автор: Федорова Сардана Дмитриевна

Учитель русского языка и литературы МБОУ “Намская СОШ №2” с.Намцы Республика Саха (Якутия)

Из опыта работы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения “АРГУМЕНТАЦИЯ КАК БАРЬЕР ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ-РАССУЖДЕНИЕМ”

Из опыта работы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения

АРГУМЕНТАЦИЯ КАК БАРЬЕР ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ-РАССУЖДЕНИЕМ

Федорова С.Д.

(с. Намцы, Республика

Саха (Якутия), Россия,

МБОУ «Намская СОШ № 2»,

fsd385@mail.ru)

 

Методика обучения сочинению-рассуждению пока еще освещена недостаточно. Может быть, поэтому данный вид работы проводится в школе без определенной системы. Между тем сочинение-рассуждение в русской и советской школе известно давно и уже накоплен значительный опыт его проведения [1-12].  В данной статье предлагается один из вариантов организации работы по написанию сочинения-рассуждения на нравственную тему, методика которого освещена недостаточно.

Сочинение-рассуждение – это особый жанр и вид задания повышенной сложности на экзамене в 9 и 11 классе. Данное задание требует определенной подготовленности учащегося, так как проверяется по определенным критериям. Опыт работы показал, что наибольшее затруднение в данном задании вызывает умение приводить примеры из собственного опыта. Аргумент (-ы) – структурный (-е) элемент(-ы) рассуждения: тезис развивается и доказывается в сочинении-рассуждении с помощью аргумента; аргументы обобщаются в выводах [2]; аргументация – доказательство, обоснование высказанной мысли [2].

Во всех методических рекомендациях считаются «детскими, уровня ученика 5 класса» примеры «о бродячем котенке, щенке, которого я накормил(а)» или о тете, соседе, который «очень добр, всегда всем помогает, он являет собой пример доброты и милосердия».

Выпускники часто, не видя больших проблем с приведением примеров из прочитанного текста, не могут вспомнить примеры из литературы, истории, общественных явлений. Это обусловлено многими причинами, в основном это обусловлено предметными (небольшой читательский опыт), и метапредметными и личностными навыками (неумение сосредотачиваться в нужный момент, распределять время). При этом не всегда те, кто не смог привести соответствующий аргумент – это так называемые «слабоуспевающие» ученики. В этом числе бывают и те, кто много читает, и не только по школьной программе, или те, кто отлично знаком с историей, но в нужный момент, кроме пресловутой «Репки», не может вспомнить ничего.

Часто встречается практика, когда весь выпускной класс пишет сочинение, приводя в пример одно и то же произведение из школьной программы. Данное «автоматическое письмо» не может называться сочинением, а тем более рассуждением. Сочинение – это творческая работа, которая на экзамене проверяется по определенным критериям, но способов введения, формулировок тезиса много, а еще больше выбора в аргументировании. Здесь учителю должны помочь собственные подростковые, молодежные способности и увлечения. Много сказано про информационную безопасность и проведение времени в сети, которой подвержены все подростки. И здесь нельзя оставлять без внимания присущую юности любознательность. Так или иначе, они встречаются с постами, историческими страницами про войну, героев нашего времени, спортсменов, ученых, бизнесменов, интересными историческими фактами, которые интересно читать, потому что они в сети, а не в учебники, а зачастую этого и нет в учебниках.

Почти все юноши, увлекающиеся спортом, знают чемпионов своего и не только вида спорта. В основном, это люди, которые прославили свою страну и себя громкими победами, благодаря своему упорству, труду, целеустремленности, которые шли к своим победам, несмотря на поражения, боль. Кроме этого, это люди, которые много сделали  и делают для того, чтобы мальчишки и девчонки занимались спортом в специализированных местах, строят футбольные поля, спортзалы, занимаются благотворительностью. Здесь боксеры вспоминают часто Майка Тайсона, парня из неблагополучного квартала, который стал легендой бокса. Футболисты вспоминают многих, начиная с Марадоны, заканчивая Аршавиным, Роналдо, Месси. Криштиану Роналду, в частности, строит на свои средства детские дома и центры помощи детям, занимается музыкальным образованием детей-сирот. Знание их биографии и спортивной карьеры помогает учащимся при рассуждениях на тему «Доброта», «Целеустремленность», «Сила воли», «Милосердие», «Человечность». Умение использовать знания учащихся, их увлечения играет особую роль – мы не навязываем им своих стереотипных примеров и показываем, что знания, добытые ими самостоятельно, также очень важны.

Многим учащимся очень интересны исторические данные, которые, если смогли их заинтересовать, остаются в памяти надолго. Часто подростки стремятся с ними поделиться. Но не всегда есть такая возможность, но при случае необходимо привлекать информацию, которой владеют учащиеся. Так, например, скульптура «Родина-мать зовет» – это вторая часть композиции из трех монументов с мечом Победы в разных городах. Первая часть – «Тыл – фронту» стоит в Магнитогорске, где ковали меч Победы. На нем рабочий передает меч солдату. «Родина-мать» символизирует то, что меч был поднят в Сталинграде, а третий монумент «Воин-освободитель» находится в Берлине, где советский воин-освободитель опустил этот меч. Эти факты учащиеся приводят в качестве примера на тему «Искусство», «Искусство и война», «Война», «Память о войне».

Таким образом, решается проблема приведения неуместного аргумента или же его отсутствия. Кроме этого, для личностного роста необходимо, чтобы учащиеся чувствовали свою значимость в конструировании собственного сочинения и урока. Ученик становится автором и соавтором собственной образовательной деятельности, помогает учителю или же затрудняющемуся однокласснику.

Учащиеся, преодолев этот так называемый «барьер аргументации», обычно успешно справляются со всем сочинением, четко формулируют свою позицию, получая максимальные баллы за сочинение. Так как уверенность в своем знании и правильности аргумента, обычно влияет на композиционную стройность и речевую связность всего текста.

В настоящий момент сложилась такая ситуация, что интернет изобилует готовыми примерами из литературы. Наша задача, как учителей не только русского языка, но и литературы, не относиться равнодушно к этому факту.  Подобные материалы подходят только в качестве образца, для того, чтобы использовать удобную форму и заполнить ее примерами из действительно прочитанной литературы или знакомой информацией. Нельзя забывать, что умение писать сочинение на нравственную тематику это один из критериев сформированности многих умений, в том числе личностных.

 

Литература:

1.​ Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1990. 112 с.

  1. Кувайцева-Солодовник Е.А. Организация работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА-9 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //pedsovet.org/component/option.

 

Из опыта работы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения “АРГУМЕНТАЦИЯ КАК БАРЬЕР ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ-РАССУЖДЕНИЕМ”