автор: Резник Галина Николаевна
учитель-логопед ГАПОУ МОК им. В. Талалихина
Образовательный досуг “Ох, уж эти гласные!”
Образовательный досуг
Тема: «Ох, уж эти гласные!».
Тип мероприятия: образовательный досуг комплексного применения знаний и умений.
Цели:
-в доступной форме дать детям представление об образовании йотированных гласных букв «Е, Ё, Ю, Я»;
-научить дифференцировать гласные I и II ряда;
-наблюдать артикуляцию парных гласных (речедвигательные и слуховые ощущения);
–вызвать положительные эмоции в процессе ознакомления со сложной темой.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с йотированными гласными Е, Ё, Я, Ю, выявить особенности образования йотированных гласных, дифференцировать понятия «звук», «буква».
Развивающие: развивать фонематический слух, память, речь, внимание, умение анализировать; развивать познавательную активность, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать коммуникативные качества обучающихся и воспитанников; прививать навыки правильного речевого общения (умение слушать, оценивать, вступать в разговор).
Этапы досуга: 1. Показ сказки об образовании гласных Е, Ё, Ю, Я (первоклассники);
2. «Урок в школе». « Йотированные гласные» (воспитанники).
I часть. Сказка о том, как появились буквы Я, Е, Е, Ю.
Участники: ученики 1-го класса.
Оборудование: декорации к сказке, элементы костюмов, парты, доска, пособия.
(1) Жил-был мальчик Петя. Он очень любил писать буквы: А, У, О, Э
и ее подружку букву Й.
(2) Взял как-то Петя листочек бумаги и нарисовал домик, чтобы буквам было, где жить. Из каждого окошка буква выглядывает, песенку поет, а из трубы на крыше дым идет.
( 1) А еще Петя нарисовал лес. Пусть буквы там гуляют
(а 2) Разве мог он подумать, что как раз в этом лесу поселится страшный, лохматый, горбатый, бородатый Дед – Буквоед.
( 1) Раньше Дед – Буквоед жил в другой сказке. Но та сказка закончилась.
( 2) Буквоеду больше некого было пугать, и теперь он сидел без дела в лесу, ковырял в носу и думал, как бы ему буквы в лес заманить и суп из них сварить.
( 1) Думал-думал и придумал.
(2) Раздобыл себе красную шапочку, взял в руки корзиночку, пришел к буквенному домику, сел под окошечко и давай причитать тоненьким голоском: Ах, я бедная-бедная крошка! Как пойду я одна по дорожке? Как до бабушки я добегу? По пути заблудиться могу!
( 1) Добрые буквы из домика высыпали,
(2) Деда -Буквоеда окружили, на все лады его утешают, слезки вытирают. А. -Не плачь, бедная-бедная лапочка! О.-Не плачь, девочка в красной шапочке!
У.-Мы пойдем через лес с тобой, Э – Чтоб не страшно было одной.
( 1) Дед – Буквоед одним глазом плачет, а другим смеётся: как легко он буквы обманул! Всех сразу.
( 1) Решили буквы «Красную Шапочку» через лес проводить.
( 2)Буква Й ее за руку берет, буква О впереди идет, буква Ы охраняет тыл, буква Э веселит изо всех сил, буквы А и У помогают кричать «Ау!». Только буква И дома осталась: за порядком следить, двор сторожить.
( 1) Повел Дед-Буквоед буквы в лес. Идет и бормочет: «Буквоед! Буквоед! Что ты сваришь на обед. План твой был совсем не глуп. Буквы ты положишь в суп!».
(2) Буквы его спрашивают: «Красная Шапочка! Что это ты говоришь?» А Буквоед отвечает: «Это я песенку пою. Для храбрости».
(1) Пришли к избушке. Бабушки нет! В печи огонь горит, на огне котел кипит. Сорвал Дед-Буквоед с головы красную шапочку, схватил сачок и давай буквы ловить.
(2) Поняли А, О, У, Э, Ы и Й, что их обманули. Испугались — да поздно! Лишь подружка буква Ы быстро прыгнула в кусты. Всех остальных Буквоед посолил, березовым соком залил и в котел опустил. Ложкой помешивает, живот свой поглаживает, ждет, пока буквы сварятся.
(1) В это время Петя из детского сада вернулся. Посмотрел на картинку, видит — никто в домике не живет, песни не поет.
(2) Только буква И туда-сюда бродит, места себе не находит. А над лесом — будто гроза собирается, буквенный дым поднимается!
(1) Схватил Петя свой игрушечный пистолет и побежал буквы спасать.
(2) Ворвался в избушку, наставил пистолет на Буквоеда и кричит: «Ах, ты гадкий Буквоед! Не получишь свой обед!»
(1) Тут Буквоед задрожал и быстро-быстро убежал, по дороге котел уронил, буквенный суп разлил!
(2) Вывалились буквы из котла. Смотрит Петя на них — и не узнает.
Нет ни А, ни О, ни Э, ни У. И буква Й куда-то пропала. Вместо них какие-то знаки незнакомые. Петя спрашивает: Здравствуйте! Вы кто?
(2) Незнакомые буквы ему отвечают: Мы — Я, Е, Ё Ю!
(2) Посмотрел Петя внимательно, прислушался и догадался: пока буквы А, О, Э, У варились, к каждой из них приклеился кусочек буквы Й— вместе со своим звуком [й]. Получились совсем новые буквы. В каждой по целых два звука живет.
БУКВЫ: В букве Я живут звуки [й] и [а], букве Ё — звуки [й] и [о],
в букве Е — звуки [й] и [э], в букве Ю — звуки [й] и [у].
(а2) Пошли они все вместе домой.
(1) Стали они жить-поживать, друг друга не обижать. А Петя на них любовался и писать красиво старался!
II.часть Тема урока: Йотированные гласные
Участники: воспитанники подготовительной группы.
Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Скажите, для чего Вы пришли в школу?
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Актуализация знаний- Что у меня а руке (карточка с буквой А )-Что я произнесла ( звук А) – Чем буквы отличаются от звуков? -Какие 2 группы звуков есть в русском языке? -Чем отличаются гласные звуки от согласных?
(Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть. При произношении согласных звуков воздух встречает на своём пути преграду – губы, зубы, язык).
– Сегодня на уроке мы будем говорить о гласных звуках и буквах.
1. задание – Сколько глазных звуков в русском языке. (6)- Сколько гласных букв в русском языке. (10) Какое -то несоответствие?!-ДАВАЙТЕ РАЗБИРАТЬСЯ! А поможет нам в этом второе задание.
2. задание-Игра «Угадайка» Перед вами гласные буквы: А И Ы Э У О. По моей артикуляции надо узнать звук, показать соответствующую букву и назвать ее вслух. В результате этой игры должен получиться ряд гласных – А О У Э Ы. Проверяем: А О У Э Ы. (на доске полоска с этими буквами).- Кто справился с заданием, поднимите руку?
3.задание – Какая буква осталась на парте? (И) – На какую букву похожа буква И? – По внешнему виду, она похожа? (на Й)
И глядит украдкой на сестрицу краткою:
Ей понравился берет. У нее такого нет…
4.задание Физкультминутка «Поем гласные» (речь с движением)
5.задание. Вспомним сказку о том, как эти гласные буквы и буква Й в суп к БУКВОЕДУ попали. Что произошло с буквами А О У Э и буквой Й
(Пока буквы А, О, Э, У варились, к каждой из них приклеился кусочек буквы Й – вместе со своим звуком [й]. Получились совсем новые буквы. В каждой букве два звука живёт).
(БУКВЫ): В букве Я живут звуки [й] и [а], в букве Ё — звуки [й] и [о],
в букве Е — звуки [й] и [э], в букве Ю — звуки [й] и [у].
6.задание. Найдите буквы Я Ё Ю Е в домике и обведите красным цветом.
Бука И испугалась, что ей не будет места, быстро встала в пару с Ы.
Итог Так и получилось два ряда гласных букв. Первый ряд! Назовите! Второй ряд! Назовите!
Буквы эти очень дружат между собой и не любят, если ученики их путают. Называют эти буквы – ЙОТИРОВАННЫМИ. Вот мы и узнали, как появились четыре такие интересные и хитрые буквы. А вот какую работу они выполняют, Вы узнаете на следующих уроках.
– Оцените свою работу на уроке!
(Оценивают себя. Выставляют раскрытую ладонь).
Обращение ко всем: Интересная сказочная история о буквах? Понравилась вам? О чем эта история? (об образовании гласных букв второго ряда) Кто догадался, почему эти четыре буквы называются самыми хитрыми в русском языке? Как получилась буква Я? Ё? Ю? Е?