автор: Трухачева Елена Юрьевна

музыкальный руководитель МДОУ детского сада комбинированного вида №11 муниципального образования городского округа Люберцы Московской области

тема: Актуальность использования метода проблемного обучения в детском саду на музыкальных занятиях

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

Актуальность использования метода проблемного обучения в детском саду на музыкальных занятиях

Музыкальный руководитель:

Трухачева Е.Ю.

  Современное образование ставит перед собой задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации своего потенциала. Это означает изменение способов, средств и методов обучения. 
    Метод проблемного обучения помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

     Технология проблемного обучения (ТПО) обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества, а также успешной адаптации ребенка к предстоящему школьному обучению.

   Актуальность использования метода проблемного обучения в образовательной области «Музыка»  заключается в развитие творческих способностей, которые реализуются через мыслительную деятельность, а начинать развитие этих способностей необходимо с самого раннего возраста. 
     Суть проблемного обучения состоит в том, что в процессе образовательной деятельности педагог ставит перед воспитанниками проблемные задачи, решая которые дети приобретают новые знания.
     Методическими основами проблемного обучения на музыкальных занятиях являются: 
     1. Самостоятельность музыкального мышления детей, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства. 
     2. Открытие неизвестного, нового. 
     Проблемная ситуация в музыкальном обучении включает три основных компонента: потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации; доступность в выполнении проблемного музыкального задания. 
     Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования. 
Проблемные задания в музыкальной деятельности составляются с учетом всех видов деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения, инсценирование песен, детское игровое творчество, музыкально-дидактические игры.
     Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на музыкальных занятиях. Услышать музыку — значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ. На каждом занятии нужна проблема, новизна, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная конкретному возрасту детей. На музыкальных занятиях при слушании и анализе музыки  можно использовать различные методы и приемы деятельности учащихся в условиях проблемной ситуации: описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения; сравнение двух вариантов звучания одного и того же произведения в разном исполнении, оркестровка инструментального произведения. 
     Интеграция различных видов искусства очень важна в музыкальной деятельности детей. Вовлечение ребят в размышление о музыке с помощью живописи, поэзии даёт хороший эффект в осмыслении связей музыки с жизнью, близости искусств, поскольку в сознании детей стирается относительная грань между ними.

      Мы хотим поделиться с вами своим опытом использования метода проблемного обучения на музыкальных занятиях.

     Например, при прослушивании пьесы Петра Ильича Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» в подготовительной группе будет уместным прочитать фрагмент стихотворения ……………………………………………………

 

     При знакомстве с произведением Антонио Вивальди «Осень» из цикла «Времена года», будет не лишним показать детям картину Левитана «Золотая осень».

     Таким принципом можно руководствоваться на занятиях и с младшими дошкольниками.
     Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия – пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность дошкольников – на музицирование в доступной детям форме, которое представляет широкое поле для творчества: выдумки и сочетания тембров разных инструментов, импровизации и подыгрывании пению. 
    «Программа от рождения до школы» определяет следующие задачи для подготовительной группы в области песенного творчества: учить самостоятельно придумывать мелодии, самостоятельно импровизировать мелодию на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни.    

     Развитие певческих навыков у детей – кропотливая, систематическая работа педагога. Самостоятельное придумывание мелодии на заданный текс и наоборот, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество. 

       Инсценирование песен, театрализация; ритмопластика (исполнение придуманных движений, соответствующих характеру музыки) способствует разностороннему музыкальному развитию детей, углубленному освоению музыкального материала; позволяет проявить самостоятельность, создает положительную мотивацию, снимает физическую усталость и напряженность, активизирует творческую фантазию ребят. 
       Практический опыт показывает, что организация самостоятельной музыкальной деятельности детей – важный и необходимый этап в формировании и становлении интеллектуально-творческой личности ребёнка на всех его возрастных ступенях. Музыкальная деятельность – это элемент искусства, творчества, а значит и самостоятельная музыкальная деятельность детей должна быть творческой. 

       Виды самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны.  В свободное время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах.
        Важными критериями самостоятельной деятельности, повышающих интерес к музыке, являются элементы игры и творческого подхода, которые воплощаются   в музыкально-дидактических играх. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать сними.

    Рассмотрим несколько музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

  1. Игры на развитие звуковысотного слуха: «Три поросёнка», «Музыкальные загадки».
  2. Игры на развитие диатонического слуха: «Громко-тихо запоём», «Найди щенка».
  3. Игра на развитие чувства ритма: «Учитесь танцевать».
  4. Игра на развитие тембрового слуха: «На чём играю».

    Организуя самостоятельные игры детей воспитатель внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь.

    Таким образом, в нашем понимании, проблемное обучение – такая организация  образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

     Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.
    Использование на практике проблемного обучения доказывает, что дети при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное. Интересно то, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределом выполнения требуемого задания. 
    Технология проблемного обучения помогает воспитывать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях.

    В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.

Актуальность использования метода проблемного обучения в детском саду на музыкальных занятиях