автор: Татаркина Екатерина Валентиновна
преподаватель английского языка ГАПОУ РО “Донской банковский колледж”
«Развитие навыков аудирования на уроках английского языка»
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Расширение международных связей нашей страны, интернационализация сфер общественной жизни делают иностранные языки востребованными в практической и интеллектуальной деятельности человека. В реальной жизни нам приходится много слушать, и то, насколько точно и полно воспринимается информация, определяет успех коммуникации. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения.
Развитие навыка понимания иностранной речи на слух – один из важнейших ключевых моментов изучения английского языка.
Аудирование – это процесс восприятия иностранной речи на слух. Это один из самых сложных навыков, т.к. эта языковая активность включает в себя несколько факторов: 1) в отличии от чтения, прослушивание требует понимания в реальном времени. Здесь нет возможности остановиться и вникнуть. 2) мы не можем контролировать содержание, как при говорении или написании собственного текста. Нет возможности обойти незнакомые лексические единицы и грам. Конструкции, заменить их более привычными. 3) Речь говорящего (диктора) может иметь некоторые особенности, затрудняющие понимание текста: акцент, дикция, интонация, быстрый темп речи.
Существует несколько разновидностей этой речевой деятельности.
– listening for detail – прослушивание с полным пониманием текста, включая мельчайшие подробности. Это один из самых сложных видов.
– listening for gist – прослушивание с целью понять основные моменты и общий смысл. Этот вид намного легче.
– listening for specific information – прослушивание какого-либо отрывка с целью найти конкретную информацию.
– inferential listening – догадка на основе прослушанной информации.
Выделяют еще одни вид аудирования – учебное аудирование. Это средство для достижения главной цели – свободного распознавания и понимания английской речи. Для этой языковой деятельности мы используем спец. Учебные материалы и адаптированные аудиотексты, предназначенные для разных уровней владения языком.
Что дает аудирование? Аудирование помогает приобрести множество полезных навыков: 1) овладеть мелодикой и интонацией речи. 2) улучшить произношение. 3) полисемия – понять употребление многозначных слов на конкретных примерах. 4) Языковая догадка – способность догадываться о значении новой лексической единицы из контекста, а также благодаря пониманию структуры языка.
Как улучшить у студентов понимание иностранной речи на слух? Выделяют основные причины, вызывающие трудность: недостаток знаний, недостаточное количество практики, сложный материал и быстрый темп речи.
Студентам важно научиться воспринимать не каждое отдельное слово, а целые устойчивые выражения и конструкции.
Для развития умения воспринимать звучащую речь на слух необходимо: регулярность занятий. Постоянная практика – ключ к успеху! На каждом занятии мы выделяем время для аудирования. Студенты выполняют различные упражнения, направленные на развитие этого навыка. В первую очередь – прослушивание аудиотектов, диалогов, затем нахождение основной мысли, запись пропущенных слов, ответы на вопросы, выбор верных утверждений.
На коррекционных занятиях в прошлом году студенты практиковали также и просмотр видео роликов на определенную тематику в которых обсуждаются языковые явления, традиции и обычаи, общество, новости. Студенты показали хорошие результаты. Еще один способ, который заслуживает внимания, и я всегда рекомендую его своим студентам – прослушивание аудио книг в фоновом режиме. Где не обязательно пытаться вникать и понимать абсолютно все. Студенты просто постепенной привыкают к звучанию английской речи.
Чтобы успешно выполнить задание по аудированию важно:
-иметь представление о теме звучащего сообщения, на родном языке. (бейсбол)
– иметь достаточный общий словарный запас и владеть основной лексикой по предложенной теме. (экологич.проблемы)
– уметь сконцентрироваться на слушании, не отвлекаться на посторонние шумы и звуки.
-знать, что в тексте вряд ли будут звучать именно те слова, которые даны в задании. Помнить синонимы, аналогич.фразы.
– быть готовым сделать выводы и расчеты прежде чем выбрать правильный вариант. (о работе с 8 a.m.до 6 p.m.)