автор: Симакина Марина Николаевна

преподаватель ГБПОУ Архангельской области “АИПК”, г. Архангельск

Осознание студентами колледжа категорий социальной и половой зрелости

Осознание студентами колледжа

категорий социальной и половой зрелости

М.Н. Симакина,

преподаватель, ГБОУ СПО Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж», г. Архангельск, Россия

 

Сегодня мы часто можем наблюдать на детских площадках, в парках, в зонах отдыха маленьких детей с еще казалось бы такими же «вчерашними детьми». Но оказывается, что эти молодые девчонки, которым то и лет по пятнадцать – шестнадцать и которым еще «не грех» и самим поиграть в куклы, «играют» во взрослую жизнь, становясь матерями.

Проблема раннего взросления, половой и социальной зрелости является для наших дней весьма актуальной. Хотя вопрос о понятиях «взрослость» и «зрелость» выступает неоднозначным: многие считают их синонимами, другие вкладывают в них разный смысл. Но, так или иначе, обе эти категории находят отражение в понятии «социальная зрелость».

Студентам, проходящим обучение в Архангельском регионе, мы предложили попробовать разобраться в понятиях «социальная зрелость» и «половая зрелость». Для проведения исследования обучающимся различных профессиональных образовательных организаций было предложено ответить на ряд вопросов. Анкета содержала такие позиции, как возраст опрашиваемого, что тот или иной респондент понимает под словами «зрелость» и «взрослость», что понимается под понятием «половая зрелость», «социальная зрелость», считают ли опрашиваемые себя взрослыми или зрелыми, социально зрелыми. В опросе приняло участие 90 человек – студентов 1, 2, 3 курсов колледжей, техникумов и других образовательных организаций среднего профессионального образования.

Результаты исследования показали, что студенты в возрасте пятнадцати – шестнадцати лет (66 % опрошенных), приравнивают понятия «взрослость» и «зрелость», а также ставят знак равно между понятиями «половая зрелость» и «социальная зрелость», объясняя свой выбор тем, что став в половом смысле зрелыми, они автоматически становятся и взрослыми, и, став взрослыми, могут продолжать свой род, тем самым улучшая социальную и демографическую ситуацию, следовательно, становятся социально зрелыми личностями.

Студенты в возрасте семнадцати – восемнадцати лет (34 % респондентов), как и их более молодые коллеги, приравнивают понятия «взрослость» и «зрелость». Понятие «половая зрелость» объясняют как зрелость на физиологическом уровне, а в понятие «социальная зрелость» вкладывают такие определения, как «достижение определенного возраста», «окончание обучения в учебном заведении», «получение профессии», «освоение социальных ролей: родителя, работника в той или иной сфере деятельности» и др.

Исходя из ответов студентов старшего возраста, вновь возник вопрос: выполнение такой социальной роли как «родительство» приводит личность к социальной зрелости?

Итак, остановимся подробнее на значениях понятий «половая зрелость» и «социальная зрелость».

Различные энциклопедии, справочники, словари представляют множество значений категориям «половая зрелость» и «социальная зрелость». Так, большая медицинская энциклопедия позиционирует, что «половая зрелость – это возраст, в котором животное или человек становится зрелым в половом отношении, носит название периода половой зрелости (pubertas); с наступлением его в организме происходит ряд характерных изменений: половые железы начинают выделять специфические продукты (семя, яички), а также в порядке внутренней секреции влияют на образование вторичных половых признаков, соответствующих тому или иному полу» [1]. Словарь-справочник по психологии: «Половая зрелость – период физического развития, когда половые органы человека становятся годными для осуществления репродуктивной функции. У девушек половая зрелость обычно начинается после наступления первого менструального цикла. У юношей половое созревание происходит менее очевидно, но обычно сопровождается ростом волос на теле» [5]. Большой юридический словарь дает такое толкование: «Половая зрелость – физическое состояние организма, характеризующееся появлением способности половой функции. У девушек половая зрелость характеризуется способностью к зачатию, вынашиванию плода, родам, выкармливанию. У мальчиков – способностью к оплодотворению» [4].

«Социальная зрелость», согласно словарю профессионального образования, – это «комплекс личностных качеств субъекта, а также сформированных в процессе воспитания и обучения знаний, умений и этических качеств, позволяющих ему взаимодействовать с другими людьми в процессе достижения общих целей» [2]. Энциклопедия по социологии определяет: «Социальная зрелость – социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности» [3].

Итак, как мы видим из представленных определений, ставить знак равенства между понятиями «социальная зрелость» и «половая зрелость» неуместно. В связи с этим мы фиксируем перед собой задачу донести до студентов колледжа значение категорий «половая зрелость», «социальная зрелость», развить в студентах социально зрелую, т.е. самостоятельную, обладающую знаниями, умениями и этическими качествами, постоянно развивающуюся, самодостаточную личность.

Одним из направлений работы в рассматриваемом контексте является половое воспитание студентов. В своей практической деятельности мы активно используем данное направление, в содержание которого входит проведение тематических классных часов, привлечение сотрудников медицинских учреждений к работе со студентами, посещение тематических тренингов, участие в программах полового воспитания. В рамках указанных мероприятий мы рассказываем студентам об особенностях их физиологического развития, предостерегаем их от раннего материнства и отцовства, раннего создания семей, помогаем с честью выбираться из сложных ситуаций.

В юном возрасте студентам кажется, что они необыкновенно мудры, понимают все и всех, испытывают яростные эмоции, любовь до самозабвения, способны на любую жертвенность, отчаянную смелость ради того, чтобы понравиться интересующему человеку, испытать такие чувства, которые ранее никогда не испытывали, а, испытав однажды, стремятся получить их вновь и вновь. И, зачастую, в порыве всепоглощающих чувств и эмоций, абсолютно забываются методы предосторожности, профилактики.

Беременность – это не болезнь, но она может кардинальным образом и не в лучшую сторону изменить жизнь молодых людей – и девушек, и юношей. Возникновение беременности в юном возрасте в большинстве случаев – трагедия для семьи, ведь нежеланный ребенок является существом, которое не дало осуществиться мечтам, реализоваться планам его родителей. Зачастую юные родители «отслаиваются» от общества своих сверстников, отстают в развитии, занимаясь уходом за ребенком, а не познанием мира, овладением профессиональными знаниями, умениями и навыками. Но и в воспитании ребенка не добиваются успехов, так как оказываются совершенно к этому не готовыми. Не всегда, после появления детей, девушки могут найти в себе силы продолжать обучение и строить карьеру. Помимо этого, ранняя беременность вредит юному организму, не позволяя ему правильно сформироваться.

Создающиеся из-за появления на свет малыша семьи часто являются не прочными. Отношения родителей в таких семьях портятся, а браки, заключенные на такой основе, если вообще заключаются, не являются продолжительными. А ведь семья – это преодоление эгоизма, поддержка и помощь в любую минуту, взаимопонимание, верность своему слову, жене или мужу, любви и дружбе, общность быта, моральная ответственность, самостоятельность, это когда есть ради кого жить.

Именно поэтому одним из аспектов своей профессиональной миссии мы видим деятельность, направленную на то, чтобы наши студенты задумались об указанных выше проблемах и не спешили бы с первым сексуальным опытом, осознали, что отсутствие каких-то элементарных знаний или простая глупость могут кардинально изменить или даже разрушить жизнь человека.

 

Список информационных источников

 

  1. Большая медицинская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. текст. дан. – М., 1970. – Режим доступа: http://bigmeden.ru/, свободный.
  2. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999.
  3. Социология: энциклопедия / А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003.
  4. Сухарев, А.Я. Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. – М.: Инфра-М, 2003.
  5. Ткаченко, К.С. Психология. А-Я. Словарь-справочник / К.С. Ткаченко; пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Осознание студентами колледжа категорий социальной и половой зрелости