автор: Саишева Светлана Николаевна

учитель начальных классов МБОУ “Школы №7 для обучающихся с ОВЗ”

«Сказкатерапия в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ТМНР»

«Сказкатерапия в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ТМНР»

Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» уроки со школьниками с ТМНР, у которых различный уровень не только физических нарушений, но и отсутствие речи и интеллектуальных способностей. Одной из  здоровье сберегающей технологией в психолого- педагогической коррекции детей с ТМНР стала «сказкатерапия». Погружение в сказку снижает уровень тревоги и агрессии у детей, и повышает эмоционально-личностный фон. Во время прослушивания сказки нервная система находится в особом состоянии, во время которого происходит бессознательная проработка его внутреннего мира, где ребенок восстанавливается и гармонизируется. Исследования показывают, что сказочная метафора воздействует непосредственно на бессознательное чувство человека, минуя барьеры, которые ставит перед педагогом недостаточно развитый интеллект ребенка. Причем, воздействие метафорического сознания оказывается глубинным и удивительно устойчивым, что может активизировать ресурсы личности и вывести ребенка на путь самостоятельных открытий.

Целью внеурочной коррекционной работы является актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкатерапии.

Задачи:

  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Снижение тревожности.
  • Формирование адекватных эмоциональных реакции в отношении себя и окружающих.
  • Развитие умения распознавать и передавать базовые эмоции.
  • Развитие познавательных процессов.

Наряду с вышеуказанными задачами ставятся коррекционные задачи.

  • Развитие тактильных ощущений и расширение тактильного опыта.
  • Развитие зрительного и слухового внимания.
  • Развитие пространственных представлений.
  • Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

 

Также для решения этих задач используется дополнительные технологии: музыкотерапия, арт-терапия, релаксация, театрализация, ТРИЗ, пиктограммы.

Если правильно подойти к работе со сказкой, с ее помощью можно проводить разнообразные уроки по развитию детей с ТМНР. Внеурочная работа с использованием сказкотерапевтических приемов ведется по определенной схеме.

Первый этап:  подготовка ребенка к восприятию сказки. Педагог обыгрывает и демонстрирует короткие сюжеты, которые могут сопровождаться речью, отрывками из музыкальных произведений, пропевание отдельных фраз используя тембр голоса.

Второй этап: восприятие несложных сказок, где подбираются произведения, в которых есть повторы (персонажи появляются поочередно). Для этого этапа знакомят детей с театрализацией, используя разные виды кукольного театра.

Третий этап: учит запоминать сказочный сюжет. Знакомство с произведениями продолжается с помощью фланелеграфа, который позволяет использовать плоскостные изображения предметов.

Четвертый этап: учит детей слушать и понимать сказку. На этом этапе можно использовать технологию пиктограмм. Сказка рассказывается отдельными фрагментами, или используется  метод превращения.

На пятом этапе рассказывается или показывается сказка совместно с педагогом.

Заключительный этап процесс рисования – источник новых творческих, позитивных положительных переживаний.

Очень важно дать детям с ТМНР потрогать, ощупать, рассмотреть. Пробовать повторить, предпринимая попытки «войти в роль» с помощью мимики, звукоподражаний. Так как дети с ТМНР следует  учитывать и их двигательные функции, и тяжелую умственную отсталость, все эти этапы ребенок проходит совместно с педагогом.

В заключении хочется отметить, что «сказкатерапия» реализует внутренний потенциал возможностей детей с ТМНР. Происходит трансформация негативного опыта в позитивный, повышается эмоциональный фон, развиваются адаптивные механизмы к изменениям социума.

Сказкатерапия в развитии эмоционально-личностной сферы у детей с ТМНР