автор: Чурило Светлана Геннадьевна
Учитель начальных классов МБОУС(К)Ш №18, г. Новый Уренгой
Внеурочная деятельность – важнейший фактор профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с ОВЗ, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Чурило Светлана Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУС(К)Ш №18
г. Новый Уренгой
Внеурочная деятельность – важнейший фактор профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с ОВЗ, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Аннотация
Проблема использования свободного времени несовершеннолетними обучающимися всегда была актуальна для школы.
Педагоги понимают, что воспитание обучающихся происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Таким образом, в школе должны быть созданы условия для организации внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Вся система работы школы и созданные условия должны помочь несовершеннолетним обучающимся:
– почувствовать себя успешными;
– реализовать и развить свои таланты, способности;
– стать активным в решении жизненных и социальных проблем;
– быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу;
– занимать активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
В данной статье раскрывается особенность организации внеурочной деятельности в МБОУС(К)Ш №18 и условия для всестороннего развития несовершеннолетних обучающихся с ОВЗ.
Ключевые слова: ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование, сетевое взаимодействие, обучающиеся с ОВЗ.
В связи с введением в школах федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание уделяется развитию внеурочной деятельности как важнейшему фактору профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Для реализации внеурочной деятельности в школе были разработаны: планы внеурочной деятельности, положения о рабочей программе курсов внеурочной деятельности и об организации внеурочной деятельности реализующей ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ, рабочие программы специальных учебных курсов внеурочной деятельности по направлениям: «Дорогою добра», «Азбука юного пешехода», «Доброе слово», «Я гражданин России», «Путешествие по стране Этикета», «Юный художник», «Мой край», «Мой мир», «Учусь, играя», «Будь здоров», «Здоровейка», «СИРС». В школе есть спортзал, бассейн, игровая комната, библиотека, учебные классы, спортивные площадки.
При организации внеурочной деятельности используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций (МБОУ ДО ДДТ, МБОУ ДОД ДЭС, МБОУ ДО ДТТЮ «Дружба», ДЦБ «Имени журнала «Смена», МБОУ ДОД ДШИ №2, ЦНК, МАУ МЦ «Норд», МАОУ МУК «Эврика», МБОУ ДОД СДЮСШОР «Сибирские медведи», МАУ ДО «ДЮСШ «Контакт», МК «Оптимист» и др.).
Внеурочная деятельность в МБОУС(К)Ш №18 осуществляется учителями, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного образования, тренерами спортивных секций во второй половине для.
Для её организации педагоги школы используют самые различные формы: мероприятия, экскурсии, конкурсы, соревнования, олимпиады, общественно-полезная деятельность.
Педагоги школы активно вовлекают несовершеннолетних обучающихся к участию в традиционных общешкольных мероприятиях: «День знаний», «День матери», «День инвалида», «Масленица», «День открытых дверей», «Ученик года», «Класс года», «Последний звонок» и акциях: «Посылка солдату», «Подарок другу», «В гости к другу», «Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану» и т.п.
На базе школы проводятся спортивные мероприятия: Школьная спартакиада, «День здоровья», турнир по шашкам, турнир по шахматам, «Весёлые старты» и т.п. Стало традицией ежемесячное проведение родительских спортивных суббот.
Несовершеннолетние обучающиеся принимают участие в спортивных соревнованиях, спартакиадах и фестивалях различного уровня, которые были направлены на формирование здорового образа жизни и повышение двигательной активности.
Участие обучающихся в спортивных соревнованиях
в 2016-2017 учебном году
Таблица 1
Уровень соревнований | Кол-во соревнований | Кол-во участников |
Муниципальный | 19 | 292 |
Региональный | 1 | 1 |
Всего: | 20 | 293 |
Достижения в спортивных мероприятиях (участники и призёры)
Таблица 2
Уровень соревнования, спартакиады | 2016/2017
учебный год |
||
Кол-во участников | Кол-во
участников |
Кол-во призеров | |
муниципальный уровень | 313 | 292 | 38 |
региональный уровень | 12 | 1 | 1 |
Всего: | 325 | 293 | 39 |
В течение года обучающиеся выезжают на экскурсии: в МБУДО ДЭС, городской художественный музей, школьные музеи боевой славы, МАУ МЦ «Норд», на предприятия города.
Таблица 3
Постепенно расширяются связи с городскими учреждениями дополнительного образования, школами города, что позволяет дополнительно привлечь учащихся к активной деятельности.
Учащиеся школы являются участниками мероприятий, проводимых совместно с МБУ ДО ДШИ №2 (выступление на концертах в рамках проекта «Милосердие»), МБУДО ДЭС (конкурсы, праздники экологической направленности), МБУК ЦДС (лекции, беседы, викторины), МБОУ СОШ № 17, МАОУ СОШ № 3(акции, праздники).
Развитию творческой активности несовершеннолетних обучающихся способствуют занятия, которые проходят на базе МБУДО ДЭС и МБОУ ДО ДДТ.
Охват обучающихся занятиями
на базе МБУДО ДЭС и МБОУ ДО ДДТ
Диаграмма 1
В МБОУС(К)Ш №18 существует и активно функционирует система дополнительного образования, что является условием для личностного роста, социализации личности несовершеннолетнего воспитанника, которая формирует систему знаний, обеспечивает сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.
Работа педагогов дополнительного образования направлена на систематическое обновление содержания программ, методик.
Дополнительное образование реализуется в школе путём создания внутренней сети творческих объединений, секций.
На базе МБОУС(К)Ш №18 осуществляют работу секции физкультурно-спортивной направленности и творческие объединения.
Занятость обучающихся
в спортивных секциях на базе МБОУС(К)Ш №18
Диаграмма 2
Охват обучающихся занятиями в ТО на базе МБОУС(К)Ш №18
В творческую и спортивную деятельность педагоги стараются вовлекать не только способных обучающихся, но и тех, которым требуется повышенное педагогическое внимание.
Заключение
В заключении хочется сказать о том, что, несомненно, несовершеннолетние обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации, обладают разными способностями, но как уже сказано выше, в школе получают возможность для развития своих способностей, поэтому при желании каждый обучающийся может проявить, попробовать себя в деле.
Педагоги помогают всем обучающимся стать активными участниками школьных дел. А если несовершеннолетний учащийся проводит внеурочное время в школе, занимаясь интересным и полезным делом – значит, ему здесь нравится.
Список литературы
- Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителя и педагогов. Издательство: Учитель, 2016 г.
- Евладова Е., Логинова Л. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие. Издательство Русское слово – учебник 2015г.
- Муштавинская И., Кузнецова Т. Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации. Методическое пособие Издательство КАРО. Серия Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО 2016г.