Утверждаю | |
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия, учреждения] | [должность, подпись, Ф. И. О. лица, утверждающего положение] |
[число, месяц, год]
М. П. |
Положение об учебном кабинете начальных классов
[указать полное наименование образовательного учреждения]
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение о [указать наименование образовательного учреждения] (далее по тексту – Положение) разработано на основе Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 “Об образовании”, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N 373, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 189, и других нормативных правовых актов.
1.2. Учебный кабинет начального общего образования (далее по тексту – Учебный кабинет) – специально оборудованное учебное помещение, предназначенное для организации деятельности педагогических работников и обучающихся первой ступени обучения согласно основной образовательной программе начального общего образования.
1.3. Учебный кабинет создается в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 “Об образовании”, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, настоящим Положением и Уставом образовательного учреждения на основании приказа по общеобразовательному учреждению.
1.4. Ученики 1 ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.
1.5. Учебный кабинет функционирует с учетом специфики общеобразовательного учреждения в целях создания оптимальных условий для выполнения современных требований к организации образовательного процесса.
1.6. Учебный кабинет должен соответствовать эстетическим, гигиеническим, учебно-исследовательским требованиям и требованиям правил безопасности учебного процесса.
1.7. Оборудование учебного кабинета должно позволять вести эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов, педагогических интересов учителей.
1.8. Оборудование учебного кабинета должно отвечать:
– требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 189;
– Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2010 г. N 1639;
– Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. N 986;
– требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390;
1.9. Площадь учебного кабинета принимается из расчета 2,5 на одного обучающегося при фронтальных формах учебных занятий, 3,5 – при групповых и индивидуальных.
- Оборудование учебного кабинета
2.1. Учебный кабинет оснащается техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями, учебно-опытными приборами, измерительной аппаратурой, учебно-методическими комплексами и т. д., то есть необходимыми средствами обучения для организации образовательного процесса по учебным предметам в начальной школе согласно требованиям к условиям реализации основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N 373, в соответствии с действующими типовыми перечнями для общеобразовательных учреждений.
2.2. В учебном кабинете оборудуются удобные рабочие места индивидуального пользования для обучающихся в зависимости от их роста и наполняемости класса (группы) согласно санитарным требованиям, а также рабочее место для педагогического работника согласно перечню учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов общеобразовательных учреждений. Планировка парт регулярно изменяется в соответствии с использованием различных форм работы либо парты постоянно стоят таким образом, что это позволяет использовать на уроке различные формы работы детей (фронтальную, парную, индивидуальную и т. п.).
2.3. Рабочее место педагогического работника оборудуется столом, приставкой для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, персональным компьютером, устройством для сканирования и копирования материалов, шкафами для хранения наглядных пособий, экспозиционными устройствами, классной доской, инструментами и приспособлениями в соответствии со спецификой преподаваемых дисциплин и спецификой обучения младших школьников.
2.4. Каждый обучающийся 1 ступени обеспечивается рабочим местом за партой в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха. Допускается совмещенный вариант использования разных видов мебели (парты, конторки) (раздел 5 СанПиН 2.4.2.2821-10).
2.5. Организация рабочих мест обучающихся должна обеспечивать возможность выполнения практических работ и опытов в полном соответствии с практической частью образовательной программы, при этом необходимо учитывать требования техники безопасности, гарантировать безопасные условия для организации образовательного процесса.
2.6. В помещении класса имеются открытые и невысокие полки и шкафы, где хранятся разнообразные учебные средства и материалы для свободного использования детьми во время занятий. Все средства и материалы сгруппированы на полках/стеллажах в определенном порядке, а места их расположения имеют соответствующие словесные или символические обозначения (ярлыки). Эти средства и материалы регулярно обновляются учителем в зависимости от прохождения учебной программы, изменения интересов и возможностей детей.
2.7. В учебном кабинете начальных классов имеются различные средства для получения быстрой обратной связи с детьми: значки, таблички, символы, средства индивидуальной самооценки детьми своей деятельности и др.
2.8. В учебном кабинете должно иметься место для отдыха учащихся или занятий по интересам во внеурочное время и во время перемен.
2.9. В оформлении учебного кабинета должны быть представлены материалы, отражающие индивидуальность каждого ребенка (например: детские работы, фотографии, достижения учащегося и т. д.).
2.10. В учебном кабинете в открытом доступе для родителей должны быть представлены портфолио учащихся.
2.11. Учебный кабинет должен быть оснащен компьютером и мультимедийным оборудованием.
2.12. В кабинете начальных классов обязательно устанавливаются умывальные раковины (пункт 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10).
2.13. Каждый учебный кабинет должен иметь следующую необходимую документацию:
– приказ об открытии учебного кабинета начальных классов и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения основной образовательной программы;
– приказ о назначении ответственного за кабинет, его функциональных обязанностях;
– акт о готовности кабинета начальных классов к обеспечению условий для реализации основной образовательной программы на конкретный учебный год; о готовности программно-учебно-методических комплексов и средств обучения;
– положение “Об учебном кабинете начальных классов”;
– должностная инструкция ответственного за кабинет;
– паспорт кабинета, который должен содержать информацию о номере кабинета и его функциональном назначении; фамилии, имени, отчестве ответственного за кабинет; площади кабинета; о перечне имеющихся в нем мебели, оборудования, в том числе компьютерного, приборов, технических средств, наглядных пособий, таблиц, карт, учебников, методических пособий и т. д. с указанием количества и инвентарных номеров; о перечне дидактического и др. материала, изготовленного учителями;
– перечень оборудования, которое необходимо заменить;
– перечень оборудования, которое необходимо закупить;
– план работы кабинета на учебный год, составленный ответственным за кабинет;
– анализ работы кабинета за прошедший учебный год, сделанный ответственным за кабинет;
– расписание занятий с указанием вида занятий (урок, факультатив, кружок, элективный курс) с Ф. И. О. учителя класса;
– перечень содержания аптечки с указанием ее местонахождения в кабинете;
– перечень инструкций по охране труда, расположенных на стенде в кабинете.
2.14. Вся документация хранится в отдельной папке, которая должна иметь титульный лист.
- Организация работы учебного кабинета
3.1. Занятия обучающихся в учебном кабинете проводятся по расписанию, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения.
3.2. На базе учебного кабинета может быть организована внеурочная деятельность обучающихся в соответствии с утвержденной программой и расписанием кружков, факультативов и т. д.
3.3. Основное содержание работы учебного кабинета:
– проведение занятий по основной образовательной программе начального общего образования;
– подготовка методических и дидактических средств обучения;
– составление заведующим кабинета заявок на планово-предупредительный ремонт, обеспечение контроля выполнения ремонта;
– соблюдение мер для обеспечения безопасности и охраны здоровья обучающихся и педагогических работников, охраны труда, противопожарной защиты, санитарии и гигиены;
– участие в проведении смотров-конкурсов учебных кабинетов;
– обеспечение сохранности имущества кабинета.
- Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
4.1. В учебном кабинете должна находиться методическая литература по проблеме обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
4.2. В учебном кабинете должен быть вариативный дидактический материал по основным темам преподаваемых учителем предметов (карточки с вариантами заданий, упражнений, вопросов и т. п.). Этот дидактический материал должен обновляться учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением интересов детей. Дидактический материал может храниться, в том числе, на электронных носителях.
4.3. В учебном кабинете должны находиться планы и отчеты работы учителя, планы-конспекты открытых уроков, выступлений учителя на заседаниях методических объединений, совещаниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т. д., печатные работы учителя, мультимедийное представление (видеоматериалы, компьютерные презентации, открытые уроки, родительские собрания, внеклассные мероприятия, индивидуальные характеристики на каждого ребенка, составляемые ежегодно на основе новых данных педагогических наблюдений, программы психолого-педагогической поддержки ученика и т. д.).
- Руководство учебным кабинетом
5.1. Руководство учебным кабинетом осуществляет заведующий кабинетом, назначенный из числа педагогов приказом по общеобразовательному учреждению.
5.2. Плата заведующему за руководство учебным кабинетом осуществляется в установленном порядке.
5.3. Заведующий учебным кабинетом:
– планирует работу учебного кабинета, в том числе организацию методической работы;
– максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса;
– выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению компьютерной техники, технических средств обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения, то есть по ремонту и восполнению учебно-материального фонда кабинета;
– осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета;
– принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведет их учет в установленном порядке;
– при нахождении обучающихся в учебном кабинете несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья детей;
– разрабатывает и реализует планы (проекты) развития учебного кабинета в целях создания оптимальных условий для реализации основной образовательной программы;
– ведет документацию учебного кабинета.
- Правила пользования учебным кабинетом
6.1. Учебный кабинет должен быть открыт за [значение] минут до начала занятий.
6.2. Обучающиеся должны находится в учебном кабинете только в присутствии преподавателя.
6.3. Учебный кабинет должен проветриваться каждую перемену.
6.4. По окончании занятий в учебном кабинете должна быть осуществлена его уборка.