автор: Кулакова Екатерина Валерьевна

учитель – дефектолог МБДОУ д/ с комбинированного вида № 134 “Морячок” г. Брянска

Паспорт комплексного методического обеспечения кабинета учителя – дефектолога

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №134 «МОРЯЧОК» 

г. БРЯНСКА

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ д/с комбинированного вида 

№134 «Морячок»____________/ Лосева О. Н.

Паспорт

комплексного методического обеспечения кабинета учителя – дефектолога

Ответственный

учитель – дефектолог

Кулакова Е. В.

Брянск 2020

Информационная карта

Учитель – дефектолог: 

Фамилия: Кулакова 

Имя: Екатерина 

Отчество: Валерьевна 

Год рождения: 10.11.1983 год 

Образование: высшее

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского. 

Московский педагогический государственный университет.

Специальность: педагог – дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии по специальности: «Специальная дошкольная педагогика и психология». 

Должность: учитель – дефектолог 

Стаж работы: 17 лет 

Педагогический: 17 лет 

В должности: 13 лет 

ЦЕЛЬ 

 Адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

ЗАДАЧА  

Обеспечение специализированной помощи детям дошкольного возраста с особенностями психофизического развития:

– консультативно-диагностической,

– коррекционно-воспитательной,

– психологической,

– социальной.

Кабинет учителя – дефектолога представляет собой специально оборудованное отдельное помещение, расположенное на втором этаже здания МБДОУ д/с комбинированного вида № 134 «Морячок» г. Брянска, которое соответствует санитарно – гигиеническим нормам и противопожарным требованиям. Выход один. Освещение естественное левостороннее (1 окно) + 1 потолочный светильник, что способствует хорошему освещению в светлое и тѐмное время суток. Мебель соответствует росту детей. Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и  мотивирует  детей на учебную деятельность. 

ФУНКЦИИ КАБИНЕТА: 

– создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям с ОВЗ по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений. 

– Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития. 

– Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий. 

– Организационно – планирующая деятельность учителя – дефектолога. 

Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса.  Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:

    • Научность – обеспечение методической базы деятельности  специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
  • Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели дошкольников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов занятий и отдыха; удовлетворение двигательной активности детей, проведение разнообразных по форме занятий.
  • Соответствие возрасту ребенка обеспечение условий, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ.
  •  Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей.

В  кабинете созданы две рабочие зоны по отношению к детям:

  • Учебная – обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья по количеству детей в подгруппе (до 5-ти человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, детский компьютерный стол с компьютером;  учебные пособия,  демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона соответствует  требованиям  САНПиНа .
  • Двигательная – обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений, игр и т.д.

Игровая зона оборудована  в группе  (современная кукольная мебель, шкафы с игровым материалом, природная зона, уголок театрализованной деятельности и др.).

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста следует выделить следующие развивающие среды, созданные в кабинете:

  • – сенсорная среда;
  • – моторно-двигательная среда;
  • – учебно-познавательная среда.

Кабинет оснащён специальным инструментарием для проведения обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.

Для проведения подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в кабинете содержится специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический,  раздаточный и наглядный  материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности.

Принципы Краткая характеристика среды
1 информативности разнообразие тематики материалов и оборудования, активности детей во взаимодействии с предметным окружением
2 вариативности определяется видом ДОУ, содержанием дошкольного образования, национально – культурными и климатическими особенностями города/ региона
3 комплексирования и гибкого зонирования легкость трансформирования оборудования,

полифункциональность его использования

4 стабильности/

динамичности

сочетание привычных и меняющихся элементов эстетически организованной среды для обеспечения комфортности каждого ребенка
5 учета полоролевой специфики обеспечение как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков
6 интеграции образовательных областей использование материалов и оборудования

для одной образовательной области и в ходе реализации других областей

Оборудование кабинета учителя-дефектолога

Демонстрационный материал Раздаточный материал Игровой материал
Образовательная область «Познавательное развитие»
Наглядное пособие – плакаты: «Времена года осень, зима, весна, лето»; изображение различных предметов разного количества (один-много); иллюстрированные развивающие книги и альбомы познавательного характера; картинный материал и др.

Пособие «Поиграй и сосчитай»; плоские предметы-игрушки (зайчата, утята, елочки, грибочки и т.д.); карточки с цифровыми фигурами (1 – 10); карточки с изображением предметов (1 – 10); таблицы с изображением целых предметов и их частей; карточки с цифрами; наборы полосок, возрастающей длины (10); наборы полосок, возрастающей ширины (10); предметы, возрастающей высоты; палочки разной толщины; геометрические фигуры разных размеров.

Крупные геометрические фигуры разного цвета двух размеров; мелкие геометрические фигуры разного цвета двух размеров; наборы картинок с изображением предметов разной формы.

Наборы карточек с изображением по-разному расположенных одних и тех же геометрических фигур; карточки с изображением по-разному рассоложенных предметов; изображение предметов в разных пространственных направлениях.

Песочные часы; отрывной детский календарь; тематические картины о частях суток; тематические картины о временах года.

Природные материалы (камни, шишки, каштаны, листья и т.д.). 

Объемные мелкие игрушки; плоские мелкие предметы  (яблоки, груши, грибы и т.д.); плоские геометрические фигуры; карточки с двумя (тремя) узкими полосками; наборы цифр (1 – 10); числовые карточки (1 – 10); карточки с изображением предметов (1 – 10); карточки с нашитыми пуговицами; счетные палочки.

Дидактические игры

«Цвет и форма», «Поставь

по росту», «Что для чего

нужно?», «Оденем куклу», «Ремешки цветные», «Профессии», лото, «Кто чей малыш?», «Растения», 

 «Пазлы», «Вкладыши», «Контуры», «Цифры», «Сколько не хватает?», 

«Геометрические формы», «Пирамида», пособия Воскобовича, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша; разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки форм (разного вида); разнообразные матрешки;

пирамидки и разного размера и разной конструкции и цвета; игрушки сюжетные: кошечка, зайчик, медвежонок, лошадка и т.д.; различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, бубен, пианино, барабан и т.д.;

набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; мелкие игрушки животных и их детенышей. 

Дидактические игры: «Заплатка», «Бусы», «Сравни и подбери», «Форма и цвет», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний»,  «Что лишнее», «Навстречу радуге», «Цветные коврики», «Фигуры и счет», «Узнай цифру», «Назови соседнее число», «Посчитай и назови»., «Сравни матрешки по величине?», «Какой цифры не хватает?», «Посчитай животных?».      

Материал для рисования.

Предметы для развития конструктивного праксиса.

Образовательная область «Речевое развитие»
Детские книги.

Картинный и иллюстративный материал. Наглядный материал (предметные картинки) из наборов для обследования детей по всем лексическим и обобщающим темам: Стребелева, Забрамная, Семаго, Иншакова; наборы кукол для пальчикового театра, куклы бибабо.

Альбомы с потешками, чистоговорками, скороговорками, загадками и др.

Фотоальбом про каждого ребенка, фотоальбом группы, отражающий варианты детской деятельности. Раскраски. 

Дидактические игры по речевому развитию.

Настольный театр «Репка»,  настольный театр «Колобок». Воротики, листики, снежинки и т. д. для дыхания и др. 

«Кто как кричит?», «Кто это?», «Что это?», набор музыкальных инструментов, атрибуты для игры – драматизации (игрушки – копии бытовых предметов, одежда и головные уборы для переодевания), настольный театр «Репка», настольный театр «Колобок»; различные варианты настольных игр для развития речи.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Куклы (мальчик и девочка), книги и иллюстративный материал, отражающий различное эмоциональное состояние людей, деятельность людей различных профессий.

Различные виды театров и др. 

Фотографии (индивидуальные фотографии каждого ребенка группы, фотография группы детей, индивидуальные фотографии каждого сотрудника группы и сотрудников дошкольного учреждения, индивидуальные фотографии каждого родителя; фотографии, отражающие различную деятельность ребенка в группе) и др. Различные куклы; игрушки, изображающие сказочных  персонажей. Атрибуты для кукол; дидактические игры «Что хорошо, а что  плохо?», «Что нужно мальчику, а что девочке?», «Дорожные знаки» и т. д.
Образовательная область «Физическое развитие»
Иллюстрации на тему “Здоровый образ жизни”. Диски с детскими

песнями. Фигурки животных и людей из различных материалов, матрешки. Схемы построек из 2 -4 элементов и др.

Куклы, расчески. 

Строительные наборы разных цветов и геометрических форм и др.

Мячи разных размеров и

из разных материалов, колечки; мелкие игрушки, блоки Дьенеша, мозаики, конструктор деревянный, конструктор лего, конструктор сортер,

сборные бусины, шнуровки, счетные палочки, игры с прищепками «Разноцветные ёжики», 

«Бродилки» и др.

Представленный перечень является примерным и может корректироваться (расширяться, заменяться) в зависимости от возможностей ДОУ, приоритетных направлений деятельности, запросов детей и родителей (законных представителей), инициативы педагогов и других факторов.

График работы учителя-дефектолога

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ д/с комбинированного вида 

№134 «Морячок»____________/ Лосева О. Н.

 

Дни недели Время
понедельник 9.00-13.00
вторник 9.00-13.00
среда 9.00-13.00
четверг 13.00-17.00
пятница 9.00-13.00

График занятости кабинета учителя – дефектолога

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Проведение НОД  8:30-12:00 8:30-12:00 8:30-12:00 15:00-16:30 8:30-12:00
Консультации для педагогов 12:00-13:00 16:30-17:00
Консультации для родителей 8:00-8:30 8:00-8:30 8:00-8:30 13:00-15:00 8:00-8:30

 

Расписание коррекционных занятий

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ д/с комбинированного вида 

№134 «Морячок»____________/ Лосева О. Н.

Дни недели Подгрупповые занятия Индивидуальные занятия
понедельник 9.00-10.00 10.00-12.30
вторник 9.00-10.00 10.00-12.30
среда 9.00-10.00 10.00-12.30
четверг 15.40-16.00 15.00-16.30
пятница 9.00-10.00 10.00-12.30

 

Материально-техническая база кабинета учителя – дефектолога

Организационно-планирующая деятельность учителя-дефектолога сопровождается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, учебными и развивающими программами, нормативными документами.

Нормативно – правовое обеспечение кабинета

(примерный перечень документов)

-Конституция РФ;

-Закон РФ «Об образовании» (10.07.1992 №3266-1);

-ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (21.12.04 № 170 -ФЗ);

-ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» (специальном образовании) (2.06.99 г.);

-Конвенция о правах ребенка.(20.11.89);

-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (10.03.00 № 212);

Нормативные документы Мнистерства образования, 1999

-Закон РФ «О правах ребенка» от 19. 11. 1993г. № 2-5

-Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «О правах ребёнка»   

-Закон РФ «О внесении изменений и дополнений Закон «Об образовании   РБ» от  19.03.2002, № 95 – 3, – в сб. «Нормативные документы Министерства образования».

-Концепции реформирования специального образования (приказ министерства образования РБ 03.11.1999, № 600, – сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 1.

-Программа Реформирования специального образования РБ (Приказ Министерства образования РБ от 31.08.2001, –  сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2001г. № 11.

-Концепция о дошкольном образовании РБ (Постановление Министерства образования от 16.08.2000г. № 35, – сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2000г. № 10.

-Программа реализации концепции дошкольного образования РБ (Приказ Министерства образования 29.12.2000, № 500, – сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2000г. № 3.

– Положение об интегрированном обучении и воспитании детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития (постановление Министерства образования 25.02.2002 № 5 – в сб. «Нормативных документы Министерства образования», 2002г. № 7.

-Примерное положение о специальных дошкольных учреждениях для детей с недостатками в умственном и физическом развитии в РБ (Приказ Министерства образования 28.06.1993 № 203 – сб. «Нормативных документы Министерства образования», 1993г.

– Положение о ПКПП – 20.11.2000г. № 5 

– Дополнение о внесении изменений в положение о ПКПП от 01.04.2003г. 

– Примерное положение о  ЦКРОиР (Пириказ 31.08.1999 №559 – сб. «Нормативных документы Министерства образования», 1999г. № 11.

-Должностная инструкция учителя-дефектолога.

– Инструкция по охране труда учителей – логопедов и учителей – дефектологов. 

-Устав дошкольного учреждения.

-Письмо МО РФ от 14 марта 2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Программно – методическое обеспечение кабинета дефектолога

В кабинете учителя – дефектолога для проведения диагностики и коррекционной работы с детьми собраны диагностические методики, дидактические пособия, материал для консультаций с воспитателями, родителями, специальная литература, рекомендации. 

Программно-методическое обеспечение педагогического процесса направлено на выполнение Федерального государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих коррекцию психических и речевых нарушений, гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа.

Программы и материалы, дополняющие программы.

  1. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» – Москва «Просвещение» 2005г. – http://www.twirpx.com/file/94404/

    Данная программа представлена для детей от 3-х до 7(8) лет и отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. В ней представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребёнку и его близким.

    В программе выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

В каждом разделе обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и даны итоговые показатели развития ребёнка в разные возрастные периоды.

  1. Е. В. Прима, Л. В. Филиппова, И. Н. Кольцова, Н. Ю. Молостова «Развитие  социальной уверенности у дошкольников» – Издательство ВЛАДОС 2003 г

         В пособии представлены некоторые аспекты работы, направленные на развитие    социальных способностей и навыков у детей в возрасте от трех до семи лет. Даны методические рекомендации, планы занятий. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений.

  1. О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина  Программа «Я, ты, мы»: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. М., Просвещение, 2004г. рекомендована Министерством образования РФ для реализации как парциальная программа ДОУ.

  

      Основной целью программы «Я, ты, мы» является развитие индивидуальности,     интересов, потребностей, творческих способностей и  эмоционального  благополучия  детей дошкольного возраста. Дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства, уважать точку зрения другого человека, относиться к людям с уважением, овладеть социальными навыками. 

 Задачи программы по разделам следующие:

-раздел «Уверенность в себе» помогает ребёнку осознать свою уникальность, непохожесть на других. Его возможности постоянно развиваются и совершенствуются.

-Раздел «Чувства, желания, взгляды» учит детей осознанно относиться к своим эмоциям, чувствам, переживаниям и понимать эмоциональное состояние других людей.

-Раздел «Социальные навыки» предполагает формирование коммуникативных умений и навыков, научит конструктивно строить свои отношения с другими людьми, понимать причину конфликтов и самостоятельно разрешать их.

  1. Ермолаева С.Д., Ушакова Е.А. «Педагогическая коррекция и социальное

развитие   детей дошкольного возраста с ОВЗ» Детство-Пресс, Санкт Петербург , 2010 г.

        В издании представлены методические материалы для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, разработанные педагогами детского дома №4 Красносельского района Санкт-Петербурга. Книга состоит из двух частей: часть I – программа “Социальное развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья”; часть II – перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Издание предназначено для специалистов, воспитывающих и обучающих детей в специализированных коррекционных учреждениях: учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, социальных педагогов.

  1. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» – М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2 – http://www.twirpx.com/file/265013/

         Данное пособие раскрывает организационные аспекты системы коррекционно – развивающего обучения и воспитания указанной категории детей, а также представлено примерное тематическое планирование занятий с детьми 5-6 и 6-7 лет по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (С.Г. Шевченко, Р.В. Былич, И.А. Кузнецова, развитие речевого (фонематического), восприятия и подготовке к обучению грамоте (Р.Д. Триггер, И.Н. Волкова), ознакомлению с художественной литературой (И.Н. Волкова), развитию элементарных математических представлений (И.К. Белова,  Г.Н. Максимова).

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы -М.: Мозаика-Синтез, 2014;
  1.     Методика Марии Монтессори. http://www.razumniki.ru/montessori.html

Документация учителя-дефектолога

Название документа Количество
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Рабочая программа по педагогической коррекции 

Заключения ПМПК

Список детей

Карты индивидуального сопровождения развития ребёнка (протоколы психолого-педагогической диагностики, перспективный и месячные планы по педагогической коррекции) 

Циклограмма профессиональной деятельности 

График работы учителя-дефектолога

Тетрадь учёта посещаемости детьми коррекционных занятий

Расписание ООД

Тематический план коррекционно – образовательной деятельности

Комплексно – тематический план

Годовой план работы учителя – дефектолога

Календарный план работы с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности

Перспективные планы коррекционно – образовательной деятельности

Тетради индивидуальной работы с детьми 

Тетрадь взаимодействия учителя – дефектолога с воспитателями группы 

Тетрадь взаимодействия учителя – дефектолога со специалистами группы

План взаимодействия учителя – дефектолога с родителями

План взаимодействия учителя – дефектолога со специалистами

Папка «Взаимодействие с родителями»

Папка «Взаимодействие со специалистами ДОУ»

Паспорт кабинета учителя-дефектолога 

Аналитический отчет о результатах коррекционно-развивающего обучения детей группы за учебный год

Должностная инструкция учителя-дефектолога

1

(по кол–ву детей)

1

(по кол–ву детей)

1

1

1

1

1

1

1

1

3

(по кол–ву детей)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Методическая литература – библиотека кабинета

Учебно-методические пособия и комплекты 

для диагностики познавательной деятельности

  1. Диагностика и коррекция. Дидактический материал. Часть 1 ООО «Ривайвел», – 2000. – 45с.
  2. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. – 32с.
  3. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех». – М.: Новая школа, 1998. – 144 с.: ил.
  4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 280с.
  5. Набор учебно-диагностического материала для психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста. Автор доктор пед. наук Е.А. Стребелева М.: Просвещение, 2004
  6. Набор учебно-диагностического материала для психолого-педагогической диагностики детей раннего и дошкольного возраста. Автор доктор пед. наук Е.А. Стребелева. М.: Просвещение, 2004.
  7. Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. /ред.-сост. Г.Н. Лаврова, В.Я. Салахова. Челябинск: Издательство ИИУМЦ «Образование», 2007.- 329с.

Перечень программ, технологий, пособий для детей с ОВЗ

  1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, СОЮЗ, 2002.
  2. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками – Спб.; Каро, 2009, 255 с.
  3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. – М.: «ГНОМ-ПРЕСС»,2000. – 64 с.
  4. Гаркуша, Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников. /Под ред. О.Н. Усановой.– М.: Научно-практический Центр «Коррекция».  – 63с.
  5. Гатанова Н., Тунина Е.Школа раннего развития. Тесты для детей 3 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.-32с.
  6. Диагностика и коррекция. Дидактический материал. Часть 1 ООО «Ривайвел», – 2000. – 45с.
  7. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М.: АРКТИ, 2000. – 32с.
  8. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия «Школа для всех». – М.: Новая школа, 1998. – 144 с.: ил.
  9. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы. – М.– СПб.: НВТ «БИМК–Д», 1998. – 536с.
  10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Бук-Мастер, 1998. – 225 с.: ил.
  11. Гаркуша, Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников. /Под ред. О.Н. Усановой.– М.: Научно-практический Центр «Коррекция».  – 63с.
  12. Лаврова Г.Н. Организация системы мониторинга в специальном коррекционном образовании в условиях введения ФГТ. Челябинск: Цицеро, 2012. – 160с.
  13. Лаврова, Г.Н. Играем, растем, развиваемся. Обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья сюжетно-ролевой игре. Челябинск: Цицеро, 2009. – 228с.
  14. Лаврова, Г.Н. Обучение детей сюжетно – ролевой игре в дошкольном    учреждении компенсирующего вида: Программа коррекционно – развивающего курса «Играем, растем, развиваемся».- Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005.
  15. Лаврова, Г.Н. Обучение изобразительной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья Челябинск. – Цицеро, 2011. – 100с.
  16. Лаврова, Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста: Программа коррекционно-развивающего курса «Возьми меня за руку» Челябинск: Цицеро, 2009. – 228с.
  17. Лаврова, Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа в ДОУ компенсирующего вида/Лаврова Г.Н. – Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 223с.
  18. Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. /ред.-сост. Г.Н. Лаврова, В.Я. Салахова. Челябинск: Издательство ИИУМЦ «Образование», 2007.- 329с.

Перечень программ, технологий, пособий,

обеспечивающих осуществление индивидуально – ориентированной 

психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников. – Санкт-Петербург, Детство-Пресс,2004.
  2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального    сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
  3. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Яркие ладошки. Природа. Игрушки    из ладошки. Приглашаем к творчеству – СПб. – Детство-Пресс, 2004,
  4. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет (с учётом уровня двигательной активности). / Рунова М.А. – М.   Просвещение, 2007, 79.с
  5. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет (с учётом уровня двигательной активности). / Рунова М.А. –   М..Просвещение, 2006.  141 с.
  6. Екжанова Е.А, Стребелева Е.А. Организация коррекционно-    воспитательного процесса в условиях специализированного   дошкольного учреждения для детей с нарушениями интеллекта (в   соответствии с новой программой коррекционно-развивающего   обучения). //Дефектология. – 2000, №3. – с.66-78.
  7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных   образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003. – 272с.
  8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.
  9. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «Раз словечко, два – словечко- М.: Издательство  «Ювента», 2002.
  10. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: Сценарии учебно-игровых занятий к рабочей тетради «От слова к звуку». Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2002.
  11. Коноваленко В. В. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста – М., ГНОМ , 2001.
  12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР. М., Гном и Д, 2000.
  13. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. /Под. ред. Серябряковой Н.В. – СПб.: КАРО, 20005. – 112с.
  14. Кузнецова Е.К, И.А. Тихонова  Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М., 2004.
  15. Лаврова Г.Н. Играем, растем, развиваемся. Обучение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья сюжетно-ролевой игре. Челябинск: Цицеро, 2009. – 228с.
  16. Лаврова Г.Н. Обучение детей сюжетно-ролевой игре в дошкольном учреждении компенсирующего вида: Программа коррекционно-развивающего курса «Играем, растем, развиваемся».- Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005.
  17. Лаврова, Г.Н. Технологии анализа коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида и на группах для детей с ограниченными возможностями здоровья.-  Челябинск: Цицеро, 2009. – 76с. 
  18. Лаврова, Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа в ДОУ компенсирующего вида/Лаврова Г.Н. – Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 223с.
  19. Левченко И.Ю, Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 192 с. 
  20. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии./ Под ред. Е.М. Мастюковой.: Москва, 1998г.
  21. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М.: Гуманитарный издательский центр. «Владос», 1997. – 304 с.
  22. Миронова С.А., Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях – М., Просвещение, 1985.
  23. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 160 с.
  24. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР -. СПБ, «Детство – Пресс», 2003.
  25. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.- Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  26. Нищева Н.В. Организация коррекционно–развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада.- СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2004.
  27. Подготовка детей к школе детей с задержкой психического развития. / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.-96с. Книга 1. 
  28. Подготовка детей к школе детей с задержкой психического развития. / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004.-112с. Книга 2. 
  29. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. /сост. Чиркина Г.В. М.: Просвещение 2008. – 272с.
  30. Проект. Программа воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста (I, II, III годы обучения). / Под ред. Н. В. Симоновой. – М.: Просвещение, 1986г, – 75 с.
  31. Ремезова Л.А., Сергеева Л.В., Юрлина О.Ф. Формировании е у детей с нарушениями зрения представлений о величине и измерении величин – Самара: Издательство, 2004.
  32. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. – М.: Владос, 2000. -128 с.
  33. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет – М.: Мозаика-Синтез,2003
  34. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика и коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников. Алалия, дизартрия, ОНР. -СПб.:»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004, – 320с.
  35. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.- 160с.
  36. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, – 2001.- 184с.
  37. Титова О.В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. М.: «Издательство «Гном и Д». – 2004. -56с.
  38. Филатова И.А. Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с нарушениями речи. Екатеринбург, 2000. -35с.
  39. Чистякова М.Л Психогимнастика – М., Просвещение, 1987.
  40. Чумакова И.В. Формирование дочисловых  количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,  2001.
  41. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»- М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2.

Интернет ресурсы

        Интернет-ресурсы одни из важнейших источников информации, обеспечивают доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям,

создают единую, образовательную, информационную среду,

Использование ресурсов Сети позволяет не на словах, а на деле обеспечить россиянам равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, делают российскую систему образования более открытой и эффективной. 

 

Копилка дидактических игр (где можно посмотреть и скачать).

Игры для развития речи:

http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm

http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt04.htm

http://www.iulyaplatonowa.narod.ru/kartoteka_igr/didakticheskie_igri_po_razvitiyu_rechi/

http://detskieradosti.ru/load/107-1-0-9278

http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b2bc78b4d53b88521316c27_0.html

http://www.r-rech.ru/

http://maminsite.ru/early.files/early19.html

Игры для формирования элементарных математических представлений:

http://skyclipart.ru/detsad/papki_pererdv/90631-didakticheskie-igry-po-matematike-v-detskom-sadu.html

http://kursovikna5.ru/2270_igry_po_matematike_v_detskom_sadu/index.html

http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/didakticheskie-igry-po-matematike-1

http://www.grigoryandreev.com/ru/kartinki-skachat-matematika-detski-sad

shkola7gnomov.ru/shop/vse_tovary/knigi/knigi_dlya_detskih_sadov/avtorskie_programmy/matematika_v_detskom_sadu__novikova_vp

http://detsadik.my1.ru/load/razvivajushhie_zanjatija_v_detskom_sadu/matematika/7

http://mapakids.net/book/obuch-razvit/1554-matematika-v-detskom-sadu-5-6-let.html

Игры для развития фонематического слуха и обучения детей грамоте:

http://detsad-kitty.ru/metod/6479-igry-dlya-razvitiya-fonematicheskogo-sluxa.html

http://bebi.ucoz.ru/publ/32-1-0-162

http://www.maaam.ru/detskijsad/igry-razvivayuschie-fonematicheskii-sluh.html

http://www.maaam.ru/obrazovanie/logopedicheskie-igry/page3.html

http://dohcolonoc.ru/2011-03-22-09-30-55/1319-konsultatsiya-dlya-roditelej-igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-fonematicheskogo-slukha-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

http://www.ds2422.ru/publ/zadanija_logopeda_8_gruppy/igry_dlja_razvitija_fonematicheskogo_slukha/21-1-0-115

http://logoped.dou905.edusite.ru/p10aa1.html

Пальчиковые игры:

http://maminsite.ru/early.files/early8.html

http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm

http://www.solnet.ee/parents/p13_00.html

http://www.razumniki.ru/palgames.html

http://www.solnushki.ru/fingerplay

http://www.zhirafik.ru/palchikovye-igry

http://vscolu.ru/articles/palchikovye-igry-dlya-detej.html

Мои друзья – помощники.

-Сайт президента РФ 

http://news.kremlin.ru/ 

-Сайт Министерство образования и науки РФ 

http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/   

-Федеральный портал “Российское образование”  

http://www.edu.ru/ 

-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)  

http://fcior.edu.ru/ 

-Российский общеобразовательный портал 

http://www.school.edu.ru/default.asp 

-Социальная сеть работников образования «Наша сеть»  

http://nsportal.ru/ 

-ЛОГОПЕД.РУ (Электронный портал логопедов и дефектологов) 

http://www.logoped.ru/ 

-Сайт «Педагогический мир»

-Сайт «obrazovanie.perspektiva-inva.ru»

-Сайт «PrognozMed.ru»

-Сайт «Фиро»

-Сайт «Book.ru»

-Сайт «outist32.ru»

-Сайт «ohcolonoc.ru»

-Сайт «osoboedetstvo.ru»

-Сайт «MAAM.ru»

-Сайт «Социальная сеть дефектологов».

Перечень оборудования

Тип оборудования Наименование 

(в соответствии с ФГОС)

Количество
Мебель Стол учебный 

Стол под настенным зеркалом 

Стулья детские 

Стул взрослый 

Шкаф для наглядных пособий 

Стол письменный 

Доска фланелеграф

Настенное зеркало с дополнительным освещением 

Тумба

1

1

3

2

1

1

1

1

1

Правила пользования кабинетом: 

– влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю; 

– ежедневно проводится проветривание; 

– кабинет оборудован зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной; 

– по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов. 

Учитель-дефектолог обязан строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Во время работы необходимо: 

– выполнять требования, связанные с охраной и укреплением здоровья детей, 

– содержать оборудование в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, 

– информировать ст.медсестру о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей, 

– вести необходимую документацию, 

– следить за тем, чтобы во время занятий, в руках у детей не было острых металлических предметов. 

– запрещается удлинять продолжительность занятий с детьми и сокращать перерывы между ними, 

– запрещается оставлять детей в кабинете без присмотра педагога.

 

Паспорт комплексного методического обеспечения кабинета учителя – дефектолога Кулакова Екатерина Валерьевна