Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хотиловская средняя общеобразовательная школа»
Бологовского района Тверской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №____ от « ___»_____________2016 г. Руководитель ШМО ________ /____________________/
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР «_____»_____________2016 г. ____________/Русакова Т.А./
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ «Хотиловская СОШ» Приказ № ___ от «____»__________2016 г. __________/Абушенкова Н.В./
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 класс
Учитель:Тукиш Ульяна Алексеевна
2016-2017 учебный год
Рабочая программа «Русский язык»
4 класс «Школа 2100»
Пояснительная записка.
Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе: – Федерального компонента государственного
стандарта начального общего образования;
– примерной программы начального общего образования по русскому языку (базовый уровень);
– программы «Русский язык для IV классов» Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс по русскому языку «Школа 2100» под редакцией Р.Н.Бунеева,
Е.В.Бунеевой, 2013г, М., Баласс.
Цели обучения русскому языку в начальной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке, как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и
логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Обоснование выбора программы:
- Выбор программы «Русский язык», разработанной Р.Н.Бунеевым, Е.В. Бунеевой, обусловлен тем, что она соответствует основным
принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации».
Это:
– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур,
региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников;
– обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, творческого развития;
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной
принадлежности.
- Программа «Русский язык» направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, что соответствует целям и задачам программы развития школы.
- Курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Таким образом, программа полно удовлетворяет запросы данного контингента учащихся и их родителей.
- Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с учащимися, имеющими разный уровень подготовки. Данная рабочая программа сохраняет и конкретизирует основное содержание всех разделов программы с указанием бюджета времени на их, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
– подбирать однокоренные слова разных частей речи;
– распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
– изменять имена существительные и прилагательные по числам;
– склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
– изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
– изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
– распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
– устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
– распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
– производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные
члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
– производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
– производить разбор слова как части речи:
– безошибочно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.
– находить местоимения в предложениях;
– склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;
– отличать неопределенную форму глагола от временных форм;
– спрягать глаголы.
Результаты 4-го года обучения
Учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению слова, его составу, написанию, к структуре предложения и знакам препинания.
Ученик научится изучать:
– звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
– лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
– признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;
– признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;
Ученик получит возможность научиться:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных
случаях;
– писать подробное изложение доступного текста;
– писать сочинение о себе на заданную тему.
Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо базовых, овладевают следующими умениями:
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически
обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
- Содержание учебного предмета, курса
Рабочая программа рассчитанана 170 ч (5 ч в неделю).
Основные разделы программы:
Повторение изученного в 3 кл. – 18 ч.
Предложение. Текст. – 37 ч.
Имя существительное. – 42 ч.
Имя прилагательное– 21 ч.
Глагол. – 42 ч.
Повторение изученного в 4 классе. – 12 ч.
Содержание тем учебного курса
Повторение.
Предложение. Текст.
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
- Части речи и члены предложения.
Имя существительное.
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное.
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол.
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
- Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
- Совершенствование умения выполнять звукобуквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
- Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение.
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст».
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребенок осознает, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Содержание работы над разделом «Слово».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); тся – ться в глаголах, не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически-правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано, прежде всего, с пониманием и чутьем к особенностям словообразования и словоизменения.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребенка формируется чувство языка, чувство слова; создается база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический.Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвертый аспект рассмотрения слова – морфологический.Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определенный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
№ п\п | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Кол час | План,
факт |
||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||||||||||||||||
Повторение –18 ч | |||||||||||||||||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником. Поэты и писатели о русском языке. | Знать:задачи и значение уроков русского языка, основных поэтов и писателей о русском языке.
Уметь:ориентироваться в новом учебнике. |
Л: интерес к чтению, интерес к изучению языка;
Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
– работа с информационными источниками (учебник);
– коллективная работа. |
1 | ||||||||||||||||
2 | Контрольное списывание. | Знать:изученные правила.
Уметь:правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, обозначать орфограммы в словах и между словами. |
Л: определение степени успешности совей работы;
Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. |
Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.
Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. |
1 | ||||||||||||||||
3 | Повторение фонетики и графики. | Знать:понятия «фонетика» и «графика» как разделы языкознания; особенности ударения в русском языке; понятия «омофоны», «омографы»; свободное и подвижное ударение, понятия «каллиграфия», «монография».
Уметь:составлять схемы-опоры, ставить ударение в словах правильно, определять в словах орфограммы-гласные, орфограммы-согласные, пользоваться правилами проверки орфограмм. |
Р: определять степень успешности своей работы;
П: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
1 | |||||||||||||||||
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение. | 1 | |||||||||||||||||||
5 | Что такое графика.
|
1 | |||||||||||||||||||
6 | Фонетический разбор слова. | Знать:понятия «транскрипция», «пиктография» (письмо рисунками).
Уметь:выполнять фонетический разбор слов. |
П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Р: составлять план решения учебной проблемы. |
1 | |||||||||||||||||
7 | Повторение орфографии. | Знать:основные правила орфографии русского языка.
Уметь:применять на практике эти правила. |
Л: мотивация; стремиться к совершенствованию собственной речи;
П: осуществлять анализ и синтез;строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью. К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
1 | |||||||||||||||||
8
9 |
Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. | 2 | |||||||||||||||||||
10 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. | 1 | |||||||||||||||||||
11 | Повторение состава слова. | Знать:словообразование как раздел языкознания, слова с двумя приставками, сложные слова.
Уметь:проводить разбор по составу слов разных частей речи, изменять слова для определения окончаний. |
Л: мотивация;
П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Р: составлять план решения учебной проблемы. |
1 | |||||||||||||||||
12 | Повторение изученного о частях речи. Словарный диктант. | Знать:о морфологии как раздел языкознания, самостоятельные и служебные части речи.
Уметь:отличать в тексте слова разных частей речи, приводить свои примеры. |
П: извлекать информацию, представленную в разных формах;
Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. |
1
|
|
||||||||||||||||
13 | Контрольный работа ПО СИНТАКСИСУ. | Проверка знаний учащихся | Р: определять степень успешности своей работы;работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |||||||||||||||||
14 | Повторение изученного по синтаксису.
Работа над ошибками. |
Знать: о синтаксисе как радел языкознания, история лексического значения слова «предложение».
Уметь: составлять текст из группы разрозненных слов или текст из ответов на вопросы. |
П: осуществлять анализ и синтез;
К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность . |
1 | |||||||||||||||||
15 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». | Знать: о пунктуации как раздел языкознания, правило о предложении, тексте, словосочетании.
Уметь: применять эти правила. |
Л: мотивация;
Р: самостоятельно формулировать тему и цель урока; П: вычитывать все виды текстовой информации; осуществлять анализ и синтез. |
1 | |||||||||||||||||
16 | Р\р Обучающее изложение «Золотой рубль». | Проверка орфографических и речевых знаний учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять на практике эти правила. |
Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов;
стремиться к совершенствованию собственной речи. К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; П: устанавливать причинно-следственные связи. |
1 | |||||||||||||||||
17 | Контрольный ДИКТАНТ № 1 по теме: “Повторение изученного в 3-м классе”. | 1 | |||||||||||||||||||
18 | «Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте). | 1 | |||||||||||||||||||
Предложение. Текст.–37 ч | |||||||||||||||||||||
19 | Как отличить простое предложение от сложного. | Знать: алгоритм работы.
Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм. |
Р: работать по плану, корректировать свою деятельность;
К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; П: устанавливать причинно-следственные связи; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. |
Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте.
Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю») Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму
|
1 | ||||||||||||||||
20 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и. | Знать: виды связи однородных членов предложения.
Уметь: отличать простое предложение от сложного, простое предложение с однородными членами от сложного предложения, оформлять на письме предложения с однородными членами предложения. |
Р: работа по плану, сверяя свои действия с целью;
П: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации. Л: интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи. |
1 | |||||||||||||||||
21 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и,а,но. | 1 | |||||||||||||||||||
22
23 |
Развитие умений ставить запятую в предложениях с однородными членами. Словарный диктант. | 2 | |||||||||||||||||||
24 | Р\р Обучающее изложение «Что я люблю».
|
Проверка орфографических и речевых знаний учащихся. | Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов;стремиться к совершенствованию собственной речи.
К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; П: устанавливать причинно-следственные связи. |
1 | |||||||||||||||||
25 | Р\р Обучающее сочинение «Что я люблю».
|
1 | |||||||||||||||||||
26 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения. | 1 | |||||||||||||||||||
27 | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |||||||||||||||||||
28 | Упражнения на повторение.
Проверочная работа №1 |
Проверка знаний учащихся.
Знать: правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения, основные правила орфографии русского языка. Уметь: оформлять на письме предложения с однородными членами предложения, применять на практике эти правила. |
К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
Л: определение степени успешности совей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи. Р: работать по плану, корректировать свою деятельность, определять степень успешности своей работы; П: осуществлять анализ и синтез; |
1 | |||||||||||||||||
29 | Развитие пунктуационных умений. | 1 | |||||||||||||||||||
30 | Контрольный диктант №2 по теме: «Простое предложение. Предложения с однородными членами». | 1 | |||||||||||||||||||
31 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||||||||||||||||
32 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | Знать: алгоритм работы.
Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм; ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью и с союзами и, а, но. |
П: устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; мотивация; Р: составлять план решения учебной проблемы; работа по плану, сверяя свои действия с целью.
|
Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов).
Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). |
1 | ||||||||||||||||
33
34 |
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 2 | |||||||||||||||||||
35 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но. | 1 | |||||||||||||||||||
36 | Р\р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант. | Знать: стили текстов.
Уметь: составлять научный рассказ на грамматическую тему по плану. |
П: устанавливать причинно-следственные связи;
К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи; Р: определять степень успешности своей работы.
|
1 | |||||||||||||||||
37 | Работа над ошибками. Постановка запятой в сложном предложении. Словарный диктант. | Знать: основные правила орфографии русского языка.
Уметь: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но. |
1 | ||||||||||||||||||
38 | Упражнения на расстановку запятой в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | |||||||||||||||||||
39 | Р\р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома». | Уметь: в письменной форме излагать свои мысли по заданной теме. | П: пользоваться словарями, справочниками;
Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. |
1 | |||||||||||||||||
40 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2. | Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но. |
Р: определять степень успешности своей работы; работать по плану, корректировать свою деятельность. | 1 | |||||||||||||||||
41 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | |||||||||||||||||||
42 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе. | 1 | |||||||||||||||||||
43 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. | Знать: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании.
Уметь: ставить знаки препинания в предложении с прямой речью. Уметь:выполнять письменную творческую работу (с языковым заданием) на основе рекомендаций по подготовке к сочинению. |
Л: мотивация; определение степени успешности совей работы; интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи; к созданию собственных текстов;
П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; Р: составлять план решения учебной проблемы;работать по плану, корректировать свою деятельность; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
|
Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь).
Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. |
1 | ||||||||||||||||
44 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора). | 2 | |||||||||||||||||||
45 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора). | 2 | |||||||||||||||||||
46 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | |||||||||||||||||||
47 | Р\р Обучающее сочинение «Что сказала мама» (использование в тексте предложений с прямой речью) | 1 | |||||||||||||||||||
48 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. | 1 | |||||||||||||||||||
49 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью. | Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. |
1 | ||||||||||||||||||
50 | Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух». | 1 | |||||||||||||||||||
51 | Развитие пунктуационных умений. Словарный диктант. | 1 | |||||||||||||||||||
52 | Контрольный диктант № 4 по теме: “Предложения с прямой речью”. | 1 | |||||||||||||||||||
53 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||||||||||||||||
Имя существительное. –42 ч | |||||||||||||||||||||
54
55 |
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. | Знать: грамматические признаки имени существительного, однозначные и многозначные имена существительные, прямое и переносное значение слов.
Уметь: выполнять морфологический разбор имен существительных, составлять научный текст тему «Имена существительные». |
Л: мотивация; интерес к письму, к созданию собственных текстов;
П: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: определять степень успешности своей работы.
|
Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.
Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи, употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.
|
2 | ||||||||||||||||
56 | Роль имен существительных в речи.Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна» | 1 | |||||||||||||||||||
57 | Роль имен существительных в речи и предложении. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | 1 | |||||||||||||||||||
58 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | Знать: понятие «падеж», падежные вопросы
Уметь: изменять имена существительные по падежам, в ед. и во мн. числе ставить существительные в разные падежные формы, определять падеж. |
Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы;
К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Л: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; П: извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез. |
1 | |||||||||||||||||
59 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | 1 | |||||||||||||||||||
60
61 |
Изменение имен существительных по падежам в ед. и во мн. Числе | 2 | |||||||||||||||||||
62
63 |
Именительный и винительный падежи. Словарный диктант. | Знать: вопросы, предлоги и вспомогательные слова падежей.
Уметь: определять падеж имен сущ. по вопросам, предлогам, вспомогательным совам, синтаксической роли в предложении.
|
Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; составлять план решения учебной проблемы; вырабатывать критерии оценки своей работы и работы других;
К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; П: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;осуществлять анализ и синтез; Л: интерес к изучению языка.
|
2 | |||||||||||||||||
64 | Родительный падеж | 1 | |||||||||||||||||||
65 | Дательный падеж | 1 | |||||||||||||||||||
66 | Творительный падеж | 1 | |||||||||||||||||||
67 | Предложный падеж | 1 | |||||||||||||||||||
68 | Обобщение знаний о падежах.
Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам». |
1 | |||||||||||||||||||
69 | Упражнение на повторение. Проверочная работа №3. | 1 | |||||||||||||||||||
70 | Три склонения имен существительных. | Знать: склонение имен существительных, несклоняемые имена существительные, порядок морфологического разбора имени существительного, несклоняемые имена существительные, отсутствие окончаний таких имен существительных.
Уметь: определять склонения имен существительных, выполнять морфологического разбора имени существительного, правильно употреблять их в устной и письменной речи. |
П: извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: определять степень успешности своей работы; составлять план решения учебной проблемы; Л: интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов. |
1 | |||||||||||||||||
71 | Развитие умения определять склонение имён существительных. | 1 | |||||||||||||||||||
72
73 |
Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 2 | |||||||||||||||||||
74 | Несклоняемые имена существительные и особенности их употребления. Словарный диктант. | 1 | |||||||||||||||||||
75 | Р\р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» | Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. | 1 | ||||||||||||||||||
76 | Контрольный диктант за 1 полугодие. | Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. |
1 | ||||||||||||||||||
77 | Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами. Работа над ошибками. | 1 | |||||||||||||||||||
78 | Мягкий знак после шипящих на конце имен существительного женского рода. | Знать: орфографическое правило.
Уметь: использовать правило на практике. |
П: осуществлять анализ и синтез; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Л: стремиться к совершенствованию собственной речи. |
Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.
Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме ь знака на конце имен существительных |
1 | ||||||||||||||||
79
80 |
Развитие умений писать слова с орфограммой«Буква Ь после шипящих на конце имён существительных». | 2 | |||||||||||||||||||
81 | Упражнение в графическом обозначении выбора написания Ь после шипящих. | 1 | |||||||||||||||||||
82 | Упражнения на повторение.
Проверочнаяработа № 4 |
Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. |
Л: определение степени успешности совей работы;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. |
1 | |||||||||||||||||
83 | Контрольный диктант № 5 по теме: “Правописание мягкого знака в имёнах существительных”. | 1 | |||||||||||||||||||
84 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||||||||||||||||
85 | Урок – исследование. Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.
Уметь: применять правила на практике, графически обозначать выбор написания. |
Р: работать по плану, корректировать свои действия; самостоятельно формулировать тему и цели урока;
П: строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез; К: уметь корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Л: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; интерес к письму, к созданию собственных текстов.
|
Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание.
Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. |
1 | ||||||||||||||||
86 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму. | 1 | |||||||||||||||||||
87
88 |
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой,графическое объяснение выбора написания слов с изученной орфограммой. | 2 | |||||||||||||||||||
89 | Р\р Обучающее изложение «Первая газета». | Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме.
Знать:правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь: находить и корректировать свои ошибки. |
1 | ||||||||||||||||||
90 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка». | 1 | |||||||||||||||||||
91 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Редактирование текстов творческих работ. | 1 | |||||||||||||||||||
92 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №5 | Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. |
Л: определение степени успешности совей работы; интерес к изучению языка;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свои действия; П: строить рассуждения;
|
1 | |||||||||||||||||
93 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Словарный диктант. | 1 | |||||||||||||||||||
94 | Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание падежных окончаний имен существительных» | 1 | |||||||||||||||||||
95 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||||||||||||||||
Имя прилагательное.–21 ч | |||||||||||||||||||||
96 | Роль имен прилагательных в речи.Повествование и описание – два типа речи. | Знать: типы текстов, их признаки, понятие «антонимы», грамматические признаки имен прилагательных; порядок морфологического разбора имени прилагательного.
Уметь: определять признаки двух типов текстов, объяснять роль имен прилагательных в текстах-описаниях, уточнять роль имен прилагательных-антонимов в речи, выполнять разбор имен прилагательных по алгоритму. |
Л: мотивация;
Р: составлять план решения учебной проблемы; К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;высказывать и обосновывать свою точку зрения; П: строить рассуждения.
|
Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания.
Наблюдать за ролью прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. |
1 | ||||||||||||||||
97 | Роль прилагательных – антонимов в речи. | 1 | |||||||||||||||||||
98 | Морфологический разбор имен прилагательных. | 1 | |||||||||||||||||||
99
|
Изменение имен прилагательных по падежам. | Знать: как изменяются имена прилагательные.
Уметь: изменять имена прилагательные по падежам |
П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Л: стремиться к совершенствованию собственной речи;определение степени успешности совей работы; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. |
Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму.
Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающееизложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ. |
1 | ||||||||||||||||
100
101 |
Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам. | 2 | |||||||||||||||||||
102 | Главное и зависимое слово в словосочетании. | Знать: понятие «словосочетание», именное словосочетание.
Уметь: определять главное и зависимое слова в словосочетаниях. |
1 | ||||||||||||||||||
103 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Уметь: по вопросу определять безударное окончание имен прилагательных; составлять предложения и текст с использованием данных словосочетаний, выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте.
|
Л: мотивация; определять степень успешности своей работы, интерес к письму, к созданию собственных текстов;
П: осуществлять анализ и синтез; К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, работать по плану, корректировать свою деятельность; |
2 | |||||||||||||||||
104 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. | 1 | |||||||||||||||||||
105 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р/р Свободный диктант. | 1 | |||||||||||||||||||
106 | Упражнение в умении писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Словарный диктант. | 1 | |||||||||||||||||||
107
108 |
Р\р Обучающее изложение «Первое путешествие». | 2 | |||||||||||||||||||
109 | Редактирование творческих работ. Развитие орфографических умений. | 1 | |||||||||||||||||||
110 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка». | 1 | |||||||||||||||||||
111 | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | |||||||||||||||||||
112 | Проверочная работа №6 по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных». | Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. |
Л: определение степени успешности совей работы;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. |
1 | |||||||||||||||||
113 | Развитие орфографических умений, подготовка к диктанту. | 1 | |||||||||||||||||||
114 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||||||||||||||||||
115 | «Пишу правильно» (работа | 1 | |||||||||||||||||||
над ошибками). | |||||||||||||||||||||
Глагол. –42 ч | |||||||||||||||||||||
116 | Роль глаголов в предложении, речи. Правописание глаголов с частицей НЕ. | Знать:роль глаголов в нашей речи; постоянные и непостоянные признаки глаголов, понятия «неопределенная форма глагола», «инфинитив».
Уметь: правильно писать глаголы с частицей НЕ, определять время, число и род глаголов. составлять научный текст о глаголе, выполнять морфологический разбор глаголов.
|
Л: мотивация;
П: устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию, представленную разными видами текста; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. |
Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.
Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). |
1 | ||||||||||||||||
117
118 |
Значение и грамматические признаки глаголов. | 2 | |||||||||||||||||||
119
120 |
Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. Словарный диктант. | 2 | |||||||||||||||||||
121 | Контрольный диктант за 3четверть. | Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. |
Л: определять степень успешности своей работы;
Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. |
1 | |||||||||||||||||
122 | Развитие орфографических умений. Работа над ошибками. | 1 | |||||||||||||||||||
123 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов1и 2 спряжения. | Знать: понятие «спряжение глаголов», глаголы-исключения, алгоритм определения спряжения глаголов.
Уметь: определять спряжение глаголов, используя алгоритм действий, записывать слова с безударными окончаниями в глаголах. |
Р: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; самостоятельно формулировать тему и цели урока;
К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; П: строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез;извлекать информацию, представленную в разных формах; устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Л: интерес к изучению языка.
|
1 | |||||||||||||||||
124 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | 1 | |||||||||||||||||||
125 | Упражнение в определении спряжений глагола. | 1 | |||||||||||||||||||
126 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. | 1 | |||||||||||||||||||
127 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | 1 | |||||||||||||||||||
128 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. | 1 | |||||||||||||||||||
129
130 |
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 2 | |||||||||||||||||||
131 | Упражнение в написании глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | |||||||||||||||||||
132 | Разбор глагола как части речи. | Знать: постоянные и непостоянные признаки глаголов.
Уметь: выполнять морфологический разбор глагола, соблюдая алгоритм. |
П: устанавливать причинно-следственные связи;
К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность; Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определять степень успешности своей работы.
|
1 | |||||||||||||||||
133 | Р\р Сочинение по серии картин (картинки весны) | Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. | 1 | ||||||||||||||||||
134 | Контрольный диктант № 8 по теме: “Правописание безударных личных окончаний глаголов”. | Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. |
1 | ||||||||||||||||||
135 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||||||||||||||||
136 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с
-тся, -ться. |
Знать: понятие «постфикс».
Уметь: использовать в устной и письменной речи глаголы с изученными орфограммами. |
П: осуществлять анализ и синтез; извлекать информацию, представленную разными видами текста; устанавливать причинно-следственные связи;
К: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Л: определение степени успешности совей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. |
1 | |||||||||||||||||
137 | Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом. | Знать: правила правописания глаголов с безударными личными окончаниями.
Уметь: определять спряжения глагола, используя алгоритм действий, правильно записывать окончание.
|
1 | ||||||||||||||||||
138
139 |
Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Словарный диктант. | 2 | |||||||||||||||||||
140 | Контрольное списывание. | ||||||||||||||||||||
141
142 |
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями (закрепление знаний). | 2 | |||||||||||||||||||
143
144 |
Р/р Написание изложения «Первые школы». | 2 | |||||||||||||||||||
145 | Развитие орфографических умений. Редактирование творческих работ. | 1 | |||||||||||||||||||
146 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. | Знать: алгоритм разбора глагола по составу
Уметь: выполнять разбор глаголов по составу; писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; использовать в устной и письменной речи глаголов с изученными орфограммами, самостоятельно составлять план сочинения, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте. |
Л: мотивация; определять степень успешности своей работы; интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи;
П: строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Р: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; |
– коллективная работа;
– работа с информационными источниками (учебник); – тестовые задания; -работа в парах; -самостоятельная работа. -творческая работа. – выполнение индивидуальных заданий. – дидактические игры; -устный опрос; -работа в группах; -словарный диктант.
|
1 | ||||||||||||||||
147
148 |
Развитие умений разбирать глаголы по составу,писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. | 2 | |||||||||||||||||||
149 | Р\р Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием. | 1 | |||||||||||||||||||
150 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении. | 1 | |||||||||||||||||||
151 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. | 1 | |||||||||||||||||||
152 | Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы». | 1 | |||||||||||||||||||
153 | Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Контрольный словарный диктант. | Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. |
1 | ||||||||||||||||||
154 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №7
по теме: «Глагол» |
1 | |||||||||||||||||||
155 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». | 1 | |||||||||||||||||||
156 | Контрольный диктант № 9
по теме: «Глагол» |
1 | |||||||||||||||||||
157 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). | 1 | |||||||||||||||||||
Повторение – 12 ч | |||||||||||||||||||||
158 | Повторение по теме: «Слово». | Проверка знаний и умений учащихся.
Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. |
П: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения;
К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Р: работать по плану, корректировать свою деятельность. Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определение степени успешности совей работы;интерес к ведению диалога, потребность в общении. |
– работа с информационными источниками (учебник);
– дидактическая игра; -устный опрос; – тестовые задания – самостоятельная работа; – письменный опрос; -работа в парах; – творческая работа. – работа в группах; – индивидуальная работа по карточкам; – словарный диктант. – коллективная работа;
|
1 | ||||||||||||||||
159 | Повторение по теме:«Предложение. Текст». | 1 | |||||||||||||||||||
160
161 |
Повторение по теме: «Части речи». | 2
|
|
||||||||||||||||||
162 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||||||||||||||||||
163 | Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками. | 1 | |||||||||||||||||||
164 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | |||||||||||||||||||
165
166 |
Повторение изученного в 4-м классе. Работа над ошибками. | 2 | |||||||||||||||||||
167 | Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт». | 1 | |||||||||||||||||||
168 | Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово». | 1 | |||||||||||||||||||
169 | Комплексное повторение изученного материала. | 1 | |||||||||||||||||||
170 | Урок-игра «Части речи и члены предложения». | 1 | |||||||||||||||||||
Итого: 170 ч.