автор: Родионова Людмила Николаевна

Педагог дополнительного образования МБУДО “Кезский РЦДТ”

Учебный слайд-фильм “Народные промыслы России”

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Кезский районный Центр детского творчества»

Пояснительная записка

к учебному слайд-фильму «Народные промыслы России»

Автор: Родионова Людмила Николаевна,

                                                               педагог дополнительного образования

                                                               МБУДО «Кезский РЦДТ»,

  квалификационная категория: высшая

Кез, 2017г.

Пояснительная записка

 

Автор работы – Родионова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Кезский районный Центр детского творчества».

Актуальность выбранной темы. Электронное пособие – учебный слайд-фильм – приложение к авторской программе педагога «Художественная обработка соломки». Программа реализуется в учебных группах с участием подростков 12–16 лет. Цели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: эстетическое, духовно-нравственное воспитание и творческое развитие детей в процессе компетентностного обучения художественной обработке соломки. В ряду задач программы – развитие  профильных компетенций учащихся – художественных общекультурных, прикладных, конструкторских, проектных и технологических, а также ключевых компетенций, в том числе информационных знаний и умений. Идеи компетентностного образования отвечают запросам современного общества, приоритетами в котором становятся личностное развитие, повышение активности обучающихся, освоение новых видов деятельности, ориентация на осознанное саморазвитие. Мультимедийное занятие способствует активной сознательной деятельности  учащихся, интересу к знаниям, повышению мотивации к обучению  и уровня познавательных способностей подростков. 

Первые разделы программы всех лет обучения посвящены формированию  и развитию знаний о народных промыслах России, Удмуртии, стран мира. Педагогом учитываются возможности воспитания на народных, национальных традициях, богатом художественном наследии. Народный эстетический опыт сохраняется, обретает жизненность, если у него появляется массовая, в особенности детская, аудитория. Воспитание и развитие детей посредством ознакомления со становлением, историческим развитием и разнообразием народных художественных ремесел, традиций – одна из тропинок формирования ценностного миропонимания, нравственного, духовного становления личности.  

Программа первого года обучения  знакомит учащихся с разнообразием народных промыслов, использованием в них природного материала. Формируются предметные компетенции, развиваются общеучебные умения. Дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, учатся находить специальную литературу, пользоваться интернет-ресурсами. В результате – имеют представление о многообразии народных промыслов, о связи образа вещи с ее практическим применением в быту, определяют материал и технику изготовления предметов.

Целесообразность и практическая значимость работы. Учебный слайд-фильм представляет собой средство педагогической диагностики для изучения промежуточных результатов учебно-воспитательного процесса: выявления и оценки знаний по теме «Народные промыслы России». Учебный слайд-фильм применяется после обзорной лекции по теме. Для тестирования выбрано 8 из наиболее известных русских промыслов. В процессе реализации пособия решаются задачи оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, предоставления педагогу достоверной информации о знаниях и информационных умениях учащихся на первом году обучения. Данная форма работы может быть направлена также на повторение и закрепление знаний.

Материалы мультимедийного занятия в совокупности представляют собой мини-технологию, так как содержат все необходимые составные части: это разработка с заданными учебными  целями и задачами, содержащая  мультимедийную презентацию, детальное описание действий учащихся по решению учебных задач, технологические приёмы, соответствующий  занятию дидактический мультимедийный и раздаточный материал, контрольно- измерительные материалы  для отслеживания результативности. 

Информация подается с помощью сочетания фото и краткого текстового материала, что повышает продуктивность понимания и запоминания. При этом информация не перегружена излишней наглядностью и текстом. Прием введения помощника (солнышко) осуществляет возможность диалога компьютера и учащегося. Различные изображения одного и того же солнышка заменяют ненужную здесь анимацию и придают занятию игровую форму. Игровая форма повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. 

Тестовые задания с использованием гиперссылок относятся к заданиям закрытого типа с тремя вариантами ответов. Создание гиперссылок и использование их для перехода к определенному слайду отвечает требованиям максимальной простоты и минимальной трудоёмкости для диагноста и испытуемого, понятны и доступны для испытуемого и относятся к определённой сфере знаний.

Этап обработки результатов включает количественную (сырые баллы, статистику, процентное соотношение верных ответов) и качественную обработку результатов (интерпретация количественных показателей, объяснение причин полученных результатов, соотнесение результатов разных методик). Итоги используются для корректировки и оптимизации дальнейших занятий по теме.

Оборудование. Для проведения занятия учащемуся достаточно иметь персональный компьютер (ноутбук, планшет, т.п.), презентацию,  контрольные карточки, авторучку.

Краткие рекомендации к использованию. Тестирование проводится индивидуально, самостоятельно каждым учащимся, возможно и в домашней обстановке. Перед тестированием педагогом проводится инструктаж, объяснение того, как нужно проводить тестирование.

Основная часть презентации содержит обращение педагога к учащимся, непосредственно 8 тестовых заданий, включающих по 3 ответа с гиперссылками. Выбор правильного ответа  отсылает на слайд 13, учащийся записывает 3 балла (эти баллы уже проставлены в первой колонке карточки), выбор неправильного ответа отсылает на слайд 14 (минус 1 балл). Если в процессе выполнения одного задания учащийся ошибся дважды, вычитается два раза по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 24. Далее учащемуся предлагается, по желанию, из списка со слайда 15 выбрать материалы о  представленных промыслах для повторения. На заключительном слайде – информация о литературе и пособиях педагога, рекомендуемых для более подробного изучения и повторения темы.

Учебный слайд-фильм может быть применен в любой образовательной организации, детском коллективе, где реализуются программы по обучению декоративно-прикладному творчеству, по истории изобразительного искусства.    

 

Список источников

 

  • Богдашин А.В. Конструирование компетентностно-ориентированных образовательных ситуаций в учреждении дополнительного образования детей //Теория и практика общественного развития.  – URL: http://teoria-practica. ru/ru/-4-2011.html. 2011 (дата обращения: 23.11.2017).
  • Горюшкина Н. История рукоделий: вологодские кружева. – URL:  http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/About/Lace3.html  (дата обращения: 12.12.2017).
  • Каменева М. Дымковская игрушка: история промысла, технология создания. – URL: http://www.syl.ru/article/173218/new_dyimkovskaya-igrushka-istoriya-    promyisla (дата обращения: 25.11.2017).
  • Константинова С.С.  История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192стр.
  • Носик Б.М. Народное искусство. Художественные промыслы России, М.:  Планета, 1986. – 240стр.
  • Студенцова Л.Е. Мультимедийное занятие – требование современной педагогики. – URL: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru (дата обращения: 20.11.2017).
  • Уткин П.И., Королева П.С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992. – 159стр.
  • Терентьева И.  Хохломская роспись. Палехская роспись. Городецкая роспись. – URL: http://mimastera.ru/svoimi-rukami/rospis-po-derevu/palehskaya-rospis (дата обращения: 12.12.2017).
  • Яндекс. Картинки. http://yandex.ru/ Векторные солнышки /Sun Vector (дата обращения: 12.12.2017).
  • Яндекс. Картинки. http://yandex.ru/vector-images (дата обращения: 12.12.2017).

 

Приложения

 

Образцы индивидуальных карточек-протоколов

 


Образец протокола учебной группы

ФИ Учебный слайд-фильм

«Народные промыслы России

Баллы по 1-ой карточке

Итог Учебный слайд-фильм

«Народные промыслы России

Баллы по 2-ой карточке

Итог Общий итог
1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8
1
2
3
4
5
6
7…
Итого по группе Общий средний итог

 


Учебный слайд-фильм “Народные промыслы России”