автор: Строкина Людмила Геннадьевна
Учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Астаповская основная общеобразовательная школа”
Исследовательский проект «Русские народные праздники. Масленица»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Астаповская основная общеобразовательная школа»
городского округа Луховицы Московской области
«Я – юный исследователь»
Исследовательский проект
«Русские народные праздники. Масленица»
Выполнила:
Калчу Алина
ученица 3 класса
Руководитель:
Строкина Людмила Геннадьевна
учитель начальных классов
2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | стр. 3 |
Этапы работы | стр. 5 |
I этап – информационный | стр. 5 |
История возникновения праздника Масленица | стр. 5 |
Выводы I этапа | стр. 5 |
II этап – анкетирование | стр. 6 |
Анализ анкетирования | стр. 7 |
Выводы II этапа | стр. 7 |
III этап – практический | стр.7 |
Заключение | стр. 8 |
Список используемых источников | стр. 9 |
Приложение 1 | |
Приложение 2 | |
Приложение 3 |
«Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории»
А. Г. Васнецов.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Каждый человек, живущий в нашей великой стране, должен знать и уважать традиции русского народа, чтобы он не потерял свою самобытность, свои истоки. В последнее время заметно усилилось влияние европейской культуры, появление несвойственных славянам праздников, таких, например, как Хеллоуин, когда существует столько своих замечательных русских народных праздников. Русские православные праздники имеют большое значение в жизни русского народа. С их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели жить в гармонии с природой, как ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный труд на родной земле. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни петь. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Каждый год все мы отмечаем этот праздник, но не многие знают, когда и почему стали праздновать Масленицу, какие есть обычаи празднования Масленицы.
Поэтому этот праздник и был выбран объектом моего исследования.
Актуальность этой темы: В современном мире люди стали забывать о традиционных русских народных праздниках. В стародавние времена русский народ веселился на таких праздниках как Масленица, Иван Купала, Троица, Рождественские Колядки. Очень хотелось бы, чтобы русские народные праздники никогда не ушли из нашей жизни, чтобы люди помнили о них, ведь с ними жить гораздо веселей, чем без них.
Как гражданин России считаю, что каждый человек, живущий в этой великой стране, должен знать и уважать традиции русского народа
Я задалась вопросом:
- Когда стали проводить праздник Масленицы на Руси?
- Какие существуют традиции празднования Масленицы?
- Знают ли мои одноклассники этот праздник?
- Какие начинки бывают в масленичных блинах?
Гипотеза:
Мои одноклассники знают русский народный праздник масленица, знают традиции празднования масленичной недели, знают разнообразие масленичных блинов.
Цель работы: изучение истории праздника Масленица, его традиций, приготовление традиционных блюд на масленичной неделе, изготовление куклы «Масленица», изготовление буклета «Пословицы и поговорки о «Масленице»
Объект исследования: традиции празднования Масленицы.
Задачи:
- Изучить дополнительную литературу, выяснить историю появления праздника Масленица.
- Познакомиться с традициями празднования Масленицы.
- Провести анкетирование среди одноклассников, выявить знания традиций празднования Масленицы.
- Узнать начинки масленичных блинов.
- Полученную информацию проанализировать и обобщить в виде информационного буклета по правилам проведения праздника, буклета пословиц и поговорок о «Масленице», создание куклы «Масленица».
- Посетить массовое гуляние Масленицы в сельском поселении Астаповское
Методы исследования:
- Работа с дополнительной литературой, материалами сети Интернет. Для сбора информации и проведения исследования необходимо изучить дополнительную литературу, материалы сети Интернет.
- Анкетирование. Для выявления, что знают о празднике ученики моего класса, разработать анкету и провести анкетирование среди учащихся 3 класса.
- Анализ. Анализ результатов анкетирования, подтвердил, что школьникам необходима дополнительная информация о традициях и правилах празднования «Масленицы»
- Метод сравнения. Известно несколько видов блинов, различающихся между собой главным образом, используемым для них сырьем (мукой, водой или молоком, маслом, яйцами), технология же приготовления для всех видов в основных чертах почти одинакова.
- Наблюдение. Наблюдение за ходом проведения праздника «Масленица» в сельском поселении Астаповское.
- Беседа. Провести беседу с учениками класса и школы о важности проведения данного мероприятия на базе МБОУ «Астаповская основная общеобразовательная школа»
ЭТАПЫ работы:
I этап – информационный
Задачи:
- Познакомиться с историей праздника Масленица.
- Выяснить, какие традиции соблюдают во время праздника.
- История возникновения праздника МАСЛЕНИЦА
Масленица уходит своими корнями в глубину веков. Масленица древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего равноденствия, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.
Итак, Масленица это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Подавали их горячими и щедро сдабривали маслом, которое таяло на блинах, как тает снег на солнце.
Масленица – это восьмая неделя перед Пасхой. Она проходит перед Великим постом и заканчивается Прощёным воскресеньем. На последней неделе перед началом Великого поста разрешается употреблять такие продукты, как сливочное масло, рыбу и яйца, а от мяса следует воздержаться. То есть, это своего рода подготовка к посту. Второе название Масленицы «Комоедица». Почему именно Комоедица? «Ком» так наши предки называли медведя. Медведи чуяли весну просыпались. Люди приносили «блинные жертвы» великому Медовому зверю: отсюда «первый блин комАм», т. е. медведям. Это нам, невежам, слышится по-другому: «первый блин комОм». Медведь это «хозяин», «ведающий мед», а мед для русского человека источник жизни и здоровья.
Даже есть пословица:
Первый блин – комам,
блин второй – знакомым,
третий блин – родне,
а четвёртый – мне.
Традиционно Масленица связана с народными гуляньями, посещением родственников, зазыванием гостей в дом на блины и на особые угощения. Православный русский церковный календарь называет это время «Сырной седмицей», где седмица значит неделя, которая примиряла близких людей, приносила прощение обид, настраивала на доброе общение с родными, близкими и друзьями.
II этап – анкетирование.
Задачи
- Провести анкетирование с учащимися 3 класса.
- Выяснить, знают ли они русский народный праздник Масленица, историю появления этого праздника на Руси, традиции празднования Масленицы, традиционные масленичные блюда.
На I этапе своего проекта я составила анкету для одноклассников, что бы выяснить, знают ли они русский народный праздник Масленица, историю появления этого праздника на Руси, традиции празднования Масленицы, традиционные масленичные блюда, разнообразие начинок масленичных блинов.
Анкета для одноклассников:
- Известен ли вам праздник Масленица?
- Когда (в каком месяце) его празднуют?
- Празднуете ли вы этот праздник в своей семье?
- Какое главное блюдо на Масленицу?
- Что символизируют блины?
- С какой начинкой ты ел блины?
- Что означает каждый день масленичной недели?
- Принимали ли вы участие в масленых гуляниях
- Хотите ли вы, чтобы у нас в школе проводились масленичные гуляния?
- На первый вопрос: Известен ли вам праздник Масленица? Мы получили следующие ответы:
Да-13 чел-100%
Нет-0 чел.-0 %
2 . На вопрос: Когда (в каком месяце) его празднуют?
Не знают-5 чел. -38%
Знают- 8 чел.- 62%
- На вопрос: Празднуете ли вы этот праздник в своей семье?
Да-13 чел-100%
Нет-0 чел.-0 %
- На вопрос: Какое главное блюдо на Масленицу?
Блины- 11 чел-85%
Не знают -2 чел.-15 %
- На вопрос: Что символизируют блины?
Не знают-8 чел. -62%
Знают- 5 чел.- 38%
- На вопрос: С какой начинкой ты ел блины?
Блины с начинкой | Кол-во ответов | % |
с вареньем | 13 человек | 100 |
со сгущенкой | 13 человек | 100 |
со сметаной | 10 человек | 77 |
с мясом | 3 человек | 23 |
с шоколадом | 1 человек | 7 |
с медом | 1 человек | 7 |
- На вопрос: Что означает каждый день масленичной недели?
Не знают-13 чел. -100%
Знают- 0 чел.- 0%
- На вопрос: Принимали ли вы участие в масленых гуляниях?
Да-11 чел-85%
Нет-2 чел.-15 %
- На вопрос: Хотите ли вы, чтобы у нас в школе проводились масленичные гуляния?
Да-11чел-85%
Нет-2 чел.-15 %
Результаты исследования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Масленица пока не стали главными в современных семьях. Ответы показывают, что ребята мало знакомы с Масленичными гуляниями
III этап – практический.
Задачи:
- Узнать как проходит поселковый праздник «Проводы Зимы».
- Узнать начинки масленичных блинов.
- Изготовить куклу «Масленица» своими руками
- Создать буклеты о Масленице
На II этапе выяснилось, что многие из опрошенных детей принимали участие в массовом гулянии «Проводы Зимы» или «Прощание с Масленицей» и мы решили всем классом посещать этот праздник в поселение Астаповское на следующий год. Принять участие в русских народных играх, состязаниях. Сделать фоторепортаж.
Так же на II этапе выяснилось, что мои одноклассники не знают разнообразие начинок масленичных блинов. В основном начинки были со сметаной и со сгущенкой. Я составила перечень начинок масленичных блинов.
Начинки для блинов могут быть из:
- мяса, печени, ливера, ветчины
- рыбы, рыбной икры
- сыра
- грибов
- творога
- фруктов свежих, сухофруктов
- ягод цельных, перетёртых с сахаром
- овощей свежих, пассированных
На классном часе мы решили изготовить куклу «Масленица» своими руками. Мы закупили бросовый материал и научились делать эту куклу.
В завершении работы я совместно с учителем создала буклеты и брошюры об этом празднике. Я, надеюсь, что составленные нами, буклеты по правилам проведения праздника, сборники пословиц и поговорок о «Масленице», книжки-малышки « Во что поиграть на «Масленицу», дают возможность всем желающим побольше узнать о традициях празднования Масленицы.
Заключение
Проведя итоги моей работы можно сделать следующие ВЫВОДЫ:
В наши дни праздник Масленица, как и в эпоху славянских языческих племен, остаётся одним из самых массовых народных гуляний, любимым праздником и взрослых и детей. На масленицу традиционным блюдом являются блины – олицетворение весеннего солнца. Блины пекут как на дрожжах, так и без них. Разнообразие блинных начинок является отличительной чертой праздника.
Наша гипотеза подтвердилась частично.
100 % моих одноклассников знают про этот праздник, но не все знают про его традиционное блюдо – блины.
Ни один ребенок не знает традиции празднования блинной недели. Большинство моих одноклассников не знают разнообразие начинок масленичных блинов.
Практическая значимость проекта:
Считаю, что моя подборка начинок масленичных блинов пригодится как моим одноклассникам, так и их родителям.
Подборку пословиц и поговорок о масленице, игры и состязания можно
использовать в сценарии школьного праздника и организовать ежегодную школьную традицию «Прощание с Масленицей» или «Проводы Зимы». В проведении школьного праздника можно задействовать работников столовой, учителей физической культуры, музыки и технологии, организаторов школьной внеклассной работы, библиотекаря.
Для всех учащихся нашей школы это будет незабываемым праздником!
Считаю, что моя работа интересна и актуальна, так как большинство современных подростков относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и ценности. А традиции должны передаваться из поколения в поколение, от отца к сыну.
Мне очень понравилось быть исследователем. Было очень интересно искать по теме материал, сравнивать, анализировать, узнавать новые игры и конкурсы, печь блины. На следующий учебный год я собираюсь продолжить исследовательскую работу по теме «Русские народные праздники».
Список используемых источников:
- http://www.maslenisa.ru/maslenichnaya-nedelya/prazdnik-shirokaya-maslenitsa.html
- Гавришина Т.В. Через игру в народную традицию. Методическое пособие. Санкт-Петербург, 1995
- Жук Л.И. Традиции. Обычаи. Обряды. (Праздник в школе)/ Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт».
- Широкая масленица – история и традиции http://maslenica.best-party.ru/articles/298 .
- http://ru.wikipedia.org/