автор: Cульберекова Анна Александровна
Учитель русского языка илитературы МБОУ “Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат”
Особенности работы по развитию учащихся в сельской школе
Особенности работы по развитию речи в сельской школе
Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика.
Выделяют две основных разновидности сочинений: а) сочинения, связанные с изучением литературы (или сочинения на литературную тему) и б) сочинения, несвязанные с ней (или сочинения на нелитературные темы).
Это предполагает наличие таких тем сочинений, в которых ученик использует материал собственных наблюдений, и материал литературы.
Сочинения на нелитературные темы называют ещё и свободными, творческими. Сочинения на «свободные» темы не менее конкретны, чем литературные, они предполагают, не меньшую, а наоборот большую связь с окружающей жизнью. Автору в них труднее остаться бесстрастным.
Сочинения, основанные на материале из жизни, помогают детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самих себя.. Благодаря этим сочинениям, преподаватель готовит «людей, умеющих дать себе отчёт в личных переживаниях и умеющих с любовью работать над словом».
«Литературные» сочинения также имеют важное значение, если в них ученик не просто пересказывает учебник. Они так же, как и сочинения, основанные на опыте ученика, помогают ему понять жизнь, развивают его мысли речь, способность доказывать выдвинутые положения, рассуждать. Кроме того, они учат работать с книгой, разбираться в художественных произведениях, воспитывать вкус к ним.
Таким образом, сочинения являются одним из средств повышения общей культуры подрастающего поколения, формирования его мировоззрения, эстетических и нравственных качеств.
Воспитывать – это значит открывать детям глаза на мир – огромный, прекрасный, многообразный. Учить видеть, слышать. И если человек научится видеть и слышать, он никогда не скажет пустого слова.
Работа над сочинением предоставляет учителю большие возможности «открыть детям глаза на мир», развивать их душу, чувство, разум.
В настоящее время развитию речи учащихся, в том числе и обучению сочинениям необходимо уделять больше внимания, так дети разучились мыслить, рассуждать.
Учащиеся нуждаются в помощи преподавателя, который должен не только дать ему подходящую и интересную тему, но и научить учащегося с ней справляться. И здесь задача учителя заключается в том, чтобы привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением.
В результате ученик должен овладеть следующими умениями и навыками:
- Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему сочинения.
- Умение подчинять своё сочинение определенной мысле.
- Умение собирать материал для сочинения.
- Умение систематизировать собранный материал.
- Умение строить сочинение в определенной композиционной форме.
- Умение в соответствии с нормами литературного языка выражать свои мысли.
- Умение совершенствовать написанное.
Процесс живой речи, как известно, не предполагает обращения к сведениям о системе языка, то есть человек чаще говорит не так, как надо, а так, как он привык говорить с детства. Поэтому речевое развитие многих, в том числе сельских школьников к моменту начала знакомства с языком как системой вербальных знаков, уже имеет устойчивый характер, далеко не всегда совпадающий с требованиями языковых законов.
Самый влиятельный фактор формирования речи ребёнка – речевая атмосфера семьи, так как именно в семье ребёнок осваивает речь как средство общения, усваивая все ярусы языковой системы.
В семьях большинства учеников сельских школ уровень речевого общения далёк от совершенства. В первую очередь этот связано с образовательным уровнем родителей. Также сказывается и низкий уровень общей культуры родителей. Разумеется, качество речи в таких семьях значительно ниже общепринятого уровня: она изобилует речевыми ошибками разных типов, отличается бедным словарным запасом. Кроме этого, в формировании навыка правильной речи играет большую роль чтение. Вывод показывает, что учащиеся читают крайне редко. Отсюда: насыщенность речи диалектными словами и выражениями (типа чо – что, седни – сегодня, щас – сейчас, ихний др.); чрезмерное употребление сленговых выражений; бедный синтаксис; отсутствие высокой, оценочной, абстрактной лексики в речи; неумение создавать развернутое связное высказывание.
Именно через творческие упражнения идет закрепление умений и навыков и дальнейшее их совершенствование на основе различных видов речевой деятельности: чтения, говорения, письма. С помощью творческих упражнений развиваются умения создавать собственные высказывания, правильно строить свою речь в соответствии с нормами и стилями литературного языка. В ходе их выполнения школьники учатся самостоятельно пользоваться изученным языковым материалом при создании свободного письменного высказывания.
Представленные виды упражнений творческого характера не только помогают учащимся приобретать необходимые навыки грамотного письма, но и способствуют речевому развитию школьников.
Конечно, не всегда эти работы отличаются высокими художественными особенностями, но у большей части учеников они вызывают интерес к слову. И такие работы позволяют почувствовать удовлетворение от потраченных усилий.
Основные виды творческих работ
- Тексты, развивающие логику и мышления. Такие тексты могут быть использованы в разных видах работ: диктант с элементами сочинения, диктант с творческим заданием, изложения с элементами сочинения, комплексный анализ текста, диктант, сочинение, изложение в одном тексте. В представленных вариантах заданий можно выбрать то, что актуально для конкретного класса и отдельного ученика. Разные части текста будут привлекательны для учеников с разными каналами восприятия: аудиалам, кинестетиков, визуалов.
Кровь быстро капала из раны на её грудке и окрашивала белый песок, унося жизнь из маленького тела.(4)
«самое дорогое – это, конечно, жизнь, – подумала птичка. –Но стоит ли доброй волшебнице брать у меня жизнь, которую она сама дает мне? Добрая волшебница, верно, шутит…»
И, взглянув на неё потухающими глазами, птичка прошептала:
– Хорошо, вылечи! Отдам тебе самое дорогое.
Волшебница дотронулась своим жезлом до её ранки – ранка зажила, и птичка встрепенулась, ожившая и здоровая.
– А теперь отдай мне свои крылья! – сказала волшебница.
– Нет! – отвечала птичка, вздрогнув. – Нет! Ни за что!
– Разве они на самое дорогое для тебя?
– Потому-то я не могу отдать их тебе! – тихо прошептала птичка. – сделай лучше так, чтобы я умерла: лучше не жить совсем, чем жить и не летать.
– Лети, – улыбнулась волшебница, – я не хочу твоей смерти. Но помни, что___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Варианты заданий к тексту:
- Самостоятельно озаглавьте текст,
- Допишите последнее предложение или абзац, обосновав свой выбор,
- Выпишите из толкового словаря значение выделенного слова,
- Сделайте синтаксический анализ указанного предложения,
- Определите события, которые называются завязка. Кульминация, развязка,
- Назовите тип текста,
- Укажите стиль текста, обоснуйте,
- Выпишите тропы (метафора, эпитет, аллегория, олицетворение, антитеза и т.д.)
- Понравился ли вам текст? Почему?
- Определите тему, проблему текста,
- Определите жанр текста (рассказ, сказка, басня, анекдот, афоризм…)
- выпишите из текста отрывок, соответствующий иллюстрации,
- В чём поучительность текста?
- Прослушайте текст, напишите изложение,
- Сделайте грамматический анализ указанных слов:
1 – фонетический, 2 – морфемный, 3 – морфологический,
4 – синтаксический, 5 – лексический, 6 – орфографический.
- Также в систему уроков по развитию речи могут быть включены экстралингвистические знания
Помимо языка, ученику нужно владеть определенным объемом знаний о той его части, которая в данный момент воспринимается, познается. Следовательно, необходимо определить, каким образом и какие именно экстралингвистические знания могут быть вплетены в системе уроков русского языка, каждый из которых является и уроком развития речи. Сенсорная информация заключается в ощущениях и представлениях. Эти образы – зрительные, осязательные, вкусовые и т.п. – могут быть случайными (фрагментарными), но, закрепляясь со временем на практике и приобретая поддержку в виде рациональной и эмоциональной оценки, они образуют в сознании сложные и устойчивые представления.
Экстралингвистика, или точнее психолингвистика – это наука, область лингвистики, изучающая процессы речеобразования и формирования речи в их соотнесенности с системой языка.
Поэтому использование произведений искусства в процессе обучения языку и речи имеет ряд обоснований.
Первое обоснование – большая роль искусства в развитии духовно-нравственного потенциала учащихся. При работе с произведением искусства на учебном занятии собственно языковое, речевое, духовное и эстетическое развитие школьников представляет собой единый процесс.
Второе обоснование – психологическое. Во-первых, процессы восприятия окружающего мира и мира искусства изначально психологически одинаковы. Во-вторых, использование художественных произведений создает в образовательном процессе единство эмоционального рационального. В-третьих, искусство помогает человеку понять чувства не только самого себя, автора, но и тех, кто участвует в обсуждении произведения.
Третье обоснование имеет психолингвистическую основу. При восприятии произведений искусства становятся задействованными и наглядно-образные, и словесно-логические механизмы обучения. Образы-представления автора и тех, воспринимает художественное творчество, соотносимы.
Произведения искусства дают возможность сопоставить различные формальные (словесные и несловесные) средства для выражения одного и того же содержания.
Использование произведения искусства создает среду, которая благоприятно влияет на развитие творческого потенциала и учителя, и учащихся.
Итак, рассмотрим, каким образом экстралингвистические знания могут быть включены в систему уроков русского языка.
- Метод чувственного познания.
Человек воспринимает мир не только посредством своих ощущений, но и эмоционально, на основе чувств. Познание языка тоже относится к сфере объективного мира, который предстоит освоить и сделать понимаемым, своим, родным. При реализации этого метода можно использовать следующие приемы:
- Обращение к эмоциям ученика.
Чтобы пробудить эмоции ученика, полезно обратиться к факту из истории создания произведения, памятника архитектуры, привести свидетельства (или предположения) о настроении, чувствах автора в момент работы над произведением, высказать собственную оценку того или иного факта, сопоставить художественные образы с реальными людьми и событиями, поговорить об ассоциациях, которые вызывает данное произведение искусства
- Воображаемое перемещение в мир иной культуры, т.е. в другие время и пространство.
- Определите свое местонахождение в пространстве картины. Где бы вы встали, сели? Где бы вы хотели (не хотели) находиться? Что бы сделали (сказали)? Как бы себя чувствовали в этой среде? Объясните причину своего желания. ( При ответе на вопросы повторяются темы «Глагол. Условное наклонение», «Раздельное написание частицы бы с глаголами в условном наклонении». Производится отбор и анализ материалов к сочинению.)
- Расскажите, каким образом вы выразили бы свое настроение в данный момент. Какие цветовые пятна нанесли бы на лежащий перед вами белый лист? (Тема «Глагол». Поиск аргументов для текста-рассуждения.)
- Из данных трактовок произведения искусства выберите ту, которая более близка вашему пониманию. Объясните, почему. (Сжатый пересказ. Отбор материалов к сочинению.)
- По данному высказыванию попытайтесь определить, к какао социальной группе относится автор, когда, где он жил. (Обучение сочинению-рассуждению.)
- Как бы вы себя повели, оказавшись в изображенной на картине ситуации? (Тема «Глагол. Условное наклонение».)
- Представьте себя в роли персонажа какого-либо жанрового произведения изобразительного искусства и опишите состояние героя.
- Метод мысленного составления целостной информации о какой-либо картине мира.
Сущность этого метода заключается в осмыслении учащимися поступающей информации. Мыслительные образы, отражающие действительность, различны: 1) чувственно-наглядные образы представления; 2) понятия; 3) целостные мыслительные структуры – совокупность знаний о предмете.
- Приемы работы с образами-представлениями.
- Выявление связи между словом и образом.
Прием заключается в вычленении из потока различных образов-представлений одного образа и последующего его словесного описания.
- Расскажите, какой образ возникает у вас пи произведении слова/ термины искусства: книга, картина, музей, радость? (Упражнение по развитию речи с опорой на образ-воспоминание. Сбор материалов к сочинению.)
- Запомните самое первое впечатление от произведения искусства, а затеи быстро запишите его в нескольких словах (словосочетаниях) или в одном-двух предложениях.(Подготовка к сочинению с использованием произведения искусства. Побуждение к художественной коммуникации.)
- Анализ названия произведения искусства.
- Придумайте название для картины. Сопоставьте его с авторским, попытайтесь обосновать выбор художника. (Сбор материала к сочинению-рассуждению.)
-
- Приведите примеры картин, в названиях которых использованы односоставные назывные предложения с существительными-подлежащими, указывающими на место или на время действия, само действие, имя. Объясните причины выбора подобной словесной формы. (Темы «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Односоставные предложения». Сбор материала к сочинению.)
- Примеры работы с понятиями
-
- Сопоставьте, как толкуют один и тот же термин искусства разные люди. Проверьте точность понимания слова по словарю. (Темы «Словари», «Профессионализмы». Пересказ исходного текста.)
- Активное рассматривание. Это спонтанное обозначение словами, словосочетаниями предложениями того, что видит человек в процессе зрительного восприятия картины. Прием эффективен при первом знакомстве с явлением в искусства. (Сбор рабочих материалов к языковому оформлению сочинения.)
- Напишите художнику письмо, используя трехчастную композицию: комплимент, вопрос – сомнение и выражение несогласия с автором в чем – либо. (Письмо как одна из разновидностей текста. Создание текста по данным темам).
- Приемы работы с целостными мыслительными структурами – с многокомпонентной информацией о какой – либо картине.
- Прочитайте (дома) и перескажите (на уроке) искуствоведчиский текст. (Создание текста на основе исходного.)
- Сопоставьте тексты, например, описания картины и истории ее создания. (Сравнительная характеристика.)
- Определите порядок предложений в тексте, рассказывающем об истории создания какого – либо произведения. (Тема «Связность как признак текста».)
- Отгадайте название произведения искусства по его словесному описанию. (Отбор доказательства для текста – рассуждения.)
- Составьте план сценария, в котором описываются, например, процесс изготовления дымковской игрушки или действия мастера, расписывающего гжель. (Темы «Причастие», «Деепричастие».)
III. Метод классификации.
Сущность метода заключается в явлении сходства между
предметами, явлениями окружающего мира.
- Приемы группировки признаков.
- Распределите термины искусства по однородным классам, например, по художественным стилям, жанрам искусства. (Тема «Профессионализмы».)
- Составьте с термином словосочетание или предложение. (Тема «Профессионализмы», «Синтаксис».)
- Приемы сопоставления признаков.
- С помощью толкового словаря сравните признаки, характеризующие разные явления искусства. (Тема «Лексика».)
- Игра «Четвертый лишний» с использованием искусствоведческих терминов.
- Формулирование ключевого вопроса.
- Идея пейзажа Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» передана через движение. Какие изобразительно – выразительные средства выбирает художник, чтобы передать движение жизни, ее стремительность, напряженность?
- Метод ассоциаций.
Слово в речи выявляет не только свои прямые и переносные значения, но и ассоциативно связанные с ним образы, чувства. Каждое слово связано не только с другими единицами языка, но и с образами – воспоминаниями о явлениях действительности.
- Выявление связей слова и образов – воспоминаний.
- Учитель произносит слова – стимулы (например, картина, искусства, контраст, архитектура…) – ученики записывают ответ реакцию.
- Выявления ассоциативных связей слов, обозначающих чувства, и названий произведений искусства.
- Радость. Какое произведение искусства вызывает у вас чувства радости?
- Тревога. Какое произведение искусства вы связываете с тревожным предчувствием?
- Приемы работы по явлению художественных ассоциаций.
- Какая музыка, какие стихи могли бы сопровождать ваш рассказ о картине в кругу друзей в телепередаче, домашнем видеофильме? (Подготовка к сочинению публицистического характера.)
- Может ли орнамент быть музыкальным? (Обучение сочинению – этюду.)
Итак, ощущение и восприятие в сознании человека по содержанию образны, а по форме знаковы. Вот почему для развития речи необходимо формировать у наших школьников не только знания о языке, но и знания о мире, которые находят отражение в языке народа и отдельного его представителя.
Таким образом, для овладения словом в достаточной мере, для успешного уяснения его значения, а также при обучении языку и речи учащихся необходимы не только языковые (лингвистические) знания, но и знания экстралингвистические
- Сочинения на основе восприятия инструментальной (вокальной) музыки. В произведениях данного жанра органически сливаются мелодтя и текст. На основе восприятия музыкальных произведений проводятся сочинения-миниатюры.
- Упражнения на восстановление текста.
- Диктанты творческого характера: зрительный, предупредительный, диктант по памяти , творческий, свободный, восстановленный, диктант по аналогии.
- Работа с лингвистическими словарями.
- Составление рассказа на лингвистическую тему.
- Письменные ответы на вопросы лингвистического содержания.
- Обобщение теоретического материала с помощью таблиц.
- Подбор примеров на определенную тему из художественных произведений или устного народного творчества.
- Различные занимательные упражнения(составление рассказа: чтобы слова начинались с одной буквы, например В, или заканчивались на одну букву; даны 10 букв в определенном порядке, необходимо составить рассказ таким образом, чтобы все слова в 1 предложении начинались на одну букву и т.д. например, Шура шила шапку. Рита раскрашивала рисунок. Варианты заданий с буквами могут быть разными.
- Комплексный анализ текста.
- Составление опорных таблиц, конспектов, памяток.
Перечисленные виды работ творческого характера не только помогают учащимся приобретать необходимые знания, но и способствуют речевому развитию школьников, что особенно важно в связи с усилием общей речевой направленности современного школьного курса русского языка.
И пусть не всегда эти работы отличают высокие художественные достоинства, но у большинства учеников они вызывают интерес к слову, его изобразительным возможностям.
Урок развития речи на тему: «Описание природы ». (6 класс)
Цель:
- Развитие умения составлять текст описательного характера, используя разнообразную лексику,
- Формирование умения последовательно излагать мысли,
- Развитие логического мышления, наблюдательности.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Вводное слово.
- основная часть урока.
1) Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.
2) Как вы думаете, что необходимо для полного овладения русским языком? (Необходимо общение с природой)
Таким образом, для того чтобы описывать природу, необходимо её наблюдать.
3) Разбор неудачного сочинения. (Зачитывается текст)
– Как бы вы оценили это сочинение? Почему? В чём причина недостатков в его содержании?
А теперь послушайте ещё один текст.
– Чему учил мальчика старый учитель( (наблюдать).
– Какой же увидел осинку мальчик после разговора со стариком?
Обратим внимание на небо. (Оно розовое, осинка теплилась розовым теплом).
Затем зачитывается сочинение, которое свидетельствует о том, что автор не приводит никаких наблюдений.
– Что можно сказать об этом сочинении? Выявите его недостатки.
Читаются отрывки из сочинений. После прочтения, прошу учащихся посмотреть в окно, записать свои наблюдения о природе…
4) Составление плана сочинения.
План.
- Счастливая особенность местоположения села Табат.
- Красота русской зимы:
- Тихий зимний день после обильного ночного снегопада.
- Дома…
- Близкий смешанный лес,
- мягкое лиловато-голубое небо,
- снег, оттенки снега ,
- Дорога…
- Люди.
- Повседневные дела взрослых,
- Малыши на горке, школьники на коньках
- Светлые чувства, пробуждаемые природой
5) Словарно-лексическая работа.
Синонимы: картина, полотно, холст, пейзаж, произведение; тихий, спокойный, безветренный; лиловый, фиолетовый, сиреневый (оттенки цвета снега, неба); жители села Табат, сельчане, односельчане; дети, ребята, малыши, малышня, ученики.
6) предупреждение орфографических ошибок: безветренный, смешанный, фиолетовый, серо-голубой.
7) Написание сочинения
Текстовые задания и упражнения по развитию речи
Упражнение 1.
Прочитайте текст.
Дружба
В дом моих друзей принесли кактус – живой привет из далекой пустыни. Он стоит на окне в гордом одиночестве. Ощетинился своими колючими, как иголки, отростками. Видно, ему всё здесь не нравится.
Случилось так, что я давно не бывал в этом доме. А когда пришёл и увидел на окне этот странный цветок, я вдруг заметил что стебли кактуса с неожиданной кротостью опустились и весь он стал окутываться какой-то теплотой. Словно покрывало затягивало все его щупальца.
Я ищу причины этой чудесной перемены. И вижу: из чернозёма, у ног этого сурового гордеца, пробиваются хрупкие листочки. Они доверчиво прильнули к колючему стволу, и он нежно и трогательно оберегает их трепетный рост.
Через некоторое время, когда я снова побывал у своих друзей, я увидел, что один из отростков кактуса, тот, который прежде всего так гордо выглядывал из горшка, как-то поник и пожелтел…
Мне хочется сравнить этот гордый кактус с теми людьми, которые только внешне выглядят колючими и замкнутыми. И не каждый знает, что под видимой суровостью у них чаще всего бьется нежное, доброе сердце. Сердце, которое знает секрет истиной дружбы и любви.
(М. Разумный)
Задания для учащихся:
– Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое дружба? Что это такое?
– В чем, по мнению автора, кроется секрет настоящей дружбы?
– Встречались ли вам люди, которые внешне выглядели «колючими и замкнутыми», а на самом деле они «готовы отдать людям свое тепло»? расскажите о них.
– Какова основная мысль текста?
– Сколько логических частей в тексте?
– Где находится мораль текста? Прочтите ее.
– Какой прием использовал автор в данном тексте?
– Вспомните, что такое метафора, сравнение, олицетворение, эпитет. Приведите примеры из текста.
– Подготовьте пересказ текста по плану:
- Живой привет из далекой пустыни.
- Странная перемена.
- Трогательная забота.
- Гибель отростка.
- Секрет истинной дружбы.
– Напишите изложение по данному тексту. Закончите его примером из жизни: расскажите о тех, кто знает секрет истинной дружбы и любви.
– Напишите сочинение на одну из тем: « С лица воду не пить»; «В самом лучшем друге должен ты иметь самого злейшего врага»; « Секрет истинной дружбы».
– Подберите к своему сочинению эпиграф. Постарайтесь использовать в тексте изобразительно-выразительные средства.
Карточки для коррекционной работы по развитию речи.
Карточка 1.
По заголовкам определите стиль статей.
А) Здоровье нации – дело каждого и всех.
Б) человек и компьютер.
В) Наш сад.
Г) Беречь землю.
Д) из истории лингвистических терминов.
Е) Чтобы море оставалось чистым.