автор: Силаева Инга Владимировна
Учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Степановская средняя общеобразовательная школа» Верхнекетского района Томской области
«Работа с одарёнными детьми через реализацию творческих конкурсов и олимпиад»
«Работа с одарёнными детьми через реализацию творческих конкурсов и олимпиад»
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Совершенствование и развитие образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Создание условий для максимального развития одарённых детей, включая детей, чьи таланты на настоящий момент ещё не проявились, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Кого считают одаренным?
Есть несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
- дети с высоким уровнем интеллекта;
- дети с высоким уровнем творческих способностей;
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
- дети, хорошо обучающиеся в школе
- дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Все дети наделены с рождения определенными задатками и
способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Задача начальной школы – создание условий для развития творческой индивидуальности личности каждого ребенка и познавательного потенциала.
Программа «Одарённые дети»
Пояснительная записка
В целях обеспечения благоприятных условий для развития талантливых детей, сохранения и приумножения их интеллектуального и творческого потенциала, а также повышения качества образования и воспитания школьников необходима целенаправленная работа с мотивированными и одарёнными обучающимися школы.
Программа «Одарённые дети» рассчитана на работу с мотивированными и одарёнными детьми возраста 6-12 лет и включает в себя разные формы по вовлечению данных обучающихся в процесс обучения и воспитания. Основным критерием активной деятельности в течение года является «Портфолио», который учащиеся представляют в конце учебного года. Программа направлена на пополнение данного «портфеля» через вовлечение мотивированных и одарённых детей в конкурсы, олимпиады, другие мероприятия разного уровня.
Цель программы – создание условий для развития и сопровождения мотивированных и одарённых детей посредством включения их в разные формы деятельности.
Задачи:
- Совершенствование существующей программы выявления, сопровождения и специальной поддержки одарённых детей, создание психолого-консультационной службы для оказания им психологической помощи.
- Отбор из различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
- Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей.
- Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Циклограмма работы с мотивированными и одарёнными детьми
| Срок | Мероприятие | Этап |
| 1 | 2 | 3 |
| Сентябрь | ||
| Первая декада | Работа с классными руководителями по выявлению мотивированных и одарённых детей | Составление списков |
| Вторая декада | Изучение конкурсных материалов, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией. | Информирование учащихся, учителей, родителей |
| Третья декада | Конкурс «Русский медвежонок» — языкознание для всех. | Подача заявки на участие |
| Октябрь | ||
| Первая декада | Сбор и корректирование олимпиадных заданий для олимпиады школьного уровня. Создание банка олимпиадных заданий | Работа с учителями-предметниками |
| Формирование команды обучающихся для участия в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников | Работа с обучающимися, учителями-предметниками | |
| Вторая декада | Конкурс «Кит» | Подача заявки на участие |
| Проведение школьного этапа олимпиады | Школьный тур | |
| Третья декада | Сбор данных по участию в научно-практической конференции «Я – исследователь!» | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Районный конкурс юных чтецов «Открытый урок чтения» (1-4 кл.) | Районный |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией. | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Ноябрь | ||
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Конкурс «Русский медвежонок» — языкознание для всех | Конкурс |
| Первая декада | Формирование команды обучающихся для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников | Работа с обучающимися, учителями-предметниками |
| Вторая декада | Формирование списочного состава обучающихся для участия в «Школе олимпионика» | Работа с обучающимися, учителями-предметниками |
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Конкурс «Инженерные соревнования» | Районный |
| Третья декада | Участие в муниципальном уровне Всероссийской олимпиады школьников.
Участие обучающихся и педагогов школы в муниципальном олимпиадном центре |
Муниципальный уровень |
| Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» | Работа с обучающимися, учителями-предметниками | |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Вторая, третья декада | Подготовка к VIII районному конкурсу «Ученик года» | Работа с обучающимися |
| Декабрь | ||
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Конкурс «Кит» | Конкурс |
| Вторая декада | Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» | Работа с обучающимися, учителями-предметниками |
| Конкурс «Золотое руно» | Подача заявки на участие | |
| Третья декада | Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Январь | ||
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Конкурс «Золотое руно» | Конкурс |
| Вторая декада | Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» | Работа с обучающимися, учителями-предметниками |
| Третья декада | Участие в региональном уровне Всероссийской олимпиады школьников. | Региональный уровень |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Февраль | ||
| Первая декада | Конкурс (математический) «Кенгуру» | Подача заявки на участие |
| Вторая декада | Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!».
Просмотр и отбор работ |
Работа с обучающимися, учителями-предметниками |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Март | ||
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Конкурс «Кенгуру» | Конкурс |
| Вторая декада | Проведение научно-практической конференции «Я – исследователь!» | Конференция |
| Конкурс «Человек и природа» («ЧиП») | Подача заявки на участие | |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Апрель | ||
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Конкурс «ЧиП» | Конкурс |
| Третья декада | Чествование участников олимпиад, конкурсов. | Праздник |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Май | ||
| Первая, вторая декада | Фестиваль «Портфолио».
Представление портфолио мотивированных и одарённых детей |
Результаты |
«Работа с одарёнными детьми через реализацию творческих конкурсов и олимпиад»
Одаренность человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос
и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Совершенствование и развитие образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Создание условий для максимального развития одарённых детей, включая детей, чьи таланты на настоящий момент ещё не проявились, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Кого считают одаренным?
Есть несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
- дети с высоким уровнем интеллекта;
- дети с высоким уровнем творческих способностей;
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
- дети, хорошо обучающиеся в школе
- дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Все дети наделены с рождения определенными задатками и
способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Задача начальной школы – создание условий для развития творческой индивидуальности личности каждого ребенка и познавательного потенциала.
Программа «Одарённые дети»
Пояснительная записка
В целях обеспечения благоприятных условий для развития талантливых детей, сохранения и приумножения их интеллектуального и творческого потенциала, а также повышения качества образования и воспитания школьников необходима целенаправленная работа с мотивированными и одарёнными обучающимися школы.
Программа «Одарённые дети» рассчитана на работу с мотивированными и одарёнными детьми возраста 6-12 лет и включает в себя разные формы по вовлечению данных обучающихся в процесс обучения и воспитания. Основным критерием активной деятельности в течение года является «Портфолио», который учащиеся представляют в конце учебного года. Программа направлена на пополнение данного «портфеля» через вовлечение мотивированных и одарённых детей в конкурсы, олимпиады, другие мероприятия разного уровня.
Цель программы – создание условий для развития и сопровождения мотивированных и одарённых детей посредством включения их в разные формы деятельности.
Задачи:
- Совершенствование существующей программы выявления, сопровождения и специальной поддержки одарённых детей, создание психолого-консультационной службы для оказания им психологической помощи.
- Отбор из различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
- Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей.
- Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Циклограмма работы с мотивированными и одарёнными детьми
| Срок | Мероприятие | Этап |
| 1 | 2 | 3 |
| Сентябрь | ||
| Первая декада | Работа с классными руководителями по выявлению мотивированных и одарённых детей | Составление списков |
| Вторая декада | Изучение конкурсных материалов, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией. | Информирование учащихся, учителей, родителей |
| Третья декада | Конкурс «Русский медвежонок» — языкознание для всех. | Подача заявки на участие |
| Октябрь | ||
| Первая декада | Сбор и корректирование олимпиадных заданий для олимпиады школьного уровня. Создание банка олимпиадных заданий | Работа с учителями-предметниками |
| Формирование команды обучающихся для участия в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников | Работа с обучающимися, учителями-предметниками | |
| Вторая декада | Конкурс «Кит» | Подача заявки на участие |
| Проведение школьного этапа олимпиады | Школьный тур | |
| Третья декада | Сбор данных по участию в научно-практической конференции «Я – исследователь!» | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Районный конкурс юных чтецов «Открытый урок чтения» (1-4 кл.) | Районный |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией. | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Ноябрь | ||
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Конкурс «Русский медвежонок» — языкознание для всех | Конкурс |
| Первая декада | Формирование команды обучающихся для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников | Работа с обучающимися, учителями-предметниками |
| Вторая декада | Формирование списочного состава обучающихся для участия в «Школе олимпионика» | Работа с обучающимися, учителями-предметниками |
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Конкурс «Инженерные соревнования» | Районный |
| Третья декада | Участие в муниципальном уровне Всероссийской олимпиады школьников.
Участие обучающихся и педагогов школы в муниципальном олимпиадном центре |
Муниципальный уровень |
| Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» | Работа с обучающимися, учителями-предметниками | |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Вторая, третья декада | Подготовка к VIII районному конкурсу «Ученик года» | Работа с обучающимися |
| Декабрь | ||
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Конкурс «Кит» | Конкурс |
| Вторая декада | Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» | Работа с обучающимися, учителями-предметниками |
| Конкурс «Золотое руно» | Подача заявки на участие | |
| Третья декада | Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Январь | ||
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Конкурс «Золотое руно» | Конкурс |
| Вторая декада | Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» | Работа с обучающимися, учителями-предметниками |
| Третья декада | Участие в региональном уровне Всероссийской олимпиады школьников. | Региональный уровень |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Февраль | ||
| Первая декада | Конкурс (математический) «Кенгуру» | Подача заявки на участие |
| Вторая декада | Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!».
Просмотр и отбор работ |
Работа с обучающимися, учителями-предметниками |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Март | ||
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Конкурс «Кенгуру» | Конкурс |
| Вторая декада | Проведение научно-практической конференции «Я – исследователь!» | Конференция |
| Конкурс «Человек и природа» («ЧиП») | Подача заявки на участие | |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Апрель | ||
| Дата устанавливается организаторами конкурса | Конкурс «ЧиП» | Конкурс |
| Третья декада | Чествование участников олимпиад, конкурсов. | Праздник |
| В течение месяца | Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией | Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями |
| Май | ||
| Первая, вторая декада | Фестиваль «Портфолио».
Представление портфолио мотивированных и одарённых детей |
Результаты |
