автор: Чурило Светлана Геннадьевна

Учитель начальных классов МБОУС(К)Ш №18, г. Новый Уренгой

Внеурочная деятельность – важнейший фактор профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с ОВЗ, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Чурило Светлана Геннадьевна

учитель  начальных классов

МБОУС(К)Ш №18

г. Новый Уренгой

 

Внеурочная деятельность – важнейший фактор профилактической работы с несовершеннолетними  обучающимися с ОВЗ, находящимся в трудной жизненной ситуации.

 

Аннотация

Проблема  использования свободного времени несовершеннолетними обучающимися всегда была актуальна для школы.

Педагоги понимают, что воспитание обучающихся происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Таким образом, в  школе должны быть  созданы условия для организации  внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Вся система работы школы и созданные условия  должны помочь несовершеннолетним обучающимся:

– почувствовать себя успешными;

– реализовать и развить свои таланты, способности;  

– стать активным в решении жизненных и социальных проблем;

– быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу;

– занимать  активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

В данной статье раскрывается особенность организации внеурочной деятельности в МБОУС(К)Ш №18 и условия для всестороннего развития несовершеннолетних обучающихся с  ОВЗ.

Ключевые слова:  ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование, сетевое взаимодействие, обучающиеся с ОВЗ.

В связи с введением в школах федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание уделяется развитию внеурочной деятельности как важнейшему фактору профилактической работы с несовершеннолетними  обучающимися, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Для реализации внеурочной деятельности  в школе были разработаны: планы внеурочной деятельности,  положения о рабочей программе курсов внеурочной деятельности и об организации внеурочной деятельности реализующей ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ,  рабочие программы специальных учебных курсов внеурочной деятельности по направлениям: «Дорогою добра», «Азбука юного пешехода», «Доброе слово», «Я гражданин России», «Путешествие по стране Этикета», «Юный художник», «Мой край», «Мой мир», «Учусь, играя», «Будь здоров»,  «Здоровейка», «СИРС». В школе есть спортзал, бассейн, игровая комната, библиотека, учебные классы, спортивные площадки.

При организации внеурочной деятельности используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций (МБОУ ДО ДДТ, МБОУ ДОД ДЭС, МБОУ ДО ДТТЮ «Дружба»,  ДЦБ «Имени журнала «Смена», МБОУ ДОД ДШИ №2, ЦНК, МАУ МЦ «Норд», МАОУ МУК «Эврика», МБОУ ДОД СДЮСШОР «Сибирские медведи», МАУ ДО «ДЮСШ «Контакт», МК «Оптимист» и др.).

Внеурочная деятельность в МБОУС(К)Ш №18 осуществляется учителями, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного образования, тренерами спортивных секций во второй половине для.

Для её организации педагоги школы используют самые различные формы: мероприятия, экскурсии, конкурсы, соревнования, олимпиады, общественно-полезная деятельность.

Педагоги школы активно вовлекают несовершеннолетних обучающихся    к участию в традиционных общешкольных мероприятиях: «День знаний», «День матери», «День инвалида», «Масленица», «День открытых дверей», «Ученик года», «Класс года», «Последний звонок» и акциях: «Посылка солдату», «Подарок другу», «В гости к другу», «Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану» и т.п.

На базе школы  проводятся спортивные мероприятия: Школьная спартакиада, «День здоровья», турнир по шашкам, турнир по шахматам, «Весёлые старты» и т.п. Стало традицией ежемесячное проведение родительских спортивных суббот.

Несовершеннолетние обучающиеся  принимают участие в спортивных соревнованиях, спартакиадах и фестивалях различного уровня, которые были  направлены на формирование здорового образа жизни и повышение двигательной активности.

 

Участие обучающихся  в спортивных соревнованиях

в 2016-2017 учебном году

 

Таблица 1

Уровень соревнований Кол-во соревнований Кол-во участников
Муниципальный 19 292
Региональный 1 1
Всего: 20 293

 

Достижения в спортивных мероприятиях    (участники и призёры)

 

Таблица 2

 

Уровень соревнования, спартакиады 2016/2017

учебный год

Кол-во участников Кол-во

участников

Кол-во    призеров
муниципальный уровень 313 292 38
региональный уровень 12 1 1
Всего: 325 293 39

 

В течение года  обучающиеся выезжают на экскурсии: в МБУДО ДЭС, городской художественный музей,  школьные музеи боевой славы, МАУ МЦ «Норд», на предприятия города.

 

Таблица 3

 

Постепенно расширяются связи с городскими учреждениями дополнительного образования, школами города, что позволяет дополнительно привлечь учащихся к активной деятельности.

Учащиеся школы являются  участниками мероприятий, проводимых совместно с  МБУ ДО ДШИ №2 (выступление на концертах в рамках проекта «Милосердие»), МБУДО ДЭС (конкурсы, праздники экологической направленности),  МБУК ЦДС (лекции, беседы, викторины), МБОУ СОШ № 17, МАОУ СОШ № 3(акции, праздники).

Развитию творческой активности несовершеннолетних  обучающихся способствуют занятия, которые проходят на базе  МБУДО ДЭС и МБОУ ДО ДДТ.

Охват обучающихся  занятиями

на базе  МБУДО ДЭС и  МБОУ ДО ДДТ

 

Диаграмма 1

 

В  МБОУС(К)Ш №18 существует и активно функционирует система дополнительного образования, что является условием для личностного роста, социализации личности несовершеннолетнего воспитанника, которая формирует систему знаний, обеспечивает сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует дополнительные умения и навыки.

Работа  педагогов  дополнительного образования направлена на систематическое обновление содержания программ, методик.

Дополнительное образование   реализуется в школе путём создания внутренней сети творческих объединений, секций.

На базе МБОУС(К)Ш №18 осуществляют работу  секции физкультурно-спортивной направленности и творческие объединения.

 

Занятость обучающихся

в спортивных секциях на базе МБОУС(К)Ш №18

 

                                                                                                        Диаграмма 2

 

Охват обучающихся  занятиями в ТО на базе МБОУС(К)Ш №18

 

В творческую и спортивную деятельность  педагоги стараются вовлекать не только способных обучающихся, но и  тех, которым требуется повышенное педагогическое внимание.

Заключение

В заключении хочется сказать о том, что, несомненно, несовершеннолетние обучающиеся,  находящиеся в трудной жизненной ситуации, обладают разными способностями, но как уже сказано выше, в школе получают возможность для развития своих способностей, поэтому при желании каждый обучающийся может проявить, попробовать себя в деле.

Педагоги помогают всем обучающимся  стать активными участниками школьных дел. А если несовершеннолетний учащийся  проводит внеурочное время в школе, занимаясь интересным и полезным делом – значит, ему здесь нравится.

 Список литературы

  1. Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для руководителя  и педагогов. Издательство: Учитель, 2016 г.
  2. Евладова Е., Логинова Л.  Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие. Издательство  Русское слово – учебник 2015г.
  3. Муштавинская И., Кузнецова Т. Внеурочная деятельность. Содержание и технологии реализации. Методическое пособие Издательство  КАРО. Серия Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО 2016г.

 

Внеурочная деятельность – важнейший фактор профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с ОВЗ, находящимся в трудной жизненной ситуации