автор: Фиденко Наталья Александровна
Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №10 с.Каменная Балка Арзгирского района Ставропольского края
ДУМАТЬ… ЧУВСТВОВАТЬ… ТВОРИТЬ! (ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УРОКЕ К ТВОРЧЕСТВУ В ЖИЗНИ)
Фиденко Н.А.
учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №10
с.Каменная Балка Арзгирского района Ставропольского края
ДУМАТЬ… ЧУВСТВОВАТЬ… ТВОРИТЬ!
(ОТ ТВОРЧЕСТВА НА УРОКЕ К ТВОРЧЕСТВУ В ЖИЗНИ)
Аннотация
В статье исследуются разные подходы к развитию творческих способностей детей, представлены технологии, методы для формирования у учащихся подвижности, гибкости, образности мышления, умения делать выводы, находить новые нестандартные подходы в решении проблем, рассмотрены приёмы создания творческой атмосферы на уроках.
Ключевые слова: обучение творчеству, техника интерактивного обучения, теория решения изобретательских задач или (ТРИЗ), технология педагогических мастерских.
Key words: teaching creativity, interactive learning technique, theory of inventive problem solving or (TRIZ), technology of pedagogical workshops.
Нельзя чему-нибудь научить человека,
можно только помочь ему обнаружить
это внутри себя.
Г. Галилей
«Сей знания не только в памяти и сознании
твоих учеников, но и в их душах и сердцах…»
Ш.Амонашвили
Думать, чувствовать, творить – это девиз моей педагогической деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творческую активность школьника, повышать качество образования, эффективно использовать учебное время.
Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. В школе мы учим детей коммуникационным навыкам, правильным ценностям, умению искать новые решения, учим ребёнка быть личностью, быть собой.
Ведущая цель моей работы – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. С этой целью я не только учу детей самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения, но и развиваю у школьников творческое отношение к любому виду деятельности.
Творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей. Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности. Обоснование проблемы творческого развития учащихся можно найти в трудах Т. И. Тамбовкиной, В. А. Сухомлинского, А. А. Потебни, Стернберга и Любарта.
Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества Александр Наумович Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
- Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
- Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним.
- Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
- Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
- Способность памяти выдавать нужную информацию вовремя.
- Гибкость мышления.
- Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
- Лёгкость генерирования идей.
- Творческое воображение.
Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. С самого начала своей ученической деятельности школьник должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
Самым трудным для меня всегда было так организовать учебный творческий процесс, чтобы все ученики были не пассивными слушателями, а активными участниками урока. Главная сложность при этом видеть каждого ребёнка отдельно, управлять творческим поиском каждой группы и держать во внимании весь класс. Творчество ученика начинается с творчества учителя, поэтому в организации урока постоянно присутствует элемент творчества: составление опорных конспектов, создание проблемной, творческой ситуации, презентации, проектов, решение лингвистических задач …
Уровень развития творческих способностей зависит от выбранных учителем образовательных технологий и методов обучения. Систематически и целенаправленно развивая у детей подвижность, гибкость, образность мышления, я учу их думать, рассуждать, самим делать выводы, находить новые нестандартные подходы в решении проблем. Созданию творческой атмосферы на уроке помогают следующие приёмы: иллюстрирование, инсценирование, синквейны, ассоциативные эксперименты, творческие домашние задания, написание стихов, сказок, рассказов, творческие мастерские.
Особенностью ребенка среднего возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Роль фантазии эффективна на уроках развития речи.
Возможность анализировать свои внутренние ощущения ребята получают, работая над этюдами и эссе.
Писать их мы начинаем с пятого класса. Сначала эта работа даётся многим с большим трудом: ребятам трудно писать без шаблонов и штампов, описывать собственные переживания и переосмыслить их. Но постепенно они понимают, о чём писать, и размышления о небе и звёздах, о животных и цветах со временем «перерастают» в эссе о людях и обществе, о том, что значит быть человеком, о мире взрослых и детей. Погружаясь в себя и анализируя переживания, ребята начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояние своего собственного «я».
Хочется выделить виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.
- “Фантазия-картинка” – опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.
- Музыкальное сочинение – опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
- Свободное сочинительство – пиши, что хочешь!
- Сочинение – миниатюра. Большинство учащихся гораздо с большим желанием пишут сочинения-миниатюры, чем выполняют обычные упражнения учебника. Сильные ученики в сочинениях-миниатюрах оттачивают свое владение речью, стараются создать с помощью языковых средств зарисовку, стремятся к творчеству в полном смысле этого слова; учащиеся, которые слабее, видят в сочинениях-миниатюрах возможность проявить себя, увидеть хоть маленькое, но продвижение вперед, что, к сожалению, им не всегда удается в больших сочинениях.
Сочинения-миниатюры дают возможность развивать творческие силы учащихся, учат их самостоятельному использованию полученных сведений о языке, создают эмоциональный заряд: творчество никогда никого не оставляет равнодушным.
Также на уроках по развитию речи я использую педагогический приём «Если бы…», ученикам предлагается составить рассказ о том, что происходило бы при определённых условиях, если что-либо изменить.
Можно создать такой рассказ общими усилиями. Первый ученик произносит первое предложение «Если бы…». Следующий участник вторую часть предложения использует для начала своего предложения «Если бы…» и т.д.
Приведу пример:
Первый участник:
«Если бы в сказках не было зла, то все герои были добрыми»
Второй участник:
«Если бы все герои были бы добрыми, то не с кем было бы бороться»
Третий участник:
«Если бы не с кем было бороться, то все сказки стали бы скучными»
И так далее.
Происходит погружение в ситуацию, сослагательный характер предложений позволяет предположить, что случилось бы с литературным героем, как бы развивались события в произведении, если бы ситуация или поступки персонажа были другими. Своеобразный алгоритм развивает речь учащихся, воображение, умение прогнозировать и изменять ситуацию.
Учить детей самостоятельно добывать знания мне помогает техника интерактивного обучения. Цель её – создание условий, при которых ученик чувствует творческую успешность, свою личностно-духовную и эмоциональную ценность, интеллектуальную состоятельность. Роль учителя при этом только разработать план поиска, направлять учеников, координировать работу в группах.
Работая над поставленной задачей, ребята учатся культуре дискуссии и общения, учатся сотрудничать, слушать друг друга, обмениваются знаниями, идеями, каждый вносит посильную лепту в общее дело.
Я заметила, что психологический климат меняется, активно участвуют в обсуждении и решении поставленных задач даже те дети, которые обычно отмалчиваются, а иногда они приходят к очень интересным выводам.
Эта техника повышает ответственность учителя. Необходимо владеть всей информацией, время от времени умышленно создавать перед группами «тупиковые» ситуации, которые иногда требуют вмешательства учителя. В данном случае «запрос» о новых знаниях идёт от учеников. Но ни в коем случае, подойдя к группе, учитель не подсказывает, а направляет её дальнейший поиск. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.
Интерактивное обучение предполагает нестандартный подход к организации занятий. Чем неожиданнее будет представлена проблемная ситуация, тем больше надежд на высокий обучающий эффект.
В каждом ребенке нужно развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Учеников нужно как можно чаще ставить в позицию автора или героя, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои мысли, эмоции, отношение. Технологический приём РАФТ направлен на создание письменных текстов определённой тематики. Название произошло от первых букв слов.
R — role (роль)
A — audience (аудитория)
F — format — (форма)
T — topic (тема)
Суть приёма заключается в описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причём «исполнитель» роли должен учитывать и все обстоятельства, в которые попадает его персонаж.
Данный приём учит рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, развивает умение анализировать проблемы, вносить свои оценки и формулировать собственные выводы. Учащиеся индивидуально, а лучше в группах погружаются в содержание, «вживаются» в обстоятельства и, опираясь на знания, импровизируют, дают нравственную оценку героям и событиям. А могут быть задания совсем простые: «Представь, что ты глагол. Расскажи о себе».
Для того, чтобы повысить эффективность и успешность обучения школьников я использую одну из инновационных технологий – Теорию решения изобретательских задач или (ТРИЗ). Эта технология развивает творческое мышление, способствует разностороннему развитию личности, нестандартного мышления школьника, помогает осваивать знания в разных видах деятельности.
Приемы ТРИЗ. Методический прием «Составление загадок»
Детям нравится раскрывать тайны, загадывать секреты. Моделей составления загадок много.
Модель 1. С опорой на сходство по признаку
- Придумать, о чем будет загадка.
- Выделить у этого объекта основные 3-4 свойства.
- К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством. Добавить слова-связки и получить загадку.
Полосатый, но не зебра;
Круглый, но не мяч;
Сочный, но не апельсин.
Модель 2. С опорой на сходство по действию
Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанные с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.
Пылает, как солнце,
Греет, как печь,
Сложен из деревяшек, но не дом.
Модель 3. С опорой на отличие
Подумать, на какой объект похожа отгадка и чем от него отличается. Загадка про собаку:
Похожа на игрушку, но живая,
Похожа на волка, но добрая,
Может быть другом, но не человек.
Развивают мышление, воображение приёмы «Полиномы фантазии», «Бином фантазии».
Би – это два, значит, состоит из двух частей. В “биноме фантазии” берутся случайные слова, которые никак не ассоциируются друг с другом. Именно тогда, на мой взгляд, могут появиться занимательные или фантастические рассказы.
Например, возьмем два слова: “жираф” и “машина”. Я предлагаю двум ученикам одновременно на доске написать два существительных.
Самый простой способ их связать – это использовать предлоги и изменить падеж. Получается несколько словосочетаний.
Жираф с машиной У жирафа машина Жираф в машине и т. д.
Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания рассказов, сказок.
В «Полиноме фантазии» ребята загадывают любое слово из 3 букв. (Например, М И Р)
Под «М» пишут слова, обозначающие предмет (существительные)
Под «И» – слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)
Под «Р» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?».
Задание – составить предложение из слов, на основе этого предложения создать собственное произведение: рассказ, сказку, стихотворение.
Для управления эффективным учебным процессом нам необходима постоянная обратная связь с учащимися. На помощь приходят синквейны, хокку, диаманты, центоны. Я их использую на различных этапах урока и русского языка и литературы, а также в качестве домашнего задания. Это может быть работа и индивидуальная, и групповая. Составление синквейна приводит к осознанию того, что «художественное творчество» интересно.
В своей практике я использую приём, рассчитанный на рефлексию учащихся – «Синквэйн». Ребятам предлагается задание, составить небольшую схему из пяти строчек, напоминающую белый стих.
Хокку – нерифмованное стихотворение из 3 строк или 17 слогов.
Прием «Диаманты» – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме:
Строчка первая: тема (существительное)
Строчка вторая: определение (два прилагательных) Строчка третья: действие (три причастия) Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных) Строчка пятая: действие (три причастия) Строчка шестая: определение (два прилагательных) Строчка седьмая: тема (существительное) |
Лист дерева – рождение
зеленый, яркий светящийся, растущий, цветущий жара, движение, солнце, пища увядающий, желтеющий, падающий коричневый, старый смерть |
Центон – стихотворение, целиком составленное из известных предполагаемому читателю строк других стихотворений. “Выхожу один я на дорогу,
В старомодном ветхом шушуне.
Ночь тиха, пустыня внемлет богу,
Не густи так шибко обо мне”
Меня всегда беспокоил вопрос, как построить учебный процесс, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в дело, чтобы не осталось ни одного равнодушного.
В своей работе я часто использую технологию педагогических мастерских. Цель её не прямая передача информации, а совместный поиск знаний. Педагогическая мастерская- это такая форма обучения, которая предоставляет условия для получения каждым участником новых знаний и нового опыта посредством самостоятельного или коллективного открытия.
Суть педагогической мастерской в организации учебно-воспитательного процесса, при которой создаётся творческая атмосфера, психологический комфорт, который способствует росту личности ученика и учителя, дарит радость сотворчества. В мастерской ребёнок способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске. И важен не столько результат, сколько сам процесс, в котором реализуются законы проблемного обучения. Деятельность выглядит так: творческий процесс – творческий продукт.
Закон мастерской – делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. Именно поэтому и нет “точных методик” по проведению мастерских, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свои мастерские.
Проводимая работа позволяет получать прочные результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. У обучающихся повысились качество знаний и результативность участия в олимпиадах, конкурсах, исследованиях, развиваются творческое воображение и мышление, творческие способности, универсальные учебные действия, что подтверждают их достижения и победы в конкурсах «Лучший урок письма», «Всероссийский конкурс сочинений», «Сказка в новогоднюю ночь», «Северный Кавказ на творческой волне», «Слёт Отечество», «Дети и книга» и других.
Если бы существовала такая книга, в которой можно было найти ответы на все вопросы. Но это слишком легко. Народная мудрость говорит: «То, с чем я родился, – подарок Бога. То, с чем я умру – мой подарок Богу!» Каждый человек выбирает свой путь. А я учу детей жить творчески, полагаться на собственные силы и нести свет людям.
Список использованной литературы
- Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников / З.А. Абасов // Школьные технологии. – 2000. – №2. – С.57-61.
- Гин А.А. Приёмы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность / пособие для учителя – М.: Вита – Пресс, 2004.
- Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001
- Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.
- Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному
творчеству. 2-е изд., испр. М.: МГАУ, 2002. 120 с. - Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. – М.:Просвещение, 2002.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / [Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат]. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 272 с.
- Петрусинский В.В Игры – обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994
Интернет – источники
http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя%20технология&clid=1882611&lr=2
http://murzim.ru/nauka/pedagogika
http://yandex.ru/yandsearch?text
http://www.bibliofond.ru/view.aspx