Утверждаю | |
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия, учреждения] | [должность, подпись, Ф. И. О. лица, утверждающего положение] |
[число, месяц, год]
М. П. |
Положение
о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования
[указать полное наименование образовательного учреждения]
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение о [указать наименование образовательного учреждения] (далее по тексту – Положение) разработано на основе Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 “Об образовании”, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N 373, и других нормативных правовых актов.
1.2. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
1.3. Основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается самостоятельно образовательным учреждением с учетом его особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей и общественности.
1.4. Основная образовательная программа начального общего образования учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего образования, а также особенности, характерные для обучающихся младшего школьного возраста.
1.5. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее по тексту – ФГОС НОО).
1.6. В основе реализации основной образовательной программы начального общего образования лежит системно-деятельный подход.
1.7. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- Структура и содержание основной образовательной программы начального общего образования
2.1. Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет восемьдесят процентов, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – двадцать процентов от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
2.2. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:
– пояснительная записка;
– планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
– учебный план начального общего образования;
– программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
– рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;
– программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
– программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
– система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
2.3. Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования:
2.3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
– цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
– общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования;
– принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса данного образовательного учреждения;
– описание условий, созданных в образовательном учреждении для реализации основной образовательной программы начального общего образования.
2.3.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:
– обеспечивать связь между требованиями ФГОС НОО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
– являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должны адекватно отражать требования ФГОС НОО, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета, определяются самим образовательным учреждением.
2.3.3. Учебный план начального общего образования (далее по тексту – Учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
2.3.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования конкретизирует требования к результатам начального общего образования и дополняет содержание учебно-воспитательных программ. Программа формирования универсальных учебных действий должна:
– устанавливать ценностные ориентиры начального общего образования;
– выявлять связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
– определять характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
– определять условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию;
– перечень типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
2.3.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и разрабатываются на основе:
– требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
– программ формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:
– требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
– программы формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
– пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
– общую характеристику учебного предмета, курса;
– описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
– описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
– личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
– содержание учебного предмета, курса;
– тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
– описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Рабочие программы составляются преподавателями образовательного учреждения на основе программ отдельных учебных предметов, курсов основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения.
2.3.6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В основу этой программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа должна содержать:
– перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников;
– рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;
– рекомендации по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
– рекомендации по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;
– рекомендации по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
– рекомендации по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитанию основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
2.3.7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
– пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
– формирование установки на использование здорового питания;
– использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
– применение рекомендуемого врачами режима дня;
– формирование знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
– становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
– формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
2.3.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение учебной и внеучебной деятельности младших школьников.
Программа коррекционной работы должна содержать:
– перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся;
– мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
– описание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
– механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
– планируемые результаты коррекционной работы.
2.3.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.
Система оценки достижения планируемых результатов должна:
– закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения систем оценки;
– ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
– обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
– предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования);
– позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
- Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования
3.1. Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию [наименование образовательного учреждения] разрабатывается на основе Примерной образовательной программы образовательного учреждения и настоящего Положения.
3.2. Порядок разработки основной образовательной программы начального общего образования определяется приказом директора образовательного учреждения.
3.3. Основная образовательная программа начального общего образования перед утверждением должна согласовываться с [наименование органа самоуправления образовательного учреждения], которому в соответствии с Уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия, по итогам рассмотрения оформляется протокол. [Наименование органа самоуправления образовательного учреждения] принимает решение “рекомендовать к утверждению”.
3.4. По итогам рассмотрения основной образовательной программы начального общего образования [наименование органа самоуправления образовательного учреждения] руководителем образовательного учреждения издается приказ об утверждении данной программы.
3.5. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования.
3.6. Образовательное учреждение может в случае необходимости вносить изменения и дополнения в основную образовательную программу начального общего образования.
- Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования
4.1. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения осуществляется на основе сравнения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования с результатами, достигнутыми выпускниками начальной школы.