автор: Федорова Ирина Михайловна
Воспитатель МДОУ № 9 детский сад комбинированного вида “Родничок”
ООД по развитию речи в старшей группе детского сада “Что мы знаем о весне”
ЦЕЛИ: закрепить знания детей об изменениях в природе весной; учить детей образовывать однокоренные слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов; учить детей согласовывать в словосочетании существительные с прилагательными; учить детей самостоятельно строить сюжет своего рассказа, используя мнемотаблицы; воспитывать интерес и бережное отношение к природе; учить детей рассматривать картину, отвечать по ней на вопросы.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте им подарим добрую улыбку и поздороваемся.
Дети: Добрый день!
Воспитатель: (обращает внимание на письмо на окне)
Кто – то бросил нам в окошко
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
– Ребята, а письмо адресовано нам. Посмотрим.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Весна. У меня был волшебный цветок. Однажды озорной ветер разбросал его лепестки. Вам нужно отправиться в путешествие и собрать их. Ветер придумал для вас задания. Я услышу, что вы про меня знаете, и быстрее приду».
Воспитатель: – Ну, что порадуем Весну? Отправимся в путешествие?
(дети встают в круг)
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдём направо,
А потом пойдём налево.
В центре круга соберёмся,
Улыбнёмся, подмигнём.
Нужно в путь нам отправляться,
Лепестки все отыскать,
Про весну всё рассказать!
– Итак, чтобы получить первый лепесток, нужно поиграть в игру «Отгадай слово».
– участок земли, где уже растаял снег (проталина);
– цветок, который появляется самым первым, когда еще лежит снег (подснежник);
– домик для птиц, сделанный людьми из дерева (скворечник);
– звон, который издают капли воды, падая на землю с крыш домов (капель);
– март, апрель, май (весенние месяцы);
– как называют птиц, которые осенью улетают на юг, а весной прилетают обратно (перелётные птицы).
Воспитатель: Перед вами репродукция картины Алексея Кондратьевича Саврасова – великого русского художника.
– О чём рассказывает нам эта картина?
– Что находится в центре этого события?
– Что находится вокруг?
– Какое время года здесь отображено?
– Какие цвета использовал художник для написания картины?
– Когда вы смотрите на картину, о чём вы думаете?
– Какое название вы бы дали картине?
Воспитатель: Эта картина называется «Грачи прилетели».
Воспитатель: Молодцы. Мы получили первый лепесток. Ребята, весной хочется говорить только добрые, ласковые слова. А вот и второе задание: «Скажи ласково». Я буду вам показывать картинки, а вы к ним будете придумывать ласковые слова:
солнце – (солнышко); ветка – (веточка); дерево – (деревце); лист – (листочек); ручей – (ручеёк); трава – (травушка); лужа – (лужица); облако – (облачко); цветок – (цветочек).
Воспитатель: Молодцы. А вот и следующее задание. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Весна».
Солнышко, солнышко (дети идут по кругу взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей (бегут по кругу),
Прилетело сто грачей («летят» по кругу),
А сугробы тают, тают (медленно приседают),
А цветочки подрастают.
Вырос высокий цветок на поляне (показать руками цветок),
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук),
Всем лепесткам красоту и питанье (движенье пальцами вместе – врозь)
Дружно дают под землёй корешки (ладони вниз, тыльной стороной друг к другу, пальцы развести).
Воспитатель: Вот и еще лепесток от весеннего цветка.
А теперь следующее задание: чтобы получить следующий лепесток, нужно подобрать слова, которыми можно описать явления природы (показ слайдов):
– какое весной небо? (голубое, светлое)
– какое солнышко? (тёплое, яркое)
– какой ручеёк? (чистый, звонкий)
– какой ветер? (ласковый, тёплый)
– какая весна? (весёлая, солнечная)
– Воспитатель: Ребята, с чего же по – вашему начинается весна?
-Давайте попробуем спеть свою картину весны.
Звонко капают капели. Как? (кап, кап, кап)
Птицы весело поют. Как? (чирик, чирик)
Тает снег. Как? (а – ах)
Бежит в канавке
Звонкий чистый ручеёк. Как? (ш – р, ш – р)
Котик нежится на травке. Как? (мяу, мяу)
Мать – и мачехи цветок
На ветру кивает жёлтой головой,
Его гладит лучик солнца золотой.
Воспитатель: Ребята, нам осталось получить последний лепесток. Нужно в определённой последовательности разложить картинки и рассказать, что же мы знаем о весне.
(Греет солнце – тает снег – бегут ручьи – дети пускают кораблики – на ветвях набухли почки – птицы возвращаются из тёплых краёв)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам посмотреть, как же приходит весна (просмотр мультфильма «Весна»).
Воспитатель: Вот и готов наш цветок. (стук в дверь) Смотрите – ка, Весна прислала нам посылку и письмо:
«Дети, вы меня порадовали своими знаниями. Я наблюдала за вами из окна. Итак, как вы прекрасно справились со всеми заданиями, вам от меня сюрприз. Желаю вам быть такими же умными».
– На этом наше занятие подошло к концу.