автор: Кобалия Жанна Сергеевна
учитель начальных классов МБОУ “Средней общеобразовательной школы №8”
Метод проектов и его использование на уроках в начальной школе
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Для чего нужен метод проектов?
– Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
– Научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
– Научить принимать самостоятельные аргументированные решения.
– Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В настоящее время проекты классифицируются:
1.По доминирующей деятельности учащихся.
2.По комплексности и характеру контактов.
3.По продолжительности.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:
- Практико-ориентировочный проектнацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы.
- Исследовательский проектпо структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный, эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
- Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
- Творческий проектпредполагает максимально свободный и традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
- Ролевой проект.Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя а нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов:
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1)Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом – учитель другой дисциплины.
Такие проекты могут быть по литературе, естествознанию, истории, географии, музыке, спорту и т.д.
Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкально-художественное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной деятельности.
2)Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могу быть:
- внутриклассными,
- внутришкольными,
- региональными,
- межрегиональными,
- международными.
Последние ориентированы на использование современных компьютерных технологий в сети Интернет.
Классификация проектов по продолжительности:
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает 30-40 часов при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм с внеклассными (экскурсии, посещение музеев).
Годичные проекты могут выполняться как в группах так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.
Виды проектов в начальной школе:
– проекты- наблюдения;
– проекты- рассказы;
– конструктивные проекты;
– экскурсионные проекты.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | 1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).
2. Вводит в игровую(сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежестко). |
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
II этап | 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. |
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа. |
III этап | 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. |
7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
IV этап | 9. Подготовка к презентации.
Презентация. |
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
В чём заключается педагогическая значимость проектной деятельности?
– Открывает возможности формирования жизненного опыта.
– Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
– Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
– Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
– Ведёт учащихся по ступенькам роста личности от проекта к проекту.