автор: Седова Ирина Анатольевна

учитель истории и обществознания Ворсма

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ИСКУССТВА XIV – XVII ВЕКОВ.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ИСКУССТВА XIV – XVII ВЕКОВ.

            Величайшим культурным переворотом, колоссальным сдвигом в сознании, происходившим на фоне сложных социально-экономических и политических перемен в Европе, явилась эпоха Ренессанса. Она сопровождалась пересмотром всех средневековых воззрений, что привело к коренному изменению существовавшей системы ценностей.

           Как известно, идеологической основой Возрождения был гуманизм. Именно гуманисты Ренессанса теоретически обосновали антифеодальные принципы  общественного устройства, произвели секуляризацию мышления, создали новое понимание места человека в мире и обществе. Начался трудный и мучительный процесс рождения личности как автономной индивидуальности.

           Во Флоренции XIV-XV веков возникло течение  гражданского гуманизма. Его представители сформулировали начала конституции, начала республики и демократии, заявили о свободе и суверенности личности, о равенстве и справедливости. В воззрениях гуманистов как добродетели определялись благоразумие, мужество, умеренность, благочестие, любовь к детям, забота о родителях, защита друзей.

          Особое внимание уделялось процессу формирования человека с помощью гуманитарного знания. Высокий престиж образованности создавал предпосылки к появлению личностей, обладавших универсальными, энциклопедическими познаниями, титанов Возрождения. Хотя Ренессанс отличался известной абсолютизацией человека и его титанизм содержал обратную сторону» – по мнению А.Ф. Лосева, достижения этой эпохи заложили фундамент всей культуры Нового времени.

              Сила и величие ренессансного человека нашли свое отражение прежде всего в реалистических формах изобразительного искусства. Живопись и пластика европейского Возрождения воспевают красоту, благородство, самопожертвование человека-Бога. Джотто «Арест Христа», Рафаэль «Сикстинская мадонна», микеланджело «Пьета», Тициан «Коронование тернием», Тинторетто «Голгофа» и др. Так же воспитывают духовную стойкость, непоколебимость и способность совершить подвиг. Донателло «Св. Георгий», «Давид», Верроккьо «Давид», Антонелло да Мессина «Св.Себастьян», Микеланджело «Давид», «Моисей». Кроме того великие художники воспевали величие разума Леонардо да Винчи «Автопортрет», Рафаэль «Афинская школа», Тициан «Портрет Ипполито Риминальди», Дюрер «Автопортрет».

            Ренссансное открытие личности полнее всего выразилось в жанре портрета. В этом светском жанре утверждаются новые, сформулированные гуманистами Возрождения качества человека: virtu – достоинство, fama – репутация, доброе имя, civilta – гражданственность, цивилизованность. При этом индивидуальный облик модели передается сквозь призму идеала, выражающего мудрость, мужество, уверенность в себе. Донателло «Портрет Николло да Удзано», Пьерра дела Франческа «Портрет Ф. Монтефельтра», Антонелло да Мессина «Автопортрет», Леонардо да Винчи «Мона Лиза Джоконда», Тициан «Портрет Карла V». Вместе с тем в характеристике самоутверждающегося героя могут звучать и отрицательные ноты Донателло «Гаттамелата», Верроккьо «Коллеоне», Антонелло да Мессина «Кондотьер».

             Искусство европейского Возрождения воспевает дух борьбы, прославляет доблесть, героизм, активность человека. Культура Ренессанса, воплотившая высокие гуманистические представления о человеке, его месте в мире и обществе, о его праве на свободу и счастье, внесла огромный вклад в художественную сокровищницу человечества, заложила основу культурного развития последующих исторических эпох, дала пример для подражания, прецедент своеобразного «забегания» в будущее и опережения времени.

         Мечты Ренессанса о человеке – хозяине своей судьбы –  были разбиты неумолимым ходом истории. На смену Возрождению приходит сложная эпоха общественных катаклизмов и попыток человеческого разума отыскать новые пути. В художественной культуре этого времени более полно выражается принадлежность человека к обществу, этносу, государству.

          Век Разума утвердил новое отношение к личности, которая становится независимой от сословных рамок. Ценность отдельной личности особенно полно выразилась в портрете XVIII века. Многочисленные работы великого французского скульптора Гудона иллюстрируют стремительный рост общественного и личного самосознания. Особенно значительны его портреты Вольтера и Дж. Вашингтона. В первом из них раскрыты богатство и сложность внутренней жизни философа, энергия его проницательного и саркастического ума, а второй воплощает полный достоинства и величия идеал гражданина, просвещенного законодателя США. Реальные качества и значительность личности особенно ярко выражают Шарден «Автопротрет», Хограт «Автопортрет», «Слуги», «Девушка с креветками», Гейнсбора «Портрет Сары Силдонс», «Чера Эндрюс». Их отличает демократизм, единство парадного и интимного начала: общественная ценность человека не зависит от его социального ранга и находится в единстве с его индивидуальным бытием.

Родоначальник критического реализма Хагарт сатирическим показом и критикой нравов современного общества боролся за утверждение идей гражданственности и нравственности. Таковы его полные социального обличения серии картин и гравюр «Модный брак», «Парламентские выборы», «Переулок Джина», «Улица пива».

Эволюция, общее движение искусства XVIII векашло от утверждения простой красоты повседневности к выражению высокого гражданского идеала. Классицизм звал к героическому деянию, античность давала прекрасные образцы гражданского поведения, самопожертвования.  Энергию и веру в силу человека излучает портрет графа Потоцкого работы Жака Луи Давида, а «Портрет Лавуазье с женой» воплощает высокий идеал человека эпохи Просвещения, удивительно гармонично соединяя парадное и интимное, общественное и личное. Знаменитая предреволюционная картина Давида «Клятва Горациев» призывает к выполнению гражданского долга, к жертвенности. Давид становится летописцем Великой французской революции.  Его картины «Смерть Сократа», «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей», «Клятва в зале для игры в мяч», «Смерть Марата», «Леонид при Фермопилах» отражают сложнейшие перипетии французской истории. Там, где в картины Давида врывается трагедия жизни, он достигает вершин образной выразительности. Давид завершает великий век, раскрывая высокое достоинство человека, его волю и активность, а образы «сильных мира всего» граничат с сатирическим разоблачением.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ИСКУССТВА XIV – XVII ВЕКОВ.