автор: Силаева Инга Владимировна

Учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Степановская средняя общеобразовательная школа” Верхнекетского района Томской области

«Работа с одарёнными детьми через реализацию творческих конкурсов и олимпиад»

«Работа с одарёнными детьми через реализацию творческих конкурсов и олимпиад»

 

Одаренность человека – это маленький росточек, 
едва проклюнувшийся из земли 
и требующий к себе огромного внимания. 
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, 
сделать всё, чтобы он вырос 
и дал обильный плод. 
В.А.Сухомлинский 


       Совершенствование и развитие образовательного   пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Создание условий для максимального развития одарённых детей, включая детей, чьи таланты на настоящий момент  ещё не проявились, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы.

  Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 Кого считают одаренным?

Есть  несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

  1. дети с высоким уровнем интеллекта;
  2. дети с высоким уровнем творческих способностей;
  3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
  4. дети, хорошо обучающиеся в школе
  5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Все дети наделены с рождения определенными задатками и   

способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

 

 Задача начальной школы – создание условий для развития творческой индивидуальности личности каждого ребенка и познавательного потенциала. 

               

Программа «Одарённые дети»

Пояснительная записка

 

В целях обеспечения благоприятных условий для развития талантливых детей, сохранения и приумножения их интеллектуального и творческого потенциала, а также повышения качества образования и воспитания школьников необходима целенаправленная работа с мотивированными и одарёнными обучающимися школы.

Программа «Одарённые дети» рассчитана на работу с мотивированными и одарёнными детьми возраста 6-12 лет и включает в себя разные формы по вовлечению данных обучающихся в процесс обучения и воспитания. Основным критерием активной деятельности в  течение года является «Портфолио», который учащиеся представляют в конце учебного года. Программа направлена на пополнение данного «портфеля» через вовлечение мотивированных и одарённых детей в конкурсы, олимпиады, другие мероприятия разного уровня.

 

Цель программы – создание условий для развития и сопровождения мотивированных и одарённых детей посредством включения их в разные формы деятельности.

Задачи:

  1. Совершенствование существующей программы выявления, сопровождения и специальной поддержки одарённых детей, создание психолого-консультационной службы для оказания им психологической помощи.
  2. Отбор из различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
  3. Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей.
  4. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 

Циклограмма работы с мотивированными и одарёнными детьми

 

Срок Мероприятие Этап
1 2 3
Сентябрь
Первая декада Работа с классными руководителями по выявлению мотивированных и одарённых детей Составление списков
Вторая декада Изучение конкурсных материалов, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией. Информирование учащихся, учителей, родителей
Третья декада Конкурс «Русский медвежонок» – языкознание для всех. Подача заявки на участие
Октябрь
Первая декада Сбор и корректирование олимпиадных заданий для олимпиады школьного уровня. Создание банка олимпиадных заданий Работа с учителями-предметниками
Формирование команды обучающихся для участия в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников Работа с обучающимися, учителями-предметниками
Вторая декада Конкурс «Кит» Подача заявки на участие
Проведение школьного этапа олимпиады Школьный тур
Третья декада Сбор данных по участию в научно-практической конференции «Я – исследователь!» Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Дата устанавливается организаторами конкурса Районный конкурс юных чтецов «Открытый урок чтения» (1-4 кл.) Районный
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией. Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Ноябрь
Дата устанавливается организаторами конкурса Конкурс «Русский медвежонок» – языкознание для всех Конкурс
Первая декада Формирование команды обучающихся для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников Работа с обучающимися, учителями-предметниками
Вторая декада Формирование списочного состава обучающихся для участия в «Школе олимпионика» Работа с обучающимися, учителями-предметниками
Дата устанавливается организаторами конкурса Конкурс «Инженерные соревнования» Районный
Третья декада Участие в муниципальном уровне Всероссийской олимпиады школьников.

Участие обучающихся и педагогов школы в муниципальном олимпиадном центре

Муниципальный уровень
Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» Работа с обучающимися, учителями-предметниками
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Вторая, третья декада Подготовка к VIII районному конкурсу «Ученик года» Работа с обучающимися
Декабрь
Дата устанавливается организаторами конкурса Конкурс «Кит» Конкурс
Вторая декада Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» Работа с обучающимися, учителями-предметниками
Конкурс «Золотое руно» Подача заявки на участие
Третья декада Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Январь
Дата устанавливается организаторами конкурса Конкурс «Золотое руно» Конкурс
Вторая декада Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» Работа с обучающимися, учителями-предметниками
Третья декада Участие в региональном уровне Всероссийской олимпиады школьников. Региональный уровень
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Февраль
Первая декада Конкурс (математический) «Кенгуру» Подача заявки на участие
Вторая декада Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!».

Просмотр и отбор работ

Работа с обучающимися, учителями-предметниками
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Март
Дата устанавливается организаторами конкурса Конкурс «Кенгуру» Конкурс
Вторая декада Проведение научно-практической конференции «Я – исследователь!» Конференция
Конкурс «Человек и природа» («ЧиП») Подача заявки на участие
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Апрель
Дата устанавливается организаторами конкурса Конкурс «ЧиП» Конкурс
Третья декада Чествование участников олимпиад, конкурсов. Праздник
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Май
Первая, вторая  декада Фестиваль «Портфолио».

Представление портфолио мотивированных и одарённых детей

Результаты

«Работа с одарёнными детьми через реализацию творческих конкурсов и олимпиад»

 

Одаренность человека – это маленький росточек, 
едва проклюнувшийся из земли 
и требующий к себе огромного внимания. 
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, 
сделать всё, чтобы он вырос 
и дал обильный плод. 
В.А.Сухомлинский 


       Совершенствование и развитие образовательного   пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Создание условий для максимального развития одарённых детей, включая детей, чьи таланты на настоящий момент  ещё не проявились, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы.

  Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 Кого считают одаренным?

Есть  несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

  1. дети с высоким уровнем интеллекта;
  2. дети с высоким уровнем творческих способностей;
  3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
  4. дети, хорошо обучающиеся в школе
  5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Все дети наделены с рождения определенными задатками и   

способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

 

 Задача начальной школы – создание условий для развития творческой индивидуальности личности каждого ребенка и познавательного потенциала. 

               

Программа «Одарённые дети»

Пояснительная записка

 

В целях обеспечения благоприятных условий для развития талантливых детей, сохранения и приумножения их интеллектуального и творческого потенциала, а также повышения качества образования и воспитания школьников необходима целенаправленная работа с мотивированными и одарёнными обучающимися школы.

Программа «Одарённые дети» рассчитана на работу с мотивированными и одарёнными детьми возраста 6-12 лет и включает в себя разные формы по вовлечению данных обучающихся в процесс обучения и воспитания. Основным критерием активной деятельности в  течение года является «Портфолио», который учащиеся представляют в конце учебного года. Программа направлена на пополнение данного «портфеля» через вовлечение мотивированных и одарённых детей в конкурсы, олимпиады, другие мероприятия разного уровня.

 

Цель программы – создание условий для развития и сопровождения мотивированных и одарённых детей посредством включения их в разные формы деятельности.

Задачи:

  1. Совершенствование существующей программы выявления, сопровождения и специальной поддержки одарённых детей, создание психолого-консультационной службы для оказания им психологической помощи.
  2. Отбор из различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
  3. Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей.
  4. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 

Циклограмма работы с мотивированными и одарёнными детьми

 

Срок Мероприятие Этап
1 2 3
Сентябрь
Первая декада Работа с классными руководителями по выявлению мотивированных и одарённых детей Составление списков
Вторая декада Изучение конкурсных материалов, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией. Информирование учащихся, учителей, родителей
Третья декада Конкурс «Русский медвежонок» – языкознание для всех. Подача заявки на участие
Октябрь
Первая декада Сбор и корректирование олимпиадных заданий для олимпиады школьного уровня. Создание банка олимпиадных заданий Работа с учителями-предметниками
Формирование команды обучающихся для участия в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников Работа с обучающимися, учителями-предметниками
Вторая декада Конкурс «Кит» Подача заявки на участие
Проведение школьного этапа олимпиады Школьный тур
Третья декада Сбор данных по участию в научно-практической конференции «Я – исследователь!» Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Дата устанавливается организаторами конкурса Районный конкурс юных чтецов «Открытый урок чтения» (1-4 кл.) Районный
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией. Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Ноябрь
Дата устанавливается организаторами конкурса Конкурс «Русский медвежонок» – языкознание для всех Конкурс
Первая декада Формирование команды обучающихся для участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников Работа с обучающимися, учителями-предметниками
Вторая декада Формирование списочного состава обучающихся для участия в «Школе олимпионика» Работа с обучающимися, учителями-предметниками
Дата устанавливается организаторами конкурса Конкурс «Инженерные соревнования» Районный
Третья декада Участие в муниципальном уровне Всероссийской олимпиады школьников.

Участие обучающихся и педагогов школы в муниципальном олимпиадном центре

Муниципальный уровень
Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» Работа с обучающимися, учителями-предметниками
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Вторая, третья декада Подготовка к VIII районному конкурсу «Ученик года» Работа с обучающимися
Декабрь
Дата устанавливается организаторами конкурса Конкурс «Кит» Конкурс
Вторая декада Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» Работа с обучающимися, учителями-предметниками
Конкурс «Золотое руно» Подача заявки на участие
Третья декада Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Январь
Дата устанавливается организаторами конкурса Конкурс «Золотое руно» Конкурс
Вторая декада Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!» Работа с обучающимися, учителями-предметниками
Третья декада Участие в региональном уровне Всероссийской олимпиады школьников. Региональный уровень
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Февраль
Первая декада Конкурс (математический) «Кенгуру» Подача заявки на участие
Вторая декада Ознакомление с этапами подготовки для участия в научно-практической конференции «Я – исследователь!».

Просмотр и отбор работ

Работа с обучающимися, учителями-предметниками
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Март
Дата устанавливается организаторами конкурса Конкурс «Кенгуру» Конкурс
Вторая декада Проведение научно-практической конференции «Я – исследователь!» Конференция
Конкурс «Человек и природа» («ЧиП») Подача заявки на участие
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Апрель
Дата устанавливается организаторами конкурса Конкурс «ЧиП» Конкурс
Третья декада Чествование участников олимпиад, конкурсов. Праздник
В течение месяца Участие в конкурсах, предлагаемых муниципалитетом, регионом, Россией Работа с учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями
Май
Первая, вторая  декада Фестиваль «Портфолио».

Представление портфолио мотивированных и одарённых детей

Результаты
Работа с одарёнными детьми через реализацию творческих конкурсов и олимпиад