автор: Устинова Татьяна Викторовна

учитель Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №7” имени Н.В.Кордюкова

Интегрированный урок по литературному чтению 3 класс

– Давайте улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы. Мы здоровы.

 

– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

А начать урок я бы хотела словами русского поэта А. С. Пушкина.
(Чтение стихотворения А.С. Пушкина)

« О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг».

 – Как вы думаете, почему эти строки открывают наш урок?

( Предстоит сделать какие-то открытия, уверена, что мы сегодня узнаем что-то новое)

– С творчеством, какого поэта мы начали знакомство?

– Чтобы лучше понять произведения поэта надо знать как он жил, т.е. знать его биографию. Давайте вспомним, каким был в детстве М. Ю. Лермонтов?

-Кто его воспитывал, что он любил, чем увлекался?

 

Вспомните, какие вы знаете стихотворения М.Ю. Лермонтова? Кто хочет прочитать наизусть? (Дети читают)

 

Выразительное чтение учащимися стихотворений «Горные вершины», «Утес», «Парус» наизусть.

 

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним стихотворением М.Ю.Лермонтова, вы будете работать 1 и 2 ряд в парах, а третий ряд в группах. На столах у вас лежат рабочие листы, которые вы будете заполнять в процессе урока. Итак, называние стихотворения вы узнаете, если внимательно будете слушать мои вопросы и правильно на них отвечать.

  • 1 буква – обозначает гласный звук,  напоминает одну из цифр;
  • 2 буква – буква, которая обозначает согласный звук парный для звука [з];
  • 3 буква – обозначает гласный звук, может обозначать 2 звука, один из которых [э];
  • 4 буква – буква, с которой начинается одно из 4-х времени суток, и при этом обозначает согласный непарный, звонкий звук.
  • 5 буква – буква, которая не даёт звука и служит для обозначения мягкости согласных.

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Ученики: М. Ю. Лермонтов «Осень».

-Сегодня на уроке мы еще раз прикоснемся к творчеству великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.

– Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Научиться выразительно читать стихотворение, определить его характер и настроение, понять смысл стихотворения).

Тогда давайте послушаем стихотворение.

Прослушивание стихотворения.

Презентация «Осень» М. Ю. Лермонтова под музыку

 

   Стихотворение «Осень» М. Ю. Лермонтов написал в 1828 году, когда юному поэтому было 14 лет. Сохранились только первые строки произведения, так как вторая страница с продолжением была вырвана. В это время он проходил обучение в пансионе, готовясь к поступлению в университет. Время от времени Михаил Юрьевич приезжал в родовое имение – Тарханы. Здесь, юный поэт, наблюдал пожелтевшие листья, и представлял свои переживания, а переживал он из-за того, что был лишен возможности общаться с отцом. Это сильно расстраивало молодого поэта.  

  Прочитайте стихотворение и попытайтесь представить картину описываемого. Может быть, вас что-то заставит задуматься, переживать или что-то удивит вас.

 

Первичное чтение стихотворения (про себя»).

Какие картины осенней природы вам удалось «увидеть» при чтении?

(картины увядающей осени)

Словарная работа (индивидуальные карточки)

Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении?

 

Игра «Словарная мозаика». (На карточках записаны слова. Учащиеся пытаются самостоятельно дать им объяснение с помощью дополнительных карточек).

БОР – хвойный лес.

ПОНИКШИ – от слова «никнуть», т.е. опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным.

ПАХАРЬ – человек, который пашет землю, взрыхляет почву.

ПОНЕВОЛЕ – вопреки желанию, не зависимо от него.

ТУСКЛЫЙ – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, не яркий.

 

Прочитайте 1 строфу. О чем она? (О природе)

– Какие признаки осени здесь показаны? (пожелтели листья, летят, кружатся).

– Что произошло с елями? (поникли).

-Как вы думаете, почему зелень в стихотворении показана мрачной?

(она не молода, тёмная, а лиственные деревья стоят голые)

– Какие здесь есть средства художественной выразительности?

– Как вы думаете, здесь есть контраст? (листья пожелтели – ели зелень мрачная)

 

прочитайте 2 строфу.

– О ком идёт речь в данных строках стихотворения?

– Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? (нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие)

– Найдите здесь, какие средства художественной выразительности использует автор?

 

Прочитайте 3 строфу.

– О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье?

Почему зверь отважный хочет скрыться? (Деревья стоят голые, он на виду)

– Здесь есть средства художественной выразительности?

– Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких?

 

Мы следим за тем, как одно мгновение сменяется другим, как мрачный осенний вечер плавно переходит в ночь, когда тусклый месяц слабо освещает поле, покрытое туманом.

– Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой?

Какое настроение навивает это стихотворение? (грустное).

Почему грустное? (скоро зима, листья с деревьев опали)

– Какие слова говорят об этом? (поникши, мрачную, поневоле, тускл).

– Какая цветовая гамма присутствует в этом небольшом произведении (яркая: сочетание жёлтого, зеленого, серебряного).

 

Составьте кластер к стихотворению «Осень»

 

– Мы наблюдали, как поэт осень рисует с помощью слов. А как еще можно изобразить осень?

С помощью рисунка, с помощью музыки.

– Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считая, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Давайте мы сейчас под музыку Петра Ильича Чайковского изобразим движениями падающие листья.

(Физкультминутка)

 

– Как ещё можно показать характер и настроение осени? (Высказывают предположения – не красками, а другими материалами).

– Я предлагаю изобразить осеннее дерево, используя бумажную мозаику.

 

Самостоятельно выполняют мозаику

 

-Вспомните характер и настроение стихотворения «Осень».

-А характер и настроение осеннего дерева?

-Какие цвета преобладают?

-Объясните, с чем связана разница настроений?

Обобщает ответы детей.

 

Теперь, когда мы так много поняли, заметили, давайте ещё раз выразительно прочитаем это стихотворение: неторопливо, не громко, спокойно, напевно, постараемся передать чувства автора и его любование природой.

 

– У вас изменилось впечатление от стихотворения Лермонтова?

– Мы говорили, что у стихотворения настроение грустное, но грусть, какая – безнадежная или светлая?

Поэт рассказывает о естественных изменениях в природе. Осень не будет длиться вечно. Все пойдёт своим чередом. Да и осень не так ужасна. Ночной осенний туман рассеивается днём, и что мы видим? Мы видим яркие краски осени: желтизну листьев, подобных кусочкам летнего солнышка, зелень елей.

 

– С каким произведением мы сегодня познакомились на уроке?

– Кто является его автором?

– Какая тема затронута в стихах М.Ю.Лермонтова? (одиночество и грусть)

– Как вы думаете, все ли стихи у поэта грустные, об одиночестве?

– Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

Важно уметь замечать красоту окружающей природы и успевать ей насладиться, уметь подмечать необычное в окружающем мире.

И я предлагаю вам проявить творчество и составить синквейн об осени.

 

Учащиеся составляют синквейн.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – Чувство (одно слово).

 

 

 

 

 

Словарь

 

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

 

Эпитет – красочное определение предмета или явления (чаще всего выражены прилагательными)

 

Словарь

 

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

 

Эпитет – красочное определение предмета или явления (чаще всего выражены прилагательными)

 

Словарь

 

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

 

Эпитет – красочное определение предмета или явления (чаще всего выражены прилагательными)

 

Словарь

 

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

 

Эпитет – красочное определение предмета или явления (чаще всего выражены прилагательными)

 

Словарь

 

Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении.

 

Эпитет – красочное определение предмета или явления (чаще всего выражены прилагательными)

 

БОР – хвойный лес.

 

ПОНИКШИ – от слова «никнуть», т.е. опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным.

 

ПАХАРЬ – человек, который пашет землю, взрыхляет почву.

 

ПОНЕВОЛЕ – вопреки желанию, не зависимо от него.

 

ТУСКЛЫЙ – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, не яркий.

Интегрированный урок по литературному чтению 3 класс