автор: Чичиекова Анастасия Александровна

Воспитатель МБДОУ “Усть-Канский детский сад”

Авторская разработка “Крупяная игротека”

МБДОУ «Усть-Канский детский сад»

 

Методическая копилка

«Крупяная игротека»

(Текст презентации)

 

Чичиекова Анастасия Александровна

Воспитатель средней группы

 

Усть-Кан

2018

Методическая копилка

«Крупяная игротека»

В настоящее время речевое развитие детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. В век информационных технологий, гаджетов, речь детей развивается позднее. В современной педагогике уделяется большое внимание этому вопросу. Одной из обязательных составляющих по развитию речи детей, является работа по совершенствованию мелкой моторики рук. Ведь уровень развития речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальчиков ребенка. Поэтому очень важно проводить такие игры.

С этой задачей прекрасно справляются игры с крупами. Крупа – не только ценный пищевой продукт, но и отличный развивающий игровой материал. В ходе игр с крупой у детей вырабатывается ловкость рук, умение управлять движениями пальчиков, умение концентрировать внимание на определенном действии, развивается восприятие цвета и формы.

Авторская разработка «Крупяная игротека» представляет собой комплекс игр и варианты сенсорных коробок на различные лексические темы. Подробное изучение игр с крупами, их группирование, описание развивающей цели к каждой игре, внесение новизны в классические игры с крупами составляют инновационную направленность авторской разработки. Это долгоиграющее и экологичное пособие для детей, позволяющее окунуться в мир занимательных игр. Помимо развивающего характера, эти игры примечательны тем, что их легко сделать своими руками. Дети могут принять непосредственное участие в подготовке данных игр, привносить новые элементы, атрибуты, а варианты игры разнообразны и безграничны. Крупяную игротеку могут применить в своей работе и другие педагоги детского сада. Музыкальный руководитель может провести дидактическую игру «Раздели по звуку», инструктор по физической культуре может применить несколько дидактических игр во время проведения спортивного досуга, логопед сможет при помощи сенсорных коробок, закреплять словарный запас по разным лексическим темам,  а психолог использовать игры с крупами для снятия напряжения детей, например, игру “Волшебный рис”, которая обладает успокаивающим расслабляющим эффектом.

В результате реализации авторской разработки, были отмечены положительные моменты, а именно:

  • Развитие мелкой моторики рук, повышение ловкости рук, движения пальчиков, что проявляется в бытовых моментах (во время одевания, управлении столовыми приборами, написании прописей в соответствии с возрастом, в рисовании и т.д.).
  • Расширение и закрепление лексики, словарного запаса по определенным лексическим темам во время игры с сенсорными коробками.
  • Развитие диалогической речи – во время совместной игры дети составляют диалоги между воображаемыми героями.
  • Развитие коммуникативных навыков – дети общаются друг с другом в процессе игровой деятельности, учатся быть дружными во время совместной деятельности.
  • Закрепление названий цветов во время игры (крупы окрашены в разные цвета).
  • Развитие психических процессов: внимания – дети учатся сосредотачиваться на одном действии; воображения – дети придумывают новые сюжеты игры.
  • Игры с крупами обладают успокаивающим эффектом, расслабляют детей, что особенно заметно на гиперактивных детях, детях с повышенной возбудимостью.
  • Повышение чувства собственной значимости, самооценки, самостоятельности – крупяная игротека была подготовлена совместно с детьми, в процессе этого дети радовались своему труду, результату своего труда.

Таким образом, крупяная игротека представляет собой ценный материал по речевому развитию детей, привносит разнообразие в игровую деятельность, помогает педагогу решать разносторонние задачи.

 

Игры с крупами

 

  1. «Божьи коровки» (развитие мелкой моторики рук)

Атрибуты: контейнер, горох, покрашенный в зеленый цвет, мелкие игрушки – божьи коровки, искусственные цветы, детский пинцет.

Варианты игры: ребенок играет с божьими коровками, пряча их в крупу; ребенок вытаскивает божьи коровки при помощи пинцета.

  1. «Заполни цветочки» (развитие восприятие цвета)

Атрибуты: контейнер, цветная фасоль, пинцет, палитра в форме цветка.

Ребенок сортирует фасоль по цветам, раскладывая фасоль в лепестки (пинцетом или пальчиками).

  1. «Собери бусы» (развитие художественного вкуса)

Атрибуты: контейнер, цветная вермишель, тонкий шнур.

Ребенок собирает бусы на свое усмотрение.

  1. «Нарисуй манкой» (развитие художественных способностей, воображения)

Атрибуты: цветной поднос, манная крупа, простые сюжеты для рисования.

Ребенок рисует пальчиками на подносе с манной крупой.

  1. «Волшебное ситечко» (развитие поисковой активности)

Атрибуты: контейнер, сито, манная крупа, цветные бусинки, цветная фасоль.

Ребенок просеивает манную крупу и находит спрятанные бусинки и фасоль.

  1. «Волшебный рис» (развитие восприятия цвета, снятие напряжения у детей)

Атрибуты: контейнер, цветной рис, лопатки, ведерки, воронки, мелкие игрушки.

Ребенок перекладывает рис в ведерки, заливают через воронку, перебирают рис, могут прятать и находить мелкие игрушки.

  1. «Заполни форму» (развитие мелкой моторики рук, закрепление названий геометрических форм, фигур)

Атрибуты: контейнер, формы для выпечки, цветная фасоль.

Ребенок заполняет формы фасолью.

  1. «Угадай на ощупь» (развитие тактильного восприятия)

Атрибуты: контейнер, горох, цифры, мелкие игрушки.

Ребенок угадывает на ощупь спрятанные цифры, мелкие игрушки.

  1. «Нарисуй рисунок» (развитие устойчивости внимания)

Атрибуты: контейнер, цветная фасоль, шаблоны для рисования фасолью.

Ребенок выкладывает шаблон рисунка фасолью.

  1. «Раздели по звуку» (развитие музыкального слуха)

Атрибуты: яйца от киндер-сюрпризов, заполненные разной крупой.

Ребенок распределяет по парам по звучанию.

  1. «Тактильные крышечки» (развитие тактильного восприятия)
    Атрибуты: крышечки с приклеенной крупой.
    Ребенок на ощупь составляет тактильные пары.

 

Варианты сенсорных коробок

 

  1. «Пляж» (активизация лексики по теме – пляж, песок, море, зонт, купаться, купальник и т.д.)

Атрибуты: поднос, пшено (манка), фасоль синего цвета, ракушки, крупные цветные бусины для имитации камней, зонтики для коктейлей, мелкие игрушки.

  1. «Африка» (активизация лексики – названия животных Африки)

Атрибуты: глубокий поддон(контейнер), манная крупа, мелкие игрушки – животные Африки, деревья, синяя фасоль для имитации водоема.

  1. «Север» (активизация лексики – названия животных Северных стран, слов лед, снег, холодно и т.д.)

Атрибуты: глубокий поддон (контейнер), манная крупа (кукурузная мука), мелкие игрушки – животные Севера, фасоль голубого, синего цвета для имитации моря.

  1. «Мир древних животных» (активизация лексики – названий древних животных)

Атрибуты: поднос, пшено, фасоль синего цвета, цветные бусины для имитации камней, мелкие игрушки – древние животные (динозавры и т.д.).

  1. «Мир насекомых» (активизация лексики – названий насекомых)

Атрибуты: горох, мелкие игрушки – насекомые, искусственные цветы.

  1. «Мир машин» (активизация лексики – машина, части машины, мост, дорога и т.д.)

Атрибуты: поднос разной крупой, мелкие машинки, деревянная игровая дорога, цветные бусины, фасоль.

  1. «Ферма» (активизация лексики – названий домашних животных)

Атрибуты: поднос с разной крупой, домик из конструктора, забор из конструктора, мелкие игрушки – домашние животные.

  1. «Лесные животные» (активизация лексики – названия лесных животных)

Атрибуты: поднос с горохом, шишки для имитации деревьев, сухие листья для имитации деревьев, спилы веток для имитации пней, синяя фасоль для имитации реки, мелкие игрушки – лесные животные.

Авторская разработка “Крупяная игротека”