автор: Черезова Наталья Сергеевна
воспитатель МБДОУ “Детский сад №47 “Ладушки”
Советы родителям по воспитанию звуковой культуры речи у детей четвертого года жизни
Черезова Наталья Сергеевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 47 «Ладушки»
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.
В этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата. Малыши начинают правильно произносить многие звуки родного языка, слова со стечением двух-трех согласных. В связи с укреплением мышц языка (кончика и средней его части) согласные звуки смягчаются реже («санки» вместо «сянки»).
Как правило, большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими: [ш] на [с] (вместо «шапка» — «сапка»), [ж] на [з] («жук» — «зук»), [ч] на [ц] («чайник» — «цайник»), [щ] на [с’] («щетка» — «сетка»); сонорные согласные [р], [р’], [л] заменяют звуком [л’], реже [й]: «либа», «йыба» вместо «рыба», «лепа» вместо «репа», «ляпата», «йапата» вместо «лопата». Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые раньше ребенок произносил правильно, например, вместо [с], [з] — [ш], [ж] «(шумка» вместо «сумка»).
В сложных словах дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки, слоги, например, слово «температура» — «тематура», «вертушка» — «левтуска».
Еще не все дети обладают способностью управлять своим голосовым аппаратом, то есть в зависимости от содержания высказывания менять громкость, высоту голоса, темп речи.
В этом возрасте совершенствуется речевой слух. Несмотря на то, что дошкольники еще не могут правильно произносить отдельные звуки, большинство из них подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников. Малыши понимают, что слово может звучать правильно или неправильно, но не в состоянии указать, какой звук произнесен неверно.
Таким образом, к четырем годам ваш малыш: правильно произносит звуки П, Б, Т, Д, Ф, В, К, Г, X, М, Н, С, 3, Ц, у некоторых детей появляются шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, с появлением этих звуков наблюдается смешение свистящих и шипящих звуков, отсутствуют соноры: Л, Р, Рь.
Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка, в том числе и на развитие звуковой стороны речи.
Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
– тренируйте артикуляционный (речевой) аппарат ребенка с помощью проведения несложных упражнений:
- Улыбка: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и низние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет 1 до 5-10.
- Трубочка: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении под счет 1 до 5-10.
- Домик открывается: слегка улыбнуться медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: а-а-а), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
- Чередование «трубочка» – «улыбка» – «домик открывается»: проводится в форме игры «Делай, как я».
- «Лягушка»: ребенок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает ее на место. Упражнение выполняется 5-10 раз.
- «Зайчик»: ребенок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает ее обратно. Упражнение выполняется 5-10 раз.
– развивайте дыхание и голоса с помощью следующих упражнений:
Для развития правильного речевого дыхания полезно проводить ежедневно (от 2-6 минут) следующие упражнения:
– дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу; пускать в тазу уток, лебедей, лодки, кораблики; приводить в движение крылья мельницы; сдувать тычинки с созревших одуванчиков; играть на детских духовых инструментах;
– дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, лёгких бумажных птичек;
– сдувать со стола, с руки снежинки из бумаги.
– надувать резиновые игрушки;
– дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке;
– играть в мыльные пузыри.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания полезно проводить ежедневно (от 2-6 минут).
Ребёнку 3-5 лет полезны игры, в которых приходится говорить тихо или шёпотом. Например,игра в «Эхо»: взрослый произносит слово громко, а ребенок повторяет тихо. Полезно произносить уже заученный стишок так: первую строчку взрослый произносит громко, а вторую ребенок произносит тихо и т.д.
– упражняйте детей в различении разных звуков по слуху (карканье вороны, кукование кукушки, пение жаворонка, петуха, и т. п.). Попробуйте задавать ребёнку следующие вопросы «Что он слышит в начале слова АУ, какой звук?».
Уважаемые родители, придерживайтесь следующих правил:
– не искажайте слова, говорите правильно и отчётливо. Речь ребёнка развивается путём подражания речи близких людей. Вот почему ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении;
– ошибки в речи ребёнка исправляйте мягко, но настойчиво. Не ругайте его;
– развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков;
– пойте песни.
Необходимо помнить, что всякое занятие должно приносить ребенку только положительные эмоции, ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка, любое, даже незначительное, проявление интереса ребёнка к речевым занятиям должно подкрепляться похвалой!
бесплатная публикация педагогического материала в СМИ