автор: Шурыгина Ирина Борисовна
Библиотекарь первой категории Пеньевская сельская библиотека-филиал МБУК “Калязинская РМБС” Тверская область
“Адъютант его превосходительства”
СЛАЙД-2
Сегодня мы все чаще обращаемся к судьбам людей , кто своим умом и доблестью способствовал победам русских войск. Естественно, чем больший промежуток времени отделяет их от дня нынешнего, тем более похожими на легенду становятся истории их судеб. А потому интерес потомков к ним имеет под собой как бы два основания. Первое-это желание за легендой разглядеть живого человека. Узнать как можно больше о том, как он жил, что его волновало, как строились его взаимоотношения с современниками. Поэтому фактологическая точность, историческая правдивость один из критериев, которыми мы должны руководствоваться исследуя биографии исторических личностей . Второе основание –эмоциональное. Во времена «смут и тягот» примеры служения и верности Отечеству, героические действия предков оказывают особенно положительное воздействие на души, дают право нам, потомкам, гордиться страной, в которой мы живем, надеяться на лучшие времена . Добрую память хранят земляки о герое Отечественной войны 1812 года, адъютанте М.И. Кутузова , Алексее Степановиче Кожухове.
СЛАЙД-3
Восьмого мая 1985 года, в канун 40 летия Победы над фашистской Германией к подножью обелиска в деревне Пенье была возложена надгробная плита с именем А.С.Кожухова. В то далекое советское время мало кто понимал , какая историческая личность скрывается под высеченными и местами стертыми буквами на черном мраморе. Предшествовали этому событию обычные хозяйственные заботы колхозников бывшего колхоза имени Кирова. В деревне Губино при разборке зернового склада обнаружили под стенами – фундамент, выложенный из надгробных плит. Вот и вся информация, которая была известна на тот период времени . В краеведческой литературе имя Кожухова упоминалось буквально в нескольких строках. Оставалась только работа с местным населением, сбор воспоминаний по крупицам, которые были иногда противоречивы , но народная память – не менее достоверное свидетельство, чем бумажный лист в архиве.
СЛАЙД-4
Деревня Губино не является местом рождения Алексея Степановича Кожухова , как это указано в книге краеведа Н.А.Суворова. Кожуховы были выходцами из Костромского дворянства. Кожухов Степан Васильевич ,отец Алексея Степановича, относился к древним благородным дворянским родам (столбовые дворяне ). Это подтверждают данные «Алфавитного указателя Дворянских родов, внесенных в родословные книги по Костромской губернии с 1790-по1857 год».
СЛАЙД-5
Будучи курским губернатором Кожухов А.С. покупает село Губино из 20 дворов вместе со всеми постройками ранее принадлежавшее прапорщику Сергею Сергеевичу Нарышкину. Имение он записывает на свою дочь Елену. По воспоминаниям местной жительницы Бородулиной Веры Андреевны Кожухову приглянулся добротный дом, расположенный рядом с церковью и живописные берега реки Нерль. Рядом с домом находился флигель, людская для наемных рабочих, хозяйственные постройки. В настоящее время на этом месте находятся два дачных дома, но по сохранившимся старым липам можно определить очертания усадьбы. Местными жителями во время косьбы была найдена тропинка, выложенная из кирпича, от барского дома до храма по ней господа ходили в церковь. Алексей Степанович занимался разведением лошадей . Лошади использовались в работе , были основным средством передвижения. В хозяйстве имелись коровы и много другой живности. Берег реки был местом для пастьбы скота .
Местные жители предполагают, что из Костромской губернии в Губино перебралась не одна дворянская семья Кожуховых, а три. Об этом говорит сохранившееся название части деревни, которая расположена за поворотом , ведущим к бывшей ферме. Ее называют Юрьевка. Можно предположить , что это было имение Кожухова Александра Алексеевича перешедшее его дочери Александре Александровне состоящей в браке с Владимиром Николаевичем Юрьевым – Костромским дворянином.
Именно ее Шурочку Кожухову ошибочно вспоминают местные жители, как дочь Алексея Степановича.
Имеется заявление местного жителя Бородулина И. Е. с просьбой пожертвовать ему в личное пользование предметы быта из усадьбы Кожуховой Екатерины Константиновны, в связи с тяжелым материальным положением, это еще одна дворянская семья.
В деревне преобладают жители с фамилией Бородулины, существует такая версия, что из Костромской губернии господа перевезли своих наемных работников с такой фамилией.
СЛАЙД-6
Кожухов Алексей Степанович был женат на Анне Петровне Трубецкой. Ее прах покоится в Москве на кладбище при Донском монастыре вместе с представителями других дворянских фамилий: Голицыными, Долгорукими.
СЛАЙД-7
Пожалуй, самым щемящим и в то же время трогательным можно назвать надгробие в виде скорбящего ангела, установленного на могиле с надписью: «Здесь почиет тело покойной супруги действительного статского советника Алексея Степановича Кожухова, урожденной княжны Трубецкой, рожденной 29 декабря 1793 г. Кончина жизни 29 марта 1827 г. Безутешный супруг оставил на плите памятника и такие слова: «Мне не дали омыть твой прах слезами, внезапно – без меня – ты в вечность преселилась. Страдать – вот мой удел, назначенный судьбами, но ненадолго ты со мною разлучилась». Столько любви и столько печали…
СЛАЙД-8
У Кожуховых было двое детей: сын Кожухов Евгений Алексеевич (1824—1895) крестным отцом которого был Александр I , тверской вице-губернатор (1868—1879), председатель Московского цензурного комитета.
СЛАЙД-9
Дочь Елена Алексеевна Кожухова была попечительницей церкви преподобного Сергия Радонежского в деревне Губино. В Калязинском краеведческом музее находится картина неизвестного автора на которой Кожухов изображен с дочерью Аделаидой (в миру – Еленой).
СЛАЙД-10
Очень интересна судьба внука Алексея Степановича, Сергея Евгеньевича Кожухова. Находясь в Губине у знаменитого дедушки, он любил посещать местную церковь. В 1912 году Сергей Евгеньевич стал послушником в обители Смоленской Зосимовой пустыни Владимирской губернии. Там же был пострижен в мантию во имя апостола Симона Кананита . В первый раз о Зосимовой пустыни Сергей Евгеньевич услыхал в 1906 году в имении Губино, где гостил вместе с матерью. Умер Сергей Евгеньевич 23 апреля 1928 года в г.Осташков Тверской области. Воспоминания о схимонахе Симоне «Удалился от мира» написала матушка Евгения Четверухина. Книга имеется у местной жительницы Морозовой Галины Дмитриевны.
В 1920 году заседание коллегии Калязинского УЗО решило передать имения, в том числе и имение Кожуховых отделу народно образования. Флигель был разобран и перенесен в соседнюю деревню Сужа. Из него построили школу для детей бедноты. Часть вещей была передана в краеведческий музей.
Дом в именье подожгли местные жители, со слов старожилов, они боялись, что вернуться ненавистные господа, но по версии следствия таким образом были скрыты следы преступления после кражи оставшегося имущества.
СЛАЙД-11
В1930 году за ветхостью разобрали церковь. Бывший председатель колхоза Мазанов Михаил Кузьмич отдал распоряжение забрать с приходского кладбища надгробные плиты под строительство амбара. Как стройматериал использовались кирпичи и чугунная ограда.
СЛАЙД-12
По рассказу Бородулиной Веры Андреевны надгробные плиты из черного мрамора для родового склепа были привезены по заказу из Италии. С достоверной точность можно определить годы жизни Алексея Степановича, они высечены на надгробной плите: родился 28февраля 1786 года , умер 29 июля 1854 года.
СЛАЙД-13
Многие источники содержат информацию о том, что вместе с плитой к обелиску павшим воинам был перенесен прах адъютанта Кутузова. Эта информация не подтвердилась. После обнаружения надгробных плит работником администрации бывшего Пеньевского сельского совета были вызваны специалисты из Твери. После осмотра они увезли их в Тверь, оставив плиту Алексея Степановича. Захоронения Кожуховых остались на месте бывшего кладбища, где сейчас построена часовня Сергия Радонежского.
СЛАЙД-14
В начале 2000 года землю, где находился барский дом, выделили жителям Москвы. Во время чистки пруда и планировки территории были найдены : металлический оклад от книги, чугунные ножки предположительно от ванной и массивный багор. Эти экспонаты находятся в Пеньевской библиотеке.
СЛАЙД-15
Служением Отечеству, деятельной любовью к Родине и народу, можно по справедливости назвать жизненный путь Алексея Степановича Кожухова. Он относится к числу тех россиян , которых называют России верные сыны. Огромная, неисчерпаемая тема отечественной истории, неизменно удерживает интерес художников, поэтов, писателей. Как библиотекарю мне было интересно найти образ адъютанта великого полководца Кутузова не в научной и исторической литературе, которая сейчас доступна многим, а в живописи и художественной литературе.
Современники так характеризуют героя Отечественной войны 1812 года, он был не очень высокого роста, крепок телом, бел и румян. Таким мы его видим изображенным на портретах. Это портрет с дочерью, написанный неизвестным автором и парадный романтический портрет кисти французского художника Бенуа-Шарль-Митуара.
В военной галерее Эрмитажа этого портрета нет , вместе с портретами братьев Тучковых он был изъят по приказу Николая I после восстания декабристов. Сейчас он находится в Тверской картинной галерее.
СЛАЙД-15
Наиболее ярко раскрыты взаимоотношения адъютанта и полководца в историческом романе Олега Михайлова «Кутузов». Небольшие эпизоды очень емко характеризуют тесное и доверительное отношение двух военных людей.
Как мы знаем, Алексей Степанович Кожухов был при Кутузове до последней минуты его жизни.
-Я к тебе, мой друг, пишу в первый раз чужой рукою, чему ты удивишься, а может быть , и испугаешься…Болезнь такого роду, что в правой руке отнялась чувствительность перстов…Михаил Илларионович диктовал с долгими перерывами, и адъютант его Кожухов всякий раз промокал гусиное перо об обшлаг мундира, чтобы не уронить на бумагу чернильной капли… Светлейший попросил дать письмо для подписи. Кожухов беззвучно плакал, видя, как Кутузов дрожащей, неповинующейся рукой силился начертать: «Князь К. Смоленский».
Спасибо за внимание!
Материал подготовлен библиотекарем первой категории Пеньевской библиотеки филиала МБУК «Калязинская РМБС» Тверской области
Шурыгиной Ириной Борисовной.