автор: Чегошева Марина Анатольевна
учитель истории Кемеровская область, Гурьевский район. МБОУ “Малосалаирская СОШ”
«Индивидуально-дифференцированный подход в обучении на уроках истории»
Чегошева Марина Анатольевна
Учитель истории,
МБОУ Малосалаирская СОШ
«Индивидуально-дифференцированный подход в обучении на уроках истории»
Планируя урок, учитель пытается ответить на вопрос, как сделать так, чтобы ребенок учился с желанием независимо от имеющихся у него способностей и не просто усваивал готовые знания, но и развивал свои навыки, умения. Это можно достичь благодаря технологии личностно-ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской. В этой технологии утверждается, что учение есть не производная от обучения, а самостоятельный источник развития. Поскольку центром всей образовательной системы является индивидуальность личности, то есть ее методическую основу составляет индивидуализация (организация учебного процесса) и дифференциация (методика проведения урока).
Свою задачу как педагога я вижу в том, чтобы через уроки истории и обществознания, а также через внеурочную работу по предмету обеспечить развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся путем метода дифференцированного подхода.
Основное назначение дифференцированного подхода состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы. Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей. На основе выполнения диагностических работ, наблюдений объединяю детей в группы. Особенность этих групп состоит в том, что один и тот же ученик может находиться в различных группах; более того, в пределах изучения одной темы его положение в группе тоже может меняться. Стараюсь объединить учащихся в группы по умению работать самостоятельно. Здесь уже степень самостоятельности ребенка становится признаком дифференциации учебной работы. Используя идеи педагогической науки о способах управления учебной деятельностью, можно разработать логические схемы, с помощью которых эффективно совершается дифференцированный подход к учебной деятельности школьников в процессе изучения сложного материала. Как правило, дифференциация обучения проводится в рамках фронтальной работы, когда учащиеся заняты решением общих учебных заданий. Такой подход создает равные возможности для всех детей, так как слабый может перейти к более сложному заданию. Перед использованием дифференцированных заданий предусматриваю пути, какими каждый учащийся группы может прийти к решению поставленной перед ним цели. И соответственно работает каждый ученик. Конечным результатом усилий учителя и учеников будет усвоение материала программы всеми учениками без исключения, хотя усвоят они учебный материал разными путями. Деление детей на группы не носит постоянный характер. Учащиеся не знают о том, к какой группе каждый из них относится в данное время. Это способствует установлению в классе атмосферы товарищеской взаимопомощи, доброжелательных взаимоотношений, нет случаев зазнайства сильных учеников, и не вырабатывается комплекс неполноценности у слабых учащихся.
Главным методическим принципом дифференциации обучения считают четко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме. Приведу примеры, в которых прослеживается сочетание этих форм на различных уроках. Фронтальная работа: класс выполняет общее для всех задание. Индивидуальная работа: учитель в это время подходит к парте и помогает ученику, не мешая остальным. Своевременная помощь слабому ученику в процессе восприятия нового материала ведет к тому, что уже на первых уроках изучения новой темы такой ученик усваивает необходимый минимум знаний и дальше движется вместе со всем классом. Но я все время даю возможность слабым ученикам работать удобным для них способом. Индивидуальная карточка, которую получает каждый ученик класса, напоминает детям, каким способом можно решить любую задачу. Карточка-подсказка для слабого ученика содержит подробное описание алгоритма действия, а для сильного ученика я готовлю совсем другие карточки. Групповая работа: два-три ученика, закончивших самостоятельную работу, с разрешения учителя осуществляют взаимопроверку знаний. Это является одним из видов поощрения. Фронтальная работа: класс под руководством учителя анализирует задачу, а потом самостоятельно решает по вариантам аналогичную. Групповая работа: взаимопроверка выполненной работы. Индивидуальная работа: комментирование учащимися способов выполнения задания. Причем комментировать может как сильный, так и слабый ученик. Фронтальная работа: класс получает общее задание. Групповая работа: учащиеся тихо советуются друг с другом, пользуясь алгоритмом к установлению связей между величинами задачи и ходом ее решения. Индивидуальная работа (проводится одновременно с групповой): один из учащихся продумывает по индивидуальной карточке ответ. Фронтально-индивидуальная работа: подготовленный ученик анализирует задание, привлекая к этой работе класс (ставит вопросы, вызывает кого-нибудь из товарищей для ответа). Постепенное усложнение заданий на всех уроках открывает перед учащимися возможность перейти на более высокий уровень познавательной деятельности. Задания предлагаются на специальных карточках с указаниями условий их выполнения. Дети сами могут выбрать задание (легкое или более трудное). Это формирует соответствующую самооценку учащимися своих возможностей. Все решения дети записывают в тетрадях и показывают учителю. Это обеспечивает обратную связь, благодаря чему я имею возможность подготовить дифференцированные задания к следующему уроку. Иногда возникает необходимость увеличить количество этапов, используя «эстафету» заданий по вариантам.
Велика роль и дифференцированных домашних заданий, которые я также стараюсь индивидуализировать. Но, дифференцируя домашние задания, я делаю это с таким расчетом, чтобы проверка их не занимала более 3—5 минут. Как правило, я даю домашнее задание в одном варианте, но дети, которым нужна помощь, получат от меня дополнительно образцы, опорные схемы, памятки. Но для некоторых учеников я готовлю индивидуальные домашние задания, которые позволяют детям работать не только в соответствии с их уровнем подготовленности, но и соответственно уровню их индивидуальных возможностей. При этом важно учесть и самых слабых, и самых сильных учащихся.
Список литературы:
- Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. – Новосибирск: НГПУ, 2003, – 243 с.
- Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998, – 137 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 576 с.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
- Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.:Сентябрь, 1996-96с.
- Якиманская И.С Технология личностно-ориентированного образования М.2000