автор: Федорова Ирина Михайловна

Воспитатель МДОУ № 9 детский сад комбинированного вида “Родничок”

 ООД по развитию речи в старшей группе детского сада “Что мы знаем о весне”

 

ЦЕЛИ: закрепить знания детей об изменениях в природе весной; учить детей образовывать однокоренные слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов; учить детей согласовывать в словосочетании существительные с прилагательными; учить детей самостоятельно строить сюжет своего рассказа, используя мнемотаблицы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; учить детей рассматривать картину, отвечать по ней на вопросы.

 

 

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте им подарим добрую улыбку и поздороваемся.

Дети: Добрый день!

Воспитатель: (обращает внимание на письмо на окне)

Кто – то бросил нам в окошко

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо?

– Ребята, а письмо адресовано нам. Посмотрим.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Весна. У меня был волшебный цветок. Однажды озорной ветер разбросал его лепестки.  Вам нужно отправиться в путешествие и собрать их. Ветер придумал для вас задания. Я услышу, что вы про меня знаете, и быстрее приду».

Воспитатель: – Ну, что порадуем Весну? Отправимся в путешествие?

(дети встают в круг)

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдём направо,

А потом пойдём налево.

В центре круга соберёмся,

Улыбнёмся, подмигнём.

Нужно в путь нам отправляться,

Лепестки все отыскать,

Про весну всё рассказать!

– Итак, чтобы получить первый лепесток, нужно поиграть в игру «Отгадай слово».

– участок земли, где уже растаял снег (проталина);

– цветок, который появляется самым первым, когда еще лежит снег (подснежник);

– домик для птиц, сделанный людьми из дерева (скворечник);

– звон, который издают капли воды, падая на землю с крыш домов (капель);

– март, апрель, май (весенние месяцы);

– как называют птиц, которые осенью улетают на юг, а весной прилетают обратно (перелётные птицы).

Воспитатель: Перед вами репродукция картины Алексея Кондратьевича Саврасова – великого русского художника.

– О чём рассказывает нам эта картина?

– Что находится в центре этого события?

– Что находится вокруг?

– Какое время года здесь отображено?

– Какие цвета использовал художник для написания картины?

– Когда вы смотрите на картину, о чём вы думаете?

– Какое название вы бы дали картине?

Воспитатель: Эта картина называется «Грачи прилетели».

Воспитатель: Молодцы. Мы получили первый лепесток. Ребята, весной хочется говорить только добрые, ласковые слова.  А вот и второе задание: «Скажи ласково». Я буду вам показывать картинки, а вы к ним будете придумывать ласковые слова:

солнце – (солнышко); ветка – (веточка); дерево – (деревце); лист – (листочек); ручей – (ручеёк); трава – (травушка); лужа – (лужица); облако – (облачко); цветок – (цветочек).

Воспитатель: Молодцы. А вот и следующее задание. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Весна».

Солнышко, солнышко (дети идут по кругу взявшись за руки)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (бегут по кругу),

Прилетело сто грачей («летят» по кругу),

А сугробы тают, тают (медленно приседают),

А цветочки подрастают.

Вырос высокий цветок на поляне (показать руками цветок),

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук),

Всем лепесткам красоту и питанье (движенье пальцами вместе – врозь)

Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной друг к другу, пальцы развести).

Воспитатель: Вот и еще лепесток от весеннего цветка.

А теперь следующее задание: чтобы получить следующий лепесток, нужно подобрать слова, которыми можно описать явления природы (показ слайдов):

– какое весной небо? (голубое, светлое)

– какое солнышко? (тёплое, яркое)

– какой ручеёк? (чистый, звонкий)

– какой ветер? (ласковый, тёплый)

– какая весна? (весёлая, солнечная)

– Воспитатель: Ребята, с чего же по – вашему начинается весна?

-Давайте попробуем спеть свою картину весны.

                                       

Звонко капают капели. Как? (кап, кап, кап)

Птицы весело поют. Как? (чирик, чирик)

Тает снег. Как? (а – ах)

Бежит в канавке

Звонкий чистый ручеёк. Как? (ш – р, ш – р)

Котик нежится на травке. Как? (мяу, мяу)

Мать – и мачехи цветок

На ветру кивает жёлтой головой,

Его гладит лучик солнца золотой.

Воспитатель: Ребята, нам осталось получить последний лепесток. Нужно в определённой последовательности разложить картинки и рассказать, что же мы знаем о весне.

(Греет солнце – тает снег – бегут ручьи – дети пускают кораблики – на ветвях набухли почки – птицы возвращаются из тёплых краёв)

 

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам посмотреть, как же приходит весна (просмотр мультфильма «Весна»).

 

Воспитатель: Вот и готов наш цветок. (стук в дверь) Смотрите – ка, Весна прислала нам посылку и письмо:

«Дети, вы меня порадовали своими знаниями. Я наблюдала за вами из окна. Итак, как вы прекрасно справились со всеми заданиями, вам от меня сюрприз. Желаю вам быть такими же умными».

– На этом наше занятие подошло к концу.

 

 

 

ООД по развитию речи в старшей группе детского сада “Что мы знаем о весне”