Тема подросткового сквернословия в современном мире очень остра. Настолько, что понимание того, когда подросток переходит дозволенную черту приличия становится почти прозрачной. Сам подростковый сленг сквозит намеками на маты, и не нужно быть особо одаренным, чтобы эту связь почувствовать.

Все мы прекрасно понимаем, что подросток за порогом дома позволяет себе куда больше, чем в семье. Однако, при попытке разобрать эдакий инцидент с родителями, возникают некоторые подробности. Чаще всего – это допущение определенного жаргона в кругу семьи.

Итак, предположим, ребенок позволяет себе брань в кругу семьи. Ключевой вопрос – в кругу какой семьи? Это важно понимать для того, чтобы вообще уяснить – резонно ли поднимать с данным ребенком вопрос неприемлемости его речи.

1. Асоциальная семья, школа запущена с 1 класса – здесь, о том, чтобы трезвыми глазами смотреть на этот бренный мир родители слыхом не слыхивали, а сам ребенок к человеческой речи с рождения не привык – изменить ситуацию почти невозможно. Хотя бы потому, что и он и родители воспринимают ее вполне нормальной, к сожалению. К тому же, общее недоразвитие такого ребенка и в интеллектуальном плане тоже нельзя недооценивать. Если из человеческого дитеныша сформировали людоедку Эллочку, воздействие педагогическое здесь уже вряд ли имеет какую бы там ни было силу. Однако, такие дети на пике полового созревания очень часто самоликвидируются из стен школы на пути более легкие – здесь процветает девиантное поведение, хроническая неуспеваемость, непосещаемость, учет ребенка по всем возможным учреждениям системы профилактики.

2. Семья с либеральным стилем воспитания. Здесь приходится говорить о том, что родители давно не представляют авторитета для своих детей. Ребенок может не только материться, но и не соблюдать личные границы членов семьи. Он невнимателен к близким, груб, пассивен, если он ни к чему не стремится – это не тревожит родителей, они уверены, что к ребенку не нашли подход, его неправильно обучают и еще много в чем из того, что по сути является просто перекладыванием своей родительской ответственности на других. Так как в этой семье ответственную взрослую позицию не занимает никто, то и на взаимодействие с такими родителями рассчитывать не приходится. Подобные подростки так же позволяют себе нарушение школьной дисциплины, но нередко дело заканчивается переходом из школы в школу, в поиске лучшего места и более компетентных учителей.

3. Семья с авторитарным стилем воспитания. Для ребенка из этой семьи сказать грубое слово – это фактически способ заявить о своем «Я», это форма такого серьезного протеста, который вряд ли станет правилом. Обычно такие инциденты с детьми из авторитарных семей происходят не в конфликте с родителем (ни в коем случае) и даже не с учителем,как таковым, хотя тот может быть действующим лицом конфликта. А совершается это на обозрение класса – чтобы продемонстрировать себя как достойного члена коллектива. В отличие от семей где мат с детства, и поэтому воспринимается, как нормальная речь, в этих случаях мат используется как сильная окрашеность эмоций в речи, выход за рамки, способ юного мыслителя высказать яростный протест. Во взаимодействии с родителями, на мой взгляд, данная ситуация не нуждается, поскольку сильное ответное давление может спровоцировать более серьезное протестное поведение, либо окончательно лишить его права голоса.

4. Семья с демократическим стилем обычно выпускает благополучных ребят, и домашних матершинников среди них встретить сложно, именно эти дети в большинстве своем твердо обучены подменять «такие» словечки на «эдакие», а с этим уже встречался каждый. Тут больше проблема в том – кому и как сильно режут ухо словозаменители типа «пипец», «обурел» и т.д. Эти дети обычно держаться нейтрально, в конфликтах не участвуют, имеют стойкую группу сверстников, в которой занимают устойчивую позицию.
Исходя из этого, для педагога становиться более конкретным понимание того, есть ли смысл пытаться изменить ситуацию.

Итак, если ребенок «выражается». Что делать?

– Пресекать недопустимое – а именно непосредственно МАТЫ. Простейший метод: пишем своей рукой то, что ребенок озвучил – и сажаем его на письменный поиск 30 синонимов.

Проверяем, обсуждаем, ребенок делает выводы.

– Научиться слушать ребенка сквозь эту вербальную завесь, улавливать суть и при необходимости – помогать ребенку справляться с проблемой, которая действительно может быть для него эмоционально невыносима;

– Проговаривать эмоции ребенка: “Я вижу, что ты очень расстроен и сердит”, что может скорректировать поведение ребенка сиюминутно. Ведь тут, важно не то, как он говорит, а то, как Вы умеете его слушать.

Поверьте, ребенок еще научиться следить за своей речью. А сейчас он всего лишь подросток, эмоции которого преобладают.

Сквернословие

Сквернословие среди подростков