автор: Черезова Наталья Сергеевна
Воспитатель МБДОУ “Детский сад №47″Ладушки”
Рекомендации по организации зеленой зоны природы на участке и в помещении ДОУ
Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №47 «Ладушки» Черезова Н.С.
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.
Природная зона включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: групповые уголки природы, холлы с природными объектами, озелененная территория детского сада, экологическая тропа.
Организуя природную зону в ДОУ необходимо опираться на нормативные документы в области дошкольного образования, в частности на содержание СанПиН 2.4.1.3049-13 для ДОУ.
В п. 6.11 отмечается, что размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. Поэтому в группе или раздевальном помещении оборудуются Центры природы, включающие комнатные растения, а также временные объекты природы, например мини-город на окне – лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делает выгонку веток.
Уголок природы должен быть правильно оборудован – без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. В каждой возрастной группе должно быть два функциональных места – для выполнения трудовых операций и для хранения предметов ухода за комнатными растениями. В Центре природы желательно иметь лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений(3-4 штуки), фартучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому оно хранится в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартучки могут висеть в туалетной комнате.
Центр природы в группе включает и дидактические пособия: игры, картины, макеты согласно требованиями Программы. Большое значение в развитии ребенка имеет и природный материал: шишки, жёлуди, палочки, ракушки и др.
Помимо Центров природы в группах в помещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение.
В зимнем саду преобладают растения, поэтому он должен иметь хорошее освещение – естественное через большие окна, стеклянную крышу или искусственное. В этом случае можно выращивать самые различные растения. Возле южных солнечных окон хорошо устроить уголок пустыни, создав композицию из суккулентов. В противоположном углу, особенно если есть небольшой бассейн с фонтаном, можно подобрать влаголюбивые растения и создать тропическую композицию. Зимний сад позволяет создать настоящую коллекцию плодовых растений: комнатный лимон, мандарин, декоративный гранат, фейхоа, инжир, банановая пальма, кофейное дерево, чайный куст, лавр и др. При правильном уходе все эти растения будут плодоносить, что, естественно, порадует и взрослых, и детей. Зимний сад, так же как и комната природы, используется в разных целях –для ознакомительных занятий, труда, отдыха и общения с природой. Для отдыха детей и взрослых должны быть предусмотрены сиденья, которые позволяют расслабиться в наблюдении за растениями. Это могут быть декоративные деревянные скамеечки, пеньки или специальные легкие табуреты.
Рядом с комнатой природы и зимним садом должно быть подсобное помещение, в котором имеется кран с водой, ножная ванна, шкафы или полки для взрослого и детского инвентаря.
На участке детского сада также создается развивающая экологическая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом следует сажать различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и расцвечивает листья, дает гроздья ягод, которые привлекают птиц; у осины необычно дрожит листва; тополь быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды. На групповых участках могут расти – одиночные или группами – березы, очень красива свешивающимися ветвями раскидистая ива, прекрасен каштан –листьями и цветами-свечками. Высокие кустарники создают нижний защитный ярус, их сажают также по периметру между деревьями. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории, кроме подъездных путей и дорожек. Он создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле – именно там, где находятся дети.
Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет; кроме того, зелень перед глазами детей успокаивает их нервную систему.
На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей.
«Хвойный бор» получится, если небольшое свободное и светлое пространство засадить хвойными деревьями – елью и сосной. Со временем под ними образуется кислая земля, пригодная для некоторых видов комнатных растений. В бору можно наблюдать за елками, проводить зимние праздники. В нем сложится своя экосистема, определяемая хвойными деревьями: шишки привлекут клестов, дятлов, появятся насекомые, мхи и лишайники покроют почву, приживутся кислица, перелеска, плаун, а также черника, копытень (если их специально посадить). Рядом с елью и сосной целесообразно посадить лиственницу – красивое и необычное в познавательном отношении дерево. Но наибольшая ценность «хвойного бора» заключается в его оздоровительных свойствах – в выделении хвойными деревьями фитонцидов, очищающих воздух от болезнетворных бактерий. Прогулки в бору и вблизи него хорошо влияют на здоровье детей.
Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения. Воспитателю необходимо помнить, что урожай, который можно собрать в огороде и саду в городе, не пригоден для питания детей из-за почвенного загрязнения, но дошкольники приобретают некоторые элементарные навыки ухода за культурными растениями.
Целесообразно устроить миниполе со злаковыми культурами. , Фруктовый сад – это всегда красивое зрелище; кроме того, его плоды привлекают птиц, поэтому с детьми круглый год можно проводить познавательные мероприятия.
На большом участке детского сада в одном из тихих уголков можно устроить площадку природы, на которой будут сосредоточены разные сооружения и объекты природы: птичий столб, бассейн или ручеек с водой для игр и опытов, композиции из цветущих растений.
Обязательными для любого детского сада должны быть цветники – учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветников должно быть много: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение; на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках можно представить различные неприхотливые однолетние и многолетние растения (последних должно быть больше). Из многолетников подходят незабудки, золотые шары, топинамбуры (земляные груши, плоды которых можно давать животным), простые сорта лилий, ирисов, пионов; из однолетних – ноготки, космея, бархатцы, эшольция, петуния, настурция.
Цветущих растений должно быть много, особенно весной и в начале лета, когда дети еще не разошлись на летний отдых, и в сентябре, когда формируются группы, приходят новые дети и все возвращаются после летнего отдыха.
В последнее время актуальным является организация в ДОУ экологической тропы.
Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно- образовательной работы с детьми, просветительская работа с родителя воспитанников, работниками дошкольного учреждения. Она выполняет познавательную, развивающую функции.
Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.
Элементы экологической тропы в каждом ДОУ разнообразны. Так объектами экологической тропы могут стать:
– «СТАРЫЙ ПЕНЬ» Цель: содействовать развитию представлений о том, что «пень» – место обитания разнообразных живых существ (насекомых, жуков, растений);
– «МЕТЕОПЛОЩАДКА» Цель: побуждать детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы;
– «ПТИЧЪЯ ГОСТИНАЯ» Цель: содействовать ознакомлению детей с разновидностью птиц, развивать умения отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам;
– «СТРОЙНАЯ БЕРЁЗА» Цель: содействовать ознакомлению с деревом березы, как одним из символов России, расширять представления о строении дерева, характерных особенностях;
– «КЛУМБЫ И ЦВЕТНИКИ» Цель: развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; содействовать уточнению представлений о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива;
– «АЛЛЕЯ СОСЕН» Цель: содействовать уточнению представлений о хвойных деревьях, их сходстве и различиях;
– «МУРАВЕЙНИК» Цель: содействовать уточнению представлений о муравьях, их образе жизни и устройстве муравейника; о пользе насекомых;
– «СОРТИРОВКА МУСОРА» Цель: обобщить представления детей о принципами сбора, сортировки и переработки бытовых отходов, о разумном использованием отходов при изготовлении игрушек;
– «АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА» Цель: содействовать ознакомлению детей с одним из способов украшения ландшафта – альпийской горкой; показать сочетание разных оттенков зелени, ярких цветов и серых камней, помочь увидеть красоту окружающего мира;
– «ОГОРОД» Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях;
– ОБЪЕКТ «ФИТОГРЯДКА» Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства)
Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!