Утверждаю
[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия, учреждения] [должность, подпись, Ф. И. О. лица, утверждающего положение]
[число, месяц, год]

М. П.

Положение
о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования

[указать полное наименование образовательного учреждения]

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о [указать наименование образовательного учреждения] (далее по тексту – Положение) разработано на основе Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 “Об образовании”, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N 373, и других нормативных правовых актов.

1.2. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

1.3. Основная образовательная программа начального общего образования разрабатывается самостоятельно образовательным учреждением с учетом его особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей и общественности.

1.4. Основная образовательная программа начального общего образования учитывает особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего образования, а также особенности, характерные для обучающихся младшего школьного возраста.

1.5. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее по тексту – ФГОС НОО).

1.6. В основе реализации основной образовательной программы начального общего образования лежит системно-деятельный подход.

1.7. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

  1. Структура и содержание основной образовательной программы начального общего образования

2.1. Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет восемьдесят процентов, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – двадцать процентов от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

2.2. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

– пояснительная записка;

– планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

– учебный план начального общего образования;

– программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

– рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;

– программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

– программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

– система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2.3. Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования:

2.3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

– цели реализации основной образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

– общую характеристику основной образовательной программы начального общего образования;

– принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования и состава участников образовательного процесса данного образовательного учреждения;

– описание условий, созданных в образовательном учреждении для реализации основной образовательной программы начального общего образования.

2.3.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:

– обеспечивать связь между требованиями ФГОС НОО, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

– являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должны адекватно отражать требования ФГОС НОО, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения предмета, определяются самим образовательным учреждением.

2.3.3. Учебный план начального общего образования (далее по тексту – Учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения).

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

2.3.4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования конкретизирует требования к результатам начального общего образования и дополняет содержание учебно-воспитательных программ. Программа формирования универсальных учебных действий должна:

– устанавливать ценностные ориентиры начального общего образования;

– выявлять связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

– определять характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

– определять условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию;

– перечень типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

2.3.5. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и разрабатываются на основе:

– требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

– программ формирования универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе:

– требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

– программы формирования универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

– пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

– общую характеристику учебного предмета, курса;

– описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

– описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

– личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

– содержание учебного предмета, курса;

– тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

– описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Рабочие программы составляются преподавателями образовательного учреждения на основе программ отдельных учебных предметов, курсов основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения.

2.3.6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В основу этой программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа должна содержать:

– перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников;

– рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;

– рекомендации по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;

– рекомендации по формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;

– рекомендации по развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;

– рекомендации по формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитанию основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

2.3.7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

– пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

– формирование установки на использование здорового питания;

– использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

– применение рекомендуемого врачами режима дня;

– формирование знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

– становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

– формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

2.3.8. Программа коррекционной работы должна обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение учебной и внеучебной деятельности младших школьников.

Программа коррекционной работы должна содержать:

– перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся;

– мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования;

– описание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;

– механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

– планируемые результаты коррекционной работы.

2.3.9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.

Система оценки достижения планируемых результатов должна:

– закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения систем оценки;

– ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;

– обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

– предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования);

– позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

  1. Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования

3.1. Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию [наименование образовательного учреждения] разрабатывается на основе Примерной образовательной программы образовательного учреждения и настоящего Положения.

3.2. Порядок разработки основной образовательной программы начального общего образования определяется приказом директора образовательного учреждения.

3.3. Основная образовательная программа начального общего образования перед утверждением должна согласовываться с [наименование органа самоуправления образовательного учреждения], которому в соответствии с Уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия, по итогам рассмотрения оформляется протокол. [Наименование органа самоуправления образовательного учреждения] принимает решение “рекомендовать к утверждению”.

3.4. По итогам рассмотрения основной образовательной программы начального общего образования [наименование органа самоуправления образовательного учреждения] руководителем образовательного учреждения издается приказ об утверждении данной программы.

3.5. Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования.

3.6. Образовательное учреждение может в случае необходимости вносить изменения и дополнения в основную образовательную программу начального общего образования.

  1. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования

4.1. Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения осуществляется на основе сравнения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования с результатами, достигнутыми выпускниками начальной школы.

Примерна форма Положения о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы начального общего образования