строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез;

К: уметь корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Л: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; интерес к письму, к созданию собственных текстов.

 

 

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.

Решать  орфографические  задачи  с  опорой  на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

1  
86 Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму. 1  
87

88

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой,графическое объяснение  выбора написания слов с изученной орфограммой. 2  
89 Р\р Обучающее изложение «Первая газета». Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме.

Знать:правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Уметь: находить и корректировать свои ошибки.

1  
90 Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка». 1  
91 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Редактирование текстов творческих работ. 1  
92 Упражнения на повторение. Проверочная работа №5 Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

Л: определение степени успешности совей работы; интерес к изучению языка;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Р: работать по плану, корректировать свои действия;

П: строить рассуждения;

 

1  
93 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.  Словарный диктант. 1  
94 Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных» 1  
95 «Пишу правильно» (работа над ошибками). 1  
Имя прилагательное.21 ч
96 Роль имен прилагательных в речи.Повествование и описание – два типа речи. Знать: типы текстов, их признаки, понятие «антонимы», грамматические признаки имен прилагательных; порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь: определять  признаки двух типов текстов, объяснять роль имен прилагательных в текстах-описаниях, уточнять роль имен прилагательных-антонимов в речи,  выполнять разбор имен прилагательных по алгоритму.

Л: мотивация;

Р: составлять план решения учебной проблемы;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;высказывать и обосновывать свою точку зрения;

П: строить рассуждения.

 

 

Различать  и   характеризовать   тексты  двух типов  речи  – повествования и описания.

Наблюдать за ролью  прилагательных (в  том  числе прилагательных-антонимов) в речи.

1  
97 Роль прилагательных – антонимов в речи. 1  
98 Морфологический разбор имен прилагательных. 1  
99

 

Изменение имен прилагательных по падежам. Знать: как изменяются имена прилагательные.

Уметь:  изменять имена прилагательные по падежам

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Л: стремиться к совершенствованию собственной речи;определение степени успешности совей работы;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

Называть грамматические признаки имён  прилагательных  (морфологический разбор), определять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.

Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

Накапливать опыт   употребления в  речи   имён прилагательных (обучающееизложение и сочинение-описание).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.

1  
100

101

Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам. 2  
102 Главное и зависимое слово в словосочетании. Знать: понятие «словосочетание», именное словосочетание.

Уметь: определять главное и зависимое слова в словосочетаниях.

1  
103 Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Уметь: по вопросу определять безударное окончание имен прилагательных; составлять предложения и текст с использованием данных словосочетаний, выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте.

 

Л: мотивация; определять степень успешности своей работы, интерес к письму, к созданию собственных текстов;

П: осуществлять анализ и синтез;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Р: вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, работать по плану, корректировать свою деятельность;

2  
104 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. 1  
105 Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р/р Свободный диктант. 1  
106 Упражнение в  умении писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Словарный диктант. 1  
107

108

Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие». 2  
109 Редактирование творческих работ. Развитие орфографических умений. 1  
110 Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка». 1  
111 Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. 1  
112 Проверочная работа №6 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных». Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

Л: определение степени успешности совей работы;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

1  
113 Развитие орфографических умений, подготовка к диктанту. 1  
114 Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» 1  
115 «Пишу правильно» (работа       1  
   
           
над ошибками).          
Глагол. –42 ч
116 Роль глаголов в предложении, речи. Правописание глаголов с частицей НЕ. Знать:роль глаголов в нашей речи; постоянные и непостоянные признаки глаголов,  понятия «неопределенная форма глагола», «инфинитив».

Уметь: правильно писать глаголы с частицей НЕ, определять время, число и род глаголов.

составлять научный текст о глаголе, выполнять морфологический разбор глаголов.

 

Л: мотивация;

П: устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию, представленную разными видами текста;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые   знания в  совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само-  и взаимоанализ выполнения заданий.

Совместно составлять  алгоритм  определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать  опыт   использования  глаголов  в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

1  
117

118

Значение и грамматические признаки глаголов. 2  
119

120

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. Словарный диктант. 2  
121 Контрольный диктант за 3четверть. Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

Л: определять степень успешности своей работы;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

1  
122 Развитие орфографических умений. Работа над ошибками. 1  
123 Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов1и 2 спряжения. Знать:  понятие «спряжение глаголов», глаголы-исключения,  алгоритм  определения спряжения глаголов.

Уметь:  определять спряжение глаголов,

используя алгоритм действий, записывать слова с безударными окончаниями в глаголах.

Р: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; самостоятельно формулировать тему и цели урока;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

П: строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез;извлекать информацию, представленную в разных формах; устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Л: интерес к изучению языка.

 

 

1  
124 Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. 1  
125 Упражнение в определении спряжений глагола. 1  
126 Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. 1  
127 Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. 1  
128 Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. 1  
129

130

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. 2  
131 Упражнение в написании глаголов с безударными личными окончаниями. 1  
132 Разбор глагола как части речи. Знать: постоянные и непостоянные признаки глаголов.

Уметь:  выполнять морфологический разбор глагола, соблюдая алгоритм.

П: устанавливать причинно-следственные связи;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность;

Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определять степень успешности своей работы.

 

1  
133 Р\р Сочинение по серии картин (картинки весны) Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. 1  
134 Контрольный диктант № 8 по теме: “Правописание безударных личных окончаний глаголов”. Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

1  
135 «Пишу правильно» (работа над ошибками). 1  
136 Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с

-тся, -ться.

Знать: понятие «постфикс».

Уметь: использовать в устной и письменной речи глаголы  с изученными орфограммами.

П: осуществлять анализ и синтез; извлекать информацию, представленную разными видами текста; устанавливать причинно-следственные связи;

К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Л: определение степени успешности совей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

1  
137 Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом. Знать: правила правописания глаголов с безударными личными окончаниями.

Уметь:  определять спряжения глагола, используя алгоритм действий, правильно записывать окончание.

 

1  
138

139

Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Словарный диктант. 2  
140 Контрольное списывание.    
141

142

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями (закрепление знаний). 2  
143

144

Р/р Написание изложения «Первые школы». 2  
145 Развитие орфографических умений.  Редактирование творческих работ. 1  
146 Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. Знать: алгоритм разбора глагола по составу

Уметь: выполнять разбор глаголов по составу; писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; использовать в устной и письменной речи глаголов  с изученными орфограммами, самостоятельно составлять план сочинения, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте.

Л: мотивация; определять степень успешности своей работы; интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи;

П: строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез;

К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Р: составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, корректировать свою деятельность;

– коллективная работа;

– работа с информационными источниками (учебник);

– тестовые задания;

-работа в парах;

-самостоятельная работа.

-творческая работа.

– выполнение индивидуальных заданий.

– дидактические игры;

-устный опрос;

-работа в группах;

-словарный диктант.

 

 

 

1  
147

148

Развитие умений разбирать глаголы по составу,писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. 2  
149 Р\р Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием. 1  
150 Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении. 1  
151 Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. 1  
152 Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы». 1  
153 Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Контрольный словарный диктант. Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

1  
154 Упражнения на повторение. Проверочная работа №7

 по теме: «Глагол»

1  
155 Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». 1  
156 Контрольный диктант № 9

по теме: «Глагол»

1  
157 «Пишу правильно» (работа над ошибками). 1  
Повторение – 12 ч
158 Повторение по теме: «Слово». Проверка знаний и умений учащихся.

Знать: основные правила орфографии русского языка.

Уметь: применять правила на практике.

П: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

Р: работать по плану, корректировать свою деятельность.

Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определение степени успешности совей работы;интерес к ведению диалога, потребность в общении.

– работа с информационными источниками (учебник);

– дидактическая игра;

-устный опрос;

– тестовые задания

– самостоятельная работа;

– письменный опрос;

-работа в парах;

– творческая работа.

– работа в группах;

– индивидуальная работа по карточкам;

– словарный диктант.

– коллективная работа;

 

1  
159 Повторение по теме:«Предложение. Текст». 1  
160

161

Повторение по теме: «Части речи». 2

 

 

 

162 Итоговая контрольная работа. 1  
163 Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками. 1  
164 Итоговый контрольный диктант. 1  
165

166

Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками. 2  
167 Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт». 1  
168 Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово». 1  
169 Комплексное повторение изученного материала. 1  
170 Урок-игра «Части речи и члены предложения». 1  

Итого: 170 ч.

 

 

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева