автор: Сергута Гульнара Тимербаевна

Воспитатель МБДОУ “Крепыш” г. Ноябрьск,  ЯНАО

Информационный вестник для родителей «Роль родителей в игровой деятельности детей»

Информационный вестник для родителей

«Роль родителей в игровой деятельности детей»

(вторая младшая группа)

Вашему ребёнку исполнилось три года. Это важный период в жизни ребёнка, переход от раннего к дошкольному детству. Когда- то думали о дошкольном возрасте, как о «пустом» времени, когда дитя только растёт и забавляется. Именно в этот период закладываются основы будущей личности.

Еще Л.Н. Толстой писал: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного  до пятилетнего – страшное расстояние.»

Известно, что в таком возрасте игра имеет огромное значение для умственного развития. И сегодня мы поговорим о том, что же можете сделать вы, родители, для того чтобы усилить развивающее значение игры.

Как правило, трехлетний ребенок уже умеет играть. Вам приходиться, наверное, наблюдать, как дочь кормит куклу, зачерпывая ложкой из пустой кастрюльки, или как сын, сидя на стульчике, рулит, изображая шофера. Все эти сюжеты дети берут из окружающей жизни, но отображают в игре по разному. Одна девочка, изображая маму, молча кормит куклу, другая беседует с ней, делает замечания, учит правильно держать ложку, вытирает салфеткой. Казалось бы выполняют одно игровое действие, а какая разница? Это говорит о том, что у второй девочки уже большой игровой опыт.

В играх дети берут на себя роль, используя игровой материал. Если ребенок играет один, то другие роли исполняют куклы: их кормят, лечат, возят на прогулку. Такая игра очень бедна по содержанию. Ведь в деятельности взрослых людей обычно участвуют не 2 персонажа. Так в поликлинике, кроме врача и больного, есть медсестра, родители детей и др. Чтобы отобразить в игре реальные взаимоотношения взрослых людей, ребенку нужны партнеры на разные роли, которые бы участвовали в игре. В таких случаях родители могут сами принять участие в играх и причем брать на себя роль детей, а дети – роль взрослых. Ведь игра нужна ребенку для того, чтобы хотя бы на время «понарошку» стать взрослым. Чем разнообразнее сюжеты игр, тем богаче их содержание, тем больше игра будет способствовать умственному развитию, очень хорошо, когда партнерами в играх бывают старшие сестры или братья. В играх не заметно надо подсказывать игровые действия, развивать сюжет. Постоянно ребенок и сам научиться брать на себя разные роли и легко вступать в игровое взаимодействие с другими детьми.

При выборе игрушек родители должны думать об их педагогической ценности. Важны и образные, и двигательные, и дидактические, т.е. обучающие. Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры. Не надо покупать их много. Достаточно две-три игрушки одного вида. Они должны быть симпатичными, приятными, крепкими. Важно иметь и специальные наборы игрушек: «Доктор», «Парикмахерская». Эти игрушки сами подсказывают сюжет. Но с точки зрения умственного развития детей большую роль играет неоформленный игровой материал (бросовый). Он должен храниться в отдельном ящике. Это игрушки – заместители: коробочки, катушки, флакончики. Хорошо проводить специальные упражнения. Например: палочка – может заменить градусник, расческу, отвертку, ложку и т.д., стул – может в игре стать машиной, самолетом, лошадкой.

Использование таких заместителей детьми – это уже достижение детского мышления и служит предпосылкой развития воображения и творчества.

Большую роль в умственном развитии детей играют дидактические (развивающие) игры. В трехлетнем возрасте следует проводить с ребенком игры, которые развивают  восприятие цвета (7 цветов радуги), формы (треугольник, прямоугольник, овал, круг, квадрат), величины (отношения трех – пяти предметов по величине).

Эти игры бывают в продаже, а если нет, то родители могут изготовить их самостоятельно. Очень советую прочитать книгу Б.П. Никитина «Развивающие игры», где содержится описание игр, методика их проведения и советы по изготовлению. Еще советую прочитать книги: «Чего на свете не бывает» О.М. Дьяченко, Н.В. Веракса ; «Обучающие игры» Рея Гибсона.

Можно применять и подручные предметы в доме, например, мама говорит: «Давай будем искать в комнате всё, что имеет цвет, похожий на этот» (показывает красную полоску бумаги).

Чтобы сравнить предметы по величине, можно взять три-пять кукол, разных по росту и предложить ребенку расставить перед ними мисочки, разные по величине. Сравнивая их, дети расставляют от самой большой до самой маленькой.

Где хранить игрушки? Важно, чтобы ребенок видел каждую игрушку, потому что не видя ее-он он не может создать игровую ситуацию, так как ещё не умеет планировать игру. Храните их на открытых полках низко, а не в закрытых шкафах или закрытых ящиках.

Где играть? Не ограничивать игрового пространства ребенка. Обычно дети стремятся играть там, где находятся взрослые. Игровой уголок игрушки должны находиться в светлой части комнаты, подальше от батареи.

Приучайте убирать игрушки на место! Для этого используйте разные приемы. Можно предложить ребенку свою помощь, или пообещать после уборки игрушек рассказать какой-то секрет, или куда-то пойти, или же прочитать интересную сказку.

Ремонт игрушек. Не спешите выбрасывать старые игрушки. Отремонтируйте на глазах у ребят или даже с их помощью, или с помощью старинных деталей. Пусть ребенок видит, что вы проявляете заботу об их сохранности. Покажите, что забытая ребенком и брошенная игрушка, нуждается во внимании. Завяжите бинтом больную лапку, приговаривая: «Сейчас полечим твою лапку, Дружок, а завтра проснешься и будешь здоров». У ребенка обычно меняется отношение к надоевшей старой игрушке: он непременно заинтересуется ею и будет рад выздоровлению своего любимца.

Если игрушка сломалась, всегда надо выразить сожаление по этому поводу, не спешить выбрасывать и покупать новую.

Взрослые, будьте причастны к детской игре – ребенок нуждается в этом. Участие разное. Если игрушку только – что купили или малыш знает, как с ней играть, пусть поиграет самостоятельно, не подавляйте его инициативу, но скоро его опыт истощается, вот тогда подскажите новые игровые действия с игрушкой, а не спешите заменить её новой. Подскажите вопросом, который бы натолкнул ребенка на продолжение игры, или на новую. Чем больше времени уделяют взрослые своим детям, принимают участие в их играх, тем самым они в большей мере способствуют умственному развитию ребёнка, тем лучше между ними взаимоотношения, тем легче ребенку находится в детском коллективе, общаться с другими детьми, вступать с ними в игровые взаимодействия.

Не стесняйтесь сами становиться детьми! Играйте всерьёз – тогда игра будет интересна и вам и вашему ребёнку.

Литература

«Чего на свете не бывает?» О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса « Домашняя школа» Л.А. Венгер, А.Л. Венгер.

Информационный вестник для родителей «Роль родителей в игровой деятельности детей»