автор: Усольцева Лариса Михайловна
учитель начальных классов
Филиал МАОУ Червишевская СОШ «Онохинская СОШ»
Урок русского языка на тему: «Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками»
Конкурс методических разработок
Творческий учитель
Тема урока: «Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.»
Автор: Усольцева Лариса Михайловна,
учитель начальных классов
Филиал МАОУ «Червишевская СОШ»
«Онохинская СОШ»
ОНОХИНО, 2024
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Усольцева Л.М.
Предмет: русский язык.
Класс: 2 «Б»
Тема урока | «Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.» | |
Тип урока | Урок отработки умений и рефлексии. | |
Цель темы | Повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ь и Ъ знаков, формировать способность дифференцировать условия употребления Ь и Ъ знаков. | |
Планируемый результат | Предметные ЗУН:
Обучающийся научится: – писать букву Ь, буквосочетания и слова с Ь на конце слов; – применять на практике Ъ и Ь как разделительные знаки Обучающийся получит возможность освоить: – позиционный (с ориентацией на следующую букву) способ письма. -соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я; -систематизировать знания о правописании Ъ и Ь знаков; -различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова. |
Личностные:
-самоопределение; способность к самооценке своих действий, – смыслообразование Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: воспроизводить знания, удерживать в памяти, делать выводы; повышение интереса учащихся к изучаемому предмету. понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
Коммуникативные: – участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в группе); иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя. |
Основные понятия | Разделительный ъ и ь знаки. | |
Метапредметные связи | Русский язык, литература | |
Ресурсы:
– основные – дополнительные |
учебник, карточки с заданиями, проектор, компьютер, смайлики для самооценки. | |
Организация пространства | Индивидуальная, групповая, фронтальная.
|
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность
учителя |
Обучающие и развивающие задания
Каждого этапа |
Диагностирующие задания каждого этапа | УУД | |||||
1. Этап мотивации. (организационный момент) | ||||||||||
Цель – Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Включаются в учебную деятельность.
Дети получают эмоциональный настрой. |
Эмоц. настрой.
Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка, чем на подсказку учителя или помощь товарища. |
Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу:
“Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: “Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!”. |
Л: самоопределение;
Р: целеполагание; Л. У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям, к школе; – интерес к познанию русского языка; языка; |
||||||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия. | ||||||||||
Цель – подготовить мышление учащихся к построению учебных действий. | Работают в тетрадях.
Минутка чистописания. Работают индивидуально. |
Записывает дату.
Даёт задание на повторение пройденного материала. |
Запишите буквосочетания в тетрадь. | Выборочная работа (П)
Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
||||||
3. Этап локализации индивидуальных затруднений. | ||||||||||
Цель – организовать анализ учащимися возникшей ситуации. | Участвовать в работе по решению проблемных вопросов. | Организовать работу по повторению терминов: разделительный Ъ и ь знак. | Послушайте стихотворение и
сформулируйте тему нашего урока. |
Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.
Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком . |
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи |
|||||
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. | ||||||||||
Цель – установление учащимися способа действий и формирование умения его применять. | Применить новый способ действия для решения задачи | Организует деятельность обучающихся по решению учебной задачи. | Работ групп по карточкам и с текстом учебника.
Задания: -Запиши слова в тетрадь, выделите орфограмму и приготовьтесь к ответу: в какой части слова пишется разделительный ъ знак? И ь знак? 1 гр. Счастье, воробьи, бьют, крылья, приволье, гроздья. Съездить, съел, съежился, объяснил, объехали, объединить. 2 гр. Упр. 1 стр. 140 (Проверка)
|
Когда пишется разделительный ъ? А разделительный мягкий знак? | П. –умение анализировать, сравнивать, делать выводы, ориентироваться в учебнике. | |||||
5. Этап реализации построенного проекта. | ||||||||||
Цель –
Апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование. |
Применить новый способ действия для решения задачи, вызвавший затруднения. | Включить учащихся в познавательную деятельность. | Давным-давно жили два друга Ъ и Ь. Жили они дружно, потому что оба должны были разделять на письме согласные буквы от гласных. Но однажды друзья поссорились. Собрался Ъ в слово, а там уже Ь. В следующий раз Ъ занял место Ь. И каждый из них хотел другого выгнать из алфавита. И разругались старые знакомцы в пух и прах. Надоело всё это королеве Орфографии. И она высказала им следующее: « Вы оба хороши, достойны оба чести, когда стоите оба в нужном месте!»
Какую учебную задачу перед собой поставим? Найдите и исправьте 5 ошибок. |
Повторить и сравнить правила написания разделительных ъ и ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними.
Исправляют в карточках ошибки и доказывают почему? |
Коммуникативные: понимать задаваемые вопросы
Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной речи |
|||||
Физминутка для глаз. | ||||||||||
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. | ||||||||||
Цель – организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания. | Применить новый способ действия для решения задачи. | Включить учащихся в познавательную деятельность. | У каждой группы на партах лежат карточки. Ваша задача записать одним словом и обозначить орфограмму. Что общего в написании этих слов?
– Почему в этих словах пишется разделительный мягкий знак? Перед какими буквами пишется Ь? – В какой части слова пишется разделительный Ь? Задание на доске: – Придумайте задание: Подъезд, запью, стулья, подъемник, вьюга, здоровье, листья, подъём. – Как переносятся слова с разделительными ь и ъ? |
Записывают слова и находят сходства и вспоминают перед какими буквами пишется ъ и ь знак.
– Они пишутся с разделительным Ь. – Он разделяет согласную букву от гласной. – Перед гласными е, ё, ю, я, и – В корне. – Спишите, разделяя слова для переноса. – Слова переносятся по слогам, а буквы ь и ъ не отрываются от предшествующего согласного: подъ – ём, соло – вьи. |
Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач (К);
– осуществлять действие взаимоконтроля. |
|||||
Физкультминутка | ||||||||||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | ||||||||||
Цель – организовать самостоятельное выполнение уч-ся типовых заданий на новый способ действия. | Применяют новый способ действия для решения задачи. | Организует деятельность по применению новых знаний. | Выполнить тест и заполнить таблицу. | На карточках подчеркивают и отмечают правильный ответ.
Работают самостоятельно. Проверяют, делают вывод. |
Самоопределение (Л) |
Выполнение действий по алгоритму (П)
Коррекция Р)8. Этап включения в систему знаний и повторения.Цель – повторить и закрепить ранее изученного при выполнении заданий.Выявляют и фиксируют границы применимости знания и учатся использовать его в системе ранее изученных знаний. Включить учащихся в обсуждение.
Распределить слова, разгадать ребус и составить с этими словами двустишие.
Игра «Кто лучше считает»
Записывают слова в тетрадь (мальчики с ъ знаком, а девочки с ь).Работают в группе, разгадывают ребусы и составляют
Двустишие.
Считают сколько в словах букв, сколько звуков.
Постановка и формулирование проблемы (П)
Работа в группах (К)
Задание творческого характера (Л)
Способность действовать с учётом позиций других (К)
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель –
зафиксировать новое изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности.
Оценить результат учебной деятельности.
Организует рефлексивную деятельность. Проконтролировать самооценку учащихся.
Обобщает сказанное.
Благодарит за работу. Оценивает ответы
Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? Оцените, справились ли с ней? Чьи ответы понравились? Что мы чувствуем после этого урока? Закрашивание кругов.Оценка своей деятельности на уроке. Выбирают и закрашивают ту часть круга, которая соответствует впечатлению от урока.
Рефлексия способов и условий действий (П),
контроль и оценка результатов деятельности (П),
самооценка (Л),
адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)
Д.з. | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.
|
Записывают задание в дневник.
|
Дифференцированные задания (П., Л) |