автор: Харченко Анна Игоревна

Учитель-сурдопедагог МКОУ С(К)ОШ

Особенности построения универсальной безбарьерной среды обучающихся с нарушением слуха в рамках реализации ФГОС НОО

Особенности построения универсальной безбарьерной среды обучающихся с нарушением слуха в рамках реализации ФГОС НОО

 

сурдопедагог: Харченко А.И.

 

Сейчас общество начало осознавать, что дети с особенностями в развитии должны иметь равные возможности с другими детьми.

О необходимости создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием, указывал еще Л. С. Выготский. Он считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. А исходной точкой пересмотра специального образования должна являться ориентация на нормальных детей.

Одно из приоритетных направлений социальной политики современной России – повышение доступности и качества образования для всех категорий граждан. Ключевым ориентиром системы образования сегодня является создание специальных условий для развития и самореализации каждого ребенка. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1]. Одно из условий предоставления равного доступа к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это создание универсальной безбарьерной среды. Универсальная безбарьерная среда – это среда, которая обеспечивает получение образовательной услуги в учреждениях образования всем маломобильным категориям детей-инвалидов, предусматривает устройство общих универсальных путей движения и приспособления для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания [2]. Особые образовательные потребности у детей с нарушением слуха задаются спецификой слуховых нарушений, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования.

К категории детей с нарушением слуха относятся дети cо стойким необратимым и двусторонним нарушением слуховой функции, при котором нормальное речевое общение с окружающими затруднено или невозможно. Слабослышащие и позднооглохшие дети к школьному возрасту имеют разный уровень психического развития, в том числе и речевого, который зависит не только от степени понижения слуха, но и от времени возникновения первичного дефекта, условий дошкольного воспитания, наличия или отсутствия педагогического воздействия, индивидуальных особенностей ребёнка. Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, наличие педагогической помощи, речевая среда, в которой находился ребенок. Многообразные сочетания этих фактов обусловливают вариативность речевого развития.

Уникальность ситуации с имплантированными детьми заключается в том, что их социально-психологический статус меняется в процессе постоперационной реабилитации трижды. До момента подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в соответствии с устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой тугоухостью, оглохший (сохранивший речь или теряющий ее). После подключения процессора состояние слуха детей уравнивается – все благополучно прооперированные становятся детьми, которые могут ощущать звуки интенсивностью 30-40 дБ, что соответствует легкой тугоухости (1 степень по международной классификации). Статус детей меняется. Они уже способны воспринимать звуковые сигналы, надежно воспринимать неречевые звучания и реагировать на них. Однако ребенок продолжает вести себя в быту как глухой человек, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха. Для него по-прежнему важны зрительные опоры и привычные средства восприятия речи и коммуникации: чтение с губ, письменная речь, дактилология, жестовая речь, привычка контролировать произношение при помощи кинестетических опор и др. До тех пор, пока не завершится первоначальный этап реабилитации, т.е. пока не произойдет перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими на естественный лад, он сохраняет этот особый (переходный) статус. Благополучное завершение первоначального этапа реабилитации означает, что ребенок с кохлеарными имплантами встал на путь естественного развития коммуникации, и его статус вновь изменился – он начинает вести себя и взаимодействовать с окружающими как слышащий и начинает демонстрировать естественное («слуховое») поведение в повседневной домашней жизни. После подключения процессора состояние слуха детей меняется и уравнивается, поэтому более важными становятся различия в развитии вербальной и невербальной коммуникации и характеристика сенсорной основы, на которой она была сформирована.

Относительно позднооглохших детей важно отметить, что после операции кохлеарной имплантации позднооглохший ребёнок, не имеющий выраженных дополнительных отклонений в развитии, восстанавливает возможность коммуникации в течение 1-3 месяцев. В этом случае прекращается (а чаще всего предотвращается) процесс распада речи.

В последние десятилетия число детей перенесших операцию КИ неуклонно растёт.

Для детей с нарушением слуха в рамках ФГОС НОО предусматривается создание образовательных условий, учитывающих их особые образовательные потребности, в том числе в развитии коммуникации и речи.

В структуру особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся входят:

– использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию оптимальных путей обучения;

– обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, дополнительного образования, так и в процессе индивидуальной работы;

специальная работа по обучению словесной речи (в устной и письменной формах) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды;

– активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;

– специальная работа по формированию и развитию возможностей восприятия звучащего мира – слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухо-зрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;

– специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций (задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства и т.д.), использовать тон голоса, ударение и естественные жесты, чтобы дополнить и уточнить смысл, умения вести групповой разговор;

– условия обучения, обеспечивающие обстановку эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего, установка педагога на поддержание в ребенке с нарушением слуха уверенности в том, что в школе и классе его принимают, ему симпатизируют, придут на помощь в случае затруднений.

– специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

– специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

– специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка, «проработке» его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;

– психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и общеобразовательной организации;

Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Одним из важных условий  является уровень квалификации работников, реализующих ФГОС НОО слабослышащих  для каждой занимаемой должности он должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование в области сурдопедагогики:

– по специальности «Сурдопедагогика» с получением квалификации «Учитель-сурдопедагог».

Лица, имеющие высшее педагогическое образование по другим специальностям, направлениям, профилям подготовки для реализации программы коррекционной работы должны пройти профессиональную переподготовку в области сурдопедагогики с получением диплома о профессиональной переподготовке установленного образца либо получить образование по профилю подготовки «Сурдопедагогика» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Педагогические работники – наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемой должности направлению (профилю, квалификации) подготовки должны иметь документ о повышении квалификации в области инклюзивного образования детей с нарушением слуха установленного образца.

Руководящие работники (административный персонал) – наряду с высшим профессиональным педагогическим образованием должны иметь удостоверение о повышении квалификации в области инклюзивного образования детей с нарушением слуха установленного образца.

При необходимости в процесс реализации ФГОС НОО образовательная организация может временно или постоянно обеспечить (по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии) участие тьютора который должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование и диплом о профессиональной переподготовке по соответствующей программе установленного образца.

Материально-техническое обеспечение школьного образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся должно отвечать их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся должна быть отражена специфика к:

  • организации пространства, в котором обучается слабослышащий и позднооглохший обучающийся;

Важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с нарушением слуха, является:

  1. наличие текстовой информации, представленной в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях, предупреждающей об опасностях, изменениях в режиме обучения и обозначающей названия приборов, кабинетов и учебных классов;
  2. дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
  3. обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.

Учебные кабинеты, оборудуются звукоусиливающей аппаратурой, отвечающей современным аудиологическим и сурдопедагогическим требованиям, способствующей развитию слухового восприятия обучающихся (стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования с дополнительной комплектацией, при необходимости, вибротактильными устройствами или беспроводной аппаратурой, например, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение); в образовательной организации необходимо иметь приборы для исследования слуха – тональный и речевой аудиометры. В течение всего учебного дня и во внеурочное время ребенок пользуется слуховыми аппаратами с учетом медицинских рекомендаций. В классных помещениях необходимо предусмотреть специальные места для хранения FM-систем, зарядных устройств, батареек. Каждый учебный класс может быть оборудован рабочими местами с компьютерами для обучающихся.

Требования к организации рабочего места.

Парта ученика с нарушением слуха должна занимать в классе такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и лица большинства сверстников. Рабочее место обучающегося должно быть хорошо освещено. На парте ребенка предусматривается размещение специальной конструкции, планшетной доски, используемой в ситуациях предъявления незнакомых слов, терминов, необходимости дополнительной индивидуальной помощи со стороны учителя класса.

  • техническим средствам обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей;

Обязательным условием является обеспечение слабослышащего и позднооглохшего ученика индивидуальной современной электроакустической и звукоусиливающей аппаратурой. Бинауральное (двустороннее) слухопротезирование современными цифровыми слуховыми аппаратами и/или двусторонняя имплантация и/или одновременное пользование имплантом и индивидуальным слуховым аппаратом (с учетом медицинских показаний) позволяют повысить эффективность восприятия звучащей речи и неречевых звучаний, а также локализовать звук в пространстве, в том числе быстро находить говорящего. Целесообразно оснащение учебного процесса дополнительными техническими средствами, обеспечивающими оптимальные условия для восприятия устной речи при повышенном уровне шума. Среди них коммуникационные системы (системы FM-радио), программно-аппаратные комплексы (Soft –board, мультимедиа и оверхед–проекторы), видео и аудио системы, технические средства для формирования произносительной стороны устной речи, в том числе позволяющие ребенку осуществлять визуальный контроль за  характеристиками собственной речи.

Кабинеты индивидуальных занятий для проведения коррекционной работы должны быть оснащены стационарной аппаратурой индивидуального пользования, при необходимости, с дополнительной комплектацией вибротактильным устройством, визуальными приборами и специальными компьютерными программами для работы над произношением, компьютерными программами для развития слухового восприятия, зеркалом (для работы над произношением). Кабинеты музыкально-ритмических занятий и занятий по развитию слухового восприятия и технике речи оснащаются индукционной петлей или аппаратурой, использующей радиопринцип или инфракрасное излучение.

Опыт работы в МКОУ СКОШ показывает, что использование специальной звукоусиливающей аппаратуры позволяет максимально расширить слуховое поле, развить остаточный слух ребенка, приблизить речь к норме. Дети получают возможность более точно и в большем объеме воспринимать на слух речевой материал и воспроизводить его правильно с соблюдением интонации. Верботональный метод обучения дает возможность реабилитации детей со значительной потерей слуха.

Специальными условиями является также продуманность освещенности лица говорящего и фона за ним, использование современной электроакустической, в том числе звукоусиливающей аппаратуры, а также аппаратуры, позволяющей лучше видеть происходящее на расстоянии (проецирование на большой экран). Из опыта работы в коррекционной школе можно сделать выводы, что работа с интерактивной доской,  повышает уровень восприятия материала слабослышащими детьми за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой, тактильной. Слабослышащие учащиеся овладевают азами работы на компьютере с первого класса. Знаковая система общения быстро запоминается глухими, так как наглядно-образное и наглядно-действенное мышление зачастую превалирует у учащихся над словесно-логическим.

В нашем учреждении в работе с детьми с нарушением слуха проходит работа с использованием программы SMART NOTEBOOK которая способствует решению одной из важнейших задач на уроках в классе слабослышащих –  развитие речи учащихся. Страницы программы позволяют им не бояться того, что они не подберут при ответе нужное слово, фразу, не смогут грамотно, соблюдая смысловую целостность, выразить свою мысль. Информация, представленная визуально, хорошо запоминается. Происходит активизация не только мышления, но и памяти учащихся. Необходимо отметить, что работа по созданию и использованию этой программы активизирует познавательную деятельность учащихся, влияет на формирование мышления, связной устной речи, способствует развитию творческого потенциала, повышает эффективность учебного процесса, использование  ярких, многоцветных схем и анимации в сопровождении звука развивает интерес к предмету. В МКОУ СКОШ также созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств и технологий. В связи с этим кабинеты нашего образовательного учреждения оснащены техническими средствами обучения: слухоречевым комплексом КСР-01 «Биомедилен», индукционной петлёй, логопедическим тренажером “Дэльфа-142.1”, ноутбуками, компьютерами, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, МФУ.   

  • обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) слабослышащих и позднооглохших обучающихся;

В процессе реализации ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся в рамках сетевого взаимодействия при необходимости должны быть организованы консультации специалистов медицинских и других организаций, которые не включены в штатное расписание Организации подбора технических средств коррекции (слуховые аппараты и кохлеарные импланты).

  • Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным электронным приложениям, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с нарушением слуха.

Реализация ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся предусматривает использование базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья, к которым с учетом особых образовательных потребностей применяются специальные приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что создание специальных условий образования является залогом успеха учащихся с нарушением слуха, а школа предоставляет возможность для реализации права учащихся на получение качественного образования. Понятно, что дети с нарушениями в развитии получают преимущества от инклюзивного обучения, так как приобретают ценный опыт взаимодействия. А социальное развитие возможно только в окружении людей, в столкновении с разными социальными ситуациями.   Но от  инклюзии выигрывают и обычные дети. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки. Обучаясь вместе с  инвалидами, дети становятся более заботливыми, у них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивный опыт формирует по-настоящему свободную личность. Такой ребёнок, вырастая, может свободно общаться с кем-то, отличающимся от него. Он видит и ценит скрытые перспективы и способности тех, кого принято считать ограниченным по возможностям.  Инклюзия — это не про жалость, не про сострадание.  Инклюзия – это признание индивидуальности каждого ребёнка и построение общества без крена в сторону сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных.

 

Особенности построения универсальной безбарьерной среды обучающихся с нарушением слуха в рамках реализации ФГОС НОО