автор: Кобалия Жанна Сергеевна

учитель начальных классов МБОУ “Средней общеобразовательной школы №8”

Метод проектов и его использование на уроках в начальной школе

    В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Для чего нужен метод проектов?

–  Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.

– Научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.

–  Научить принимать самостоятельные аргументированные решения.

–  Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

     Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

     Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

    В настоящее время проекты классифицируются:

1.По доминирующей деятельности учащихся.

2.По комплексности и характеру контактов.

3.По продолжительности.

 

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • Практико-ориентировочный проектнацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы.   

  • Исследовательский проектпо структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный, эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

  • Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

 Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

  • Творческий проектпредполагает максимально свободный и традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть   театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
  • Ролевой проект.Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя а нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.  

    Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.  

 

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов:

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1)Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть по литературе, естествознанию, истории, географии, музыке, спорту и т.д.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкально-художественное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной деятельности.

2)Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могу быть:

  • внутриклассными,
  • внутришкольными,
  • региональными,
  • межрегиональными,
  • международными.

Последние ориентированы на использование современных компьютерных технологий в сети Интернет.

 

Классификация проектов по продолжительности:

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает 30-40 часов при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм с внеклассными (экскурсии, посещение музеев).

Годичные проекты могут выполняться как в группах так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.

 

Виды проектов в начальной школе:

 –  проекты- наблюдения;

– проекты- рассказы;

– конструктивные проекты;

– экскурсионные проекты.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап 1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2. Вводит в игровую(сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап 4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап 7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
IV этап 9. Подготовка к презентации.

Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

В чём заключается педагогическая значимость проектной деятельности?

– Открывает возможности формирования жизненного опыта.

– Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

– Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

– Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

– Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

Метод проектов и его использование на уроках в начальной школе