автор: Родионова Людмила Николаевна
Педагог дополнительного образования МБУДО “Кезский РЦДТ”
Учебный слайд-фильм “Народные промыслы России”
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Кезский районный Центр детского творчества»
Пояснительная записка
к учебному слайд-фильму «Народные промыслы России»
Автор: Родионова Людмила Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Кезский РЦДТ»,
квалификационная категория: высшая
Кез, 2017г.
Пояснительная записка
Автор работы – Родионова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Кезский районный Центр детского творчества».
Актуальность выбранной темы. Электронное пособие – учебный слайд-фильм – приложение к авторской программе педагога «Художественная обработка соломки». Программа реализуется в учебных группах с участием подростков 12–16 лет. Цели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: эстетическое, духовно-нравственное воспитание и творческое развитие детей в процессе компетентностного обучения художественной обработке соломки. В ряду задач программы – развитие профильных компетенций учащихся – художественных общекультурных, прикладных, конструкторских, проектных и технологических, а также ключевых компетенций, в том числе информационных знаний и умений. Идеи компетентностного образования отвечают запросам современного общества, приоритетами в котором становятся личностное развитие, повышение активности обучающихся, освоение новых видов деятельности, ориентация на осознанное саморазвитие. Мультимедийное занятие способствует активной сознательной деятельности учащихся, интересу к знаниям, повышению мотивации к обучению и уровня познавательных способностей подростков.
Первые разделы программы всех лет обучения посвящены формированию и развитию знаний о народных промыслах России, Удмуртии, стран мира. Педагогом учитываются возможности воспитания на народных, национальных традициях, богатом художественном наследии. Народный эстетический опыт сохраняется, обретает жизненность, если у него появляется массовая, в особенности детская, аудитория. Воспитание и развитие детей посредством ознакомления со становлением, историческим развитием и разнообразием народных художественных ремесел, традиций – одна из тропинок формирования ценностного миропонимания, нравственного, духовного становления личности.
Программа первого года обучения знакомит учащихся с разнообразием народных промыслов, использованием в них природного материала. Формируются предметные компетенции, развиваются общеучебные умения. Дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, учатся находить специальную литературу, пользоваться интернет-ресурсами. В результате – имеют представление о многообразии народных промыслов, о связи образа вещи с ее практическим применением в быту, определяют материал и технику изготовления предметов.
Целесообразность и практическая значимость работы. Учебный слайд-фильм представляет собой средство педагогической диагностики для изучения промежуточных результатов учебно-воспитательного процесса: выявления и оценки знаний по теме «Народные промыслы России». Учебный слайд-фильм применяется после обзорной лекции по теме. Для тестирования выбрано 8 из наиболее известных русских промыслов. В процессе реализации пособия решаются задачи оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, предоставления педагогу достоверной информации о знаниях и информационных умениях учащихся на первом году обучения. Данная форма работы может быть направлена также на повторение и закрепление знаний.
Материалы мультимедийного занятия в совокупности представляют собой мини-технологию, так как содержат все необходимые составные части: это разработка с заданными учебными целями и задачами, содержащая мультимедийную презентацию, детальное описание действий учащихся по решению учебных задач, технологические приёмы, соответствующий занятию дидактический мультимедийный и раздаточный материал, контрольно- измерительные материалы для отслеживания результативности.
Информация подается с помощью сочетания фото и краткого текстового материала, что повышает продуктивность понимания и запоминания. При этом информация не перегружена излишней наглядностью и текстом. Прием введения помощника (солнышко) осуществляет возможность диалога компьютера и учащегося. Различные изображения одного и того же солнышка заменяют ненужную здесь анимацию и придают занятию игровую форму. Игровая форма повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
Тестовые задания с использованием гиперссылок относятся к заданиям закрытого типа с тремя вариантами ответов. Создание гиперссылок и использование их для перехода к определенному слайду отвечает требованиям максимальной простоты и минимальной трудоёмкости для диагноста и испытуемого, понятны и доступны для испытуемого и относятся к определённой сфере знаний.
Этап обработки результатов включает количественную (сырые баллы, статистику, процентное соотношение верных ответов) и качественную обработку результатов (интерпретация количественных показателей, объяснение причин полученных результатов, соотнесение результатов разных методик). Итоги используются для корректировки и оптимизации дальнейших занятий по теме.
Оборудование. Для проведения занятия учащемуся достаточно иметь персональный компьютер (ноутбук, планшет, т.п.), презентацию, контрольные карточки, авторучку.
Краткие рекомендации к использованию. Тестирование проводится индивидуально, самостоятельно каждым учащимся, возможно и в домашней обстановке. Перед тестированием педагогом проводится инструктаж, объяснение того, как нужно проводить тестирование.
Основная часть презентации содержит обращение педагога к учащимся, непосредственно 8 тестовых заданий, включающих по 3 ответа с гиперссылками. Выбор правильного ответа отсылает на слайд 13, учащийся записывает 3 балла (эти баллы уже проставлены в первой колонке карточки), выбор неправильного ответа отсылает на слайд 14 (минус 1 балл). Если в процессе выполнения одного задания учащийся ошибся дважды, вычитается два раза по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 24. Далее учащемуся предлагается, по желанию, из списка со слайда 15 выбрать материалы о представленных промыслах для повторения. На заключительном слайде – информация о литературе и пособиях педагога, рекомендуемых для более подробного изучения и повторения темы.
Учебный слайд-фильм может быть применен в любой образовательной организации, детском коллективе, где реализуются программы по обучению декоративно-прикладному творчеству, по истории изобразительного искусства.
Список источников
- Богдашин А.В. Конструирование компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций в учреждении дополнительного образования детей //Теория и практика общественного развития. – URL: http://teoria-practica. ru/ru/-4-2011.html. 2011 (дата обращения: 23.11.2017).
- Горюшкина Н. История рукоделий: вологодские кружева. – URL: http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/About/Lace3.html (дата обращения: 12.12.2017).
- Каменева М. Дымковская игрушка: история промысла, технология создания. – URL: http://www.syl.ru/article/173218/new_dyimkovskaya-igrushka-istoriya- promyisla (дата обращения: 25.11.2017).
- Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192стр.
- Носик Б.М. Народное искусство. Художественные промыслы России, М.: Планета, 1986. – 240стр.
- Студенцова Л.Е. Мультимедийное занятие – требование современной педагогики. – URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru (дата обращения: 20.11.2017).
- Уткин П.И., Королева П.С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992. – 159стр.
- Терентьева И. Хохломская роспись. Палехская роспись. Городецкая роспись. – URL: http://mimastera.ru/svoimi-rukami/rospis-po-derevu/palehskaya-rospis (дата обращения: 12.12.2017).
- Яндекс. Картинки. http://yandex.ru/ Векторные солнышки /Sun Vector (дата обращения: 12.12.2017).
- Яндекс. Картинки. http://yandex.ru/vector-images (дата обращения: 12.12.2017).
Приложения
Образцы индивидуальных карточек-протоколов
Образец протокола учебной группы
№ | ФИ | Учебный слайд-фильм
«Народные промыслы России Баллы по 1-ой карточке |
Итог | Учебный слайд-фильм
«Народные промыслы России Баллы по 2-ой карточке |
Итог | Общий итог | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7… | ||||||||||||||||||||
Итого по группе | Общий средний итог |